Слайд 1ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
как характеристики изображенного мира
Слайд 2Свойства времени и пространства
условность
дискретность (прерывность)
зависимость от рода литературы
Слайд 3Абстрактное и конкретное
По специфике художественной условности пространство в литературе можно разделить
на абстрактное и конкретное
Абстрактное – «всеобщее», оно не имеет выраженной характерности и, даже будучи конкретно обозначенным, не оказывает существенного влияния на суть конфликта, поведение персонажей и т.д.
Конкретное пространство активно влияет на суть изображаемого
Слайд 4Абстрактное и конкретное
Пространственная конкретика обычно дополняется временной
Формы конкретизации художественного времени:
«привязка» действия
к историческим ориентирам, датам
обозначение циклического времени: время года, суток
Слайд 5Типология художественного времени
объективное / субъективное
прерывистое (ретроспекции, проспекции, ретардации) / непрерывное
замкнутое /
открытое
изображенное / время изображения (сюжетное / художественное время)
событийное / авторское
Слайд 6Типология художественного пространства
Пространство может иметь координаты:
1. Вертикальные:
«верх» — рай (все мессии
спускаются с гор; Швейцария в «Идиоте» Ф. М. Достоевского);
«низ» — ад (преисподняя в «Божественной комедии» Данте, «Америка», в которую уезжает Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского).
2. Горизонтальные:
«впереди» — будущее;
«позади» — прошлое;
«здесь»;
«там»
Существуют разграничения миров:
западный — «чужой»;
восточный — «свой»
Слайд 7Типология художественного пространства
Важными в характеристике пространства оказываются пороговые ситуации — перед
принятием важных решений (например, поведение Раскольникова на лестницах, порогах, мостах, в коридорах)
Особое место в русской литературе занимает пространство Петербурга: круг «петербургских текстов» (отдельные произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и др.)
Пространство:
«Дом» (замкнутый топос)
«Порог» (граница между «домом» и «простором», место, где герой делает выбор)
«Простор» (разомкнутое, открытое)
Слайд 8Типология художественного пространства
замкнутое: комнатка Раскольникова;
разомкнутое: берег реки в эпилоге «Преступления и
наказания», небо над Андреем Болконским в «Войне и мире» Л. Н. Толстого
реальное: сцены битв в «Войне и мире»;
условное: сон в «Сне смешного человека» Ф. М. Достоевского, смешение временных и пространственных реалий в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
ограниченное / безграничное
сжатое / объемное
Слайд 9Хронотоп
Произведения вне времени и пространства не существует; хронос и топос неотделимы
друг от друга.
В литературоведение понятие «хронотоп» (пространственно-временная организация текста) ввел М. М. Бахтин.
«Примеры времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем»
Слайд 10Универсальные хронотопы в литературе
«идиллическое время» в отчем доме: притча о блудном
сыне, жизнь Ильи Обломова в Обломовке (в Обломовкевремя как бы замирает) в романе И. А. Гончарова «Обломов»
«авантюрное время» испытаний на чужбине (Н. С. Лесков «Очарованный странник»)
«мистерийное время» переживаний, самоанализа, принятия важных решений («Божественная комедия» Данте)