Слайд 1ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
ПРОЗА
Слайд 2
Тема 4. Древнегреческая литература классического периода.
Истоки и пути развития прозы.
Исторические повествования.
Геродот «История» («изыскания»).
Фукидид «История Пелопоннесской войны».
Ораторское искусство. Программа риторического воспитания.
Ораторское мастерство Демосфена.
Философский диалог.
Художественный стиль Платона.
Трактат Аристотеля «Поэтика, или Об искусстве поэзии».
Слайд 3С конца V века на первый план выступают новые формы словесного
искусства.
Наряду с литературой, предназначенной для декламации, появляется литература только для чтения.
Наступил «век прозы».
Это обусловлено тем, что в условиях полисной демократии решающую роль играло умение оратора воздействовать на массовую аудиторию.
Это было важно и в вынесении приговоров в суде, и при принятии законов в народном собрании.
Высокое искусство прозы сформировалось в результате нового способа обучения, который сложился в Греции в сер. V века и стал основой всего последующего европейского образования.
Новыми стали и содержание и техника написания произведений.
Классическую форму приобретает проза:
-историческое повествование (Геродот, Фукидид, Ксенофонт);
-ораторское выступление (Лисий, Демосфен);
-философский диалог (Платон, Аристотель).
Слайд 4Первые образцы прозы появились на ионийском диалекте в демократических полисах Малой
Азии в VI в.
В отличие от поэзии проза не требовала музыкального аккомпанемента.
Проза стала антиподом поэзии:
поэзия – «язык богов»;
проза - язык здравого смысла.
Два пути развития прозы:
1)воплощение нового видения мира;
2)освоение опыта поэтической стилистики, т.е. опыта использования художественных приемов.
Истоки прозы:
-прозаические басни Эзопа (VI в. до н.э.)
-сочинения логографов (от logos – рассказ): описание заморских стран, народов, обычаев; обобщающие описания географических и исторических знаний эпохи; критика мифов.
Слайд 5Исторические повествования
ГЕРОДОТ (484 г.до н.э. – 426 г.до н.э.)
«Отец истории», автор
знаменитой «Истории».
10 лет путешествовал, был в Египте, Сирии, Вавилоне и др. городах.
«История» – первое дошедшее до нас полностью произведение ионийской прозы. Эллинистические филологи разделили «Историю» на 9 книг и назвали их «Музы».
В отличие от логографов Геродот не просто описывает события, а выясняет причины и закономерности событий.
Наряду с научными наблюдениями и географическими описаниями в «Историю» включены легендарно-мифологические сказания, которые придают ей литературно-художественную специфику (о чудесном спасении Ариона).
Основная тема - героическая борьба греков с персами.
Основные идеи –
-судьба и боги жестоко карают гордого человека;
-суровый закон превратности жизни ниспровергает человеческое счастье;
-люди должны опасаться зависти богов.
Вторая книга «Истории» посвящена путешествию по Египту.
С удивлением и восторгом описаны
-мощь и красота Нила, его берега и разливы;
-сооружениях египтян;
-законы и обычаи;
-виды бальзамировании;
-растения и животные;
-обработка папирусов;
-нравы и характер крокодилов и ибисов.
Слайд 6Геродот –первый автор-свидетель жизни древнего Причерноморья.
Пример описания Реки Борисфен (Днепр)
в 4 книге:
«Эта река, как я думаю, не только из скифских рек наиболее щедро наделена благами, но и среди прочих рек, кроме египетского Нила...
Борисфен - самая прибыльная река: по берегам ее простираются прекрасные тучные пастбища для скота;
в ней водится в больших количествах наилучшая рыба;
вода приятна на вкус для питья и прозрачна...
Посевы вдоль берегов Борисфена превосходны,
а там, где земля не засеяна, расстилается высокая трава.
В устье Борисфена само собой оседает несметное количество соли».
(перевод Георгия Андреевича Стратановского).
Характерная особенность Геродота – сочетание историко-географической и этнографической учености с искусством новеллистического повествования.
Слайд 7ФУКИДИД (454-396 гг. до н.э.)
Образец античной историографии, родоначальник исторической критики, автор
«Истории Пелопоннесской войны» .
Принадлежал к знатному и богатому роду. Был избран стратегом в Пелопоннесской войне и в качестве командующего эскадрой принимал участие в войне со спартанцами. Потерпел неудачу: вовремя не оказал помощи городу Амфиполю, взятому спартанцами. Был обвинен в государственной измене и около двадцати лет провел в изгнании. После войны вернулся на родину.
Пелопоннес – полуостров на юге Греции. Так же известен под названием Морея (шелковица, тутовое дерево).
Пелопонесская война - 431-404 до н. э. Война между Делосским союзом во главе с Афинами и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой. Историю Пелопоннесской войны он успел довести только до 411 г.
В отличие от предшественников, основной интерес Фукидида – в современности.
Определяющий фактор истории – не зависть богов, вина и возмездие (как у Геродота), а игра человеческих страстей.
Фукидида интересует общая взаимосвязь событий, а не личность отдельных участников.
Его рассказ носит безличный характер.
Огромное место в истории Фукидида занимает передача ораторских выступлений в виде любимого софистического приема словесного спора.
История обращена к читателю, а не к слушателю. Типичное для устной речи линейное расположение высказываний с частым повторением одних и тех же слов сменяется сложными синтаксическими конструкциями.
Главная черта языка – точность и сжатость.
Слайд 8Ораторское искусство
Центр – Афины.
391 г. до н.э. – открытие первой
риторической школы.
Программа риторического воспитания.
В ее основе –
-литературное обучение;
-привитие навыков свободного владения словом;
-умение вести диспуты;
-говорить по самым сложным вопросам государственной жизни.
Использование новых средств словесной экспрессии обеспечивает риторике влияние на ораторское искусство, публицистику и поэзию.
Лисий (435-380 гг. до н.э.)
Известен как непревзойденный мастер рассказа.
Художественное мастерство Лисия:
-мастерство в «делании характеров»;
-простота композиции и стиля;
-ясность в соединении с краткостью изложения;
-выразительность (лексика, интонации);
-драматичность.
Слайд 9ДЕМОСФЕН (384-322 гг. до н.э.)
Крупнейший политический оратор Греции; создатель нового стиля,
в последствии названного «мощным».
До нас дошло около 60 речей, из них не все считаются подлинными.
Речи рассчитаны на огромную (60 тыс.) аудиторию народного собрания и несут в себе колоссальную силу эмоциональной экспрессии и в строении фразы, и в образах.
В образе Демосфена воплощена борьба за независимость греческих общин и за сохранение полисного строя.
Наиболее известны речи против македонского царя Филиппа. Они получила название «Филиппики».
Демосфен призывает греков к сплочению, апеллирует к лучшему прошлому афинского народа с его свободой, возмущается продажностью современной ему демократии.
Художественная манера Демосфена:
-логическая аргументация заменяется инвективой (от лат. invectivus - бранный, ругательный), т.е. гневным обвинением;
-взволнованная напряженность, динамика;
-портрет противника строится на конкретных уничижающих деталях и превращает его в мишень саркастических насмешек.
По легенде, Демосфен, борясь со своими природными недостатками речи, проделывал упражнения, чтобы четко произносить слова: говорил под шум моря, брал в рот камешки.
Слайд 10Философский диалог
ПЛАТОН («широкий», 427-347 гг. до н.э.)
Один из величайших философов мира.
Слушатель
Сократа, создатель философской школы – Академии.
Академ - афинский герой, указавший Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем. Считалось, что Академ похоронен в священной роще к северо-западу от Афин. В этой роще учил Платон, потом его ученики, и их школа получила название «Академия».
Сочинения Платона представлены в новой для греческой литературы форме философского диалога.
Эта форма возникла в среде учеников Сократа, которые записывали свои беседы с учителем.
Образ Сократа Платон использует как прием для изложения собственной философии.
Художественный стиль Платона:
-диалоги Платона - своеобразные драматические сцены, где собеседники, умудренные в жизни и философии, ведут умный, живой и острый диалектический спор, отыскивая ответ на поставленную в начале разговора задачу;
-диалог включает прямую речь и вставные эпизоды с множеством мелких деталей;
-изобразительный принцип композиции – наглядность;
-игра сложными символами и мифами, что превращает диалог в монолог.
Слайд 11АРИСТОТЕЛЬ (384-323 гг. до н.э.)
Слушатель платоновской академии;
руководитель собственной школы на
Лесбосе; в течение 9 лет – воспитатель Александра Македонского;
создатель Ликея вблизи храма Аполлона.
Разделил все науки на
1)теоретические (математика, физика, метафизика)
2)практические (политика, этика, поэтика, риторика).
Воспринимает от Платона идею подражания, но объект подражания видит в самих вещах, а не вне их.
Основные сочинения:
Органон
Метафизика
Никомахова этика
Политика
Риторика
Экономика
Поэтика
Слайд 12«Поэтика, или Об искусстве поэзии»
До нас дошла только первая часть этого
труда, в которой Аристотель изложил общие эстетические принципы и теорию трагедии.
Вторая часть, в которой излагалась теория комедии, не сохранилась.
1. «Задача поэта - говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться, следовательно, о возможном - по вероятности или необходимости».
2.Историк «говорит о действительно случившемся, поэт - о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история - об единичном».
3.Ми́месис (от греч. mimesis - подражание) – подражание искусства действительности, один из основных принципов эстетики.
Подражать можно:
1)Разными средствами (красками, звуками, движениями, словами – т.е. это виды искусства).
2)Разным предметам (людям, вещам, событиям – т.е. это жанры искусства).
3)Разными способами:
эпический способ подражания – поэт рассказывает о событиях как о чем-то отдельном от себя (как Гомер);
лирический способ подражания – поэт рассказывает не меняя своего лица; драматический способ подражания – поэт показывает персонажей как действующих и деятельных).
Слайд 134.Теория трагедии
Предметом трагедии является действие значительное и законченное, приводящее к гибели
героя или крушению его основных жизненных принципов и ценностей.
Конфликтом трагедии может быть столкновение таких характеров, которые по природе своей не должны враждовать, т.е. нарушаются родственные связи.
В основе сюжета трагедии – «большая ошибка», а логика развития действия – от счастья к несчастью.
Герой трагедии – человек лучше обычного, но не на столько, чтобы нельзя было представить себя на его месте.
Герой не виноват в том, что с ним происходит, и поэтому, наблюдая за его судьбой, зритель переживает страх за героя и испытывает сострадание к нему.
Герой трагедии наказывается за нечаянно совершённый поступок, утверждая этим незыблемость Закона.
Именно осознавая этот высокий принцип и переживая за героя, зритель испытывает чувство трагического очищения – катарсис.
Комедия
Драматический жанр, в котором конфликт и характеры развиваются в аспекте смешного.
Смешное, по Аристотелю, – это «некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющая страдания и ни для кого не пагубная».
Слайд 14ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
III –II вв.до н.э.
Начало эллинизма связано с завоеванием Александром
Македонским Ближнего Востока (334-324 гг.до н.э.).
Конец эллинизма – установление римского владычества над восточным Средиземноморьем.
На смену независимым полисам с республиканским устройством приходят крупные державы с монархическим строем.
В эстетическом и художественном плане:
культ крайностей после культа гармонии;
культ индивидуальности после культа общей нормы.
Характерные черты эллинистической литературы:
-космополитизм;
-элитарность;
-разрыв с традицией.
Полный разрыв между поэтическим языком и «общим языком» (койне).
Слайд 15Две школы, две философии: эпикурейство и стоицизм.
Эпикурейство – самое ярко
выражение индивидуалистической тенденции в культуре эллинизма.
ЭПИКУР (342-271 гг. до н.э.)
Как мир состоит из атомов, так и мир состоит из отдельных людей, которых ничто не объединяет.
Каждый занят только заботой о собственном благе.
Программа – «живи незаметно!»
Мудрец тот, кто может отрешиться от всех беспокойств внешнего мира.
Стоицизм – самое яркое выражение универсалистских, космополитических тенденций в культуре эллинизма.
ЗЕНОН (336-264 гг.до н.э.)
Мир подобен живому организму, где все части живут одной жизнью, по одним законам. Законы – это судьба. Мудрец тот, кто сможет отрешиться от всех страстей своего душевного имра и достичь полного слияния своей пневмы (тончайшая огненная материя) с мировой.
Оба направления скептически относились к искусству.
Важнейшие центры культуры – библиотеки.
Самая крупная – в Александрии (Египет). Основана в нач. 3 в. до н.э. Птолемеем II. Размещалась в здании Александрийского мусейона (Храм муз) - центра науки и культуры. Фонд Александрийской библиотеки включал, по различным оценкам, от 100 до 700 свитков папирусов. В 48 г. до н.э. при нападении Юлия Цезаря на Александрию библиотека почти полностью сгорела. Была частично восстановлена, но окончательно погибла в 3 в. во время гражданской войны в Египте.