Понятие и сущность лингвостатистического анализа. Ключевые понятия квантитативной лингвистики презентация

Содержание

2.1. Условия успешного осуществления лингвостатистического анализа Основная задача: получение достоверной (объективной) информации об изучаемых явлениях целесообразно проводить лингвостатистический анализ или статистический анализ языковых структур, используя

Слайд 1Квантитативная лингвистика Лекция 2
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИНГВОСТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ КВАНТИТАТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ


Слайд 22.1. Условия успешного осуществления лингвостатистического анализа
Основная задача: получение достоверной (объективной) информации об

изучаемых явлениях целесообразно проводить лингвостатистический анализ или статистический анализ языковых структур, используя метод статистического и вероятностного моделирования
!!! важно правильно установить, что считать, зачем считать и как считать



Слайд 3Что считать?
Определение единицы лингвостатистического исследования
союз статистики с традиционными методиками качественного анализа

языка

Статистика (опираясь на результаты уже осуществленного лингвистами качественного анализа языковых элементов) показывает закономерности их функционирования и развития и дает основу для качественных оценок уже на новом уровне исследования.



Слайд 4А.М. Агапов отмечает:
существует два способа выражения информации об объективной реальности (описательный

и количественный), которые сами по себе могут характеризовать лишь видимые черты и свойства исследуемых объектов, но не их внутреннюю, чаще всего скрытую суть.
суть раскрывается в результате сущностно-содержательного, качественного анализа на основе описательной или количественной информации

Слайд 5Зачем считать?
типы лингвистических задач, решаемых на базе статистики, возможности статистики в

разных областях языковой структуры и на разных ступенях исследовательской абстракции от конкретного языкового или речевого материала

Слайд 6Л.А. Турыгина примеры возможных целевых вопросов при подготовке к лингвостатистическому исследованию
1. Какие задачи

можно и должно решать при помощи статистической методики в области фонетики языка и звуковой организации речи?
2. Есть ли уверенность в том, что статистика даст положительные результаты в изучении лексики и лексической семантики?
3. Как очерчивается круг главных задач статистического изучения морфологии и синтаксиса?
4. Возможно ли применение статистики в исследовании языковых и речевых стилей?
5. Как статистически подойти к вопросам речевой культуры и возможны ли объективные, статистические оценки таких качеств речи, как богатство, разнообразие, выразительность и т.д.?
6. Каковы углы статистического зрения на проблемы истории языка?

Слайд 7Как считать?
знакомство исследователя с минимально-необходимыми для этого статистическими инструментами


Слайд 82.2. Понятие статистического закона и вероятности
понятия «статистический закон» и «вероятность».
Толковый переводоведческий словарь:

«статистический закон — выраженная в количественных показателях вероятностная зависимость между изучаемыми явлениями» [47]

Слайд 9А.Н. Головин в своей книге «Язык и статистика».
все сложные и очень сложные

системы (структуры) подчиняются в своем функционировании и развитии статистическим законам. Очень часто в действительности то или иное явление изменяется (функционально или генетически) под влиянием многих воздействий (причин) одновременно, причем эти многие воздействия меняют в некоторых пределах равнодействующую величину совокупного влияния. Но равнодействующая, все же, определена в границах своих колебаний и подчинена закону [18].

Слайд 10Пример
подбрасывание игрального кубика

Если подбросим игральный кубик 600 раз, то каждая

его сторона выпадет приблизительно по 100 раз, с некоторыми отклонениями от этого идеального случая.

действует одна и та же совокупность причин, влияний, среди которых вес подбрасываемого предмета, его форма, степень однородности его физической структуры, сопротивление воздуха, высота подбрасываний, движение руки человека и т.д.

Слайд 11
Таким образом, равнодействующая величина совокупного влияния многих воздействий все время колеблется,

но эти колебания случайны и не выходят за некоторые небольшие пределы.

Причем, чем больше отклонение от идеального случая, тем реже оно встречается. А это означает, что в то время как сами отклонения в величине совокупного влияния возникают случайно, т.е. вследствие не учитываемого для каждого отдельного подбрасывания изменения в сочетании многих воздействий, то величина этих отклонений подчинена определенному статистическому закону, который может быть установлен и описан с помощью математики.

Слайд 12

по нескольким пробам, выборкам можно судить

о той большой совокупности явлений, которая нас интересует. Построив некоторую гипотезу о действии того или иного статистического закона, мы можем, если гипотеза имеет обоснование, говорить о вероятности изучаемого явления или «события».



Слайд 13
В толковом переводоведческом словаре:
«вероятность» или «вероятностная мера» — численная мера возможности

наступления некоторого события [47].

