Презентация на тему Морфология. Грамматика, как понятие

Презентация на тему Презентация на тему Морфология. Грамматика, как понятие, предмет презентации: Лингвистика. Этот материал содержит 54 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

МОРФОЛОГИЯ Лекция 11


Слайд 2
Текст слайда:

I. ГРАММАТИКА КАК ПОНЯТИЕ

Грамматика - раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, т.е. законы строения и функционирования слов и предложений.
Предмет грамматики - изучение правил функционирования значимых единиц языка на разных уровнях его структуры, а также закономерностей изменения слов и принципов их объединения при построении высказывания.


Слайд 3
Текст слайда:

Грамматика включает в себя:

Словообразование - внутреннее строение слова, его членимость на словообразовательные морфемы, правила образования слов;
Морфология - изучение формы слова и выражаемые ими значения, явления словоизменения (парадигматику слов),
способы выражения абстрактных грамматических значений;
разрабатывает учение о частях речи.
В целом – это грамматика слова;


Слайд 4
Текст слайда:

Синтаксис изучает формы слова, словосочетания и предложения и их значения, сочетаемость слов, порядок их следования внутри предложения, общие свойства предложений, правила объединения простых предложений в составе сложных, т.е. механизмы языка, которые способствуют порождению речи. Это грамматика слова, словосочетания и предложения.


Слайд 5
Текст слайда:

Грамматика

– раздел языкознания, изучающий
парадигмы словоизменения,
модели словообразования,
формулы словосочетаний,
типы предложений в отвлечении от конкретного вещественного значения слов, словосочетаний и предложений.
Грамматика изучает грамматические значения языка и способы их формального выражения.


Слайд 6
Текст слайда:

Грамматический строй языка – система морфологических и синтаксических форм и категорий языка, тесно связанный с лексическим строем.
В широком смысле – это совокупность законов функционирования ЯЕ на всех уровнях языковой структуры.
В узком смысле – совокупность правил построения:
1) лексических единиц (ЛЕ) (слов) из морфем (морфология);
2) связных высказываний из лексических единиц (ЛЕ) (синтаксис).


Слайд 7
Текст слайда:

Грамматика

Предмет синтаксиса

Синтаксическая организация языкового и мыслительного содержания

Предмет морфологии

Парадигматическая организация языкового и мыслительного материала


Слайд 8
Текст слайда:

Различие между лексическим и грамматическим значением

Мысль, воплощённая в языке структурно организуется и в линейной последовательности (синтагматически), и в объёмные структуры (парадигматически).
Синтагматическая организация языкового и мыслительного содержания – предмет синтаксиса, а их парадигматика – предмет морфологии.


Слайд 9
Текст слайда:

II. ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Слово может рассматриваться как
1) лексема (единица словарного состава языка);
2) словоформа (слово в конкретной грамматической форме), например, цветок, цветка, цветку, цветке, цветком – словоформы.
лексема - носитель лексического значения,
словоформа – носитель грамматического значения.


Слайд 10
Текст слайда:

Слова: школа, правда, дата, гора

Лексическое значение

1. Это 4 разных слова, поскольку предметное значение этих слов различно.
2. Вещественное, предметное значение слов.
3. Каждое слово индивидуально.

Грамматическое значение

Эти слова составляют один ряд – существительные женского рода, в именительном падеже, в единственном числе.
ГЗ - особого типа.
ГЗ не соотносится непосредственно с реальной действительностью, а является значением категориальным.
ГЗ можно толковать как своего рода шаблон форм, в которые мы облекаем содержание, нашу мысль.


Слайд 11
Текст слайда:

Лексическое значение слова– это его содержание, устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом, понятием и явлением, обозначаемым данным комплексом.
Грамматическое значение слова – это те элементы содержания, которые стоят за формой, это значение отношения слова к другим словам в предложении, т.е. в процессе коммуникации.
Оппозиции
ЛЗ ГЗ
более индивидуальное общее
более конкретное более абстрактное


Слайд 12
Текст слайда:

Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка

Л.В. Щерба.
В предложении содержательность обнаруживается с помощью обобщенных значений грамматических форм.
Главное свойство грамматических значений – объединяться в одно целое множество однородных языковых явлений, делая их обозримыми и систематизированными.


Слайд 13
Текст слайда:

Три сущности грамматического значения

Значения морфологических категорий (падежа, числа, лица, времени, наклонения) и частей речи;
Значения функциональных категорий (подлежащего, дополнения, обстоятельства);
Значения коммуникативных типов предложения (повествовательных, вопросительных, побудительных).


Слайд 14
Текст слайда:

ЛЗ и ГЗ неразрывно связаны

Слову как основной единице языка свойственны оба эти значения.
ЛЗ выделяет слово в ряду других слов, а ГЗ объединяет.
ГЗ представляет собой отвлечение от ЛЗ.
ГЗ сопутствует ЛЗ и не может существовать в отрыве от него.


Слайд 15
Текст слайда:

Грамматические значения

Дом, о доме, дому – гр.з. падежа,
Окно, лом, тетрадь – гр.з. рода:
Иду, идёшь, идёт – гр.з. лица;
Идёт, шёл, пойдёт – гр.з. времени;
Окно-окна – гр.з. числа.
Мальчик читает – гр.з. субъекта,
Он читает книгу – гр.з. объекта
Он читает – гр.з. предиката.
Он пишет карандашом – гр.з. инструмента. Выпил воды – (часть); выпил воду (всю) – выражена полнота действия.
Подарок другу (от меня) и подарок друга (от него) – направленность


Слайд 16
Текст слайда:

Способы выражения грамматических значений в словосочетаниях и предложениях – это интонация, порядок слов и служебные слова.

Л.В.Щерба: Блокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Все ЛЗ слов изменены, но можно догадаться к какой части речи принадлежит каждое слово
Признаки ЛЗ слова:
индивидуальность – принадлежит всему слову в целом;
Значение выражено в слове непосредственно, т.к. соотносит слово с тем или иным понятием.


Слайд 17
Текст слайда:

Признаки ГЗ слова

1. обобщенность, т.е. высокий уровень абстракции признаков и отношений;
2. обязательность, в процессе коммуникации оно всегда выражается независимо от целей и намерений говорящего (если сущ-му присущи значения числа, то оно последовательно выражается у каждого слова);
3. неиндивидуальность, т.к. гр.з. распространяется на целый класс слов, объединённых общностью морфологических свойств и синтаксических функций (все глаголы в рус.яз. выражают значения вида, наклонения, времени, лица и числа)


Слайд 18
Текст слайда:

4. закрытость, т.к. характеризуется строго определёнными числом ГЗ-й (у рус. сущ-х это значения рода, числа и падежа);
5. типизированность выражения, т.е. не называется словом прямо, а выражается в нём «попутно» с помощью строго определённых грамматических средств (аффиксов, служебных слов и т.п.).


Слайд 19
Текст слайда:

Лексические значения

отражают фиксируемые языковым сознанием внеязыковые факты

Грамматические значения

выражают отношения:
первичные – отношения между предметами денотативной ситуации;
Вторичные – отношения между языковыми знаками, их обозначающими


Слайд 20
Текст слайда:

III. МОРФОЛОГИЯ.

Морфология – раздел грамматики, занимающийся описанием слова и морфемы (И.А.Бодуэн де Куртэне).
Морфема – минимальная двусторонняя ЯЕ, или минимально значимая часть слова, выделяемая при морфемном анализе языка и и не способная к самостоятельному синтаксическому употреблению.
Характерной чертой морфем является их повторяемость в структуре разных слов (дом, домашний, домовой или учитель, писатель, читатель), что позволяет выявлять значение морфемы в ряду слов.


Слайд 21
Текст слайда:

Повторяемость морфем

Hunter, raider, reformer, golfer – er (лицо-действие)ж
Рук- рука, рукопись, вручную, рукав;
Плюрализм (-изм – ‘позиция, отношение, течение, направление’);
Plurality – множественный, многообразный – плюралист, плюралистский


Слайд 22
Текст слайда:

Типы морфем


Слайд 23
Текст слайда:

Морфемы несут лексическое, грамматическое и словообразовательное значения.
В зависимости от роли морфемы в слове выделяют следующие её виды:
корневые (непроизводные), которые формируют лексической значение слова: работа, рабочий, работать, работящий;
служебные (аффиксы: суффиксы, приставки, флексии, инфиксы, интерфиксы и т.п.), которые вносят дополнительные оттенки и передают словообразовательное (словообразовательные морфемы) и грамматическое значение (словоизменительные морфемы) : доделать, rewrite, hopeless;
нулевые – материально не выраженные (лишенные какого-либо окончания), но обладающие грамматическим значением, e.g. рук, стен, мест, строк…


Слайд 24
Текст слайда:

В речи морфема реализуется в качестве алломорфа, т.е. позиционно обусловленное употребление морфемы в словоформе.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ МОРФЕМ
корни некорни (аффиксы)
(корневые морфемы)
носители ЛЗ носители ГЗ и ЛГЗ
Agreement, careful, books, played,
Ex-boxer, mislead agreement, careless
ex-boxer, mislead


Слайд 25
Текст слайда:

Некорни (аффиксы) подразделяются на:
словообразующие, или деривационные (суф., преф.), e.g. ручка, лесник, поесть
реляционные (окончания) e.g. ручка, ручной, – несут только ГЗ
формально-структурные, гласный соединяет два корня в сложном слове, e.g. рукомойник, пароход;
формально-классифицирующие, т.е. показатель формального разряда (типа спряжения) и, стоит перед реляционной морфемой –ть, e.g. приручить – выручить.


Слайд 26
Текст слайда:

IV. ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ МОРФЕМ

В процессе исторического развития морфологическая структура слова может претерпевать изменения:
1) Переразложение – перемещение границ между морфемами в слове, в результате чего изменяется вид морфемы, её функция и появляется новая морфема. Например, в словах рук-ах, рук-ами с точки зрения русского языка вычленяется корень рук-. В древнерусском языке границы между морфемами были иными: рука-ми, рука-х.


Слайд 27
Текст слайда:

2) Опрóщение – слияние в одну двух или более морфем вследствие утраты смысловой связи с производным корнем. В результате морфологическая структура слова утрачивает способность члениться и становится простой. Например, слово рубаха в современном русском языке членится на рубах-а, в древнерусском языке оно было связано с глаголом рубить, и членилось как руб-ах-а.
e.g. по-яс по – была приставка
juosta (литов.) яс – корень
lord - hlafweord (англосаксон.) – хранитель хлеба;
lady - hlafdige (англосаксон.) – та,
что месит хлеб.


Слайд 28
Текст слайда:

3) Усложнение – явление, противоположное опрощению и переразложению, в результате которого слово, более простое по морфемному составу становится более сложным. Например, слово зонтик было заимствовано из голландского zondek – защита от солнца. В рус. яз. оно было переосмыслено и стало принадлежать к классу слов с уменьшительно-ласкательным значением, а впоследствии на его базе появилось слово зонт.


Слайд 29
Текст слайда:

Способы выражения грамматического значения

Аналитический –
лексическое и грамматическое значения выражаются разными слвоами. Формальные показатели ГЗ в этом случае относятся к неморфологическим средствам

Синтаксический –
вся грамматика содержится в слове.


Слайд 30

Слайд 31
Текст слайда:

Способы выражения грамматического значения ЛГЗ и ГЗ могут в языках могут выражаться следующими средствами:

аффиксация;
чередование;
ударение;
повторы;
сложение;

суплетивизм;
способ служебных слов;
способ порядка слов;
способ интонации.


Слайд 32
Текст слайда:

Средства выражения ГЗ. 1.Аффиксация

способ образования грамматических значений с помощью аффиксов: суффиксов, префиксов и окончаний
дом-домик,
учитель – учительница,
лес – лесник,
свет – светлый,
смотреть – просмотреть,
ходить – уходить.


Слайд 33
Текст слайда:

Способы выражения грамматического значения

Синтетический способ предполагает возможность объединения в пределах одного слова нескольких морфем (корневых, словообразовательных, словоизменительных). Грамматическое значение выражается в рамках слова.



Слайд 34
Текст слайда:

Аффиксы:

Суффиксы: нагреватель, игрок, домик …
Префиксы: проиграть, разыграть, сыграть…
Постфиксы: одеваться, кто-то, что-либо, когда-нибудь…
Флексии (окончания): скалка, прямой, пряла, умная…


Слайд 35
Текст слайда:

Специфические виды аффиксов

Интерфиксы – аффикс между 2-мя корнями; e.g. пароход, пулемёт, лесовоз.
Конфиксы (циркумфиксы) – комбинации из 2-х аффиксов: префикса и постфикса, вместе выражающих ГЗ e.g. gelesen (прочитанный), в рус. яз. под-окон-ник, под-снеж-ник.
Инфиксы – аффикс, находящийся в середине слова и разрывает корень. E.g. в тагальском языке (индонезийская семья языков) sulat – письмо - s-um-ulat – писать, s-in-ulat – был написан.


Слайд 36
Текст слайда:

3. Трансфиксы – аффиксы, разрывающие корень в арабском языке
e.g. k t b – корень, выражающий идею письма; kataba – написал; kutiba – был написан; katibu – пишущий; kitabu – написание.
4. Нулевой аффикс – отсутствие аффикса в одной форме парадигмы, при наличии его в других формах парадигмы, например: рог – рога, стен, дом, рук, ног


Слайд 37
Текст слайда:

Словоизменительная аффиксация:

средство выражения ГЗ при помощи внешней флексии (падежных окончаний имён и личных окончаний глаголов).
Основная функция – формировать тот внешний облик слова, который ему необходим для выражения того или иного ГЗ.
В единстве с ГЗ словоизменительные аффиксы создают грамматические формы слов.
В зависимости от характера аффиксов, их семантических и формальных свойств различают: агглютинативную и фузийную аффиксацию.


Слайд 38
Текст слайда:

Две тенденции аффиксации

Агглютинация (приклеивание) – механическое присоединение однозначных, стандартных аффиксов к неизменяемым корням: ара (пила), ара-гá, ара-лáр, ара-лар-гá
Фузия – (сплав) – присоединение нестандартных аффиксов, к корням, которые могут изменяться: пил-á, пил-‘э, пúл-ы, пúл-ам, сон, сна, сном, сне, снах
Свойственна индоевропейским языкам.


Слайд 39
Текст слайда:

2. ЧЕРЕДОВАНИЕ И ВНУТРЕННЯЯ ФЛЕКСИЯ - (сгибание)

Например, run – ran;
sing-sang-sung,
избегать – избежать,
назвать – называть - вид глагола.
foot – feet – число.
Следует различать морфологическое чередование от исторического:
Лоб – лба; пень – пня; пеку – печёт.




Слайд 40
Текст слайда:

3) РЕДУПЛИКАЦИЯ - (повтор)

В русском языке редупликация используется для выражения видовых оттенков глагола (продолжительность действия): работаешь – работаешь,
говоришь – говоришь и т.п.
В русском языке: чуть-чуть, тары-быры, шурум-бурум, Шуры-муры
нивсхий язык корякский язык
река – Эри-эри человек – saram-saram


Слайд 41
Текст слайда:

4. СЛОВОСЛОЖЕНИЕ -

способ передачи только деривационного ГЗ. При помощи словосложения образуются новые слова. Словосложение сходно с аффиксацией, потому что сочетаются морфемы, но при словосложении сочетаются только корневые (лексические) морфемы. Например: пароход, землемер,
Kopfschmerz – головная боль,
Augenapfel – глазное яблоко.


Слайд 42
Текст слайда:

5. СУПЛЕТИВИЗМ – соединение в одну грамматическую пару разнокорневых слов или слов с разными основами

Например, ребёнок – дети, child – children, человек – люди, быть – есть, go – went, good – better – best, хорошо – лучше.
Видовые различия глагола существует в русском языке наряду с аффиксацией: брать - взять, садиться – сесть.
Суплетивизм характерен для парадигм склонения личных местоимений в индоевропейских языка: я- меня, она – ей, мы – нас.


Слайд 43
Текст слайда:

6. УДАРЕНИЕ как значащее чередование - способом выражения ГЗ слова фонетическими средствами

Динамическое монотоническое ударение может стать грамматическим способом, только если оно подвижное и нефиксированное: руки – руки, иглы – иглы.
Ударение с аффиксацией: дом – дома.
Ударение с чередованием:стучать –стукнуть.
Например, record – record, transport – transport.
Различение видовых пар глагола: насыпать – насыпать, нарезать – нарезать и т.д.

Различение видовых пар глагола: насыпать – насыпать, нарезать – нарезать


Слайд 44
Текст слайда:

2. Аналитический способ выражения ГЗ -

предполагает раздельное выражение ЛЗ и ГЗ слова, что проявляется в морфологической неизменяемости слова и использовании служебных элементов (интонация, служебные слова), которые в сочетании образуют сложные (аналитические) грамматические формы.
Например, буду читать – прочитаю, will write, have been working etc.


Слайд 45
Текст слайда:

Способы выражения ГЗ в аналитических языках

СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА –
передают отношения между знаменательными словами, выражают их ГЗ. Это такие слова, которые лишены номинативной функции и которые выполняют такую же роль как аффиксы в синтетическом способе образования ГЗ. Например:
Синт. сп. Маша красивее Наташи.
Анал.сп. Маша более красива, чем Наташа.
Анг. яз. a table - the table,
more interesting – the most interesting


Слайд 46
Текст слайда:

2. ПРЕДЛОГИ –

выражают отношения между словами в речевой цепи, уточняя значение граммем падежей. Предлоги выражают пространственные временные, целевые, причинные отношения, отношения принадлежности и др. Предлог – это служебное слово, которое соединяет слова в предложении, и указывает на тип связи между словами. Они выражают подчинительные отношения между членами предложения: еду на автобусе, села на автобус, а также уточняют падежные значения: у них, от неё, на нас.


Слайд 47
Текст слайда:

3. ЧАСТИЦЫ

Модальные значения (отношение говорящего к тому, что он высказывает) – утверждение, отрицание, условность, побудительность, желательность, сомнение.
Немодальные значения:
ограничительность: только, лишь, один;
разделительность: именно, прямо;
указательность: вот, то, та;
неопределённость: что-либо, что-нибудь;
присоединительность: тоже, также и т.д.


Слайд 48
Текст слайда:

СОЮЗЫ

служебные слова, выражающие грамматические отношения между словами в предложении и между предложениями:
Сочинительные союзы:
соединительные: и, ни.. ни, также, тоже, and, but…
противительные: но, а, да, зато, однако, and, but…
разделительные: или, либо, либо… либо, то… то, не то… не то…, or, either… or, to… now…
сопоставительные: как… так и, не только, но и, as, like, both… and…
пояснительные: то есть, как то, или, а именно, that is, namely…
Союзы представлены во всех известных языках примерно одними и теми же группами в соответствии со значением отношений, ими выражаемых.


Слайд 49
Текст слайда:

4. АРТИКЛИ

вспомогательные слова, сопровождающие знаменательные слова. Их функции –
грамматическое обозначение знаменательного слова (имени)e.g. play – a play. В русском языке эту же роль играет аффиксация, например, играть – игра.
различение грамматической функции определённости – неопределённости. В немецком и французском языках артикль различает род: der, die, das, ein, eine.
Артикли различают число и могут изменяться по падежам (нем. Яз).


Слайд 50
Текст слайда:

5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ -

служебные слова, обладающие формами словоизменения, т.е. членимые на морфемы. При их помощи в языке образуются сложные (аналитические) глагольные формы. В таких формах основной глагол – носитель ЛЗ – употребляется в какой-либо неизменяемой общей форме (инфинитив, причастие), а совокупность ГЗ (лицо, число, время) выражается формами вспомогательных глаголов.
Я буду писать мы будем писать
Ты будешь писать вы будете писать
Он будет писать они будут писать


Слайд 51
Текст слайда:

6. ПОРЯДОК СЛОВ

Роль порядка слов для выражения отношений между словами в речевой цепи в значительной степени связана с употреблением в языке грамматического способа аффиксации.
Чем большую роль в языке играет аффиксация для выражения отношений между словами в предложении, тем меньшую грамматическую роль играет порядок слов. Так, большей свободой в порядке слов отличались древние индоевропейские языки с богатой системой форм словоизменения (древнеиндийский, латинский.)
Мать любит дочь – Дочь любит мать.
The man killed the bear – The bear killed the man.


Слайд 52
Текст слайда:

7. ИНТОНАЦИЯ

связана со строением предложения и служит для обозначения той или иной роли слова.
Интонация может:
выражать модальность (желание, долженствование и т.д.);
различать простое и сложное предложение;
различать сочинительную или подчинительную связь (лес рубят – щепки летят);
выделять вводные слова и предложения.


Слайд 53
Текст слайда:

СМЕШАННЫЙ (ГИБРИДНЫЙ) СПОСОБ

Смешанный, или гибридный способ объединяет признаки синтетического и аналитического типов, например, в русском языке грамматическое значение предложенного падежа выражается двояко: синтетически – падежной флексией и аналитически – предлогом.


Слайд 54
Текст слайда:




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика