Слайд 1Номинация « История моей семьи», «Вклад моих земляков в победу»
ДЕТЯМ ВОЙНЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ…
Выполнил: Игнатьев Владимир, ученик 9-го класса «Криушинской СОШ»
Руководитель:Тимофеева Галина Николаевна, учитель истории «Криушинской СОШ».
Муниципальное общеобразовательное учреждение Криушинская средняя общеобразовательная школа
Вознесенского р-на Нижегородской области.
«Краеведческие чтения-2013г.»
Слайд 3Содержание
1.Введение.
2.Основная часть.
3.Заключение.
Приложение
Цель моей работы:
раскрыть образы детей военных лет;
-понять, как в таких тяжелейших условиях остаться просто детьми, со своими планами, мечтами о будущем, и ничем неизмеримой любовью к Родине;
-доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Задачи работы
1.изучить условия жизни советского народа в годину тяжких испытаний;
2.показать, как отразилась война на судьбах, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу;
3.познакомить со своими исследованиями как можно больше моих сверстников, чтобы они поняли то, что, не зная прошлого, не оценишь и
настоящее;
Слайд 7 Методы, использованные при работе:
-работа с архивными документами;
-изучение литературы по теме:
«Дети войны»;
-встречи и беседы с местными жителями, перенесшими тяготы военных лет;
Слайд 8
Основными источниками для написания послужили воспоминания простых людей нашего
района(жителей с Криуша, д.Вилки ), которые были детьми в годы войны; а также материалы исторических документов, материалы хрестоматий.
Работа построена по хронологическому принципу и структурно состоит из введения ,основной части ,заключения.
Слайд 9ВВЕДЕНИЕ
Моя работа актуальна и носит практическую направленность,
т. к. я считаю, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Мы скоро будем отмечать 65-летие Победы. Это особый праздник. Ветеранов становится все меньше и меньше… Но никто не должен и не имеет права забывать, какой ценой завоевано наше счастье. Да еще и потому, что сейчас гибнут люди, разрушаются города, а больше всего страдают от этого дети. Что нужно сделать для того, чтобы их хрупкие души не ожесточились? И еще. Так хочется, чтобы дети были добрее, милосерднее к самым близким своим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, прошедшим через горнило войны.
Основная часть.
Дети войны…Это нынешние 70-летние пенсионеры, чье детство пришлось на странные годы войны. Они мерзли и голодали, видели смерть ,они стояли у станков, выращивали хлеб для фронта . Многие из них потеряли отцов и матерей, близких родственников, но они выжили, они выучились, они честно работали .Их становится все меньше и меньше: дают знать о себе прошлые недетские физические нагрузки, и мучает их сегодня боль воспоминаний…
… Исхожено много дорог километров,
истрачено нервов и сил.
Нам выли в догонку сирены и ветры,
Фашист нас,как зверя,травил..
Кровь брали фашисты из тоненьких венок,
Спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок.
Зло детства вершился обряд..
Слайд 11А в голод спасала лишь корочка хлеба,
Очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы
на головы с неба,
Не всех, оставляя в живых.
Нам ,детям войны, много горя досталось.
Победа наградой была.
И летопись лет страшных,
В память вписалась.
Боль отклик у эха нашла….
Слайд 16 Рассказывает Ляпин Иван Степанович:
Слайд 21 «Родился в 1926 года в д Вилки Вознесенского района
. Когда началась война,жителей деревни стали призывать на фронт. Мне в то время было 15 лет. Я помню,что известие о войне очень испугало не только меня,но и всех в деревне.На фронт меня не забирали,потомучто я был единственный кормилица в семье.В семье нас было четверо братьев и сестер.Воспитание детей легло на мамины плечи,отец умер до войны. Питались плохо. Варили суп из лебеды, крапивы и сурепки.несколько раз со своими сверстниками пытались убежать на фронт,но нас возвращали назад.Каждый житель деревни старался помочь фронту:вязали носки,отправляли материал на портянки.Я с дедом круглосуточно в совхозе пас табуны лошадей.их выращивали на мясо,да и в деревне лошадь была единственная помощница.
За эту работу ничего раньше не платили.ставили трудодни ,а потом выдавали хлеб.В военное время в совхозе был крупно-рогатый скот,молочную продукцию возили для сдачи в Вознесенское.»
Со слезами на глазах он продолжает: «Мы были постоянно голодны, нас ели вши, постоянно болели, потому, что были полураздеты и разуты. И вечный страх был в сердцах-не умереть бы! Умирали от простой простуды, лечить было нечем.. Но детство есть детство .Про войну мы забывали и играли… Играли в войну, ходили с перевязанными головами, с ранеными на перевес руками, вели бои .Но никто не хотел быть врагом, все громили врага.
«Война в упор убила наше детство,
Но с молодостью сладить не смогла»
Далее Иван Степанович продолжает: «Самое запоминающее событие-это когда меня в 18 лет забрали в армию(это в 1944 году).Служил я в западной Украине.Все помню:и первую разведку, и первый бой,и первое окружение.Немцы были очень жестокие и свирепые:резали людей ,как скот; не щадили ни малых детей, ни женщин. Живыми к ним лучше не попадаться,поэтому мы один патрон оставляли для себя.Вооружены они были до «зубов»-пулеметы,автоматы.Они были врагами всего мира!
Слайд 22Помнит Иван Степанович и рассказ своего сослуживца(он был с Украины) о
том ,как погибла его семья- трое детей и жена. Дети умерли от голода по пути в концлагерь, а жена сошла с ума и бросилась в речку.
И был я там, где хуже ада,
Где души жгли в огне побед.
Остался жить - мне жизнь награда
Ее люблю, хоть стар и сед.
И в 10 лет еще ребенок,
Когда той ночью у крыльца
Увидел я, почти спросонок
Лицо убитого отца.
Нет, не спросонок, мы не спали,
Вся жизнь казалась страшным сном.
И в детстве сестры смерть познали
Прощаясь с умершим отцом
.
Слайд 24 Та же неутраченная тоска по военному детству и в воспоминании
Купцовой Марии Митрофановны.
Ее самое большое желание: чтобы ее внуки никогда не столкнулись с такими проблемами, как она. Мария Митрофановна делится детскими нерадостными впечатлениями:
Слайд 25
«Родилась я в д.Криуша Вознесенского района, в 1927 году 4
октября. В семье было шестеро детей .Когда началась война, отца сразу же забрали на фронт. Мне было тогда 14 лет. Всех подростков в то время забирали на работы в ФЗУ- работы для нужд фронта. Это было в Муроме. Детей селили в дома ,там мы жили и работали месяцами. Работали бесплатно, за еду. Питались сухарями, сушеной картошкой, очень голодали. С голода даже сходили с ума, умирали….
Слайд 28
После работы в Муроме меня отправили работать на заготовке
дров в Лесо- Машинный. Там я проработала пол- зимы. Здесь я услышала радостную весть- отец, раненый, но живой вернулся домой, он был демобилизован.Я вернулась домой. Когда увидела отца испытала необыкновенную радость и страх- рука его висела на тряпке. Далее я работала в колхозе «Пробуждение»,а был еще один»Восход».Мне было 15 лет. Я жала серпом, косила косой, работа была тяжелая, техники не было. Потом работала телятницей в Козумлеях, бесплатно. Жили в доме вместе со скотиной, выращивали «висячий скот»-на продажу. За счет него и сами питались, принесут доярки молока, и мы попьем .Здесь же мы пахтали масло ,варили картошку. Жизнь здесь была как в раю!
Особенно запомнился тот день, когда пришла Победа, а было это так: Рано утром меня разбудила мама: « –Вставай скорее, война закончилась!»Я слышу ,что кто-то плачет ,а кто кричит, кто пляшет! Плакали и от радости конца войны, и от горя потерянных родных.»
Слайд 31 Вспоминает Лукьянов Федор Андреевич:
«Родился 24 ноября 1929 года в с.
Криуша Вознесенского района Горьковской области. В семье нас было 6 человек: три брата, сестра,мать,а отца забрали на фронт в 1942 году. В 1943 году он был убит около д.Березовка Белорусской ССР. На фронт я
Слайд 32 не попал, работал в ФЗУ на Выксе .Проработав месяц,
меня отпустили домой. Дома помогал по хозяйству матери. Жили очень плохо, мама работала в колхозе-сажала. жала .За это давали печеный хлеб, работали за трудодни. Питались картошкой. Суп варили из лебеды, свекольных листов. Чем могли помогали фронту: одеждой, зерном.
В школе обучались, но никаких школьных принадлежностей не было- писали на бересте карандашами. Мой любимый предмет –арифметика. После уроков шли в поле собирать колоски для еды.
Известие о Победе встретили со слезами- все в семье плакали- погиб отец, дядя. Не дай Бог это кому-то испытать! Мы должны радоваться тому, что живем в такое мирное время!»
Слайд 33 А теперь новая встреча и новый рассказ. Моя собеседница -
бывшая работница нашей школы- Ахматова Ефросинья Яковлевна. Она работала в школе техническим работником. Вот ее рассказ:
Слайд 35 «Я родилась 6 ноября 1932 года в с.Криуша Вознесенского района
,Горьковской области.
.
Слайд 36
Во время войны особенно трудно было зимой, потому что было
очень холодно. И я помню, как днем обычно сидела в уголке дивана, одетая в пальто, шапку, валенки, а озябшие руки грела подмышками. Вечером перед сном, как и в мирное время, просила рассказать сказку.
Бабушка знала множество сказок. Но в те дни она рассказывала на ночь совсем другие сказки, точнее сказку, всегда одну и ту же: « Наступит такое время, когда ты попросишь у меня, хлеба, и я отрежу тебе большой кусок. Ты его съешь и снова попросишь, а я опять отрежу и тебе дам. И так сколько хочешь. Мы пойдем в лес, и там будет тихо-тихо. Мы будем ходить и собирать ягоды, цветы...» Я засыпала, слушая бабушку. Сказка бабушки стала явью».
Слайд 38Нижегородский край далеко от фронта. Здесь не было немцев, не гремели
снаряды, бомбы не разрушали дома и школы, но горе приходило в каждый дом. Почти каждая семья проводила на фронт мужа, брата, сына. Дома остались старики, женщины да дети. Но всем, в том числе и детям было тяжело. Мужчины воевали на фронте почти с первых дней войны. А на плечи женщин и детей легла трудная и мужская и женская работа: нужно весной вручную вскопать землю под картошку, да еще посадить да посеять просо, чтобы накосить сена для коровы. Возили на тележке дрова из леса, потом стали запрягать коров. Хлеба было мало, пекли драники из картошки. Вместо сладкого ели кусочки сахарной свеклы.
Слайд 40 «Запомнилась ,особенно, учеба в школе. Учебников и тетрадей в то время
не было. Делали тетради из газет, и когда учитель объяснял урок, записывали за ним объяснения, а потом учили по ним уроки. Иногда после уроков собирались у кого-нибудь дома вместе с учительницей. Кто-то вслух читал, а другие слушали. Так учили уроки. В школе был введен новый предмет – начальная военная подготовка. Много внимания уделяли спорту. Учителя и ученики готовили дрова для школы: валили с корня, распиливали ручной пилой, кололи, а потом на тележках возили в школу. Мы работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых, а самые младшие школьники собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте отцам и братьям».
Слайд 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив эту
работу, я пришел к выводам:
Сегодня дети войны стали дедушками и бабушками, которые живут рядом. Их память цепко хранит события прошлых лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны., наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г». А теперь они нуждаются в нашей посильной помощи.
Им, детям войны, будет очень приятно, если мы, нынешнее поколение, будем интересоваться их лишениями в детстве и будем рассказывать о них другим.
Слайд 49ЛИТЕРАТУРА
1.Гациский А.С.Нижегородский край в годы ВОВ.,2001г.,стр.;410-425.
2.Нижегородский край в документах,цифрах,рассказах,мнениях.Хрестоматия.М.,1992г.,стр.53.
3.Большая Российская Энциклопедия.,
том 2.Отечественная история..,М,1996г..стр.227.
4.Нижегородский край.,Н.Новгород.,1994г.,стр. 54-67.
5.На земле Вознесенской.Арзамас-Вознесенское,2009г.,стр.20-75.
6.Вклад вознесенцев в Победу.Арзамас-Вознесенское.,2005г.,стр.240-246.
Слайд 50Мы не хотим, чтобы у нас над головой
слышался шум военных самолетов,
а хотим мирного, ясного неба