Решение простой лингвистической задачи с помощью компьютера презентация

Содержание

Постановка задачи Говоря о постановке задачи, выделяют следующие действия: описание решаемой задачи формулирование цели процесса моделирования анализ оригинала модели При анализе оригинала модели (некоторого объекта, процесса или явления) в нем прежде

Слайд 1
Решение простой лингвистической задачи с помощью компьютера
Этапы решения задачи
Постановка задачи
Разработка

модели
Проведение компьютерного эксперимента
Анализ результатов работы компьютерной модели

Слайд 2Постановка задачи
Говоря о постановке задачи, выделяют следующие действия:
описание решаемой задачи
формулирование цели

процесса моделирования
анализ оригинала модели
При анализе оригинала модели (некоторого объекта, процесса или явления) в нем прежде всего выделяются формальные свойства оригинала, которые мог бы легко опознать компьютер



Слайд 3
С точки зрения современной психологии задача в самом общем понимании

- это некоторая цель, поставленная в конкретных условиях и требующая исполнения, решения.
Примерами интеллектуальных задач являются следующие:
решить полное квадратное уравнение ах2 + bх + с - 0;
составить реферат научного текста;
перевести текст с английского языка на русский и т.д.



Постановка задачи


Слайд 4Чтобы решить задачу, необходимо знать ее начальные условия, а также метод

или способ ее решения.
Так, чтобы решить полное квадратное уравнение необходимо знать конкретные значения коэффициентов а, b, и с (начальные условия). В качестве метода решения этого уравнения надо использовать правило вычисления значений x1 и х2:



Чтобы перевести текст на русский язык, необходимо иметь, как минимум, англо-русский словарь и знать английскую и русскую грамматики, лексикологию и еще многое другое. Все это - начальные условия. В качестве метода решения этой задачи выступают те правила перевода текстов, которым обучают в вузе.

Постановка задачи


Слайд 5
Для решения лингвистической задачи введем некоторые понятия.
Цепочка буквенных символов, находящаяся в

тексте между двумя знаками пробела, называется словоупотреблением.
Словоупотребление, находящееся вне предложения или текста, будем называть словоформой.
Несколько словоформ, имеющих одно и то же лексическое значение, образуют слово или лексему.
Предложением, с компьютерной точки зрения, называется цепочка словоупотреблений между двумя знаками конца предложения



Слайд 6
Например, в тексте: СКОРО_ПРИДЕТ_ВЕСНА_._ВЕСНОЙ_ЛЕГЧЕ_ДЫШИТСЯ_._ПРИХОДИ_ВЕСНА_!


8 словоупотреблений. Если бы из единиц этого текста

составлялся алфавитно-частотный словарь, то в нем оказалось бы 7 словоформ.

Слайд 7 1. Постановка задачи

Описание решаемой задачи: необходимо найти в группе из

10 русских глаголов глаголы в инфинитиве без частицы –ся или –сь и напечатать их.
Цель процесса моделирования: создать модель опознавания инфинитивной формы русского глагола.
Решению каждой лингвистической задачи должен предшествовать анализ соответствующего лингвистического материала, для данной задачи, конкретных слов.

Выход в меню


Изучив большое число русских глаголов можно сделать вывод, что глаголы (невозвратные) в инфинитивной форме заканчиваются буквосочетаниями –ть, -чь, -ти. Это и есть те формальные признаки, на которые будет опираться модель.


Слайд 8Разработка модели
На этапе непосредственной разработки модели создается алгоритм решения задачи.
Слово алгоритм

происходит от слова algorithmi - латинской формы написания имени великого математика IX века аль-Хорезми. Он впервые четко сформулировал правила выполнения арифметических действий.
Сейчас это понятие используется для обозначения последовательности любых действий: арифметических, логических, взятия логарифмов, вычисления синуса и т.п.).


