История латинского языка. Теории о происхождении романских языков презентация

Содержание

План 1. Периодизация истории латинского языка. 2. Нелитературные разновидности латинского языка. 3. Теории происхождения РЯ.

Слайд 1Тема 4.
История латинского языка.
Теории о происхождении РЯ.


Слайд 2План
1. Периодизация истории латинского языка.
2. Нелитературные разновидности латинского языка.
3. Теории происхождения

РЯ.

Слайд 3Латинский язык
Племя латинов.
Область Лациум

(Лаций)
С 8 века до н.э.


Слайд 4Основные периоды истории латинского языка
1. Архаический период (8-4 вв. до н.э.).


Надписи 7-4 вв. до н.э.:
посвящения, законы,
надгробия, гимны.
Доисторическая латынь
Долитературная латынь

Слайд 5Основные периоды истории латинского языка
2. Доклассический период: 3-2 вв. до н.э.


Писатели: Ливий Андроник,
Плавт, Энний и др.

Слайд 6Основные периоды истории латинского языка
3. Классическая или «золотая» латынь:
1 в. до

н.э.
Цицерон, Цезарь, Саллюстий, Гораций, Овидий

Слайд 7Основные периоды истории латинского языка
4. Послеклассическая или «серебряная» латынь: 1-2 в.н.э.


Сенека, Петроний, Апулей, Тацит.

Слайд 8Основные периоды истории латинского языка
5. Поздняя латынь (2-5 вв.н.э.).
Разделение Римской империи

на Западную и Восточную (395 г.).
Падение Западной Римской империи (476 г.).
Разрыв между письменным и народно-разговорным языком.

Слайд 9Основные периоды истории латинского языка
6. Средневековая латынь.
Лексика развивается.

Грамматика стабилизируется в состоянии классической латыни.
Язык администрации, торговли, судопроизводства, образования во всей Европе.

Слайд 10Пути распространения латинского языка:
в форме литературного письменного языка через школы,

официальные документы, произведения писателей и учёных;
в форме народно-разговорной речи легионеров, колонистов, торговцев, ремесленников, разговорной речи образованных людей.

Слайд 11Обозначение нелитературной разновидности латинского языка
sermo vulgāris – речь торговцев и

ремесленников,
sermo militāris – речь воинов,
sermo rustĭcus – деревенская речь,
sermo cotidiānus – речь повседневного общения,
sermo plebeius – простонародная речь.

Слайд 12Как получают сведения о народной латыни:
Через литературные произведения →
вульгаризмы;
Через глоссы


pulchra - bona, optimum - valde bonum;
через сравнительно-сопоставительный анализ современных РЯ →
восстанавливают, реконструируют предполагаемые народнолатинские формы (*):
*veclus ‘старый’ ← ит.vecchio, рум.vechi, исп.viejo, порт.velho, ст.фр. vieil, пров.vielh.

Слайд 13Время образования самостоятельных РЯ ?
6 – 7 века


Слайд 14Как соотносятся литературная и народная латынь?
Противопоставляются как 2 языка.
Рассматриваются как

варианты единого латинского языка:
варианты стилистические, социальные или территориальные.

Слайд 15Г. Грёбер: 2 разных языка


Слайд 16Соотношение литературной и народной латыни?
Классическая или литературная латынь – это вариант

латинского языка:
письменный, графически закреплённый и литературно обработанный.
А народная латынь – это живой латинский язык в его устной форме,
существовал во все века римской истории и дал начало романским языкам.

Слайд 17Разговорный латинский язык
Разнороден.
Обладал региональными особенностями.


Слайд 18Теории происхождения РЯ
1. Теория субстрата.
Субстрат – язык местного населения,

распространенный ранее на данной территории
и вытесненный другим языком-победителем.


Слайд 19В.фон Вартбург и М. Бартоли
Суперстрат – язык пришлых этнических групп,

наслоившийся на данный язык и растворившийся в нем.
Адстрат – язык, находившийся в тесном контакте с данным языком, оказавший на него влияние,
но не ассимилировавшийся и не растворившийся в нем.

Слайд 20Теория субстрата
Г. Шухардт (Германия, Австрия)
Г.И. Асколи (Италия)
Субстрат на Апеннинском п-ве


италийские и неиталийские языки,
на территории Галлии – кельтские языки,
на Иберийском п-ве –
иберийский субстрат,
на Балканском п-ве –
фрако-дакийский субстрат.

Слайд 21Влияние субстрата на РЯ
Французский язык: лат. u > ü
murus > mur

‘стена’; securus > sur ‘надёжный, уверенный’.
+ кельтские заимствования: vassal, mouton ‘баран’, alouette ‘жаворонок’, sapin ‘ель’, chêne ‘дуб’, etc.
Испанский язык: лат. f > h
facĕre > hacer, femĭna > hembra.

Слайд 22 Германский суперстрат:
Италия – языки остготов и лангобардов,
Франция – франкский,
Испания

– языки вестготов, вандалов, свебов.
Фр. baron, исп. varón, итал. barone < baro ‘свободный человек’;
Герм. blank > фр., пров., катал. blanc, исп. blanco, итал. bianco, порт. branco.
Латинский культурный суперстрат.


Слайд 23Адстраты:
греческий → на латинский,
арабский → на иберо-романские,
славянские → на восточно-романские:


рум. greblă ‘грабли’, obraz ‘лицо’, taina ‘секрет’, bogat ‘богатый’, slab ‘худой’, a citi ‘читать’, a iubi ‘любить’.

Слайд 242. Хронологическая или историческая теория происхождения РЯ
Густав Грёбер (Германия).
Сардинский

диалект латинского языка – это латынь 3-го века до н.э. (227 г.),
Галлия – 1 в.н.э.,
Дакия – 2 в.н.э. (107 г.).

Слайд 253. Теория изоляции или теория распада Римской империи
В. Мейер-Любке (Австрия).
9

век – общероманский язык распался на множество диалектов.

Слайд 26Факторы, повлиявшие на образование РЯ:
1) хронологический фактор;
2) этнический фактор (субстрат,

суперстрат, адстрат);
3) социальный фактор:
а) способ романизации данной территории;
б) степень интенсивности контактов данной области с Римом;
в) степень изоляции бывшей Римской провинции в период распада Империи;
4) внутрисистемный фактор.

Слайд 27Задание
Найдите информацию об одном из лингвистов, занимавшихся изучением происхождения романских языков
(1,5-2

стр., с указанием источника):
Густав Грёбер, Гуго Шухард, Г.И. Асколи, Вильгельм Мейер-Любке.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика