Слайд 1Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1)
Слайд 2Структура сочинения (задание15.1)
Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
Первый пример и его роль
в тексте
Второй пример и его роль в тексте
Вывод
Слайд 3Клише
Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, ученый, языковед, автор высказывания, филолог.
Его
деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает.
Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно
Слайд 4Вступление
Автор пишет о...
В высказывании ... говорится о...
Как отмечает...
Слайд 5Переход к основной части
Бесспорно мнение автора о том, что...
Я полностью согласен
с ...
Не могу не согласиться с ...
Я поддерживаю мнение...
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Слайд 6Основная часть
Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к
предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .
Пример можно найти в предложении № … (+свой комментарий)
Рассмотрим предложение... В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
Слайд 7Заключение
Таким образом, итак, в заключение, как видим…
Итак, можно увидеть, что…
Нам удалось
доказать, что...
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Слайд 8Образец сочинения № 1.
15. 1. Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл
высказывания известного лингвиста В.В. Виноградова: «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано».
Слайд 9Вступление
В высказывании В.В.Виноградова «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к
разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано» - говорится о том, что в языке художественной литературы могут употребляться различные языковые средства (просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля и жаргонизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля). Все они должны подчиняться эстетической функции и употребляться «оправданно и мотивированно».
Слайд 10Переход к основной части: Попробую доказать эту мысль примерами из текста
А.А.Лиханова.
Слайд 11Основная часть. Первый аргумент Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №
12.Здесь находится слово «довлачился», которое относится к высокому стилю, и поэтому в разговоре двух мальчишек оно было бы неестественно, если бы не было оправдано тем, что ребята увлекались стихами Пушкина и, подражая его стилю, упражнялись, вставляя в обиходную речь пушкинские обороты.
Слайд 12Второй аргумент
Рассмотрим в качестве примера предложение № 14,
в котором разговорное слово «прикандыбал» свидетельствует о том, что Вовка не понимает, к какому стилю литературного языка оно относится. И здесь смешение выражений оправдано: оно приводит к комическому эффекту.
Слайд 13Заключение
Таким образом, нам удалось доказать, что В.В. Виноградов
был прав, утверждая, что «смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано».
Слайд 14Образец сочинения № 2.
15. 1. Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл
высказывания известного лингвиста В.В. Виноградова: «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано».
Слайд 15Вступление
В.В. Виноградов в высказывании: «Смешение или соединение выражений,
принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано» - говорит именно о необходимости грамотного владения языком.
Слайд 16Переход к основной части Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Слайд 17Основная часть. Первый аргумент Справедливость этого высказывания можно доказать на примере
текста А.Лиханова. Так, в диалогах ребят, увлекшихся чтением произведений А.С. Пушкина, можно проследить смешение слов и выражений разных стилей. Пример можно найти в предложениях 11-15, где рядом используются просторечные выражения и даже жаргонизмы и слова высокого художественного стиля. Конечно, подобные фразы (Как ты вчера до дому довлачился? (12)В обитель дальнюю? (13), выглядят нелепо, и только спустя годы рассказчик понимает это.
Слайд 18 Второй аргумент
Рассмотрим предложения 20-21. В них
уместным является употребление высокопарной пушкинской фразы в момент, когда герой узнает о продвижении наших войск по линии фронта: (20)Вострепещи, тиран! (21)Уж близок час паденья! Употребление этого афоризма подчеркивает радость детей за победу русской армии и неминуемом часе расплаты с фашизмом.
Слайд 19Заключение
Таким образом, на примерах из приведенного текста подтверждается высказывание
выдающегося лингвиста В. В. Виноградова о необходимости владения литературными нормами.