Слайд 1Сущность и функции языка
Лекция 2
Слайд 2Сущность – внутреннее содержание предмета;
Функция – соотношение двух или нескольких объектов,
в котором изменение одного из них приводит к изменению другого.
Слайд 3Структурный подход
Фердинанд де Соссюр:
"Язык является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых
коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка" (Курс общей лингвистики. - М., 1998).
"Язык есть система знаков, представляющих собой единство акустического образа и понятия" (Курс общей лингвистики. - М., 1998).
Слайд 5Коммуникативный подход
В рамках коммуникативного подхода в лингвистике в качестве сущности языка
рассматривается его способность служить важнейшим средством общения. Отсюда важнейшая функция языка − коммуникативная.
Говоря о коммуникативной функции языка, мы можем упомянуть о двух видах (жанрах) речевого общения: информативном общении и неинформативном или фатическом общении.
Слайд 6Коммуникативный подход
Речевая стратегия - общая линия коммуникативного поведения, направленная на достижение
какой-либо достаточно глобальной цели.
Тактика – это конкретный способ, которым осуществляется достижение стратегической цели общения.
Слайд 7Когнитивный подход
С точки зрения когнитивного (от лат. cognitia 'познание') подхода к
анализу языковых фактов, язык есть важнейший механизм познания окружающего мира. В таком случае основная функция языка - помогать человеку мыслить, познавать окружающий мир.
Слайд 8Когнитивный подход
Мышление определяет Язык
(Язык - лишь оболочка для готовой мысли)
Язык определяет Мышление
(Языковые формы определяют мыслительные)
Язык и Мышление взаимоопределяемы
(Языковые формы и мыслительные процессы тесно взаимосвязаны)
Слайд 9Когнитивный подход
Теория когнитивной метафоры (Дж.Лакофф и М.Джонсон)
Метафора по природе – не
языковое явление, а способ мыслить и познавать мир, а значит, она – один из важнейших когнитивных механизмов.
Когнитивная (или концептуальная) метафора есть понимание одной области – более абстрактной и сложной для описания и понимания – через призму другой, более конкретной, и, как правило, интуитивно более понятной, известной, скорее всего, через непосредственный физический опыт, и представляемой более детально.
Слайд 10Когнитивный подход
Our relationship isn’t going anywhere.
«Наши отношения не ведут никуда».
Our relationship
has hit a dead-end street.
«Наши отношения зашли в тупик».
Look how far we’ve come.
«Посмотри, как далеко мы зашли».
It’s been a long and bumpy road.
«Мы прошли длинный и трудный путь».
We can’t turn back now.
«Теперь мы не можем повернуть назад».
Слайд 11Адаптивная функция языка
С этой точки зрения человек, прежде всего, есть живой
организм, который стремится выжить, т.е. успешно взаимодействовать со средой. Для этого ему необходимо использовать не только свой опыт, но и опыт других людей.
Слайд 12Людическая или игровая функция языка
Термин "языковая игра" впервые был употреблен Л.Витгенштейном
в работе "Философские исследования", ему же принадлежит широкая трактовка языковой игры как "одной из тех игр, посредством которой дети овладевают родным языком".
В исследованиях последних лет термин "языковая игра" получил несколько иную (более узкую) трактовку: под языковой игрой понимается осознанное нарушение нормы.
Слайд 13
ИСКRENEE ТЕЛЕВИДЕНИЕ
SOSTАВЬ КОМПАНИЮ ЖИВЫМ
Окна, которые хранят t°епло; Сделайте Ваш пол
t°еплым
ФАНТАстическое предложение
ОПТимальные цены
Слайд 14Язык, речь, речевая деятельность
«Язык существует в коллективе как совокупность отпечатков, имеющихся
у каждого в голове, наподобие словаря, экземпляры которого, вполне тождественные, находились бы в пользовании многих лиц. Это, таким образом, нечто имеющееся у каждого, вместе с тем общее всем и находящееся вне воли тех, кто им обладает.
1+1+1+1.. .= I (коллективный образец)
Слайд 15Язык, речь, речевая деятельность
«Речь — сумма всего того, что говорят люди;
она включает: а) индивидуальные комбинации, зависящие от воли говорящих;
б) акты фонации, равным образом зависящие от воли говорящих и необходимые для реализации этих комбинаций
(1+1'+1"+1'"+...)
Слайд 16Язык, речь, речевая деятельность
Л.В. Щерба более чётко разграничил понятия механизма (
= речевая организация человека) и процесса ( = речевая деятельность) и его продукта, выделив три аспекта языковых явлений:
1) процессы говорения и понимания, или речевая деятельность;
2) выводимые на основании всех актов говорения и понимания, имевших место в определённую эпоху жизни некоторой общественной группы, словари и грамматики языков, или языковые системы;
3) совокупность всего говоримого и понимаемого такой общественной группой, или языковой материал.