Слайд 2
«Незнакомка» была написана в Озёрках 24 апреля 1906 года, стихотворение входит
в цикл «Город».
Слайд 5Сюжетно здесь речь идет о вечере в ресторане, где завсегдатай длительное
время встречает незнакомую девушку, с которой связывает свое «сознательное» существование против «бессознательного и депрессивного бытия».
Идея произведения – встреча со своей «неизвестной возлюбленной», которая предстаёт перед героем в своем истинном обличии и помогает найти силы для примирения сознания с окружающим миром.
Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни и «топит разочарование в вине».
Слайд 6По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
Слайд 7И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Слайд 8Вдали над пылью переулочной….
Слайд 9Вдали над пылью переулочной….
Слайд 12Чуть золотится крендель булочной,
Слайд 14И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Слайд 15Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Слайд 18А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
Слайд 19вечный символ любви
спутник тайны
романтический образ
Даже «диск» - луна, некогда символ тайны,
любви, мечтаний и свиданий наедине – опошлен олицетворением «кривится».
Слайд 20РЕЗЮМЕ:
В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Блок
достигает высочайшей реалистичности картины за счёт использования символических словесных рядов: «горячий воздух дик и глух», «окрики пьяные», «весенний и тлетворный дух», «скука загородных дач», «заламывая котелки», «скрипят уключины», «раздается женский визг».
Нетрудно заметить, что при описании дачного общества и времяпрепровождения основной прием, используемый Блоком – это эпитеты, отражающие символы пошлого поведения и времяпровождения.
Слайд 21И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
Слайд 22 И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
Слайд 23А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
Слайд 24И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» - кричат.
Слайд 25атмосфера города
выжигающая пустота
безысходность жизни
дикая и глухая толпа
Слайд 26РЕЗЮМЕ:
Описывая окружающую его обстановку, герой умышленно противопоставляет грязь и пьяный
угар неземному, нереальному на первый взгляд образу женщины, которая, судя по всему, переживает не менее глубокую душевную драму, однако не опускается до того, чтобы топить горе в алкоголе.
Слайд 27 И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий
стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Слайд 28
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и
туманами,
Она садится у окна.
Слайд 29РЕЗЮМЕ:
Осознание того, что хрупкая незнакомка оказывается гораздо сильнее и мужественнее всех
тех мужчин, которые ее окружают , порождает в душе поэта некое подобие восхищения.
Это – первый светлый момент в его жизни за многие месяцы, за который он пытается ухватиться, словно за спасательный круг, чтобы вынырнуть из пучины беспробудного пьянства.
Слайд 32
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Слайд 34РЕЗЮМЕ:
В той же, первой части «Незнакомки», перед лирическим героем впервые
предстает Она. Являясь частью того же мещанского мира, героиня носит и все его приметы. Мы догадываемся, что незнакомка – девушка легкого поведения («ее упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука»). Кроме того, она появляется в ресторане каждый день в определенный час, всегда одна, спокойно чувствуя себя среди пьяных мужчин.
Слайд 35И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную
даль.
Слайд 36
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей
излучины
Пронзило терпкое вино.
Слайд 37
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
Слайд 38
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
Слайд 39РЕЗЮМЕ:
Во второй части стихотворения внезапно в этом полумещанском, дешевом образе
незнакомки герой начинает различать черты Прекрасной дамы.
Вечная Женственность взглянула на юношу из-под этой темной вуали, и когда-то невинное прошлое героини для героя имеет большее значение, чем ее неприглядное и лишенное достоинства настоящее.
Её прошлое – ее прекрасная тайна, доступная немногим.
Слайд 41В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Слайд 42Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Слайд 43РЕЗЮМЕ:
Незнакомка как образ несет в себе черты традиционной для Блока Прекрасной
Дамы, сказочного существа («древние поверья», «очарованная даль», «дыша духами и туманами») и черты реальной женщины («кольца», «шляпа с перьями», «шелка»).
Душевное и духовное здесь вступают в антитезу с земным, сиюминутным.
Слайд 44РЕЗЮМЕ:
Особенностью лирического героя является его разочарованность в своих мечтах. Он не
может примириться с действительностью и понять смысл жизни, поэтому пьет вино – под пьяными парами исчезают условности, меняется мир и появляется смысл.
Слайд 46В статье «О современном состоянии русского символизма» (1910) Блок так писал
о созданном им образе:
«Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров и многих цветов, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено».
В стихотворении «Незнакомка» Блок попытался создать невиданный образ женщины, которая принадлежит не только этому миру, но и какому-то другому – потустороннему, «внутреннему» миру.
Слайд 47У символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей
и смутных чувств и ощущений посредством символа. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного»
Слайд 48«Идеал всеединства —это Вечная Женственность, «действительно вместившая полноту добра и истины,
а через них нетленное сияние красоты». Он разделял и философски обосновывал идею Достоевского о том, что «красота спасет мир», говоря здесь о Красоте как венчающей полноту и торжество Добра и Истины.
Слайд 49Особенности изобразительной системы стихотворения
Слайд 50Особенности изобразительной системы стихотворения
«Незнакомка» написана четырёхстопным ямбом
с пиррихиями.
Рифма перекрестная, богатая («уключины» – «приученный», «поверьями» – «перьями»),
с чередованием мужских и женских клаузул.
Блок использует анафору «и каждый вечер», а также анафорическую связку «и», которая начинает семь из тринадцати строф.
Такой прием позволяет повышать эмоциональную нагрузку: каждое последующее «и» по логике должно находиться на тон выше предыдущего и развивать общий тон стихотворения по спирали.
Слайд 51Особенности изобразительной системы стихотворения
В стихотворении сталкиваются
элементы высокой и низкой лексики: «стан», «очи», «заламывая котелки» (устаревшее выражение), «кривится», «торчат», «чудовище», «влага».
В стихотворении есть и олицетворения: («…правит…тлетворный дух», «ко всему приученный…диск», «веют её шелка», «очи цветут»), сравнения («пьяницы с глазами кроликов»), эпитеты («тлетворный дух», «таинственная влага», «очарованная даль», «туманное окно», «глухие тайны»).
Слайд 52Особенности изобразительной системы стихотворения
Для характеристики образов используются
контекстуальные антонимы: «женский визг» – «детский плач».
Излюбленное художественное средство Блока – метафора – используется в стихотворении чаще других выразительных средств: «воздух глух», «кривится диск», «влага терпкая и таинственная», «шелками схваченный», «дыша духами и туманами», «близостью закованный», «глухие тайны», «очи бездонные», «пронзило вино», «души излучины», «чудовище».