Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
____________________________________________________
Сагнибедова Ирина Анатольевна
___________________________________________________
МБОУ СОШ №62, г. Хабаровск, Дальневосточный регион
На тему:
Методическая разработка для учащихся 9 класса, занимающихся в предметной секции научного общества учащихся в секции «Русский язык и Литература» по теме: «Символика цвета в лирике Марины Цветаевой»
(методические рекомендации)
Слайд 2Данная работа рассчитана на 2- 3 года. Тема заинтересовала ученицу 9
класса. Первый год работы показал такие стороны:
«+»: Творчество было поделено на пероиды творчества поэта, период революции взят за основной объект исследования. Была сделана таблица подсчета количества использования разных цветов в лирике Марины Цветаевой , раскрыто их основное значение.
«-»: Не раскрыто , как менялось мировоззрение писателя на мир, как человек становился поэтом, и как образы, которые поэт раскрывал , присваивали свою определенную , никому несвойственную цветовую символику , свойственную только М.Цветаевой.
Слайд 3Поэтому после освоения полученных знаний на курсах повышения квалификации в ООО
«Фоксфорд» «Проектная и исследовательская деятельность» (ведущий специалист курсов, Кандидат психологических наук, Ведущий научный сотрудник Института изучения детства , семьи и воспитания РАО, Председатель Общероссийского общественного движения творческих педагогов исследователей, член Общественного совета Минобрнауки России Леонтович Александр Владимирович) возникла необходимость для успешной реализации интересной исследовательской работы, для повышения интереса к изучению творчества поэта в создании Методических рекомендаций для учащегося и плана работы для учителя.
Слайд 4Краткая характеристика образовательного учреждения, где работает автор
Дана оценка образовательной организации КГКУ
РЦОКО на сайте rcoko.khb.ru
Школа основана 4 декабря 1963 года. На 1 сентября 2016 года в школе работают 45 учителей. Высшую категорию имеют 4 учителя. Первую категорию – 16 человек.
Молодых специалистов -3 человека. За 15-16 годы курсы переподготовки прошли 10 человек. В школе работает заслуженный учитель РФ, 6 педагогов имеют звание
«Почетный работник общего образования РФ», 2 победителей ПНПО. В 2016 году Рейтинг школы по городу составляет 43 (из 72).Место в городском рейтинге 30- по сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классах. Выпускница 11 класса в 2015–2016 учебном году стала обладательницей Золотой медали ,получив 100 баллов по русскому языку.
Слайд 5Результаты ЕГЭ (средний балл)
Слайд 7Форма организации исследовательской деятельности учащегося
1.Элемент исследования в рамках учебного предмета «Поэты
Серебряного века».
2.Конференция научного общества учащихся в секции «Русский язык и литература».
Жанр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ПРЕДМЕТНОЙ СЕКЦИИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ В СЕКЦИИ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».
Цель:
Изучить жизнь и творчество М.Цветаевой и выявить: Так ли традиционна символика цвета в лирике М.Цветаевой, как ее представляют в традиционном ее значении при Цветотерапии в медицине и психологии.
Слайд 8Задачи:
Определить:
-какой цвет присутствует в поэзии Марины Цветаевой,
-как рождалась своя
символика того или иного цвета у Марины,
-с чем это рождение было связано.
Основное содержание:
Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры. Влияние цвета на физиологию человека бесспорно существует. Человек отдает предпочтения в одежде, в цвете обоев, в манере написания картины( морские пейзажи или горная местность) согласно своему индивидуальному взгляду на мир, своему настроению .
Слайд 9Цвет влияет на Человека или Человек наделяет своим характером Цвет?
Почему у
одних н/п, белый связан с чистотой , невинностью, а у других с
Пустотой, обреченностью?
Образовательная программа по литературе 9 класса ставит задачей познакомить учащихся с большой плеядой поэтов начала ХХ века. Изучение творчества писателя в школе опирается на знакомство с важнейшими фактами его биографии. Это не только обращение к истории работы писателя над теми произведениями, которые рассматриваются в соответствии со школьной программой, но и рассказ о его детстве, воспитании, круге общения, творческих контактах.
Слайд 10Биография выполняет две важные функции: сохранение памяти о человеке и воспитание
определенных качеств личности. Изучение биографии писателя не должно сводиться только к постижению основных этапов жизненного пути художника. Биография писателя – это еще и хронология его творческого пути, момент зарождения , вызревания его героев, событий, это работа над самим произведением и, наконец, это система эстетических взглядов художника, которую необходимо глубоко и всесторонне осветить. Методисты Беленький, Курдюмова, Леонов, Молдавская установили связь между жизнью и творчеством писателей. Биография, считают они, может служить ключом к творчеству писателя. Что можно сделать такого ,чтобы каждый из поэтов оставил в душе ребенка определенный след, чтобы ребенок мог лучше освоить биографию писателя, его творческий путь, его поэзия осталась в его памяти, в его сердце?
Слайд 11Можно предложить приблизиться к этому изучению с помощью ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО метода ,
совместив изучение творчества писателя с изучением цветовой символики. Можно сравнить символику цвета определенного поэта с личным восприятием цвета у самого изучающего материал. Такой подход направлен на развитие учащихся, будет сделан шаг в личностном развитии ребенка, что необходимо в научно- исследовательской работе.
Слайд 12Примеры
1.Обращение к исследователям творчества М. Цветаевой.
( ресурс интернета, библиографические справочники, дополнительная
литература…, энциклопедии)- к пунктам 1., 2. Нашей программы.
2.Знакомство с лекциями по Цветоведению (сайт Саши Михалькевича и др. интересные работы).
2а).Представление фотографий ,рисунков с изображением различных символов в истории.-п.2
3. Посещение художественного музея, с целью понять символику цвета в раскрытии образов, характеров героев, образов…
Слайд 134.Формирование карточек – исследований для систематизации материала, для анализа своей деятельности.
Предлагаю 2 вида таких карточек:
1).что говорят исследователи , родственники о присутствии цвета в жизни Марины , о предметах ее окружавших;
как окрашивает сама Марина предметы, события в жизни в тот или иной цвет.
2).выписать словосочетания , предложения с использованием цвета непосредственно из лирики поэта.
5. Анализ полученного материала.
6.Систематизация, м.б. в виде таблицы (основные цвета, их оттенки, даже названия образов и предметов могут у Марины нести цветовую нагрузку)
7. Логическое умозаключение, вывод.
Слайд 14Структура
1.Кто занимался исследованием творчества Марины?
Что привлекало в поэте исследователей?
2.Что значит «символ»?
какие они бывают? Где, на чем мы их встречаем?- флаги, гербы, Цветотерапия в медицине, в психологии…
3.Традиционное значение цветовых символов.
4.Роль цвета в лирике Марины.
а).Имя Марины- «морская»(латинский)- несет в себе как неповторимый сложный характер, так и различные цветовые оттенки морской стихии, которые , конечно, отразятся на ее характере, судьбе.
Цветаева- сама судьба связывает ее через особое восприятие цвета уметь передавать душевные волнения, переживания, радости… ( обыграть имя, фамилию).
б) ДЕТСТВО:
Какое значение цвета присваивает маленькая Марина предметам детства
н/п, белый- черный : рояль- сначала страх «+», потом тайна «- «, красный: Москва, рождение, торжество… и др.
Это самое интересное исследование, как рождается в человеке поэт, как формируются образы и выливается в живописные картины жизнь человека необычайно интересного.
Слайд 154.Роль цвета в лирике Марины.
а).Имя Марины- «морская»(латинский)- несет в себе как
неповторимый сложный характер, так и различные цветовые оттенки морской стихии, которые , конечно, отразятся на ее характере, судьбе.
Цветаева- сама судьба связывает ее через особое восприятие цвета уметь передавать душевные волнения, переживания, радости… ( обыграть имя, фамилию).
б) ДЕТСТВО:
Какое значение цвета присваивает маленькая Марина предметам детства
н/п, белый- черный : рояль- сначала страх «+», потом тайна «- «, красный: Москва, рождение, торжество… и др.
Это самое интересное исследование, как рождается в человеке поэт, как формируются образы и выливается в живописные картины жизнь человека необычайно интересного.
Слайд 16Примечание
Во время работы важно найти интересные находки из жизни.
Оформить каждый цвет на отдельных карточках-(свой цвет)-в каждом цвете будет своя история рождения видения цвета. Эту работу надо учителю контролировать, педагог видит самостоятельную работу учащегося, вместе происходит обсуждение найденного, у ученика возрастает интерес к поиску материала все больше, чувствуется поддержка и укрепляется связь и доверие учитель-ученик.
На этом этапе возникает вопрос А можно ли вывести в отдельную группу не только сам цвет его значение, но и предметы, которые с этим цветом связаны ( Москва- «красный», «мертвые»- черные, «живые»- белые, стихи-брызки из фонтана-серебро-ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ Марины и др.????
Конечно, это можно вынести в отдельную главу.
Слайд 17Творчество.
Этапы творческого пути. ( как меняется значение цвета с политическими
событиями в стране, особенно, приходом революции) .
Здесь, конечно, будет таблица, какие цвета, с какой частотностью, в каких образах возникают в разные периоды жизни.
Люди, встречающиеся на пути Марины, тоже связаны с цветом(мать, сын, дочь, муж, друзья, поэты, враги, …).
Работа может перейти в детальное наблюдение над цветом в сравнении с другими поэтами Серебряного Века.
Н/п, « Как меняется символика цвета в мировоззрении поэтов нового столетия», вывод, что влияет на символику цвета в представлении поэтов в разную эпоху, в разные периоды жизни человека. Насколько разнится взгляд на символику самого ученика со взглядом поэта? Насколько понятен стал поэт читателю после изучения цвета в его жизни и стихотворениях?
Слайд 18Методы диагностики образовательного результата:
1.Соответствие содержания работы заявленной теме.
2. Четкость формулировки
проблемы исследования и ее обоснованность
3. Четкость и содержательность формулировки цели и задач исследования
4. Обоснованность и адекватный подбор методов исследования
5. Глубина анализа литературы по исследуемой теме
6. Наличие собственных эмпирических данных или использование первичных источников и их достаточность
7. Глубина самостоятельного анализа полученных результатов
8. Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами
9. Соблюдение требований к оформлению работы
10. Высокий уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.
Слайд 196. Наличие собственных эмпирических данных или использование первичных источников и их
достаточность
7. Глубина самостоятельного анализа полученных результатов
8. Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами
9. Соблюдение требований к оформлению работы
10. Высокий уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.
Слайд 20Перспективы развития исследовательской работы в учреждении и профессиональной деятельности.
Для учреждения –
повышает рейтинг среди других школ города. Позволяет выполнить Стандарт образования по критерию Исследовательские работы в школе.
Для школьника- Индивидуальные учебные исследования, углубляющие знания базового компонента школьной программ. Развитие личности ребенка.Для учителя- профессиональный рост педагога.Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (не успешности) исследовательской деятельности.