Таким образом, в общем смысле вероятность может пониматься как доля изучаемого явления в некотором ряду явлений, ожидаемая на основе гипотезы или предшествующего опыта.

Слайд 14Вероятность
Измеряется вероятность отношением числа появлений интересующего нас события в опыте

к числу всех событий нашего опыта.


где A — исследуемое событие;
P — вероятность его наступления;
m — количество случаев наступления события А;
n — количество всех наступивших событий.

Слайд 15Между статистическим (вероятностным) законом и вероятностью есть внутренняя зависимость
–– сама вероятность закономерна;
––

действие изучаемого закона как раз и выражается в сохранении определенной вероятности;
–– изменение вероятности будет говорить и об изменении статистического закона.

Слайд 16
если мы, изучая методами статистики язык

и речь, можем каким-либо образом обнаружить вероятность изучаемых фактов и установить, сохраняется или нарушается эта вероятность, то мы тем самым получаем объективное свидетельство действия некоторых законов в функционировании и развитии языка, а, следовательно, можем прогнозировать сохранение и изменение этих законов.



Слайд 17Л.А. Турыгина (методика)
1) формулирование цели исследования;
2) определение единицы анализа или единицы

счета;
3) методика сбора информации;
4) вопрос о представительности (репрезентативности) выборки;
5) вопрос о рациональном объеме выборки.

Слайд 182.3. Понятие цели и единицы лингвостатистического анализа
ЯЗЫКОЗНАНИЕ: единицей анализа станет лингвостатистическая, языковая

единица.
Цель статистического анализа языковых структур: исследование совокупности однородных лингвистических объектов (лингвистических единиц), обладающих признаками, которые составляют предмет проводимого анализа [49. С. 42].

Слайд 19В зависимости от цели исследования лингвистическими единицами могут быть
буквы,
фонемы,
морфемы,


словоформы,
слова,
словосочетания,
предложения,
текст,
печатный знак и т.п.
в квантитативной лингвистике: единицы счета.



Слайд 20Единицы анализа
В период становления квантитативной лингвистики обращалось внимание на вычисления:
отношений числа

гласных к числу согласных в тексте,
определение числа фонем в слоге, слове.

В настоящее время объектом пристального внимания ученых лингвистов является:
лексика
синтаксис


Слайд 21вопрос о границах единицы
Важно знать принадлежит ли лингвистическая единица к той

или иной категории.
Например, при работе со звуками важно решить, считать ли отдельными звуками аллофоны (вариант фонемы, обусловленный конкретным фонетическим окружением) или только фонемы (минимальная смыслоразличительная единица языка).

Слайд 22Рассмотрим специфику лексико-статистических исследований
массовое статистическое обследование лингвистических единиц может быть осуществлено

только на базе формальной процедуры (А.М. Агапов)
Например, слово — сумма семантически и грамматически связанных между собой словоформ; лемма — словарная словоформа. Словоупотребление является единицей текста (речи), слово — единицей словаря (язык).

Слайд 232.4. Методика сбора информации для лингвостатистического анализа
Первичным материалом, информацией в лингвистической статистике

является текст, рассматриваемый как последовательность лингвистических единиц заданного уровня: букв или фонем, морфов или морфем, словоформ или лексем, словосочетаний, предложений.
Изучаются: количественные характеристики лингвистических форм — их употребительность, совместная встречаемость, законы распределения в тексте, их физические размеры

Слайд 24
описываются свойства текста, формулируются гипотезы о механизмах

его образования и устройстве системы языка

Следовательно, в случае лингвостатистических исследований решение проблемы выбора методики сбора информации сводится к решению проблемы выбора методики сбора или подбора текстов.



Слайд 25Эта методика предусматривает решение следующих задач [49. С. 51]:
1) качественное и

количественное распределение материала по темам, подтемам, разделам (обычно подсказывается композицией и содержанием исследуемой совокупности текстов и консультацией со специалистами (экспертами) данной области знаний);
2) установление хронологических рамок источников и документов (связано с определением хронологических рамок исследуемых документов; два требования:
надежная репрезентация тематических выборок в достаточно широком диапазоне времени
представление материала, отображающего основные свойства данного подъязыка).

Слайд 26ВАЖНО!


обратиться к вопросам о представительности (репрезентативности) и о рациональном объеме выборки


Слайд 272.5. Минимально-необходимые статистические инструменты: частота, генеральная и выборочная совокупности
Основные понятия и

категории в квантитативной лингвистике: частота, средняя частота и отклонение от средней частоты, а также генеральная и выборочная совокупности

Слайд 28Частотой (f)
какого-либо явления (факта, «события») называют «число его появлений в наблюдаемом

отрезке действительности.
Этим отрезком может быть любая совокупность считаемых единиц и любая среда, в которой появляются или находятся факты, поддающиеся счету» [36. С. 12].
НАПРИМЕР, таким отрезком может быть и текст большего или меньшего объема, большей или меньшей длины
если мы возьмем текст длиной в 500 знаменательных слов и насчитаем в нем 100 глаголов, это число мы и назовем наблюдавшейся частотой глагола.

Слайд 29
Подсчет частот лингвистических единиц зачастую практически невозможен во всей так называемой

«генеральной совокупности» (например, во всех текстах поэтов Серебряного века, если изучается статистически язык таковых), поэтому используется метод выборочного наблюдения.

Слайд 30Выборочное наблюдение
— это «несплошное наблюдение, при котором исследуется не вся совокупность

языковых единиц, называемая генеральной лингвистической совокупностью (ГЛС), а лишь определенная часть, называемая выборочной лингвистической совокупностью (ВЛС) или выборкой» [18. С. 25].

Слайд 31Выборочная лингвистическая совокупность (ВЛС)
— это часть генеральной совокупности, а именно: объединенная

общим признаком совокупность языковых единиц, выбранная из генеральной совокупности при проведении выборочного наблюдения [34].

Слайд 32Генеральная лингвистическая совокупность (ГЛС)
- совокупность однородных лингвистических объектов (лингвистических единиц),

обладающих признаком/признаками, составляющим/и предмет лингвистического анализа [Там же].

Слайд 33


–– либо совокупность текстов (корпус текстов) одинакового жанра, заданного списка авторов

или заданного временного интервала;
–– либо совокупность единиц, принадлежащих одному лингвистическому уровню: фонем, морфем, слов или предложений (рис. 3).

Слайд 34Виды выборочных лингвистических совокупностей
По объему содержащихся в выборках единиц различают малые

,средние и большие выборки.
Выборка считается малой, если ее объем менее 30 единиц, средней при объеме от 30 до 100 единиц и большой в объеме более 100 единиц

Слайд 35
По способу отбора выборки делятся на два типа:
–– вероятностные: случайная выборка

(простой случайный отбор), механическая (систематическая) выборка, серийная (гнездовая или кластерная) выборка, типическая и др.;
–– невероятностные: квотная выборка, метод снежного кома, стихийная выборка и т.д.

Слайд 36Случайная выборка (простой случайный отбор).
Такая выборка предполагает однородность генеральной совокупности, одинаковую

вероятность доступности всех элементов, наличие полного списка всех элементов.
При отборе элементов, как правило, используется таблица случайных чисел. Данный вид реже других используется в лингвистике.

Слайд 37Механическая (систематическая) выборка
Разновидность случайной выборки, упорядоченная по какому-либо признаку. Первый элемент

отбирается случайно, затем, с шагом n отбирается каждый k элемент.
Размер генеральной совокупности при этом N = nk.

Слайд 38Серийная (гнездовая или кластерная) выборка
При серийной выборке вся генеральная совокупность разбивается

на серии, гнезда.
Затем производят случайный или механический отбор, единицами которого выступают не сами объекты, а группы (кластеры или гнезда).
Объекты внутри групп обследуются сплошняком.

Слайд 39Типическая выборка
При типическом отборе в выборочном методе генеральная совокупность разбивается на

группы, однородные в качественном отношении, а затем внутри каждой группы производится случайный отбор.
Типический отбор организовать сложнее, чем случайный, так как необходимы определенные знания о составе и свойствах генеральной совокупности, но зато он даст более точные результаты.

Слайд 40В лингвистике (А.М. Агапов)
Типический отбор чаще всего сочетается с серийным, например,

текстовые базы данных (корпуса), где количество серий, извлекаемых из каждой тематической группы, определяется удельным весом этой группы в генеральной совокупности [2].

Слайд 41Список рекомендуемой литературы
1. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики:

краткий очерк. URL:
http://www.classes.ru/grammar/151.new-in-linguistics-4/source/ worddocuments/2. htm
2. Арапов М.В. Квантитативная лингвистика. М.: Наука, 1988. 211 с.
3. Головин Б.Н. Язык и статистика. М.: Высш. шк., 1977. 193 с.
4. Носенко А.И. Статистика для лингвистов. М.: Прогресс, 1983. 154 с.
5. Турыгина Л.А. Моделирование языковых структур средствами вычисительной техники. М.: Высш. шк., 1988. 231 с.
6. StatSoft Inc. (2001). Электронный учебник по статистике. URL: http://www.statsoft.ru/home/textbook/de- fault.htm

Слайд 42Практические задания Задание 1. Знакомство с работой программы «Wordstat»
1. Краткая справка.
Программа «Wordstat»

предназначена для статистического анализа текстов. Обработать можно любой текст, предварительно сохранив его в формате txt или html. В результате работы программы пользователь получает список слов из заданного текста с указанием частоты их употребления в заданном тексте.

Слайд 432. На основе программы «Wordstat» определите частоту слов в данном тексте.
Дом,

который построил Джек
Вот дом,
Который построил Джек. А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится В доме,
Который построил Джек.
(файл оставлю в VK)

Слайд 44Для решения подобных задач можно использовать следующий алгоритм.
Для начала создайте файл

в html формате с текстом одного автора (откройте «Блокнот»; загрузите нужный текст; в меню «Файл» выберите «Сохранить как...» и назовите файл text1.html) и сохраните файл в одной папке с текстом. Затем откройте программу (wordstat.exe) и скопируйте туда текст. Если вам необходимо обработать несколько текстов одного автора, обработайте все файлы по очереди (следите, чтобы была включена опция «накапливать сумму результатов»). Автоматически откроется файл (по умолчанию) под названием wordstat.txt. В нем вы обнаружите результаты.

Скачать: http://www.bestfree.ru/soft/obraz/word-count.php

Слайд 45Задание 2. Отработка процедуры лингвостатистического анализа.
Выполните следующие действия на примере конкретного

авторского текста, обоснуйте полученные результаты. Результаты представьте в виде файла программы «MS Word».

Слайд 46
1. Пусть в нашем распоряжении оказалось какое-то количество произведений одного писателя

(ваше исследование). Для удобства упорядочьте их хронологически (т.е. в порядке написания) и для краткости назовите получившуюся генеральную лингвистическую совокупность текстом «данного автора». Таким образом, текст автора (в данном определении) может состоять из нескольких различных произведений — романов, повестей, рассказов и т.п

Слайд 47
2. Выделите из этого текста отдельные фрагменты (выборки одинакового объема или

выборочные лингвистические совокупности), состоящие из одного и того же количества слов (фиксированного заранее).
Это количество слов естественно назвать объемом выборки. Эти равновеликие (равные по объему) выборки выделяйте из текста через равные интервалы, т.е. таким образом, чтобы каждые две соседние выборки были отделены друг от друга примерно одним и тем же количеством слов. Это «расстояние», интервал между соседними выборками называют шагом. Объем выборок и их шаг можно варьировать в зависимости от поставленных задач.

Слайд 48
Итак, последовательно двигаясь по тексту одного автора, через каждые, например, 10

страниц стандартного книжного текста делайте выборки одного и того же объема, например, в 2000 слов. Чем длиннее исследуемый текст, тем больше выборок вы сможете сделать. Для коротких произведений число выборок будет невелико, что усложняет анализ, делает результаты неустойчивыми.

Слайд 49
3. Выберите какой-либо лингвистический параметр, например, частоту употребления писателем предлога «в».

Изучите эволюцию этого параметра вдоль всего текста, состоящего, быть может, из нескольких отдельных произведений, выстроенных нами в ряд. Для этого сделайте последовательные выборки и подсчитайте для каждой из них значение интересующего вас лингвистического параметра. В результате для каждой выборки (порции) получим свое число. От выборки к выборке оно будет меняться.

Слайд 50
4. Постройте график, отложив по горизонтали целые числа 1, 2, 3

и т.д., являющиеся номерами последовательных выборок, а по вертикали — значения изучаемой нами лингвистической характеристики. В результате эволюция данного параметра вдоль всего исследуемого текста изобразится некоторой ломаной линией. Она наглядно показывает поведение исследуемого параметра вдоль произведений данного автора. Такие графики очень удобны при поиске характерных черт данного автора — авторских инвариантов.

Слайд 51
5*. Теперь задача может быть переформулирована так: требуется найти такой лингвистический

параметр и такой оптимальный объем выборок, чтобы соответствующие им графики изображались бы для каждого автора практически горизонтальными линиями (прямыми), т.е. слабо колеблющимися ломаными. Другими словами, это будет означать, что числовые значения найденного инварианта мало отклоняются от своего среднего значения вдоль произведений каждого отдельного автора. Это явление — сглаживание ломаной кривой и ее стремление к горизонтальной прямой — назовем стабилизацией лингвистического параметра. Эта черта может быть названа характерной чертой данного автора или авторским инвариантом.
Такая исследовательская находка, возможно, ляжет в основу вашего научного проекта.

Слайд 52
Deadline: October 20, 2016 (15.00)

!!!Next lecture: OCTOBER 13 (next week!!!)


Слайд 53Каталог лингвистических программ и ресурсов в Cети
http://rvb.ru/soft/catalogue/catalogue.html


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика