Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…
Зорко одно лишь сердце…
А воз и ныне там..
Энциклопедия биографий
Великие
писатели
Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…
Зорко одно лишь сердце…
А воз и ныне там..
Энциклопедия биографий
Великие
писатели
Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения. Вместо небольших городов государств классического периода, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты и строгости классического периода.
В средневековье сформировалась, так называемая, рыцарская литература, получившая развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известные "Песнь о Роланде" (Франция), "Тристан и Изольда" (Германия), "Песнь о Нибелунгах" (Германия) и др.
В Японии к началу ХVII в.
в поэзии господствующим стал жанр хайку (хокку). Существовало 3 школы хайку: Тэймон, Данрин и Сёфу (во главе с Мацуо Басё).
Название нового мировоззрения - гуманизм. Человек, его переживания, его внутренний мир, его "земная" жизнь становятся главными темами литературы и искусства.
Две традиции - народной поэзии и книжной античной учёности - органически сочетаются в наиболее значительных художественных памятниках эпохи, особенно в "Гаргантюа и Пантагрюэле" Рабле - подлинной энциклопедии (в форме лубочного гротеска) идей гуманизма возрождения.
Основные этапы и жанры литературы возрождения связаны
с эволюцией гуманистических концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. Для литературы раннего возрождения характерна новелла, особенно комическая (Боккаччо,
Ф. Сакетти и др.). Высокое возрождение отмечено расцветом героической поэмы. В позднее возрождение развиваются пасторальные жанры романа и драмы.
Просвещение, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма.
Западноевропейское просвещение многими нитями было связано с возрождением. Это признавали и подчёркивали сами просветители. Они унаследовали от деятелей ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие.
Расцвет раннего русского просвещения относится к 1760—1780-м годам, когда появились произведения Н. И. Новикова,
Д. И. Фонвизина, А. Я. Поленова, и других. Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» стала вершиной русского просвещения XVIII в., а автор её — родоначальником революционного направления в русском просвещении.
Классицизм отталкивается от предшествующей ему эстетики возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада. Продолжая некоторые традиции возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), классицизм являлся своеобразной антитезой ему.
Во французском классицизме высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер). Именно в «низких» жанрах, образ которых строится не
в идеальной дали исторического или мифологического прошлого, а
в зоне непосредственного контакта с современностью, получило развитие реалистическое начало. В рамках классицизма развивается и проза.
Классицизм в России зародился во 2-й четверти XVIII в. под идеологическим влиянием эпохи Петра I в творчестве первых русских просветителей — зачинателей новой русской литературы
А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. В русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (Кантемир), басня (А. П. Сумароков, В. И. Майков,
И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, В. П. Петров, Г. Р. Державин).
Разочарование в обществе, которое предвещали, обосновывали
и проповедовали лучшие умы Европы, постепенно разрослось до "космического пессимизма". Принимая общечеловеческий, универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадёжности, отчаяния, "мировой скорби" ("болезнь века", присущая героям Ф. Р. Шатобриана, Дж. Байрона, Г. Гейне и др.).
Романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания и народное творчество вообще, минувшие исторические эпохи. Их волновали необыкновенные
и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далёких стран
и народов.
Интерес к национальной старине, к устной народной поэзии отличает творчество Скотта - автора романтических поэм на средневековые сюжеты и основоположника жанра исторического романа в европейской литературе.
Неоромантизм объединяет разные явления символизма
в европейских литературах (творчество А. Рембо во Франции;
К. Бальмонта и других в России). В строгом значении термин "неоромантизм" общепринят применительно к своеобразной линии английской литературы конца XIX - начала XX вв., связанной с разработкой таких жанров, как приключенческий, исторический, детективный.
Для литературного барокко характерны риторичность
и сложный метафоризм, основанный на «принципе остроумия», требовавшем неожиданного и поражающего воображения сочетания «далёких» идей, образов и представлений.
Некоторые исследователи усматривают черты барокко, или относят к нему позднюю драму У. Шекспира, произведения Мильтона, Корнеля и многих других.
В теории модернизма принцип отражения жизни считается устаревшей схемой, а в практике его искусство теряет свои изобразительные черты, превращаясь в систему знаков, выражающих только позицию художника. И знаки эти должны быть как можно менее похожи на зрительную иллюзию.
В XVIII в. литература демократизируется –
в противовес предшествующей литературе, отражавшей по преимуществу жизненный уклад и идеалы феодальных верхов, она избирает главными героями не монархов и вельмож, а людей среднего состояния - купцов, горожан, солдат, моряков и т. п., показывая их в повседневной практической деятельности, в семейном быту.
Возникший в 30-е гг. XIX в. критический реализм имел генетические связи с романтизмом; оба направления объединяло разочарование в итогах буржуазной революции и отрицательное отношение к утвердившемуся капиталистическому строю. Ч. Диккенс в Великобритании создал панорамные полотна жизни буржуазного общества. Н. В. Гоголь в России изобразил кризис всего поместно-крепостнического строя.
В середине XIX в. реализм изменяется. Во 2-й поло-вине века реализм на Западе изображает преимущест-венно отчуждение личности, утрату характера, что особенно выразительно показано Г. Флобером. Однако этому отчуждению в России (И. С. Тургенев, Л. Н.Толстой,
Ф. М. Достоевский) противостояло утверждение высокой человечности, борьба за гуманные идеалы.
От конца XIX в. до 1-й мировой войны 1914-1918 развивались традиции реализма XIX в., критическое отношение к капиталистическому обществу и демократический гуманизм (М. Горький, Дж. Голсуорси, Т. Драйзер, Г. Манн, и др.). В середине XX в. реализм остаётся наиболее продуктивным методом мировой литературы.
Сказания о жизни Гомера частью баснословны, частью представляют плод домыслов учёных. Как бы то ни было, «Илиада» и «Одиссея» являются древнейшими памятниками греческой литературы и совершенными образцами эпической поэзии мира. Содержание их охватывает одну часть великого троянского сказания.
Археолог Шлиман вёл раскопки Трои, держа в руках «Илиаду» - оказалось, что ею можно пользоваться как географической
и топографической картой. Точность прямо–таки документальная.
Гомер
Сапфо высоко чтили в античности, её называли десятой музой, Катулл и Гораций ей подражали.
Существует легенда о несчастной любви греческой поэтессы к корабельщику Фаону, необычайно красивому юноше, будто бы из-за этой любви она бросилась с Левкадской скалы и погибла. Исследователи считают, что это только легенда, Фаон – фигура вымышленная, и жизнь поэтессы закончилась естественной смертью, а не самоубийством.
Сапфо
(VI в. до н. э.)
Сохранилась целая книга забавных рассказов о его жизни
и приключениях. Несмотря на то что Эзоп, по легендам, был уродлив и горбат, к тому же сквернослов, он сделался настоящим героем народных преданий.
Эзоп
В 19 г. до н. э. Вергилий пустился в большое путешествие
по Греции. При осмотре Мегар он серьезно заболел и вскоре скончался. Вергилий написал три больших поэтических произведения, все гекзаметрическим (или "героическим") стихом - Буколики или Эклоги и Энеиду.
( 70 – 19 г.г. до н.э.)
Вергилий Публий Марон
Он широко вводит в драматическое действие рассудочные - в духе софистов - интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом. Еврипиду свойственно необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей ("Медея", "Ипполит").
( 480 до н. э. - 406 до н. э.)
Еврипид
Обратившись к поэзии, Гораций избрал в качестве образца двух остроумных и язвительных авторов: у грека Архилоха он позаимствовал ямб, у италийца Луцилия - сатиру. Первая книга сатир Горация, состоявшая из десяти стихотворений, написанных гекзаметром, вышла ок. 35 г. до н.э. В 23 г. до н.э. он выпустил в свет Оды, 88 разнообразных по метрике, величине (от 8 до 80 строк) и интонации стихотворений, тщательно распределенных по трем книгам.
(65 – 8 г.г. до н.э.)
Квинт Гораций Флакк
К последней Овидий дописал озорные поучения "Лекарство от любви" (Remedia Amores). Кроме того, Овидий - автор поэм "Метаморфозы" и "Фасты". Первая, буквально "Превращения", излагает занимательные мифологические сюжеты о превращениях людей в животных, растений в предметы и т. д. Вторая, буквально "Календарь" описывает в календарном порядке римские праздники, нечто вроде месяцеслова.
(43 г. до н.э. – 18 г. н.э.)
Публий Овидий Назон
Всего Аристофан написал свыше 40 комедий, но до наших дней сохранилось только одиннадцать: "Арханяне", "Всадники", "Облака", "Осы", "Мир", "Птицы", "Лисистрата", "Женщины на празднике Фесмофорий", "Лягушки", "Женщины в Народном собрании", "Богатство". Аристофана называли "отцом комедии".
(446 – 385 г.г. до н.э.)
Аристофан
В 80-е годы, руководствуясь философией буддийской секты Дзэн, которая проповедовала принципы опрощения жизни, погружения в созерцание природы и отказа от праздного гедонизма, Басё в основу своего творчества положил принцип "озарения".
Остаток своей жизни Басё посвящает нескончаемым странствиям по всей Японии. Поэтическое наследие Басё представлено 7антологиями, созданными им и его учениками.
(1644 – 1694)
Басё
В своей эстетике и драматургии Вольтер продолжал традиции классицизма XVII в., насыщая свои трагедии актуальной политической и философской мыслью.
Влияние Вольтера на развитие просветительской мысли было очень значительным. Термин "вольтерьянец" стал нарицательным.
(1694-1778)
Вольтер
(1313 – 1375)
Боккаччо составил комментарий к 17 песням "Божественной комедии" Данте и написал первую его биографию - "Жизнь Данте Алигьери". Он - автор трактатов на латинском языке - "Генеалогия богов", "О знаменитых женщинах", "О несчастиях знаменитых людей".
Джованни Боккаччо
Теоретические взгляды Ронсар обобщил в "Кратком изложении поэтического искусства". В цикле "Сонеты к Елене" стремление
к классицистической ясности и уравновешенности сочетается
с некоторой манерностью. В творчестве Ронсара нашли место почти все лирические и эпические жанры его времени - от героической эпопеи ("Франсиада") до интимной лирики. Всё развитие французской поэзии 2-й половины XVI в. прошло под воздействием Ронсара, повлиявшего и на поэтов других стран.
(1524 – 1585)
Ронсар
О Пушкине написано очень много, больше, чем о каком-нибудь другом писателе России. Потому что Пушкин – это "наше всё"
(А. Григорьев). "Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоценимы. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть… Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства…"
(1799 – 1837)
Александр Сергеевич Пушкин
Неудовлетворённость реальной действительностью определила характер творчества Жуковского с его идеей романтической личности, глубоким интересом к тончайшим движениям человеческой души. С 1808 Жуковский обратился к жанру баллады ("Людмила", "Светлана", "Эолова арфа" и др.). Достижения школы Жуковского воспринял А. С. Пушкин, который считал поэта своим учителем, писал о "пленительной сладости" его стихов.
(1783 – 1852)
Василий Андреевич Жуковский
Крылов создал басню - сатиру, басню - комедийную сценку.
В противовес традиционному схематизму жанра, условно-аллегорические персонажи басен Крылова несут в себе реальные черты людей. Всё творчество Крылова - баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка крылатые выражения, многие из которых тоже стали пословицами.
(1769 – 1844)
Иван Андреевич Крылов
Великий роман Рабле - подлинная художественная энциклопедия французской культуры эпохи Возрождения: её религиозной и политической жизни, философской, педагогической и научной мысли, общественного быта и духовных устремлений.
(1494 – 1553)
Франсуа Рабле
Поэт работал над "Фаустом" почти всю жизнь. В "Фаусте" органично сочетаются драма, лирика и эпос. Это произведение
о вечных противоречиях жизни. Смерть Гёте, по словам Г. Гейне, обозначила конец "художественного периода" в немецкой литературе (понятие, означающее, что интересы искусства преобладали тогда
над общественно-политическими).
(1749 – 1832)
Иоганн Гёте
Грибоедов был убит во время разгрома русской миссии фанатически настроенной толпой. Похоронен в Тбилиси на горе Давида.
"Горе от ума" - главное произведение Грибоедова. В нём отразилась целая историческая эпоха. Замысел "Горя от ума", содержание комедии связаны с идеями декабристов. Завершена работа над пьесой была в Петербурге (1824), где Грибоедов попал
в атмосферу созревавшего заговора декабристов.
(1795 – 1829)
Александр Сергеевич Грибоедов
Данте - создатель итальянского литературного языка, в основу которого он кладет тосканский диалект, обогащая его словами
и оборотами из других диалектов, латинизмами и неологизмами.
Форма поэмы восходит к традиционному жанру "видения"; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай". В поэме затронут огромный комплекс проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католические догмы.
Алигьери Данте
(1265-1321)
Творческий путь Мильтон закончил блестящей трагедией "Самсон-борец", славящей неисчерпаемые силы народного сопротивления тирании. Творческая эволюция Мильтона шла от традиций Позднего Ренессанса к выработке самостоятельного стиля,
в котором намечается общая классицистическая тенденция.
Мильтон вёл уединённую жизнь. Его бедствия усугубила слепота. В этот период напряжённого творчества им создана поэма "Возвращенный рай«, а также "История Британии".
(1608-1674)
Джон Мильтон
Впервые выступил в печати в 1773. Вначале Державин писал оды
в традициях М. В. Ломоносова, но затем создал свой поэтический стиль. Он соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении. Для художественного метода Державина характерны конкретность изображения, обилие личных биографических мотивов, пластика образов и в то же время типичная для классицизма дидактика
и аллегоризм.
(1743-1816)
Гаврила Романович Державин
Всего Мольер оставил 29 комедий. Последние значительные комедии Мольера – "Мещанин во дворянстве" и "Мнимый больной". Скончался Мольер прямо в театре, сразу после спектакля. Ему исполнился 51 год.
Вершинами творчества Мольера считаются комедии – "Тартюф, или Обманщик", "Дон Жуан, или Каменный гость" и "Мизантроп". Все эти три комедии, подарившие автору вечность, в жизни принесли ему одни неприятности.
Жан Батист Мольер
(1622-1673)
Стихи Хайям писал на языке фарси в форме рубаи. Именно благодаря ему эта форма стала известна всему миру. Разительно выделяясь из общего русла развития персидской лирики, поэзия Омара Хайяма лишена вычурности образов, красивости; она функционально связана с кругом мотивов его философии, который четко ограничен. Стиль Омара Хайяма предельно ёмкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих чеканный, ритм гибкий.
(ок. 1048-после 1122)
Омар Хайям
В лирике Петрарки на итальянском языке есть политические стихи. Но особое значение в творчестве поэта имеет любовная лирика, посвященная Лауре - женщине, которую он, по его словам, встретил в церкви в 1327. Канцоньере состоит из 2 частей - "На жизнь мадонны Лауры" и "На смерть мадонны Лауры" и содержит 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Это своеобразный поэтический дневник. Он создал совершенную стихотворную форму, стих его музыкален, образы изящны. Кроме лирики, Петрарка посвятил Лауре аллегорическую поэму "Триумфы".
(1304-1374)
Франческо Петрарка
Пародируя и одновременно совершенствуя литературу путешествий, Свифт "открывает" фантастические страны, сатирически комментируя реальные перспективы и идеалы европейского общественного устройства.
Основным приёмом сатиры Свифта была реалистическая пародия: нелепость и чудовищность предстают у него как социальная норма, как действительная и перспективная характеристика изображаемых явлений. Драматическая сатира Свифта запечатлела идейную панораму раннего английского Просвещения.
(1667-1745)
Джонатан Свифт
Но он сделался в мировой культуре идеалом рыцарственности и крепости духа. Сервантес умер в 1616 году. Могила его затерялась.
1-ю часть романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" Сервантес издал в 1605 году. Роман во многом - итог личной жизни Сервантеса, полной героических дерзаний и катастрофических неудач. В 1615 году он опубликовал 2-ю часть "Дон Кихота".
(1547-1616)
Сааведра Мигель Де Сервантес
После 1819 года тематика его исторических романов заметно расширилась. Писателя интересуют теперь эпохи, далёкие от современности. Он создаёт романы "Айвенго", "Кенилворт", "Квентин Дорвард", "Вудсток", "Пертская красавица".
За восемнадцать лет он написал 28 романов, несколько повестей
и рассказов. В центре романов Скотта лежат события, связанные со значительными социально-историческими конфликтами. Выделяются "шотландские" романы - "Пуритане" и "Роб Рой".
Вальтер Скотт
(1771-1832)
(1759 – 1796)
На основе фольклора и старой шотландской литературы Бёрнс создавал самобытную и современную по духу и содержанию поэзию. Его творчество ("Честная бедность" и др.) утверждает личное достоинство человека, которое поэт ставит выше титулов и богатства. Стихи во славу труда, творчества, веселья, свободы, любви и дружбы соседствуют в его поэзии с сатирой, юмором, нежность и задушевность - с иронией и сарказмом.
Роберт Бёрнс
Сюжетная их канва - отношения лирического героя с другом
(1-126) и возлюбленной (127-152) - видимо, автобиографична. Шекспировский канон включает 37 пьес. Четыре гениальные трагедии Шекспира – "Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Отелло", "Король Лир" - критики рассматривают как трагедии возрастов, от юности к старости. Выразительность и разнообразие поэтических и драматургических средств, сделали творчество Шекспира одной из вершин мирового искусства.
(1564-1616)
Уильям Шекспир
Шиллер издал пьесы "Дон Карлос", "Коварство и любовь", "Мария Стюарт", "Орлеанская дева", "Вильгельм Телль". Шиллер занимал кафедру в Иенском университете, его перу принадлежат такие работы, как "История отпадения Соединенных Нидерландов", "История Тридцатилетней войны", которые привлекают к нему внимание ученого мира Европы.
(1759-1805)
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер
Переход к символизму обозначился в "Пьяном корабле", в сонете "Гласные". В символистский период Рембо создал "Последние стихотворения" и стихотворения в прозе "Озарения".
Книга "Сквозь ад", сочетая трагическую разорванность стиля
с убийственной критикой символизма, готовила поэтический реализм XX века. Со 2-й половины 70-х гг. XIX в. Рембо отошёл от литературы
и после долгих скитаний в 1880 был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии.
(1854-1891)
Артюр Рембо
Тютчев – гениальный лирик, поэт романтического склада. Он развивал философскую линию русской поэзии. Певец природы, остро ощущавший космос, тончайший мастер стихотворного пейзажа, Тютчев рисовал его одухотворенным, выражающим эмоции человека. Он не только лирик любви и природы. Он поэт – философ. Его духовно-философская поэзия отражает духовное состояние человека в середине XIX века.
(1803-1873)
Федор Иванович Тютчев
Первую половину жизни Александр Дюма посвятил театру. Никому не приходило в голову, что он может стать историческим романистом. Но роман "Три мушкетера" стал бестселлером и долгое время был у всех на устах. С 1845 по 1855 год Дюма обрушивает
на журналы свои романы, по восемь – десять томов каждый, в которых отразилась почти вся история Франции. За "Тремя мушкетерами" последовали "Двадцать лет спустя" и "Виконт де Бражелон".
Дюма прожил большую жизнь. В некрологе Жорж Санд писала: "Он был гением жизни, он не почувствовал смерти".
Александр Дюма
(1802-1870)
Так написаны почти все его знаменитые вещи: новелла "Дон Жуан", повесть "Золотой горшок", сказка "Щелкунчик и мышиный король", роман "Эликсир дьявола", фантастическая повесть-сказка "Крошка Цахес по прозванию Циннобер", романы "Серапионовы братья", неоконченный роман "Житейские воззрения кота Мурра" и другие…
(1776-1822)
Эрнст Теодор Амадей Гофман
В 1817-1820 Байрон жил в Венеции. В эти годы написаны поэмы "Жалоба Тассо", "Мазепа", "Пророчество Данте" и др. Байрон продолжал работать над своим крупнейшим произведением, стихотворным романом - "Дон Жуан". В Греции 19 апреля 1824 года он скоропостижно скончался от лихорадки.
(1788 – 1824)
Джордж Гордон Байрон
В романе "Отверженные" Гюго изобразил жизнь разных слоев французского общества. Правдивые картины жизни и страданий народа описаны в романе "Труженики моря".
В романе "Человек, который смеется" Гюго описывал жизнь Англии на рубеже XVII-XVIII вв., изобличая произвол монархии и жестокость аристократии.
(1802-1885)
Виктор Мари Гюго
Торжеством лермонтовского реализма явился роман "Герой нашего времени", насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием.
В творчестве поэта тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию "железный стих", отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли.
(1814-1841)
Михаил Юрьевич Лермонтов
Впервые появляется его излюбленный герой Шерлок Холмс в повести "Этюд в алых тонах", а с 1891 в журнале "Strand Magazine" Дойль начинает свою серию рассказов "Приключения Шерлока Холмса", которые выходят отдельной книгой и выдвигают Дойля в первый ряд мастеров детективного жанра.
Своим успехом в указанном жанре Дойль многим обязан знакомству с точными науками (некоторые из этих наук - химию, физиологию и др. - он привлек на помощь Шерлоку Холмсу).
Артур Конан Дойль
(1859-1930)
Вышедший в 1857 году роман "Госпожа Бовари. Провинциальные нравы" - плод 6-летней работы - принадлежит к шедеврам мировой литературы, это поистине энциклопедия французской провинции XIXв. Следующий роман Флобера "Воспитание чувств" посвящен современным Флоберу событиям: Революции 1848, её поражению, установлению диктатуры Наполеона III (1851). Творческий путь Флобера завершают "Три повести" и роман "Бувар и Пекюше".
(1821-1880)
Гюстав Флобер
В блестящем цикле сатирических комедий "На всякого мудреца довольно простоты", "Бешеные деньги", "Волки и овцы" развенчиваются пореформенные иллюзии.
47 оригинальных пьес Островского создали обширный репертуар для русской сцены. Как драматург и режиссёр он содействовал формированию новой школы реалистической игры.
(1823-1886)
Александр Николаевич Островский
Осенью 1835 года Гоголь принимается за создание "Ревизора",
а уже 18 января 1836 года читает комедию у Жуковского. В июле 1836 года он уезжает за границу, где продолжает работать над "Мертвыми душами", начатыми еще в Петербурге. С 1842 года работает над вторым томом произведения, но сжигает его и через 10 дней умирает.
(1809 – 1852)
Николай Васильевич Гоголь
Роман "Приключения Оливера Твиста" написан под впечатлением закона о бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в работных домах. В романе "Жизнь и приключения Николаса Никльби" особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей.
Последние романы - "Большие ожидания", "Наш общий друг", "Тайна Эдвина Друда", сочетают элементы детективного
и криминального жанров с глубокой социальной проблематикой.
(1812-1870)
Чарльз Диккенс
Продолжая традиции Пушкина, Гоголя, Лермонтова, он создал особую форму "биографического", или "персонального", романа, романа героя. В центре внимания автора - судьба одного лица, характерного для своего времени. Тургеневу принадлежит глубокое и объективное исследование типа "лишнего человека", получившее дальнейшее развитие в творчестве Гончарова, Толстого, Достоевского, Чехова. Он автор романов "Дворянское гнездо", "Отцы и дети", "Новь" и других.
(1818-1883)
Иван Сергеевич Тургенев
Участвовал в Крымской войне. Много сил отдал педагогике, школе для крестьянских детей.
Главным его произведением стал роман "Война и мир", сочетавший глубину и сокровенность психологического романа
с размахом и многофигурностыо эпической фрески.
28 октября (10 ноября) 1910 Толстой тайно ушёл из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на станции Астапово. Смерть Толстого потрясла всю Россию.
(1828-1910)
Лев Николаевич Толстой
В 60-70-е гг. Достоевский создал свои наиболее выдающиеся романы: "Преступление и наказание", "Идиот", "Записки из Мёртвого дома", "Бесы", "Подросток" и "Братья Карамазовы", в которых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания.
Гениально владея искусством психологического анализа, он показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой - зреет потребность протеста.
(1821-1881)
Федор Михайлович Достоевский
С конца 70-х гг. началась литературная деятельность Чехова. Чехов подписывался псевдонимами - Антоша, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др., чаще всего - Антоша Чехонте. Первая книга рассказов Чехова - "Сказки Мельпомены".
Чехов был своеобразным исследователем души современного человека. Его главная тема - человеческое равнодушие, "сонная одурь", своего рода испытание героя, который или пробуждается от духовной спячки или, махнув на всё рукой, подчиняется ей.
Антон Павлович Чехов
(1860-1904)
Выразитель революционного подъёма рабочего класса, Горький уже в 90-е гг. развивал лучшие традиции реализма и романтизма
XIX века. В реалистических рассказах о народе он изображал ростки нового социально-политического сознания, мечты о справедливости
и - незрелость протеста, бунтарство одиночек. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого Горького ("Старуха Изергиль"; "Песня о Буревестнике",) с их пафосом "безумства храбрых" звали к революционному подвигу.
Максим Горький
(1868-1936)
Появляются такие шедевры, как "Стойкий оловянный солдатик", "Соловей", "Гадкий утенок", "Снежная королева", "Девочка со спичками" и другие. Сказки Андерсена многожанровы. Так, "Штопальная игла", "Свинья-копилка" близки к басне; "Старый дом", "Девочка со спичками" по сути новеллы; "Новое платье короля" - философская притча. Андерсен всегда подчеркивал, что его сказки адресованы не столько детям, сколько взрослым.
(1805-1875)
Ганс Христиан Андерсен
Эдгар По вошел в американскую литературу как поэт, новеллист и критик. Много внимания он уделял теории искусства: он разработал эстетику "кратких форм" в поэзии и прозе. Он был одним из тех, кто заложил основы современной научной фантастики и детектива. Он издал четыре поэтических сборника и два сборника новелл. Стихи не приносили ему успеха. Зато первая же новелла заняла первое место в конкурсе. Он напечатал множество литературно-критических статей.
( 1809 – 1849 )
Эдгар Аллан По
Поэт глубоко национальный, Некрасов широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации.
На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Некрасова как народного поэта, сатирика, обличителя "верхов", заступника угнетённой деревни. В годы революционной ситуации 1859-1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни.
(1821-1878)
Николай Алексеевич Некрасов
Шарль Бодлер
Однако Бодлер включил в свой сборник и мятежные, гуманные стихи (раздел "Бунт"). Ему принадлежат также: сборник статей "Романтическое искусство", трактат о безнравственности употребления наркотиков "Искусственный рай", "Маленькие поэмы
в прозе".
(1821-1837)
В последние годы жизни Гончаров написал очерки "Слуги старого века", "Превратность судьбы", рассказ "Литературный вечер", критические статьи.
Его романы: "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв" представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40-60-х гг. XIX в.
(1812-1891)
Иван Александрович Гончаров
Фет - принципиальный сторонник доктрины "чистого искусства", избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В то же время его поэзия имеет твёрдую жизненную почву. Поэту, движимому стихийным стремлением воплотить в стихах само "вещество существованья", удалось мастерски передать материальную реальность мира, данную человеку в его непосредственном восприятии. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, И. В. Гёте и других древних и новых поэтов.
(1820-1892)
Афанасий Афанасьевич Фет
"Путешествие к центру Земли", "С Земли на Луну", "Вокруг Луны", "Дети капитана Гранта", "20000 лье под водой", "Вокруг света в 80 дней", "Таинственный остров", "Пятнадцатилетний капитан" и др.
Его творчество проникнуто романтикой науки, раскрывающей тайны нашей планеты и Вселенной. Герой Верна - бескорыстный учёный, гуманист, иногда борец против тирании и национального гнёта.
Именем Верна назван кратер на обратной стороне Луны.
(1828-1905)
Жюль Верн
Лесков тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, богатого лексикона вымышленных слов. Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики.
(1831-1895)
Николай Семенович Лесков
Мопассан - один из последних великих французских реалистов XIX в. Он стремился противопоставить буржуазной морали близость к природе, правду естественных чувств человека.
Произведения Мопассана были переведены и изданы в России ещё в XIX веке.
(1850-1893)
Ги де Мопассан
Первые повести Салтыкова "Противоречия" и "Запутанное дело", исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе "натуральной школы", вызвали недовольство властей: в апреле 1848 он был арестован, а затем выслан на службу в Вятку. Вернувшись, он сразу же возобновляет литературную работу, прерванную почти восьмилетним "вятским пленом".
(1826-1889)
Михаил Евграфович Салтыков
В 1876 опубликованы "Приключения Тома Сойера"; в 1883 вышла книга "Жизнь на Миссисипи", в 1884 в Англии появились "Приключения Гекльберри Финна". В автобиографическом "Томе Сойере" мир детства защищает себя от натиска благопристойности и благочестия. Начало и конец романа о Геке посвящены тем же мальчишеским приключениям, что и "Том Сойер", но здесь это только обрамление: в основной части книги острокритически изображается американская глушь, с её атмосферой повседневной жестокости и корысти.
(1835-1910)
Марк Твен
В северных рассказах Лондон противопоставляет буржуазной цивилизации мир нетронутой природы. Положительный герой северных рассказов Лондона - волевой, мужественный человек, готовый прийти на помощь товарищу, способный на большую и настоящую любовь.
Лондон также мастер репортажа, документального очерка; несколько раз был корреспондентом на театрах военных действий.
Джек Лондон
(1876-1916)
Поэзия Бунина - песнь о родине, её "бедных селеньях" и необъятных лесах.
В 1933 Бунину присуждена Нобелевская премия. Во многом противоречивое творческое наследие Бунина обладает большой эстетической и познавательной ценностью. Преемник традиций классической русской литературы, он явился одним из крупных представителей критического реализма в России.
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)
Прикладной натурализм прозы Киплинга нашел выражение во всемирно известных его "звериных" циклах, особенно в двух "Книгах джунглей", восторженно принятых всей критикой.
За сорок лет деятельности Киплингом написаны 37 книг беллетристики, в том числе 4 романа, 5 книг стихов, 2 книги путевых очерков, 1 пьеса. 1 критическая работа, 24 сборника рассказов и ряд брошюр на политические и социальные темы, особенно после войны.
Джозеф Редиард Киплинг
(1865-1936)
Позднее у Голсуорси возникает идея создания цикла о судьбах одной буржуазной семьи - Форсайтов. Новелла "Последнее лето Форсайта", "В петле" и "Сдаётся внаём", составляют вместе
с "Собственником" и новеллой "Пробуждение" трилогию "Сага
о Форсайтах". Затем рождается вторая трилогия о Форсайтах - "Современная комедия". К этому циклу примыкает сборник рассказов "На форсайтской бирже". Отдельные члены этой семьи появляются и в третьей трилогии Голсуорси "Конец главы".
Джон Голсуорси
(1867-1933)
Каждое из стихотворений Ахматовой - это своеобразная новелла, спрессованная до двенадцати - шестнадцати строк. На переднем плане - самые будничные и обыденные вещи. Чаще всего душевное состояние раскрывается через жест, через нарушение привычного ритма. Чем сильнее чувства, которыми она охвачена, тем сдержаннее их проявление.
Ахматова много сил отдала переводческой работе. Она сделала достоянием читателя многие значительные произведения иноязычных поэтов прошлого и настоящего.
Анна Ахматова
(1889-1966)
Пастернак начинает писать стихи. В 1914 году выходит первый его поэтический сборник "Близнец в тучах". Поэзия становится его призванием, его "почвой и судьбой". Она вобрала в себя и его страсть к музыке, и интерес к философии.
Литературная деятельность Пастернака была разнообразна. Он писал прозу, занимался переводами, достигнув в этом искусстве высокого мастерства, был автором поэм, романа в стихах "Спекторский". Но наиболее значительна все же его лирика.
Борис Пастернак
(1890-1960)
После возвращения из армии работал корреспондентом в газете. Произведения Довлатова-прозаика не издавались в СССР. В 1978 эмигрировал в Вену, затем переехал в США. Стал одним из создателей русскоязычной газеты "Новый американец", с 1980 по 1982 был ее главным редактором. В Америке проза Довлатова получила широкое признание, публиковалась в известнейших американских газетах и журналах. Основные произведения Довлатова: "Зона", "Невидимая книга", "Соло на ундервуде: Записные книжки", "Компромисс", "Заповедник", "Наши", "Марш одиноких", "Ремесло", "Чемодан", "Иностранка", "Не только Бродский".
Сергей Довлатов
(1941-1990)
Купер, Майн Рид, Стивенсон, Киплинг, Рембо, Ницше
и восточная философия - вот что было ингредиентами гумилевского романтизма. Подчеркнуто мужская поэзия. Гумилев возглавил движение акмеистов, противопоставив четкость, ясность, конкретность символизму.
Гумилев, предсказавший свою смерть в стихотворении "Рабочий", был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре.
Николай Гумилев
(1886-1921)
Первый роман Хемингуэя "И восходит солнце". Столь же удачным и столь же пессимистичным был следующий роман "Прощай, оружие".
Повесть "Старик и море", почти единодушно была признана шедевром и послужила поводом для присуждения автору Нобелевской премии в области литературы 1954. Манера его письма, в основе своей разговорная, но скупая, неэмоциональная и нередко ироническая, оказала влияние на писателей всего мира.
Эрнест Миллер Хемингуэй
(1899-1961)
Первые два тоненьких сборника стихов выпустил еще до революции за собственный счет. В 1922-1937 годах жил в Берлине. Написал несколько романов: "Машенька", "Король, дама, валет", "Камера обскура". Несмотря на то, что романы имели успех среди русских эмигрантских читателей, круг его поклонников все сужался и сужался. Решив пробиться к читателю всемирному, он использовал скандальный успех романа "Лолита" - вовсе не лучшего своего произведения - и благодаря этому успеху заставил весь мир читать всё, что он, Набоков, написал, - и до "Лолиты", и после.
Владимир Набоков
(1899-1977)
В 1972 году эмигрировал. С этого времени он живет в США. Пишет стихи, прозу, причем на двух языках, преподает в университете. Становится одной из центральных фигур сразу в двух культурах - российской и американской. Его интонации оказались заразительными для подавляющего большинства современных русских поэтов, а сборник эссе "Меньше, чем единица" был в 1986 году признан лучшей литературно-критической книгой в США.
В 1987 году Иосиф Бродский стал Нобелевским лауреатом
по литературе. В 1992-м - ему присвоено звание поэт-лауреат США.
Иосиф Бродский
(1940-1996)
Наиболее всего известны следующие произведения Цветаевой - "Ошибка", проза "Повесть о Сонечке", трактат "Письмо к Амазонке".
Трагические жизненные события последних лет (арест мужа и дочери, личные проблемы в семье, творческая уединенность) подорвали душевной равновесие поэтессы. 31 августа 1941 года
в эвакуации в Елабуге она покончила с собой. Большая часть созданного Цветаевой была опубликована лишь спустя много лет после ее гибели.
(1892-1941)
Марина Цветаева
Акутагава был непревзойденным мастером короткого рассказа, традиции которого имеют в Японии глубокие и древние корни. Был учеником Нацумэ Сосэки. Печатался с 1914. Новеллы "Расёмон" и "Нос" принесли ему славу. Отвращение к милитаризму и скептицизм - основные черты мировоззрения Рюноскэ. Отточенный блестящий стиль - особенность его прозы. В 1935 в Японии учреждена литературная премия имени Акутагавы.
(1892-1927)
Акутагава Рюноскэ
В 1919-1923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли", "Москва кабацкая", поэме "Черный человек". В поэме "Баллада о двадцати шести", сборнике "Русь Советская", поэме "Анна Снегина" Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев".
(1895-1925)
Сергей Александрович Есенин
Повесть "Посторонний" и философское сочинение "Миф о Сизифе" принесли Камю известность.
Книги Камю тяготеют к притче, к трагическому "мифу" духовного прозрения, когда человек внезапно открывает свою метафизическую участь смертной песчинки и, руководясь этой истиной, прокладывает свою дорогу. В 1957 году получил Нобелевскую премию.
Трагически погиб в автомобильной катастрофе.
(1913-1960)
Альбер Камю
Наряду с Горьким Маяковский становится основоположником социалистического реализма в советской литературе.
Лиризм Маяковского всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества. Маяковский - лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца". Вера
в торжество коммунистических идеалов сочетается в его стихах
с непримиримостью ко всему, что мешает "рваться в завтра, вперёд".
Владимир Маяковский
Произведения Сент-Экзюпери - сплав репортажа с поэтическим и философским осмыслением пережитого. В годы Второй мировой войны Сент-Экзюпери - военный лётчик, сражался на фронте. 31 июля 1944 он не вернулся из разведывательного полёта. Мировую известность получила сказка Сент-Экзюпери "Маленький принц" (1943); сатира на мир наживы сочетается в ней с утверждением красоты человеческих отношений. Незаконченная книга "Цитадель" (опубликована в 1948) - цепь дидактических притч.
Антуан де Сент-Экзюпери
Для Кафки характерно правдоподобие деталей, эпизодов, мыслей и поведения отдельных людей, предстающих в необычайных, часто абсурдных взаимосвязях в кошмарных или сказочно-фантастических ситуациях. В образах и коллизиях произведений Кафки воплощены трагическое бессилие, обречённость "маленького человека" и вместе
с тем беспощадная жестокость и нелепость буржуазного общественного строя, его законов, обычаев, морали.
Франц Кафка
В годы Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь
к героическому городу. В это время создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: "Февральский дневник" (1942), "Ленинградскую поэму".
После войны выходит книга "Говорит Ленинград" о работе на радио во время войны. Написала пьесу "Они жили в Ленинграде", поставленную в театре А. Таирова.
Ольга Берггольц
(1910-1975)
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть