Слайд 1Борис Леонидович Пастернак
(1890 - 1960)
Поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо
только нагнуться, чтобы ее увидеть и поднять с земли.
Слайд 2Борис Пастернак
Никого не будет в доме…
Слайд 3
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадернутых
гардин. Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Только крыши, снег и, кроме
Крыш и снега, — никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной,
И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Слайд 4Стихотворение «Никого не будет в доме…» поэт посвятил своей второй супруге
Зинаиде Нейгауз.
Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году.
Слайд 5
Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном
проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья.
Слайд 6
Анализ стихотворения
«Никого не будет в доме» (1931г.)
С
первой же строки звучит тема одиночества. Душевное состояние лирического героя подчеркивается изображением внешнего мира: сумерки, снег, иней
Слайд 7
Третья и четвертая — центральные строфы стихотворения — вводят мотивы воспоминания
и вины:
И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной.
Финальные строфы (5 и 6) противопоставлены первой и второй: если в начале стихотворения сквозным мотивом является мотив одиночества, то в конце появляется Она
Слайд 8
Сомнения развеивает та, которой
он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.
Слайд 9
Средства выразительности
Метафоры:
завертит мной,
кольнут виной
Анафора
И опять…-3 раза
Метафорический образ
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной
Слайд 10
Аллитерация
Но неЖданно По ПоРтьеРе
ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь
ТиШину Шагами меря,
Ты, как будуЩность,
Слайд 13
ИЮЛЬ
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий, Наш летний дачник-отпускник. На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем. Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух. Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.
По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой. Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати, Срывает скатерть со стола. Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка.
Слайд 14Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Пастернаком в 1956 году во время
летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.
Слайд 15Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно
описывает месяц, знаменующий середину лета.
Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.
.
Слайд 16
Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая
четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка. Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается
Слайд 17Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным
и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики(таскающий, растрепа).
У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати», громко разговаривает,«мешается во все дела». Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.
Слайд 18
Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка»,«взвивается до потолка»),
подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух») образами.
«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом, придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку. Неточные рифмы (одёже - вхожий, невежа - приезжий, привиденье – тени) соседствуют с необычными (растрепа - укропа, роздых – воздух, некстати – кровати), создавая удивительно легкое и озорное настроение.
Слайд 19Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль
играют олицетворения (домовой, дачник-отпускник). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты(июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей»).
Слайд 20Особенности лирики Пастернака:
1) Метафоричность поэзии
( метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных, слишком субъективных)
2) Аллитерация ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)
3) Анафора (служат музыкальности, общей выразительности)
Слайд 21
Персонификация –
развернутое олицетворение. Изображаемый предмет приобретает
черты индивидуального лица, имеет свой характер
Слайд 22Домашнее задание
Выучить стихотворение по выбору, уметь анализировать стихотворение.
Спасибо
за урок!!!