Слайд 1«Двойники» Раскольникова, их роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Слайд 2МОЗГОВОЙ ШТУРМ
См. раздаточный материал
Слайд 3В чём состоит основная идея Раскольникова?
Основная идея теории Раскольникова – жизнь
по принципу «все позволено».
Слайд 5ВЕРА
ЛЮБОВЬ
СОВЕСТЬ
СОСТРАДАНИЕ
ДЕНЬГИ
НАЖИВА
КАПИТАЛ
ВСЁ ПОЗВОЛЕНО?
Слайд 6ОБРАЗ ЛУЖИНА
Кто такой Лужин? Что мы знаем о нём?
Раскольников утверждает, что
взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним? (ч.2, гл. 5)
Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова и почему?
Какое впечатление складывается у вас о Лужине?
Зачем Лужину брать в жёны бесприданницу?
Почему появление в романе Лужина затянуто, хотя в начале мы много узнаём о нём?
Слайд 7ОБРАЗ ЛУЖИНА
Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
Почему в романе показаны вначале
Алёна Ивановна, а потом Лужин?
Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
Почему Лужин боится полиции?
Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Как его теория, выраженная в словах «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…», связана с теорией Раскольникова?
Слайд 8Лужин (в цитатах)
«Умный и, кажется, добрый».
«Положил взять девушку честную, но без
приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение».
«Муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля, будет рабски благодарна ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать».
«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его».
Слайд 9Вывод
Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов
«преступить все препятствия», живет по принципу «все позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина — деньги.
Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других.
Слайд 10Образ Свидригайлова
Что вы знаете о жизни Свидригайлова до его приезда в
Петербург? Как эта жизнь характеризует его? Используйте материал письма матери, слова Лужина о нём и рассказы самого Свидригайлова.
Какие чувства этот человек вызывает у вас?
Каким принципом руководствуется Свидригайлов в своей жизни?
Какие мнение о Свидригайлове складывается у Раскольникова после прочтения письма матери?
Слайд 11Образ Свидригайлова
Каким Раскольников впервые увидел Свидригайлова? Какие детали внешности Свидригайлова особенно
запомнились ему?
Какой звуковой фон использует Достоевский, описывая эту встречу?
Как проявляется противоречивость характера Свидригайлова в момент первой встречи с Раскольниковым?
Какие поступки Свидригайлова особенно ярко показывают, что это сложный человек, в душе которого есть задатки добра и холодного зла?
Почему Раскольникова заинтересовал Свидригайлов? Какие чувства этот человек вызывает у Раскольникова?
Почему Свидригайлов приходит к самоубийству, а Раскольников не признаёт такого пути?
Слайд 12Свидригайлов (в цитатах)
«Одного поля ягоды».
«Вот, может, сойдемся поближе».
«В вас есть
что-то к моему подходящее».
«...Действительно, я человек развратный и праздный...».
«..А я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет, мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят...».
«...я человек грешный. Хе-хе-хе!...».
«...я люблю клоаки именно с грязнотцой...».
«А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде…».
Слайд 14Вывод
Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не
признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу «все позволено».
Раскольников, разрешая себе «кровь по совести» тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей — «тварей дрожащих». Истину, с которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.
Слайд 15Проблемная ситуация
В чём же заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и
Свидригайловым?
Слайд 16ИТОГ
Лужин и Свидригайлов считают себя «сильными мира сего», живут и действуют
по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер.
Раскольников же, общаясь с сильными мира сего, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к сильным мира сего, ему неприятны люди, живущие по его теории. Это сопоставление возвышает Раскольникова. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает её бесчеловечность.
Слайд 17Коротко…
Кто является двойниками Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии
Раскольникова?
Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?
Что общего и различного у героя с Лужиным?
Слайд 19Рефлексия
Е. Буянова так говорит об отличии Раскольникова от Свидригайлова: Свидригайлов
в «Преступлении и наказании» тоже равнодушен, скучает и только лишь тёпл… В этом и состоит его главное отличие от Раскольникова, ибо последний то холоден, то горяч, но никогда не тёпл. И его, по словам, Порфирия Петровича, «жизнь вынесет». Раскольникова Бог сберёг, поэтому он преодолел в себе свидригайловскую гордость и праздность».
Как вы понимаете слова тёпл, холоден, горяч?
Слайд 20Домашнее задание
Перечитать эпизоды романа, связанные с Соней (ч.4, гл. IV; ч.5,
гл. IV: ч. 1, гл. II).
Подумать над вопросом «В чём «правда» Сони?». Доказать, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой.
Слайд 21Благодарю за работу на уроке!
***
В нем совесть сделалась пророком и поэтом,
И Карамазовы и бесы жили в нем, —
Но что для нас теперь сияет мягким светом,
То было для него мучительным огнем.
И. Ф. Анненский
В. Перов «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского», 1872
Холст, масло. 99x80,5. Справа внизу подпись: В.Перовъ 1872, май.
Исполнен по заказу П.М.Третьякова
Слайд 22
Овсянникова Г.П., лицей № 410 г. Пушкин