Слайд 9Общие понятия об алгоритме
Алгоритм - точное предписание о выполнении в определенном

порядке некоторой последовательности действий (физических или умственных), приводящее к решению некоторой типовой задачи.
Например, при необходимости сварить кофе последовательность физических действий будет такой: вскипятить нужное количество воды, засыпать кофе в горячую воду (одну-две чайные ложки на стакан воды), нагреть воду до кипения (но не кипятить) и т.д.



Слайд 10Свойства алгоритма
Дискретность - алгоритм разбивается на конечное число действий-шагов, которые могут

быть пронумерованы. Причем только после выполнения одного предписания можно перейти к выполнению другого.
Результативность - при всех начальных условиях число шагов алгоритма конечно, и он приводит к решению задачи.



Слайд 11Свойства алгоритма
Массовость - по данному алгоритму может быть решен целый ряд

типовых задач (они отличаются лишь различными начальными условиями).
Детерминированность - при многократном решении одной и той же задачи с одинаковыми начальными условиями всегда получается один и тот же результат.
Формализованность - тот, кто его выполняет (человек, машина), может не вникать в смысл того, что он делает согласно предписаниям алгоритма, и все равно придет к верному результату.



Слайд 12Способы записи алгоритмов
Словесный способ сводится к тому, что составляющие алгоритм шаги

(предписания) записываются в виде слов и предложений естественного языка.
При графическом представлении алгоритма его шаги изображаются разными геометрическими фигурами (блоками), образующими блок-схему алгоритма. Связи между блоками обозначены стрелками, соединяющими соответствующие фигуры.
Для лингвистических задач используется словесно-графический способ записи алгоритма.


Далее


Слайд 13Способы записи алгоритмов Графическое представление алгоритма












Назад


Слайд 14Способы записи алгоритмов
При табличном задании алгоритма его шаги записываются в графах

специальных таблиц. Чаще всего такой способ записи алгоритма используется для выполнения различных вычислений по формулам.
Псевдокод – краткая система обозначений, предназначенная для неформального представления идей в процессе разработки алгоритма. Такой подход обычно используется, когда целевой язык программирования известен заранее.



Выход в меню


Слайд 152. Разработка модели
Для решения нашей лингвистической задачи, очевидно, необходимо выполнить следующую

цепочку "умственных" действий:
Взять очередной анализируемый глагол
Выделить у этого глагола две последние буквы
Посмотреть, совпадают ли эти буквы с буквами ть, чь, ти. Если да, то перейти к действию 4; если нет, то выполнить действие 6
Сделать вывод: "Данный глагол употреблен в инфинитиве"
Перейти к действию 7
Сделать вывод: "Данный глагол употреблен в личной форме"
Подсчитать число проанализированных глаголов
Проверить, все ли 10 глаголов проанализированы. Если нет, то перейти к выполнению действия 1; если да, то перейти к действию 9
Закончить работу

Назад


Слайд 16Алгоритм решения задачи
Начало
Вводим очередной русский глагол
Введен 11
глагол?
Отделяем у глагола 2

последние буквы

Это “ть”, “чь” или ” ти”?

Глагол употреблен в личной форме

Глагол употреблен в инфинитиве

Конец


1

6

нет

да

нет

да

1

1

3

4

5

7

Назад

Подсчитать число введенных глаголов

2



Слайд 173. Проведение компьютерного эксперимента
На данном этапе должна быть написана компьютерная

программа на языке программирования.
Язык программирования – искусственный язык, состоящий из фиксированного словаря и совокупности правил, называемых синтаксисом, которые используются для составления команд, выполняемых впоследствии компьютером
Основные составляющие языка
1. Алфавит языка.
2. Типы исходных данных.
3. Операторы обработки исходных данных.
Все прописные и строчные буквы латинского и русского алфавита
Десятичные цифры от 0 до 9
Знаки арифметических действий
Знаки логических действий
Знаки-разделители: "." , ",", ";" ," , " ' " , "(" , ")" ,"_"
Специальные знаки: "#", "$", "&" ,"!" , "%"



Слайд 18Типы исходных данных
Данные, представленные буквами (буквосочетаниями) называются символьными или строковыми.
Данные, представленные

числами называются вещественными .
Каждый тип информации может быть представлен в виде констант (постоянных величин) и переменных.
Строковые константы - это обычные буквы, слова, предложения любого естественного языка, заключаемые в одинарные или двойные кавычки. Например: "ВЕСНА", “2002 г.", ‘ПЕТРОВ И.В.’ и т.п.
Каждая строковая переменная имеет имя – это некоторая область оперативной памяти, где будет размещаться соответствующее данное (например, буква, буквосочетание, слово, текст и …). Имя может состоять из латинских букв и цифр. Например: Х, К2, S9, BUK.
Вещественные константы - это привычные для человека дробные и целые числа.
Вещественная переменная, как и строковая, должна иметь свое имя. Оно записывается точно так же, как и имя строковой переменной. Например: X, К2, S9, BUK, STROKA и т.п.




Слайд 19Операторы обработки исходных данных
Оператор - это условная запись действия, выполняемого компьютером

над некоторой информацией (данными).
В самом общем виде оператор записывается так:
Имя оператора Содержание оператора

имя оператора - это одно из слов или частей слов английского языка, обозначающее то действие, которое этот оператор выполняет;
содержание оператора - это какая-то константа или переменная, какое-то арифметическое или логическое выражение.



Слайд 20Основные группы операторов
арифметических действий
логических действий
управления программой
ввода и вывода информации
специальных
Простейшим из операторов

является оператор присваивания, который в общем виде записывается так: L=К
L - имя любой переменной, которой присваивается значение К (вместо К может быть число, слово, предложение, какая-то другая переменная или арифметическое выражение).
Операторы арифметических действий выполняют различные арифметические операции над переменными (+,-,*,/,^). НапримерY = X^2-5*X + 3
В операторах логических действий выполняются следующие логические операции (==,<,>,<=,>=,!=, OR, AND).

арифметических действий
логических действий
управления программой
ввода и вывода информации
специальных



Слайд 21Операторы управления программой. IF ("если то"):
IF условие:
оператор
Если мы хотим присвоить

переменной какое-либо значение, то используем оператор назначения — '=' (знак равно):
переменная = значение
Но если мы хотим сравнить переменную и значение, то используем оператор сравнения. Давайте проверим, равна ли переменная определённому значению. Для этого мы используем '==' (два знака равенства):
переменная == значение
Если у нас есть переменная под названием loop и мы хотим проверить, равна ли она 12, то мы используем:
if loop == 12:



Слайд 303. Проведение компьютерного эксперимента

Для написания программы для нашей задачи необходимо выполнить

следующих действий:
Выделяют основные переменные памяти компьютера. В данном случае ими будут:
место в памяти компьютера для размещения каждого анализируемого глагола;
место в памяти компьютера для размещения двух последних букв глагола ;
место в памяти компьютера (счетчик) для размещения числа проанализированных глаголов.
Этим переменным присваивают определенные имена :
gl - строковая переменная для размещения анализируемого глагола;
sf - строковая переменная для размещения двух последних букв глагола;
I – числовая переменная (счетчик) для размещения числа проанализированных глаголов.
Написание компьютерной программы сводится к замене блоков операторами языка PYTHON3 .
Отладка программы, т.е. устранение различных ошибок


Слайд 31Текст программы


Выход в меню
Вы уже знаете, что написание компьютерной программы сводится

к замене блоков операторами языка PYTHON3


for i in range(1,11):

gl = input("Введите глагол ")

sf = gl[-2:]

if sf == "ть" or sf == "ти" or sf == "чь":

print (gl, " инфинитив")

else:

print (gl, " личная форма")


Слайд 324. Анализ результатов работы компьютерной программы
Для проверки на вход программы подают

разное количество различных русских глаголов. Во всех случаях программа должна давать правильный результат. В противном случае вводятся изменения и исправляются ошибки

Слайд 33Спасибо за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика