Проблемы происхождения и развития языков и диалектов презентация

Содержание

09/26/2019 04:23 PM ПЛАН. 1. Происхождение языка: 1.1. общие замечания; 1.2. основные теории происхождения языка. 2. Образование языков и диалектов: 2.1. общие

Слайд 109/26/2019 04:23 PM

проблемы происхождения и развития языков и диалектов
Введение в языкознание,

лекция № 14

Слайд 209/26/2019 04:23 PM


ПЛАН.
1. Происхождение языка:
1.1. общие замечания;
1.2.

основные теории происхождения языка.

2. Образование языков и диалектов:
2.1. общие замечания;
2.2. дивергенция и конвергенция.

3. Классификация языков мира:
3.1. географическая классификация;
3.2. типологическая класификация;
3.3. генеалогическая классификация.

Слайд 309/26/2019 04:23 PM


1.1. общие замечания
«Первобытного языка нельзя найти ни в истории,

ни в преданиях, ни в грамматике.»
(Ш. Де Бросс, 18 в.)

«Бог дал человеку дар речи, но не открыл
названия предметов.»
(Г. Нисский, 4 в. до н.э.)

КОГДА, КАКИМ ОБРАЗОМ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО
у людей появилось средство общения в виде
звуковой речи??


Слайд 409/26/2019 04:23 PM


1.2. основные теории происхождения языка:

1.2.1. теория звукоподражания (1)

Берёт начало от стоиков (стоицизм – от гр. stoa
= портик, галерея с колоннами в Афинах,
где учил философ Зенон, основатель стоицизма)

hinnitus «ржание», stridor «скрип», balatus «блеяние»

Ономатопические слова –
между звуковой формой слова и наименованным
предметом существует внутреннее сходство


Слайд 509/26/2019 04:23 PM
Суть звукоподражательной теории:
человек старался инстинктивно подражать звукам природы,

которые издавали живые существа (крики животных, пение птиц), явления природы (раскаты грома, шелест травы).

1.2. основные теории происхождения языка: 1.2.1. теория звукоподражания (2)

Звукоподражательных слов в языке мало – 1,5%


Слайд 609/26/2019 04:23 PM


1.2. основные теории происхождения языка:
1.2.2. теория междометий
Идёт от эпикурейцев

(эпикуреизм – учение,
исходящее от идей древне-греческого философа
Эпикура).

Суть теории междометий:

древние люди, слыша инстинктивные вопли
животных, со временем превратили их
в искусственные звуки – междометия, от которых
образовался язык.


Слайд 709/26/2019 04:23 PM


1.2. основные теории происхождения языка:
1.2.3.

теория «трудовых выкриков»

Впервые – в трудах вульгарных материалистов
(Л.Нуаре, К. Бюхер)

Суть теории «трудовых выкриков»:

Первыми словами человека были естественные
звуки, которые сопровождали трудовые процессы
первобытного человека или имитировали их,
а также различные рефлексивные выкрики
как результат физических усилий


Слайд 809/26/2019 04:23 PM


1.2. основные теории происхождения языка:
1.2.4.

теория «социального договора»

Опиралась на некоторые идеи античности
(мысли Демокрита, некоторые места из диалога
Платона «Кратил»)

Адам Смит – провозгласил «теорию социального
договора» первой возможностью образования языка.

Ж.-Ж. Руссо ? 2 периода в жизни человечества:
1. природный (язык – от чувств = passion),
2. цивилизованный (язык – продукт «социальной
договорённости»).


Слайд 909/26/2019 04:23 PM


«Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец,
дифференцировалась от ноги

и установилась прямая
походка, то человек отдалился от обезьяны и была
заложена основа для членораздельной речи.»
(Ф.Энгельс, «Введение» к «Диалектике природы»)

«Речевому звуку соответствует и вертикальное
положение человека (в чём отказано животному).»
(В.Гумбольдт)

Б. де Куртене «Об одной из сторон постепенного
очеловечения языка в процессе развития обезьяны к
человеку в области произношения в связи с
антропологией» (1905 г.)

1.2. основные теории происхождения языка:
1.2.5. Ф. Энгельс о происхождении языка (1)


Слайд 1009/26/2019 04:23 PM

«Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к
тому, что у

них появилась потребность сказать что-то
друг другу. Потребность создала себе свой орган:
неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно
преобразовывалась путём модуляции для всё более
развитой модуляции, а органы рта постепенно
научались произносить один членораздельный звук
за другим.»
(Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения
обезьяны в человека»)


1.2. основные теории происхождения языка:
1.2.5. Ф.Энгельс о происхождении языка (2)


Слайд 1109/26/2019 04:23 PM
Основные положения трудовой теории Ф.Энгельса
✔ Нельзя рассматривать вопрос о

происхождении языка вне происхождения человека.
✔ Происхождение языка научно доказать нельзя.
✔ Одна лингвистика решить вопрос о происхождении языка не может.
✔ Если язык «родился» с человеком, то не могло быть «безъязычного» человека.
✔ Язык появился как одно из первых свойств человека; без языка человек не мог быть человеком.
✔ Язык появился тогда, когда появилась потребность «человеческого» общения.
✔ Язык выражает понятия, которых нет у животных, но именно наличие понятий, наряду с языком, и отличает человека от животного.
✔ Факты языка в разной мере с самого начала должны обладать всеми функциями настоящего языка.
✔ Язык появился в звуковой форме.




Слайд 1209/26/2019 04:23 PM

2. Образование языков и диалектов:
2.1. Общие замечания.
«Почти в каждой

деревне Берега Маклая своё наречие. В деревнях, отстоящих на четверть часа ходьбы друг от друга, имеется уже несколько различных слов для обозначения одних и тех же предметов; жители деревень, находящихся на расстоянии часа ходьбы одна от другой, говорят иногда на столь различных наречиях, что почти не понимают друг друга»
(Н.Н. Миклухо-Маклай)

Слайд 1309/26/2019 04:23 PM


2. Образование языков и диалектов:
2.2. дивергенция
А
А (1)
А (2)
А (3)
А

(4)

А (5)

В

С

D

F

E

ГОТСКИЙ ? английский, немецкий, нидерландский,
африкаанс, идиш, шведский, норвежский, датский

ВУЛЬГАРНАЯ ЛАТЫНЬ ? французский, итальянский,
испанский, португальский, румынский и т.д.

СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ? русский, украинский, белорусский,
болгарский, македонский, чешский, словацкий и т.д.


Слайд 1409/26/2019 04:23 PM


2. Образование языков и диалектов:
2.2. конвергенция
А
B
C
А (1)
B (1)
C (1)
А
B
А(1)
А
B
B(1)
субстратное
развитие
суперстратное
развитие
возникает


языковой союз

балканский
языковой союз:
македонский,
румынский,
молдавский,
албанский и
новогреческий языки

романские
языки:
на вульгарную
латынь
наложился
разный
субстрат

английский
язык:
французские
наслоения
в английском
языке


Слайд 1509/26/2019 04:23 PM


2. Образование языков и диалектов:
особые случаи
Койне –

образование общего языка, возникающего
на базе смешения родственных диалектов; позже – всякий общий язык, образованный по этому типу,
служащий средством междиалектального общения
разноязычных групп населения страны.

Лингва франка – превращение одного из контакти-
рующих языков в более или менее регулярное
средство межэтнического общения, не вытесняю-
щее из обихода другие языки.


Слайд 1609/26/2019 04:23 PM
2. Образование языков и диалектов: особые случаи
Пиджин
возникает в результате

взаимодействия разнотипных языков,
характеризуется очень упрощенной структурой,
не имеет коллектива исконных носителей.

Креольский язык

если передается внутри одного народа
из поколения в поколение
и становится основным средством общения



Слайд 1709/26/2019 04:23 PM

Классификация языков – распределение языков мира по группам на

основе определенных признаков.

Географическая (ареальная) классификация
Типологическая классификация
Генеалогическая (генетическая) классификация


3. Классификация языков мира


Слайд 1809/26/2019 04:23 PM
3.1. Географическая классификация
Цель – определить ареал языка с учетом

границ его языковых особенностей.
Метод: лингвогеографический.
Категории: ареал или зона.
Ср.: русские диалекты

севернорусские среднерусские южнорусские

Слайд 1909/26/2019 04:23 PM
3.2. Типологическая классификация
Цель – сгруппировать языки в крупные классы

на основе сходства грамматической структуры.
Метод: сравнительно-сопоставительный.
Категории: тип, класс языков.
Самая известная из типологических классификаций – морфологическая

Слайд 2009/26/2019 04:23 PM
3.2. Морфологическая типологическая классификация
Изолирующие языки – характерно отсутствие форм

словоизменения и формообразующих аффиксов, слово = корню, важен порядок слов (китайский язык)
Аффиксирующие языки – слова имеют аффиксы формообразования
А) флективные языки (все индоевропейские языки)
Б) агглютинативные языки (финно-угорские, тюркские, японский, корейский и др.)
Инкорпорирующие языки – характерна незавершенность морфологической структуры слова (языки индейцев Северной Америки, чукотский)

Слайд 2109/26/2019 04:23 PM
3.2. Типологическая классификация
А. Шлейхер: существенный критерий – аналитичность /

синтетичность грамматического строя языка
Синтетические языки – характерно объединение в пределах одного слова морфем разного типа, преобладание синтетических форм словоизменения и словообразования.
Аналитические языки – характерно раздельное выражение лексического и грамматического значений, морфологическая неизменяемость слова, наличие аналитических конструкций.

Слайд 2209/26/2019 04:23 PM
3.3. Генеалогическая классификация
Цель – определить место языка в кругу

родственных языков, установить его генетические связи.
Метод: сравнительно-исторический.
Категории: семья, ветвь, группа языков.
Праязык – язык-основа исторической общности родственных языков (праславянский, народная латынь, праиранский и т.д.)

Слайд 2309/26/2019 04:23 PM
3.3. Генеалогическая классификация
Критерии реконструкции праязыка:
Морфологический (наиболее надежный)
Фонетико-фонологический
Словарный (лексический) –

ненадежный

Проблемы: языки индейцев Северной, Центральной и Южной Америки, языки южной Африки

Принцип «родословного древа» (А.Шлейхер)

Слайд 2409/26/2019 04:23 PM
3.3. Генеалогическая классификация Индоевропейские языки


Слайд 2509/26/2019 04:23 PM
3.3. Генеалогическая классификация Славянские языки


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика