Морфология. Грамматика, как понятие презентация

Содержание

I. ГРАММАТИКА КАК ПОНЯТИЕ Грамматика - раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, т.е. законы строения и функционирования слов и предложений. Предмет грамматики - изучение правил функционирования значимых единиц языка на разных

Слайд 1МОРФОЛОГИЯ Лекция 11


Слайд 2I. ГРАММАТИКА КАК ПОНЯТИЕ
Грамматика - раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка,

т.е. законы строения и функционирования слов и предложений.
Предмет грамматики - изучение правил функционирования значимых единиц языка на разных уровнях его структуры, а также закономерностей изменения слов и принципов их объединения при построении высказывания.

Слайд 3Грамматика включает в себя:
Словообразование - внутреннее строение слова, его членимость на

словообразовательные морфемы, правила образования слов;
Морфология - изучение формы слова и выражаемые ими значения, явления словоизменения (парадигматику слов),
способы выражения абстрактных грамматических значений;
разрабатывает учение о частях речи.
В целом – это грамматика слова;

Слайд 4Синтаксис изучает формы слова, словосочетания и предложения и их значения, сочетаемость

слов, порядок их следования внутри предложения, общие свойства предложений, правила объединения простых предложений в составе сложных, т.е. механизмы языка, которые способствуют порождению речи. Это грамматика слова, словосочетания и предложения.

Слайд 5Грамматика
– раздел языкознания, изучающий
парадигмы словоизменения,
модели словообразования,
формулы словосочетаний,
типы

предложений в отвлечении от конкретного вещественного значения слов, словосочетаний и предложений.
Грамматика изучает грамматические значения языка и способы их формального выражения.


Слайд 6Грамматический строй языка – система морфологических и синтаксических форм и категорий

языка, тесно связанный с лексическим строем.
В широком смысле – это совокупность законов функционирования ЯЕ на всех уровнях языковой структуры.
В узком смысле – совокупность правил построения:
1) лексических единиц (ЛЕ) (слов) из морфем (морфология);
2) связных высказываний из лексических единиц (ЛЕ) (синтаксис).

Слайд 7Грамматика
Предмет синтаксиса
Синтаксическая организация языкового и мыслительного содержания
Предмет морфологии
Парадигматическая организация языкового и

мыслительного материала

Слайд 8Различие между лексическим и грамматическим значением
Мысль, воплощённая в языке структурно организуется

и в линейной последовательности (синтагматически), и в объёмные структуры (парадигматически).
Синтагматическая организация языкового и мыслительного содержания – предмет синтаксиса, а их парадигматика – предмет морфологии.

Слайд 9II. ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Слово может рассматриваться как
1) лексема

(единица словарного состава языка);
2) словоформа (слово в конкретной грамматической форме), например, цветок, цветка, цветку, цветке, цветком – словоформы.
лексема - носитель лексического значения,
словоформа – носитель грамматического значения.

Слайд 10Слова: школа, правда, дата, гора
Лексическое значение
1. Это 4 разных

слова, поскольку предметное значение этих слов различно.
2. Вещественное, предметное значение слов.
3. Каждое слово индивидуально.

Грамматическое значение

Эти слова составляют один ряд – существительные женского рода, в именительном падеже, в единственном числе.
ГЗ - особого типа.
ГЗ не соотносится непосредственно с реальной действительностью, а является значением категориальным.
ГЗ можно толковать как своего рода шаблон форм, в которые мы облекаем содержание, нашу мысль.


Слайд 11Лексическое значение слова– это его содержание, устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между

звуковым комплексом, понятием и явлением, обозначаемым данным комплексом.
Грамматическое значение слова – это те элементы содержания, которые стоят за формой, это значение отношения слова к другим словам в предложении, т.е. в процессе коммуникации.
Оппозиции
ЛЗ ГЗ
более индивидуальное общее
более конкретное более абстрактное

Слайд 12Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка
Л.В. Щерба.
В предложении содержательность

обнаруживается с помощью обобщенных значений грамматических форм.
Главное свойство грамматических значений – объединяться в одно целое множество однородных языковых явлений, делая их обозримыми и систематизированными.

Слайд 13Три сущности грамматического значения
Значения морфологических категорий (падежа, числа, лица, времени,

наклонения) и частей речи;
Значения функциональных категорий (подлежащего, дополнения, обстоятельства);
Значения коммуникативных типов предложения (повествовательных, вопросительных, побудительных).

Слайд 14ЛЗ и ГЗ неразрывно связаны
Слову как основной единице языка свойственны оба

эти значения.
ЛЗ выделяет слово в ряду других слов, а ГЗ объединяет.
ГЗ представляет собой отвлечение от ЛЗ.
ГЗ сопутствует ЛЗ и не может существовать в отрыве от него.


Слайд 15Грамматические значения
Дом, о доме, дому – гр.з. падежа,
Окно, лом, тетрадь

– гр.з. рода:
Иду, идёшь, идёт – гр.з. лица;
Идёт, шёл, пойдёт – гр.з. времени;
Окно-окна – гр.з. числа.
Мальчик читает – гр.з. субъекта,
Он читает книгу – гр.з. объекта
Он читает – гр.з. предиката.
Он пишет карандашом – гр.з. инструмента. Выпил воды – (часть); выпил воду (всю) – выражена полнота действия.
Подарок другу (от меня) и подарок друга (от него) – направленность

Слайд 16Способы выражения грамматических значений в словосочетаниях и предложениях – это интонация,

порядок слов и служебные слова.

Л.В.Щерба: Блокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Все ЛЗ слов изменены, но можно догадаться к какой части речи принадлежит каждое слово
Признаки ЛЗ слова:
индивидуальность – принадлежит всему слову в целом;
Значение выражено в слове непосредственно, т.к. соотносит слово с тем или иным понятием.


Слайд 17Признаки ГЗ слова
1. обобщенность, т.е. высокий уровень абстракции признаков и отношений;
2.

обязательность, в процессе коммуникации оно всегда выражается независимо от целей и намерений говорящего (если сущ-му присущи значения числа, то оно последовательно выражается у каждого слова);
3. неиндивидуальность, т.к. гр.з. распространяется на целый класс слов, объединённых общностью морфологических свойств и синтаксических функций (все глаголы в рус.яз. выражают значения вида, наклонения, времени, лица и числа)

Слайд 184. закрытость, т.к. характеризуется строго определёнными числом ГЗ-й (у рус. сущ-х

это значения рода, числа и падежа);
5. типизированность выражения, т.е. не называется словом прямо, а выражается в нём «попутно» с помощью строго определённых грамматических средств (аффиксов, служебных слов и т.п.).


Слайд 19Лексические значения
отражают фиксируемые языковым сознанием внеязыковые факты
Грамматические значения
выражают

отношения:
первичные – отношения между предметами денотативной ситуации;
Вторичные – отношения между языковыми знаками, их обозначающими


Слайд 20III. МОРФОЛОГИЯ.
Морфология – раздел грамматики, занимающийся описанием слова и морфемы (И.А.Бодуэн

де Куртэне).
Морфема – минимальная двусторонняя ЯЕ, или минимально значимая часть слова, выделяемая при морфемном анализе языка и и не способная к самостоятельному синтаксическому употреблению.
Характерной чертой морфем является их повторяемость в структуре разных слов (дом, домашний, домовой или учитель, писатель, читатель), что позволяет выявлять значение морфемы в ряду слов.

Слайд 21Повторяемость морфем
Hunter, raider, reformer, golfer – er (лицо-действие)ж
Рук- рука, рукопись, вручную,

рукав;
Плюрализм (-изм – ‘позиция, отношение, течение, направление’);
Plurality – множественный, многообразный – плюралист, плюралистский


Слайд 22Типы морфем


Слайд 23Морфемы несут лексическое, грамматическое и словообразовательное значения.
В зависимости от роли морфемы

в слове выделяют следующие её виды:
корневые (непроизводные), которые формируют лексической значение слова: работа, рабочий, работать, работящий;
служебные (аффиксы: суффиксы, приставки, флексии, инфиксы, интерфиксы и т.п.), которые вносят дополнительные оттенки и передают словообразовательное (словообразовательные морфемы) и грамматическое значение (словоизменительные морфемы) : доделать, rewrite, hopeless;
нулевые – материально не выраженные (лишенные какого-либо окончания), но обладающие грамматическим значением, e.g. рук, стен, мест, строк…

Слайд 24В речи морфема реализуется в качестве алломорфа, т.е. позиционно обусловленное употребление

морфемы в словоформе.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ МОРФЕМ
корни некорни (аффиксы)
(корневые морфемы)
носители ЛЗ носители ГЗ и ЛГЗ
Agreement, careful, books, played,
Ex-boxer, mislead agreement, careless
ex-boxer, mislead

Слайд 25 Некорни (аффиксы) подразделяются на:
словообразующие, или деривационные (суф., преф.), e.g. ручка, лесник,

поесть
реляционные (окончания) e.g. ручка, ручной, – несут только ГЗ
формально-структурные, гласный соединяет два корня в сложном слове, e.g. рукомойник, пароход;
формально-классифицирующие, т.е. показатель формального разряда (типа спряжения) и, стоит перед реляционной морфемой –ть, e.g. приручить – выручить.

Слайд 26IV. ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ МОРФЕМ
В процессе исторического развития морфологическая структура слова может

претерпевать изменения:
1) Переразложение – перемещение границ между морфемами в слове, в результате чего изменяется вид морфемы, её функция и появляется новая морфема. Например, в словах рук-ах, рук-ами с точки зрения русского языка вычленяется корень рук-. В древнерусском языке границы между морфемами были иными: рука-ми, рука-х.

Слайд 272) Опрóщение – слияние в одну двух или более морфем вследствие

утраты смысловой связи с производным корнем. В результате морфологическая структура слова утрачивает способность члениться и становится простой. Например, слово рубаха в современном русском языке членится на рубах-а, в древнерусском языке оно было связано с глаголом рубить, и членилось как руб-ах-а.
e.g. по-яс по – была приставка
juosta (литов.) яс – корень
lord - hlafweord (англосаксон.) – хранитель хлеба;
lady - hlafdige (англосаксон.) – та,
что месит хлеб.

Слайд 283) Усложнение – явление, противоположное опрощению и переразложению, в результате которого

слово, более простое по морфемному составу становится более сложным. Например, слово зонтик было заимствовано из голландского zondek – защита от солнца. В рус. яз. оно было переосмыслено и стало принадлежать к классу слов с уменьшительно-ласкательным значением, а впоследствии на его базе появилось слово зонт.

Слайд 29Способы выражения грамматического значения
Аналитический –
лексическое и грамматическое значения выражаются разными

слвоами. Формальные показатели ГЗ в этом случае относятся к неморфологическим средствам

Синтаксический –
вся грамматика содержится в слове.


Слайд 31Способы выражения грамматического значения ЛГЗ и ГЗ могут в языках могут выражаться

следующими средствами:

аффиксация;
чередование;
ударение;
повторы;
сложение;

суплетивизм;
способ служебных слов;
способ порядка слов;
способ интонации.


Слайд 32Средства выражения ГЗ. 1.Аффиксация
способ образования грамматических значений с помощью аффиксов:

суффиксов, префиксов и окончаний
дом-домик,
учитель – учительница,
лес – лесник,
свет – светлый,
смотреть – просмотреть,
ходить – уходить.

Слайд 33Способы выражения грамматического значения
Синтетический способ предполагает возможность объединения в пределах одного

слова нескольких морфем (корневых, словообразовательных, словоизменительных). Грамматическое значение выражается в рамках слова.



Слайд 34Аффиксы:
Суффиксы: нагреватель, игрок, домик …
Префиксы: проиграть, разыграть, сыграть…
Постфиксы: одеваться, кто-то, что-либо,

когда-нибудь…
Флексии (окончания): скалка, прямой, пряла, умная…

Слайд 35Специфические виды аффиксов
Интерфиксы – аффикс между 2-мя корнями; e.g. пароход, пулемёт,

лесовоз.
Конфиксы (циркумфиксы) – комбинации из 2-х аффиксов: префикса и постфикса, вместе выражающих ГЗ e.g. gelesen (прочитанный), в рус. яз. под-окон-ник, под-снеж-ник.
Инфиксы – аффикс, находящийся в середине слова и разрывает корень. E.g. в тагальском языке (индонезийская семья языков) sulat – письмо - s-um-ulat – писать, s-in-ulat – был написан.

Слайд 363. Трансфиксы – аффиксы, разрывающие корень в арабском языке
e.g. k

t b – корень, выражающий идею письма; kataba – написал; kutiba – был написан; katibu – пишущий; kitabu – написание.
4. Нулевой аффикс – отсутствие аффикса в одной форме парадигмы, при наличии его в других формах парадигмы, например: рог – рога, стен, дом, рук, ног

Слайд 37Словоизменительная аффиксация:
средство выражения ГЗ при помощи внешней флексии (падежных окончаний имён

и личных окончаний глаголов).
Основная функция – формировать тот внешний облик слова, который ему необходим для выражения того или иного ГЗ.
В единстве с ГЗ словоизменительные аффиксы создают грамматические формы слов.
В зависимости от характера аффиксов, их семантических и формальных свойств различают: агглютинативную и фузийную аффиксацию.

Слайд 38Две тенденции аффиксации
Агглютинация (приклеивание) – механическое присоединение однозначных, стандартных аффиксов к

неизменяемым корням: ара (пила), ара-гá, ара-лáр, ара-лар-гá
Фузия – (сплав) – присоединение нестандартных аффиксов, к корням, которые могут изменяться: пил-á, пил-‘э, пúл-ы, пúл-ам, сон, сна, сном, сне, снах
Свойственна индоевропейским языкам.

Слайд 392. ЧЕРЕДОВАНИЕ И ВНУТРЕННЯЯ ФЛЕКСИЯ - (сгибание)
Например, run – ran;


sing-sang-sung,
избегать – избежать,
назвать – называть - вид глагола.
foot – feet – число.
Следует различать морфологическое чередование от исторического:
Лоб – лба; пень – пня; пеку – печёт.




Слайд 403) РЕДУПЛИКАЦИЯ - (повтор)
В русском языке редупликация используется для выражения

видовых оттенков глагола (продолжительность действия): работаешь – работаешь,
говоришь – говоришь и т.п.
В русском языке: чуть-чуть, тары-быры, шурум-бурум, Шуры-муры
нивсхий язык корякский язык
река – Эри-эри человек – saram-saram


Слайд 414. СЛОВОСЛОЖЕНИЕ -
способ передачи только деривационного ГЗ. При помощи

словосложения образуются новые слова. Словосложение сходно с аффиксацией, потому что сочетаются морфемы, но при словосложении сочетаются только корневые (лексические) морфемы. Например: пароход, землемер,
Kopfschmerz – головная боль,
Augenapfel – глазное яблоко.

Слайд 425. СУПЛЕТИВИЗМ – соединение в одну грамматическую пару разнокорневых слов или

слов с разными основами

Например, ребёнок – дети, child – children, человек – люди, быть – есть, go – went, good – better – best, хорошо – лучше.
Видовые различия глагола существует в русском языке наряду с аффиксацией: брать - взять, садиться – сесть.
Суплетивизм характерен для парадигм склонения личных местоимений в индоевропейских языка: я- меня, она – ей, мы – нас.


Слайд 436. УДАРЕНИЕ как значащее чередование - способом выражения ГЗ слова фонетическими

средствами

Динамическое монотоническое ударение может стать грамматическим способом, только если оно подвижное и нефиксированное: руки – руки, иглы – иглы.
Ударение с аффиксацией: дом – дома.
Ударение с чередованием:стучать –стукнуть.
Например, record – record, transport – transport.
Различение видовых пар глагола: насыпать – насыпать, нарезать – нарезать и т.д.

Различение видовых пар глагола: насыпать – насыпать, нарезать – нарезать


Слайд 442. Аналитический способ выражения ГЗ -
предполагает раздельное выражение ЛЗ и ГЗ

слова, что проявляется в морфологической неизменяемости слова и использовании служебных элементов (интонация, служебные слова), которые в сочетании образуют сложные (аналитические) грамматические формы.
Например, буду читать – прочитаю, will write, have been working etc.


Слайд 45Способы выражения ГЗ в аналитических языках
СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА –
передают отношения

между знаменательными словами, выражают их ГЗ. Это такие слова, которые лишены номинативной функции и которые выполняют такую же роль как аффиксы в синтетическом способе образования ГЗ. Например:
Синт. сп. Маша красивее Наташи.
Анал.сп. Маша более красива, чем Наташа.
Анг. яз. a table - the table,
more interesting – the most interesting

Слайд 462. ПРЕДЛОГИ –
выражают отношения между словами в речевой цепи,

уточняя значение граммем падежей. Предлоги выражают пространственные временные, целевые, причинные отношения, отношения принадлежности и др. Предлог – это служебное слово, которое соединяет слова в предложении, и указывает на тип связи между словами. Они выражают подчинительные отношения между членами предложения: еду на автобусе, села на автобус, а также уточняют падежные значения: у них, от неё, на нас.

Слайд 473. ЧАСТИЦЫ
Модальные значения (отношение говорящего к тому, что он высказывает) –

утверждение, отрицание, условность, побудительность, желательность, сомнение.
Немодальные значения:
ограничительность: только, лишь, один;
разделительность: именно, прямо;
указательность: вот, то, та;
неопределённость: что-либо, что-нибудь;
присоединительность: тоже, также и т.д.

Слайд 48СОЮЗЫ
служебные слова, выражающие грамматические отношения между словами в предложении и между

предложениями:
Сочинительные союзы:
соединительные: и, ни.. ни, также, тоже, and, but…
противительные: но, а, да, зато, однако, and, but…
разделительные: или, либо, либо… либо, то… то, не то… не то…, or, either… or, to… now…
сопоставительные: как… так и, не только, но и, as, like, both… and…
пояснительные: то есть, как то, или, а именно, that is, namely…
Союзы представлены во всех известных языках примерно одними и теми же группами в соответствии со значением отношений, ими выражаемых.


Слайд 494. АРТИКЛИ
вспомогательные слова, сопровождающие знаменательные слова. Их функции –
грамматическое

обозначение знаменательного слова (имени)e.g. play – a play. В русском языке эту же роль играет аффиксация, например, играть – игра.
различение грамматической функции определённости – неопределённости. В немецком и французском языках артикль различает род: der, die, das, ein, eine.
Артикли различают число и могут изменяться по падежам (нем. Яз).

Слайд 505. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ -
служебные слова, обладающие формами словоизменения, т.е. членимые на

морфемы. При их помощи в языке образуются сложные (аналитические) глагольные формы. В таких формах основной глагол – носитель ЛЗ – употребляется в какой-либо неизменяемой общей форме (инфинитив, причастие), а совокупность ГЗ (лицо, число, время) выражается формами вспомогательных глаголов.
Я буду писать мы будем писать
Ты будешь писать вы будете писать
Он будет писать они будут писать


Слайд 516. ПОРЯДОК СЛОВ
Роль порядка слов для выражения отношений между словами

в речевой цепи в значительной степени связана с употреблением в языке грамматического способа аффиксации.
Чем большую роль в языке играет аффиксация для выражения отношений между словами в предложении, тем меньшую грамматическую роль играет порядок слов. Так, большей свободой в порядке слов отличались древние индоевропейские языки с богатой системой форм словоизменения (древнеиндийский, латинский.)
Мать любит дочь – Дочь любит мать.
The man killed the bear – The bear killed the man.


Слайд 527. ИНТОНАЦИЯ
связана со строением предложения и служит для обозначения той

или иной роли слова.
Интонация может:
выражать модальность (желание, долженствование и т.д.);
различать простое и сложное предложение;
различать сочинительную или подчинительную связь (лес рубят – щепки летят);
выделять вводные слова и предложения.

Слайд 53СМЕШАННЫЙ (ГИБРИДНЫЙ) СПОСОБ
Смешанный, или гибридный способ объединяет признаки синтетического и аналитического

типов, например, в русском языке грамматическое значение предложенного падежа выражается двояко: синтетически – падежной флексией и аналитически – предлогом.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика