Слайд 2СВЯЗЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С МАТЕМАТИКОЙ
Языкознание стало первой из гуманитарных наук, которая от
установки на полное и исчерпывающее описание отдельных фактов перешла к установке на обобщение, на поиски единого закона, объясняющего необозримое множество отдельных фактов. Эта познавательная установка и определила интерес к математическим методам.
Слайд 3КВАНТИТАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА (АНГЛ. QUANTITATIVE LINGUISTICS)
Это раздел общей лингвистики и, в частности,
математической лингвистики.
Квантитативная лингвистика исследует язык при помощи статистических методов; её цель — сформулировать законы, по которым функционирует язык и, в конечном счете, построить общую теорию языка в виде совокупности взаимосвязанных законов функционирования языков.
Слайд 4КВАНТИТАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА КОМБИНАТОРНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Иногда квантитативная лингвистика противопоставляется комбинаторной лингвистике.
В последней
доминирующую роль занимает «неколичественный» математический аппарат – теория множеств, математическая логика, теория алгоритмов и т.д.
С теоретической точки зрения, использование статистических методов в языкознании позволяет дополнить структурную модель языка вероятностным компонентом, т.е. создать структурно-вероятностную модель, обладающую значительным объяснительным потенциалом.
Слайд 5КВАНТИТАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА (АНГЛ. QUANTITATIVE LINGUISTICS)
Иными словами, задача построения структурно-вероятностной модели функционирования
языка относится к теоретическим проблемам лингвистики и входит в компетенцию теории языка. В прикладной же области квантитативная лингвистика представлена прежде всего фрагментами этой модели, используемыми для лингвистического мониторинга функционирования языка, дешифровки кодированного текста, авторизации/атрибуции текста и т.п.
Слайд 6КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Как и все математические методы, количественные методы могут применяться к
объектам самой разной природы, поэтому в языкознании они используются для анализа единиц любого уровня. Во многих сферах языкознания применение количественных методов ничем не отличается от применения их в других науках.
Слайд 7КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Например, экспериментальная (инструментальная) фонетика использует тот же математический аппарат, что
и физика. Применение выборочных методов статистики в языкознании аналогично их применению в других естественных и социальных науках. В психолингвистике и социолингвистике, где обрабатываются мнения информантов, применяются те же методы конструирования шкал, что и в психологии и социологии.
Слайд 8КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Основным объектом применения количественных методов обычно является речь, точнее, текст.
Количественные показатели дают определённую информацию о самих текстах. На том факте, что различия между языковыми стилями и жанрами носят преимущественно статистический характер, основана так называемая статистическая стилистика.
Слайд 9КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Возможность через лексику количественно отражать тематическую отнесённость текстов языка важна
для некоторых приложений лингвистики (например, в информатике). Широкое применение количественных методов для описания и классификации текстов (например, при атрибуции текстов, в частности при установлении авторства анонимных или псевдонимных текстов) связано с тем, что большинство двусторонних единиц и конструкций языка могут служить основой для различения текстов или для их квалификации.
Слайд 10КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
С другой стороны, количественные методы, примененные к текстам, открывают путь
к изучению самого языка, поскольку сегменты текстов, являющиеся объектами подсчётов, соотнесены с единицами языка.
Количественные методы позволяют количественно описывать поведение различных языковых единиц (фонем, букв, морфем, слов) в тексте: частоту употребления единиц, их распределение в текстах разного жанра, сочетаемость с другими единицами и т. п.
Слайд 11КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Одновременно накапливается обобщённая информация о классах единиц, о языковых конструкциях
(например, данные о средней длине слова или предложения, о частоте употребления каких-либо грамматических форм в тех или иных синтаксических функциях и т. п.). Такая информация углубляет описание единиц языка.
Слайд 12ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ
Практическим результатом статистического изучения лексики являются частотные словари, отличающиеся от
обычных лингвистических (толковых, орфографических и других) тем, что словарные единицы располагаются не только в алфавитном порядке, но и в порядке убывающей частотности.
Слайд 13ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ
В первом случае это будет алфавитный частотный словарь, а во
втором – ранговый частотный словарь. Частотные словари характеризуются следующими параметрами: объёмом текста (число словоупотреблений), объёмом словаря словоформ, объёмом словаря лексем.
Слайд 14ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ
Частотный словарь содержит сведения о наиболее употребительных словах современного русского
языка. Он создан на основе Национального корпуса русского языка, авторитетного и представительного электронного ресурса. Подкорпус 1950-2007 гг. объемом 92 млн. словоупотреблений включает тексты художественной литературы, средств массовой информации, технические, деловые документы и т.д., а также записи разговорной речи.
Словарь представляет разнообразную статистическую информацию для 50 тыс. слов общей лексики и 3 тыс. имен собственных и аббревиатур. Приводятся частотные списки лексики, характерной для публицистики, устной речи и других функциональных жанров, а также списки наиболее употребительных существительных, прилагательных, глаголов и слов других частей речи.
Слайд 15КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Количественная методика стала более эффективной с появлением вычислительной техники. С
помощью формально-количественных методов изучается авторский идиостиль, под которым В.П. Григорьев понимает взаимосвязь между языковыми средствами и особенностями творческой позиции писателя, его взгляда на мир, на окружающую действительность.
Слайд 16КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Определение авторства с помощью формально-количественных и статистических методов стимулировало поиск
и выявление характерных структур авторского языка.
Слайд 17КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
На этом строятся многообразные методики, представленные в книге «От Нестора
до Фонвизина. Новые методы определения авторства». Специалисты исследовали несколько простых параметров авторского стиля и на базе большого количества произведений писателей XVIII–XX вв. статистически доказали, что доля всех служебных слов в данном прозаическом произведении является авторским инвариантом.
Слайд 18КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Один из авторов, опираясь на модель цепей А.А. Маркова, предложил
методику определения авторства, основанную на том, что по произведениям автора, которые достоверно им созданы, вычисляется матрица переходных частот употреблений пар букв. Затем такие матрицы строятся для каждого из авторов, «подозреваемых» в написании анонимного текста, и для каждого автора оценивается вероятность того, что именно он написал анонимный фрагмент текста. В результате автором анонимного текста полагается тот, у которого вычисленная оценка вероятности больше.
Слайд 19КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Знаменитый шедевр древнерусской словесности XII в. «Слово о полку Игореве»,
уникальность которого вот уже более столетия ставится скептиками под сомнение, был подвергнут жёсткой формально-количественной ревизии. Применение анализа частот парной встречаемости грамматических классов слов позволило наглядно доказать, что глубинная структура «Слова» – это структура языка XI столетия. Этот формально-количественный анализ не отвергает гипотезы историка Б.А. Рыбакова о боярине Петре Бориславиче как авторе «Слова о полку Игореве». Возможно, отчасти она и подтверждена. Однако, полагают исследователи, необходимо ещё более детальное исследование текстов.
Слайд 20КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
В Эдинбурге (Англия) разработан аналитический метод, основанный на учёте зависимости
частоты употребляемого слова и длины предложения, в котором оно появляется. Этот метод получил название «диаграммы накапливающихся сумм». С его помощью установлено, что каждому человеку свойствен прочно укоренившийся, неизменный стиль, который не поддаётся имитации.
Слайд 21КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Анализ показал, что авторы приобретают и сохраняют постоянный стиль, как
бы ни сложилась их жизнь. Например, стиль В. Скотта в «Антикварии» (1816) полностью совпадает с его стилем в «Замке опасностей», написанном после того, как знаменитый английский писатель перенёс три инсульта, один из которых лишил его дара речи и нарушил двигательные способности.
Слайд 22КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Метод выявляет в тексте инородные вставки, обнаруживает попытки подделать авторский
стиль. Английская писательница Джейн Остин не окончила повесть «Сандиция», которая обрывается на семьдесят третьем предложении одиннадцатой главы. Повесть была дописана другой писательницей. При чтении невозможно определить, где заканчивается текст Д. Остин, а метод позволяет точно найти инородную часть повести.
Слайд 23КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Петербургский поэт и переводчик «Слова о полку Игореве» Андрей Чернов
нашёл, что построение стихов загадочного древнерусского памятника подчиняется определенным математическим закономерностям, а именно – формуле «серебряного сечения».
А. Чернов сделал заключение о том, что «Слово о полку Игореве» имеет девять песен и что в основу текста легла круговая композиция. Если в композиции «Слова» лежит круг, то у него должен быть «диаметр» и некая математическая закономерность.
Слайд 24КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Число стихов во всех трёх частях «Слова» (их 804) А.
Чернов разделил на число стихов в первой (или последней) части (256), в итоге получил 3,14, т. е. число «пи» с точностью до третьего знака.
А. Чернов сделал вывод: математический модуль автор «Слова» использовал интуитивно, неся внутри себя образ древнерусских архитектурных памятников. В те времена храм являл собой всеобъемлющий художественный идеал, оказывающий влияние на композицию и ритмику стихосложения. Исследователь назвал обнаруженную им закономерность в построении древнерусского литературного памятника и древнерусских храмов принципом «серебряного сечения»
Слайд 25КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
Отдавая должное квантитативным методикам получения информации, не следует забывать и
об ограниченности их. Известны три типа получения знаний: интуитивный, научный и религиозный. Наука (по Хайдеггеру) есть знание, проверяющее себя, экспериментирующее со своим объектом и переделывающее его. Полагают, что наука в состоянии познать только те явления, свойства которых можно оценить числом. Например, работу гипнотизера нельзя описать математическими формулами, и тем не менее результаты её несомненны и воспроизводимы. Достижения индийских йогов – экспериментальный факт, многократно проверенный. Однако эти феномены не могут стать объектами точной науки, поскольку они не поддаются количественному описанию с помощью чисел и формул. Ограниченность науки также и в невозможности понять секрет искусства. И даже сам метод открытия глубоких научных истин лишь отчасти принадлежит науке и в значительной мере лежит в сфере искусства.