Слайд 1Будущее, к которому мы стремимся, рождается из непобедимого человеческого свойства -
умения мечтать и любить.
(К.Паустовский)
А.Грин
«Алые паруса»
Слайд 2Александр Степанович Грин (Гриневский) родился в маленьком городке близ Вятки в
1880 году. Детство прошло в глухом городе, среди скандалов и пьяных ссор родителей, в бедности, практически в нищете. Он работал всю жизнь, но был из неудачников, неприспособленных, непрактичных людей, что никогда не умеющих устроиться в жизни. Чудак, мечтатель, фантазер. Он жаждал воплощения своих грез в реальности, радости в жизни. Не получалось.
Слайд 3Повесть-феерия «Алые паруса» - самое известное произведение Александра Грина. Он обдумывал
и писал эту «просвеченную насквозь, как утренним солнцем» светлую книгу в голодном и суровом революционном Петрограде.
Слайд 4Одна из самых пленительных сказочных книг – «Алые паруса» – была
задумана и написана в Петрограде в 1920 году., когда измученный, голодный, бездомный Грин, только переболевший сыпным тифом, искал каждую ночь ночлега у случайных знакомых и кормился подачками. Тогда ему помог М. Горький дал ему работу и обеспечил комнатой, где стоял стол – за ним можно было спокойно писать – Грин был счастлив.
Феерия «Алые паруса»
ВЕРЬ МЕЧТЕ СВОЕЙ…
(символика цветов)
Феерия
Название «феерия» происходит от французского слова «фея» и в переводе означает волшебное, сказочное, чудесное событие. Феерия - это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказке, всегда побеждает добро, красота.
Слайд 7«В алом есть яркое ликование…» (А.Грин)
Цели моей работы:
Рассмотреть символику цвета
в феерии как одного из
основных элементов сюжета произведения Александра Грина «Алые паруса».
Представить результаты исследования в виде
«Диаграммы преобладания цветовых тонов» для передачи читателю эмоционального настроения повести.
Слайд 8Символика цвета
Наиболее привлекательными символами считаются красный цвет и его оттенки;
желтый, зеленый, синий. Определив преобладание в повести А.Грина тех или иных цветов, мы можем понять, какое настроение хотел передать автор читателям.
«Цвет имеет обширный и сложный диапазон символических значений.»
(Д. Тресиддер «Словарь символов»)
Слайд 9
Но перед ней был не кто иной, как путешествующий
пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вяло-прозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным.
Слайд 10
«Однажды утром в морской дали под солнцем
сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль…»
Слайд 11
«…Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор.
…Лонгрен молчал, спокойно смотря на метавшегося в лодке Меннерса…» Тогда крики умолкли, и Лонгрен пошел домой. Ассоль, проснувшись, увидела, что отец сидит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости. Услышав голос девочки, звавшей его, он подошел к ней, крепко поцеловал и прикрыл сбившимся одеялом.
– Спи, милая, – сказал он, – до утра еще далеко.
– Что ты делаешь?
– Черную игрушку я сделал, Ассоль, – спи!
Слайд 12
«…Он различил бы в окне одного дома Ассоль, сидящую
за какой-то книгой. Она читала; по странице полз зеленоватый жучок, останавливаясь и приподнимаясь на передних лапах с видом независимым и домашним».
«Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила».
Слайд 13
«Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью
на морской берег, где, выждав рассвет, совершенно серьезно высматривала корабль с Алыми Парусами. Эти минуты были для нее счастьем…»
Алый цвет — яркий оттенок красного цвета. Отличается от истинно красного уклоном в оранжевый цвет. Традиционно связывается с цветом пламени.
Белый цвет паруса нейтрален. Жизнь как у всех, означает. Алый - это цвет любви, цвет восходящего солнца, утренней розы... Символика раннего, юношеского чувства.
Слайд 15Ассоль
С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя
девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь «Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот»
блестел кроткой улыбкой»
Слайд 16 Артур Грэй
Бесстрашный,
Способный к решительным
действиям.
Грэй
решил стать капитаном и стал им
Предназначение человека в том, чтобы «делать чудеса своими руками» и дарить их людям
Слайд 17Диаграмма преобладания цветовых тонов в повести А. Грина «Алые паруса»
Идея
«Человек в порыве к счастью
способен сам совершать чудеса»
К.Паустовский
Слайд 19Выводы:
В феерии «Алые паруса» мы имеем дело с цветом, который
является, чуть ли не главным персонажем в общей канве художественного произведения. Причем Грин работает с цветом как настоящий художник: не хаотично, а целенаправленно, тщательно сверяет палитру красок с мыслями и настроениями своих героев, что позволяет передать соответствующее настроение читателям произведения.
Слайд 20Библиография:
Беда Г. «Цветовые отношения», М., 1990
Прохоров Е. Александр Грин. М., 1990
Тресиддер
Д. «Словарь символов». Москва, 2001
Шогенцукова Н.А. Опыт антологической поэтики. М., 1999