Художественное время и пространство, как характеристики изображенного мира презентация

Свойства времени и пространства условность дискретность (прерывность) зависимость от рода литературы

Слайд 1ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
как характеристики изображенного мира


Слайд 2Свойства времени и пространства
условность

дискретность (прерывность)

зависимость от рода литературы


Слайд 3Абстрактное и конкретное
По специфике художественной условности пространство в литературе можно разделить

на абстрактное и конкретное

Абстрактное – «всеобщее», оно не имеет выраженной характерности и, даже будучи конкретно обозначенным, не оказывает существенного влияния на суть конфликта, поведение персонажей и т.д.

Конкретное пространство активно влияет на суть изображаемого

Слайд 4Абстрактное и конкретное
Пространственная конкретика обычно дополняется временной

Формы конкретизации художественного времени:

«привязка» действия

к историческим ориентирам, датам

обозначение циклического времени: время года, суток

Слайд 5Типология художественного времени
объективное / субъективное

прерывистое (ретроспекции, проспекции, ретардации) / непрерывное

замкнутое /

открытое

изображенное / время изображения (сюжетное / художественное время)

событийное / авторское



Слайд 6Типология художественного пространства
Пространство может иметь координаты:
1. Вертикальные:
«верх» — рай (все мессии

спускаются с гор; Швейцария в «Идиоте» Ф. М. Достоевского);
«низ» — ад (преисподняя в «Божественной комедии» Данте, «Америка», в которую уезжает Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского).
2. Горизонтальные:
«впереди» — будущее;
«позади» — прошлое;
«здесь»;
«там»
Существуют разграничения миров:
западный — «чужой»;
восточный — «свой»


Слайд 7Типология художественного пространства
Важными в характеристике пространства оказываются пороговые ситуации — перед

принятием важных решений (например, поведение Раскольникова на лестницах, порогах, мостах, в коридорах)
Особое место в русской литературе занимает пространство Петербурга: круг «петербургских текстов» (отдельные произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и др.)
Пространство:
«Дом» (замкнутый топос)
«Порог» (граница между «домом» и «простором», место, где герой делает выбор)
«Простор» (разомкнутое, открытое)

Слайд 8Типология художественного пространства
замкнутое: комнатка Раскольникова;
разомкнутое: берег реки в эпилоге «Преступления и

наказания», небо над Андреем Болконским в «Войне и мире» Л. Н. Толстого
реальное: сцены битв в «Войне и мире»;
условное: сон в «Сне смешного человека» Ф. М. Достоевского, смешение временных и пространственных реалий в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
ограниченное / безграничное
сжатое / объемное


Слайд 9Хронотоп



Произведения вне времени и пространства не существует; хронос и топос неотделимы

друг от друга.
В литературоведение понятие «хронотоп» (пространственно-временная организация текста) ввел М. М. Бахтин.
«Примеры времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем»

Слайд 10Универсальные хронотопы в литературе
«идиллическое время» в отчем доме: притча о блудном

сыне, жизнь Ильи Обломова в Обломовке (в Обломовкевремя как бы замирает) в романе И. А. Гончарова «Обломов»

«авантюрное время» испытаний на чужбине (Н. С. Лесков «Очарованный странник»)

«мистерийное время» переживаний, самоанализа, принятия важных решений («Божественная комедия» Данте)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика