Слайд 1«Фразеологизмы в сказках»
Выполнила ученица 5А класса
Воронина А.А.
Руководитель проекта
преподаватель русского языка и
литературы
Шишкина Т.Г.
МБОУ «СОШ №19 г.Чебоксары»
Слайд 2Содержание:
1. Тема исследования
2. Актуальность проблемы
3. Цель работы
4. Задачи
5. Гипотеза
6. Этапы исследования
7.
Ход работы
8. Наши результаты
9. Выводы
10. Список литературы
Слайд 3Тема исследования: Фразеологизмы в сказках.
Актуальность проблемы: К сожалению в наш век
компьютерных игр и общения посредством сайтов люди стали меньше читать, а если и читают, то развлекательные журналы и комиксы. К сказкам же после детского сада интерес угасает. А ведь сколько в них мудрости! Сколько фразеологических оборотов, которые точно отражают состояние человека, ситуацию в которую он попал, его настроение. Благодаря фразеологизмам увеличивается словарный запас, речь становится более яркой и эмоциональной. Данная тема актуальна и имеет практическое значение.
Слайд 4Цель работы: Узнать значение наиболее часто употребляемых в сказках фразеологизмов (крылатых
выражений) для применения их в собственной речи, а также для понимания текстов в которых эти фразеологизмы будут встречаться.
Задачи:
- Обогащение активного фразеологического запаса;
- Научиться самостоятельно работать с различной литературой;
- Формировать навыки исследовательской деятельности;
Развивать творческие способности, речь.
Гипотеза: Я предполагаю, что фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной, красочной.
Слайд 5Этапы исследования:
1. Поиск информации по теме.
2. Изучение фразеологических словарей
русского языка.
3. Чтение произведений народного творчества.
4. Выбор крылатых выражений из прочитанного.
5. Анализ и обобщение полученных результатов.
Слайд 6Ход работы:
1. Посещение библиотеки.
2. Сбор информации
3. Подобрать иллюстрации к заданным
фразеологизмам.
4. Сочинить новую сказку-переделку "Колобок".
5. Сочинить рассказ, используя фразеологизмы.
Слайд 8 В одной деревне жили-поживали старик со старухой. Они работали с утра
до вечера не покладая рук. И говорит однажды старик: "Вместо того, чтобы со старушками на улице всем косточки перемывать, испеки мне колобок". Старуха, не откладывая в долгий ящик, так и сделала, по амбару поскребла, по сусеку помела и наскребла муки. Замесила тесто, состряпала колобок, обжарила на масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, и стало ему скучно. В деревне жили одни бабушки да дедушки, и решил он сбежать.
Слайд 9 Катится колобок по дороге, а на встречу ему заяц:
- Колобок,
колобок, я тебя съем!
Колобка кондрашка хватила от такой наглости. Он и говорит:
- Не ешь меня.
Чтобы не ударить в грязь лицом, запел песенку:
- Я колобок, колобок,
Я по амбару скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешён,
На окошке стужён.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл.
И от тебя, заяц, уйду.
Только заяц его и видел! Покатился колобок дальше.
Слайд 10 Тут, как снег на голову, - волк:
- Колобок, колобок, я
тебя съем!
У колобка поджилки затряслись:
- Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою!
Я колобок, колобок,
Я по амбару скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешён,
На окошке стужён.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца ушёл.
Волк уши развесил, а колобок покатился со всех ног.
Слайд 11 Катится колобок дальше. А тут... У колобка глаза на лоб полезли
от страха. Тут медведь на встречу. Но колобок, как в воду глядел, сразу запел свою песенку:
- Я колобок, колобок,
Я по амбару скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешён,
На окошке стужён.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл.
Медведь заслушался и не заметил, как колобка и след простыл.
Слайд 12 Катится колобок дальше, а у него уже ушки на макушке. Смотрит
лиса, как пава плывёт. У колобка аж мозги набекрень. Лиса ему и говорит:
- Колобок, колобок, куда катишься?
- Качусь по дорожке!
- Колобок, колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
- Я колобок, колобок,
Я по амбару скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешён,
На окошке стужён.
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
И от медведя ушёл.
От тебя, лиса, нехитро уйти!
Лиса согнулась в три погибели. И таким голоском, как бальзам на душу, сказала:
-Ах, какая песенка! Сядь мне на носок, да спой ещё разок, погромче!
Колобок про себя подумал: "Явилась не запылилась", но всё же вскочил лисе на нос и запел погромче.
А лиса его - Гам! - и съела.
Слайд 14 Приходит Сидоров на урок, и начал он учителю зубы заговаривать. Понёс
такую галиматью, что у преподавателя глаза на лоб полезли. Но не удалось Сидорову слишком долго водить учителя за нос: раскусил он его в два счёта, да и вывел на чистую воду. "Ничего-то ты не знаешь, - сказал преподаватель, - и твой детский лепет - просто курам на смех. Ты целый урок играл в бирюльки. А ведь не за горами контрольная работа. И что ты там сможешь показать? Нет, дружок, заруби себе на носу: нельзя откладывать учение в долгий ящик. Так что завтра придёшь исправлять оценку - это если успеешь всё выучить. А если не успеешь - пеняй на себя!"
Опечалился Сидоров и пошёл, как в воду опущенный. Хотел он погулять, да вовремя одумался. "Нет, - подумал он, - лучше уж сяду за учебники, да докажу завтра преподавателю, что и я стреляный воробей". И что вы думаете? Выучил всё. Преподавателя так своими знаниями удивил, что тот пять баллов для него не пожалел!
Слайд 15Выводы:
Работая над этой темой, я получила более полное
представление о фразеологизмах, научились находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также я научилась работать со словарями, использовать информацию из Интернета.
Я пришла к выводу, что знать значения фразеологизмов нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи, они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной.
Изучая эту тему, я узнала много интересного о нашем прошлом, об истории русского народа, его традициях, обычаях.
Задачи, поставленные передо мной, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена.