Деревенская проза в 1960-1970 годы презентация

Содержание

Архетип «Деревня» в русской литературе

Слайд 1«Деревенская» проза
1960-1970 ГОДЫ


Слайд 2Архетип «Деревня» в русской литературе


Слайд 3Терминология:
Литература «почвенничества»;
«Деревенская» проза;
«Онтологическая» проза.


Слайд 4Писатели:


Слайд 5Ф. Абрамов: «Я горжусь тем, что я вышел из деревни». В.

Распутин: «Я вырос в деревне. Она меня вскормила, и рассказать о ней — моя обязанность». В. Шукшин : «Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню… Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен». С. Залыгин : «Я чувствую корни своей нации именно там — в деревне, в пашне, в хлебе самом насущном. Видимо, наше поколение — последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и его решительной переделке в течение короткого срока — кто же скажет?»

Слайд 6Исследуя причины острого и проблемного разговора о деревне, который вела литература

в 60—70-е годы, Ф. Абрамов писал: «Деревня — это глубины России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура. Вместе с тем научно-техническая революция, в век которой мы живем, коснулась деревни очень основательно. Техника изменила не только тип хозяйствования, но и самый тип крестьянина… Вместе со старинным укладом уходит в небытие нравственный тип. Традиционная Россия переворачивает последние страницы своей тысячелетней истории. Интерес ко всем этим явлениям в литературе закономерен… Сходят на нет традиционные ремесла, исчезают местные особенности крестьянского жилища, которые складывались веками… Серьезные потери несет язык. Деревня всегда говорила на более богатом языке, чем город, сейчас эта свежесть выщелачивается, размывается…»

Слайд 7Борис Екимов в «На распутье» размышлял в 1996 г.: «Нищие колхозы

проедают уже завтрашний и послезавтрашний день, обрекая на еще большую нищету тех, кто будет жить на этой земле после них… Деградация крестьянина страшнее деградации почвы. А она — налицо».

Слайд 8Ф. А. Абрамов (1920-1983)


Слайд 9Произведения:
http://www.fabramov.ru
Повести:
Безотцовщина (1961);
Сказка "Жила-была сёмужка" (1962);
Вокруг да около (1963);
Пелагея

(1967-69);
Деревянные кони (1969);
Алька (1971);
Поездка в прошлое (1974);
Мамониха (1972-81);
Романы:
Братья и сестры (1958);
Две зимы и три лета (1968);
Пути-перепутья (1968-1972);
Дом (1973-1978);


Слайд 10Исследования:
Ю. Г. Буртин. О наших братьях и сестрах. (1959)
Г. Г.

Радов. Вся соль — в позиции (1963)
Б. Д. Панкин. Живут Пряслины. (1969)
Е. Старикова. Социологический аспект современной «деревенской прозы». (1972)
И. Дедков. Межа Пелагеи Амосовой. (1972)
И. П. Золотусский. Федор Абрамов: Личность. Книги. Судьба. (1986)
А. М. Турков. Федор Абрамов: Очерк. (1987)
Л. В. Крутикова-Абрамова. Дом в Верколе: Документальная повесть. (1988)
Ю. М. Оклянский. Дом на угоре: О Федоре Абрамове и его книгах. (1990)
Ю. М. Оклянский. Веркольский народник. (1997)
Ю. М. Оклянский. Шумное захолустье. (1997)
Д. Г. Кульбас. Эстетические принципы Ф. Абрамова. (1998)


Слайд 11http://www.youtube.com/watch?v=Z9q5gVyEUDw
 
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=429458&cid=178

Фильм «Острова. Федор Абрамов» («Культура», 2010) Автор сценария: Светлана Федулова. Режиссер:

Георгий Сушко.


Слайд 12Василий Белов


Слайд 13 Произведения:
Деревенька моя лесная (1961) Сборник стихов
Речные излуки (1964) Сборник

рассказов
Бухтины вологодские. (1969)
Всё впереди. (1986) Роман
Год великого перелома. (1989-91) Роман
Даня. Рассказ
Кануны. (1972-87) Роман
Лад. Очерки о народной эстетике. (1982)
Плотницкие рассказы. (1968) Повесть
Привычное дело. (1966) Повесть
Повседневная жизнь русского севера (2000)
Лейкоз
 
http://www.booksite.ru/belov/index.htm


Слайд 15http://www.youtube.com/results?search_query=%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9+%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2&suggested_categories=1%2C22&page=1


Слайд 16В. Г. Распутин (род. 1937)


Слайд 17Произведения:
Повести:
"Деньги для Марии" (1967)
"Последний срок" (1970)
"Живи и помни"

(1974)
"Прощание с Матёрой" (1976)
"Пожар" (1985)
"Дочь Ивана, мать Ивана" (2003)

Pассказы:
 
Уроки французского (1973)
Век живи — век люби (1981)
Что передать вороне? (1981)
Рудольфио (1965)
Наташа (1981)
Не могу-у... (1982)
Встреча (1965)
Василий и Василиса (1966)
Слух (1984)
Тетка Улита (1984)
Женский разговор (1994)
В ту же землю... (1995)
Новая профессия (1998)
Нежданно-негаданно (1997)
На родине (1999)
Изба (1999)
Видение (1997)



Слайд 18Источники:
Семенова С. Валентин Распутин. М., 1987;
Тендитник Н. С. Валентин

Распутин: Очерк жизни и творчества. Иркутск, 1987;
Котенко Н. Н. Валентин Распутин. М., 1988.

!!! Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000



Слайд 19В.П. Астафьев (1924-2001)


Слайд 20Произведения
Романы
«До будущей весны» (1953)
«Тают снега» (1958)
«Прокляты и убиты» (1995)
 
Повести

«Перевал» (1959)
«Стародуб»

(1960)
«Звездопад» (1960—1972)
«Кража» (1966)
«Где-то гремит война» (1967)
«Последний поклон» (1968)
«Слякотная осень» (1970)
«Царь-рыба» (1976)
«Ловля пескарей в Грузии» (1984)
«Печальный детектив» (1987)
«Так хочется жить» (1995)
«Обертон» (1995—1996)
«Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)
«Весёлый солдат» (1998)
«Васюткино озеро»
Современная пастораль
«Пастух и пастушка» (1967—1971—1989)
«Людочка»
«Конь с розовой гривой»
Пьесы
«Прости меня» (1980)


Слайд 21Исследования


Слайд 22«Тихая лирика»
Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Тряпкин, В. Казанцев, О.

Фокина, В. Соколов, А. Передреев, Ст. Куняев
сер. и кон. 1960 – х гг.
Проблема терминологии: «описательщики», «тихие», «народники», «почвенники», «деревенщики»; «тихая лирика», «деревенская поэзия», «русские почвенные поэты»;
«Маргинальное» сознание, первооснова – язык, профессиональное отношение к фольклору, христианизированное почитание русской земли, тема России, более сложное субъективное видение мира.
Г. Белая: «идеология, политическая позиция, историко-философская концепция, тематика и поэтика «деревенщиков» на нынешнем этапе - все это может быть понято как особый тип культуры со своей системой этических и эстетических ценностей, укоренных в традиционном крестьянском пространстве старой и новой России».
А.Агеев: ПП - «особый тип мышления», корни – в глубочайшей языческой древности.

Слайд 23Н.М. Рубцов (1936-1971)


Слайд 24http://rubtsov.id.ru


Слайд 25http://www.booksite.ru/dissert.htm#1


Слайд 26Темы: родина, русская деревня, отечественная история, национальная история, человек, природа и

культура, сельский труд и быт, поэт-философ и поэзия, любовь, познание, путешествие, душа, жизнь, смерть, покаяние, жертва, подвижничество, храм.
Метод: «духовный» реализм; Глубина символики – перевод текста из бытового в бытийный план;
Поэзия философична, субъективная биографичность поэзии Рубцова (в основе судьба лир. героя и переживание им истории и эпохи);
Поэзия Рубцова – сложный лирический роман, каждая книга стихов (КС) – глава романа (генеалогия – русская реалистическая литература), отражающая сложную эволюцию поэта: КС (сборник)1) «Волны и скаты», 2) «Лирика»; 3) «Звезда полей», 4) «Зеленые цветы», 5) «Душа хранит», 6) «Сосен шум» и др. – устойчивость тем, повествовательные линии, сюжет, композиция, соотношение эпического и лиричсекого начал, образ лирического героя, отдельные персонажи. Создание целостной художественной концепции! Тяготение к романности и концептуальности! Мыслит в масштабах истории!
Событие - знак эпохи (социальный исторический
духовный);




Слайд 27лирический роман: уровень чувств («эмпирическое начало») (раннее творчество)

уровне философии и уровне откровения (зрелое творчество) - открытие в себе «дара Божьего»;
предпочтение фрагменту связанному рассказу; острый, интенсивный психологизм, документальность;
жанры: этюд, экспромт, миниатюра, бытовая зарисовка;
образ лирического героя неразрывно связан с его личностью и судьбой.
Н. Рубцов: «прозой написать историю одного человека, не похожею на современных литературных героев, - чтоб в нем была жизненная, а не литературная тоска, сила, мысль, разумеется не физическая, а духовная … » (Письмо Н.Н. Сидоренко от 18.02.1965)
Синтез и обновление нескольких литературных традиций: фр. поэты-символисты 19 в., Ш. Бодлер, П. Верлен,ю А. Рембо, бельг. драм. М. Метерлинг, Ги де Мопассан, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.Тютчев, А. Фет, А. Блок, С. Есенин …;
народное слово и слог, фольклорные традиции;
музыкальная интонация;
эксперименты со стихом ;



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика