Языкознание как наука, место в системе общечеловеческого знания презентация

Содержание

ПЛАН: 1. Вводные замечания, цели и задачи курса. 2. Объект и предмет языкознания. 3. Связь языкознания с другими науками. 4. Разделы языкознания.

Слайд 1ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА, МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Введение в языкознание, лекция

№ 1

Слайд 2ПЛАН:
1. Вводные замечания, цели и задачи курса.
2. Объект и предмет языкознания.
3.

Связь языкознания с другими науками.
4. Разделы языкознания.

Слайд 3homo sapiens = homo loquens (человек говорящий)
На Земле 2500

– 7000 языков
Кол-во сокр. со скоростью 2 яз/мес
Для выживания нужно 100 тыс. носителей
На 40 языках говорит 2/3 населения
80% говорят на 80 языках; 0,2% – на 3500 языков
Главные причины гибели языков – глобализация и миграция


Слайд 5Красная книга языков Европы (ЮНЕСКО)
Благополучные языки (not endangered) – английский, арабский,

немецкий, русский, китайский, французский
Нестабильные языки (potentially endangered) – чукотский, чеченский, белорусский, идиш
Неблагополучные языки (endangered) – от 1000 до неск. миллионов носителей: ненецкий, карельский, ирландский, калмыцкий
Исчезающие языки (seriously endangered) – от 200 до неск. десятков тыс. носит.: ижорский, селькупский, удэгейский, кетский
На грани исчезновения (nearly extinct) – неск. десятков носителей: ливский, водский, айнский, маньчжурский
Возможно вымершие (possibly extinct) – западный манси, коппадокский греческий, убыхский
Вымершие (extinct) – южный манси, готский, далматинский, прусский, убыхский
Древние мертвые (ancient) – латынь, иврит, мэнский, корнский

Слайд 6Все языки могут быть описаны при помощи одного и того же набора

понятий и терминов

ЦЕЛЬ КУРСА – ознакомиться с важнейшими
понятиями и явлениями науки о языке
ЗАДАЧИ:
ознакомление с языком человека как общественным явлением, его структурой и историческим развитием;
развитие лингвистического мышления, навыков работы с языковым материалом;
формирование лингвистической терминологической базы;
подготовка к освоению профилирующих переводческих курсов;
(LAST BUT NOT LEAST!) Формирование лингвистической компетенции для переводческой деятельности

!


Слайд 7Лингвистические парадоксы
А) Лексические
пара сапог, пара перчаток
Но: пара часов?
Б) Грамматические
жена,

мать, сестра (ж.р.)
муж, отец, брат (м.р.)
Но: весна (ж.р.) – лето (ср.р.)?
В) Орфографические
случайный – случаен, знойный – зноен
Но: достойный – достоин?
нож, камыш Но: рожь, мышь?

Слайд 8
Νβ!
За каждым курьёзным случаем,
речевой нелепостью
стоит какая-то закономерность –


и нужно постараться разобраться,
в чём здесь дело.
Лингвист должен понимать:
из мозаики разрозненных явлений,
из фактов, казалось бы, не имеющих ничего общего, складывается
сложная, но стройная картина того,
как живёт и функционирует, как устроен и развивается
механизм речевой деятельности.


Слайд 9Объектом науки может быть любое явление действительности, взятое в целом во

всей его сложности и многогранности. Как явление многоаспектное, оно может служить объектом нескольких смежных наук одновременно. Земля – объект изучения: географии (рельеф, природные условия) геодезии (формы и размеры Земли) геологии (строение земной коры) предмет изучения



Слайд 10Основной объект изучения языкознания –
естественный язык человека.
Закономерности устройства, функционирования и
развития

языка составляют предмет
науки о языке.

Языкознание (языковедение, лингвистика) – наука, изучающая человеческий язык вообще и отдельные (живые или мертвые) языки.

Слайд 11Проблема природы и сущности языка:
Что такое язык? В чем его сущность?
Язык

– явление биологическое, психологическое или социальное?
Что общего у языка с другими общественными явлениями?
Проблема внутреннего устройства языка:
Из каких частей состоит язык?
Какие существуют типы языковых значений?
Что такое части речи и члены предложения?
Проблема структуры языкознания

Слайд 12Языковые универсалии
Абсолютные
Существование гласных и смычных согласных звуков
Речь членится на слоги
Имена собственные

и местоимения
Слова, передающие эмоции человека и др.

Статистические
Не менее двух различающихся гласных
Система местоимений имеет не менее двух чисел и др.


Слайд 13СТРУКТУРА ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Общее – изучает проблемы природы и сущности языка, его устройства

и организации, систему языка, закономерности его происхождения, развития и функционирования, классификацию языков мира, методы лингвистических исследований

Частное – изучает отдельные языки или группы родственных языков.
синхроническое vs. диахроническое

сопоставительное сравнительно-
историческое


Слайд 14Прикладное – обучение языкам, создание письма, культура речи, составление словарей, создание

систем автоматического перевода, автоматического поиска и т.п.

+ Интерлингвистика – создание и изучение искусственных международных языков (эсперанто, идо, интерлингва)
+ Компьютерная лингвистика – изучение языка в отношении к компьютерным устройствам
+ Математическая лингвистика – разработка формального аппарата для описания строения языков
+ Психолингвистика
+ Нейролингвистика


Слайд 15М.В.Ломоносов
естественно-испытательский подход
В.Гумбольдт
гегелевская диалектика
А.Шлейхер
биология
младограмматики
философский позитивизм
Черты влияния других областей
человеческого знания в

языкознании



Слайд 16А.А.Марков (1856-1922) – опираясь на исследование сущности лингвистических единиц, ввёл в

математику понятие
лингвистической переменной – величины, которая характеризуется нечёткостью своих границ.

Норберт Винер – фундаментальный труд «Кибернетика»,
в котором последняя глава названа «Информация, язык
и общество»



Слайд 17Связь языкознания с другими науками
социальные
(общественные) науки:
психология, история,
литературоведение,
история искусств,

педагогика

естественные науки:
физиология человека,
физика (акустика),
антропология

философия:
диалектика
и логика


литературоведение +
языкознание = филология


педагогика + языкознание =
= лингводидактика


Слайд 18центр Брокá (задняя левая нижняя лобная извилина) – двигательная афазия
АФАЗИЯ
Центр Вернике

(верхняя
височная извилина) – акустическая афазия





Больной не может
произносить слова,
но понимает обращённую
к нему речь

Больной перестаёт
понимать чужую речь,
но его собственная
в значительной мере
сохраняется

дефектология:
сурдопедагогика,
логопедия,
тифлопедагогика


Слайд 19Основные принципы логики и
их реализация в языкознании.
1. Всеобщий охват предмета

– находит своё выражение
в системном подходе к языку и речевой деятельности.
Проявляется в том, что язык рассматривается как единое целое,
единство формальных и содержательных единиц.

2. Брать предмет в развитии – находит своё выражение
в принципе историзма, который состоит в том, что все
явления рассматриваются с точки зрения их происхождения,
исторического развития, современного функционирования
и перспектив их будущего развития и функционирования.

3. Необходимость проверки явлений практикой (критерий практики)
– проявляется в том, что задачи и направления исследований
определяются потребностями общества (=социальным заказом).

4. Необходимость конкретности истины – проявляется в том,
что языкознание, как и другие науки, опираясь на общие методологические принципы, разрабатывает теорию своего объекта, т.е. языка.


Слайд 20Связь языкознания с другими науками не отрицает самостоятельности его как особой

науки. Самостоятельность языкознания основывается, прежде всего, на том, что язык существует как особое общественное явление. Языкознание изучает язык
со всех сторон, тогда как другие науки изучают лишь отдельные аспекты языка.


Уровнем называется та часть системы языка, которая
имеет соответствующую одноименную единицу.



Слайд 21ОТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ И УРОВНЕЙ В ЯЗЫКЕ (схема Э. Бенвениста)
Конкретный или наблюдаемый аспект
Абстрактный

аспект

предложение

словосочетание

слово

морф

аллофон

структурная схема предложения

структурная схема словосочетания

слово

морфема

фонема

репрезентирует

состоит из

состоит из

состоит из

состоит из

репрезентирует

репрезентирует

репрезентирует

репрезентирует

состоит из

состоит из

состоит из

состоит из

текст, дискурс

состоит из

репрезентирует

структурная схема текста

состоит из


Слайд 22уровень языка раздел(ы)
РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Текст, дискурс
Текстология,
теория дискурса
Предложение,
словосочетание
Слово
Морфема
Фонема
Грамматика (синтаксис)
Лексикология, онома-
сиология, семасиология
Грамматика (морфология),
словообразование
Фонетика,

фонология,
морфонология

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика