Слайд 1
История и методология лингвистики
Автор курса – канд. филол. н.
А. А.
Алексеева
Слайд 2Этот курс нужен, чтобы
понимать причины возникновения и логику развития лингвистики
знать особенности
лингвистических традиций, теорий, школ, научного пути их представителей
знать основные достижения лингвистической мысли и перспективы развития языкознания
знать, в каких сферах могут работать специалисты с филологическим образованием
владеть различными методами лингвистического анализа
Слайд 3Специфика курса
2 ракурса изложения
хронологический
методологический
Слайд 4Работа в семестре
чтение первоисточников
выступление с докладами
выполнение лабораторной работы
выполнение семестрового проекта
участие в
научных дебатах
выполнение тестов, контрольных работ, участие в устных опросах
Слайд 5Лингвистика как наука
Лингвистика – наука о естественном человеческом языке вообще и
о всех языках мира как индивидуальных его представителях [ЛЭС].
Слайд 6А как же искусственные языки (конланги)?
Couturat L., Leau L., Histoire de la langue universelle,
P., 1907
Кузнецов С. Н., К вопросу о типологической классификации международных искусственных языков // Проблемы интерлингвистики, М., 1976;
Статьи и курсы А. Пиперски, посвящённые артлангам
Н. Заика «Как сделан новояз: взгляд типолога» (доклад об особенностях оруэлловского языка, 2015 г.)
Слайд 7Связь лингвистики с другими науками
Слайд 8Лингвистика и литературоведение
Слайд 9Лингвистика и литературоведение
Филология (первоначально) - изучение письменных памятников для разных целей
Слайд 10Лингвистика и литературоведение
язык как необходимая база для литературы
применение лингвистических теорий и
методов в текстологии, стиховедении
изучение языковых субстанций на материале художественных текстов
переводоведение как дисциплина на стыке лингвистики и литературоведения
Слайд 12Лингвистика и философия
философия науки как база для лингвистики
(и для любой
другой науки)
вопросы на пересечении философии и лингвистики: о сущности и роли языка, соотношении формы и содержания в языке и др.
использование знаний о языке при изучении философских вопросов
Слайд 13Лингвистика и философия
Л. Витгенштейн, «Логико-философский трактат», 1922
Слайд 14«Логико-философский трактат»
мировая субстанция = простой объект 1 + простой объект 2
+ простой объект 3…
простой объект 1 + простой объект 2 = факт 1
простой объект 1 + простой объект 3 + простой объект 14 = факт 2
Слайд 15«Логико-философский трактат»
имя – обозначение простого объекта
элементарное суждение = имя 1 +
имя 2 + имя 28
Слайд 16«Логико-философский трактат»
некая возможная комбинация имен – отражение некой возможной комбинации объектов
логическая форма образа = логическая форма реальности
Слайд 17«Логико-философский трактат»
Мышление доступно для чувственного восприятия, поскольку выражено в языковых суждениях.
Записав все истинные элементарные суждения, мы смогли бы полностью описать мир.
Слайд 20Лингвистика и логика
Создатель логики - Аристотель (384 - 322 гг. до
н. э.).
Термин «логика» введен стоиками и обозначал словесное выражение мысли (logos).
Слайд 21Лингвистика и логика
языкознание
мышление
логика
Слайд 22Лингвистика и логика
Алёшина О. Н. Логика и лингвистика / Новосиб. гос.
ун-т. Новосибирск, 2000. 111 с. (www.philology.ru )
Слайд 23Лингвистика и психология, физиология, медицина
Слайд 24Лингвистика и психология, физиология, медицина
изучение мыслительных и др. психологических процессов и
их отражение в речи, в категориях языка
психолингвистика как особый ракурс, в котором изучается язык, речь, коммуникация, познавательные процессы
Слайд 25Лингвистика и психология, физиология, медицина
психопатолингвистика
изучение речи людей с дисфункцией сенсорных
систем
Глухие овладевают зрительным и слухозрительным восприятием словесной речи только в процессе специального обучения.
Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими.
Слайд 26Лингвистика и психология, физиология, медицина
психопатолингвистика
изучение афазий (нарушений уже сформировавшейся речи
в результате повреждения мозга)
Симптомы афазий:
трудность с «извлечением» слова из памяти
нарушение беглости речи
использование нецензурной лексики
проблемы с грамматикой: «Жена магазин ходить»
использование неподходящих или несуществующих слов
Слайд 27Лингвистика и психология, физиология, медицина
психопатолингвистика
Диагностические тесты для определения типов афазии,
например Русский афазиологический тест (Лаборатория нейролингвистики НИУ ВШЭ)
Слайд 28Лингвистика и психология, физиология, медицина
онтолингвистика
связь работы мозга и процессов овладения языком
билингвизм
синтаксис детской речи
возрастные изменения в речи людей и т.д.
Слайд 29Лингвистика и психология, физиология, медицина
логопедия
Слайд 30Лингвистика и антропология
Антропология - наука о происхождении человека и человеческих рас,
об изменчивости строения человека во времени и пространстве.
Вопрос о происхождении языка
Слайд 32Лингвистика и социология
как определённый язык используется различными социальными объединениями
как отражается
на языке различные социальные процессы (переселение народов, объединение и разделение социальных разделение групп общества и т.д.)
Слайд 33Лингвистика и социология
гендерная лингвистика
(к. XX века)
язык и отражение в нём пола
коммуникативное
поведение мужчин и женщин
Слайд 35Лингвистика и история
история языка – часть истории народа
данные языкознания – один
из источников при изучении некоторых исторических вопросов:
- происхождение народа
- развитие культуры народа на разных этапах
- контакты между народами
Слайд 36Лингвистика и этнография, география
Слайд 37Лингвистика и этнография, география
диалекты
отражение в языке народного самосознания
классификация языков
языковые контакты
и языковые союзы
Слайд 38Лингвистика и юриспруденция
изучение и экспертиза
конфликтогенных текстов, связанных с:
оскорблением чести и
достоинства
разжиганием межнациональной розни
- рекламой и т.д.
Слайд 39Лингвистика и юриспруденция
работа с текстами с целью:
защиты авторского права
идентификации личности по
тексту
интерпретации официальных юридических текстов с лингвистической точки зрения
- выявления приемов манипуляции общественным сознанием и др.
Слайд 42Лингвистика и математика
применение математической статистики:
- для составления частотных словарей
для работы с
корпусами языков
применение количественных методов в сочетании с дистрибутивным и контрастивным анализом для создания электронных переводчиков и др.
Слайд 43Лингвистика и математика
Big Data (большие данные)
Технология WebCorp
Peter Sheridan Dodds et al.
Human language reveals a universal positivity bias (2015):
на материале 24 корпусов 10 различных языков было отобрано 100000 слов для оценивания по «шкале счастья»
Слайд 45Лингвистика и физика
Сведения об акустике, связанные с
высотой, силой, длительностью звуков
речи
соотношением явлений тона и шума
пониманием звукового спектра и явлений резонанса
Слайд 46Предпосылки появления лингвистики
необходимость в фиксации культурно значимых текстов
необходимость в создании письменности
Слайд 47Предпосылки появления лингвистики
развитие торговых, внешнеполитических и др. отношений
необходимость в изучении иностранных
Слайд 48Предпосылки появления лингвистики
Пример 1
Греко-римская традиция начала складываться в эпоху эллинизма, когда
греческий язык стал языком культуры и делопроизводства в ряде государств
Слайд 51Предпосылки появления лингвистики
Пример 2
Арабская лингвистическая традиция начала складываться с VII в.,
когда по-арабски начали говорить и писать многие принявшие ислам народы
Слайд 52Предпосылки появления лингвистики
задача толкования текстов на не до конца понятном языке
(толкование поэм Гомера александрийцами)
развитие стихосложения
развитие риторики
Слайд 53Методология лингвистики:
основные понятия
Слайд 54Методология лингвистики -
сформированный в процессе развития лингвистической науки (и в
результате деятельности различных научных школ и направлений) комплекс стандартных приёмов и средств (методов и методик) исследования, основанных на правдоподобных предположениях (презумпциях) о природе изучаемого объекта и обеспечивающих достижение поставленной цели
Слайд 55Специфика объекта лингвистики
связан с психической сферой человека, т.е. его
мыслительной деятельностью и эмоциональной сферой (объект идеальной природы)
язык
естественное образование, возникшее и существующее помимо воли человека (объект материальной природы)
Слайд 56Специфика объекта лингвистики
язык недоступен непосредственному наблюдению
доступны лишь внешние проявления функционирования
языка:
речевая деятельность человека
тексты
фундаментальная двойственность языка
Слайд 57Специфика объекта лингвистики
невозможность непосредственного наблюдения языка
интенсивное использование в лингвистике общенаучного метода
Слайд 58Специфика объекта лингвистики
Язык – абстрактная система, единицы которой могут реализовываться в
нескольких вариантах, отождествляемых на основании их соотнесения с абстрактным инвариантом
Слайд 59Специфика объекта лингвистики
«столкновение» языковой интуиции и приобретённых знаний в голове лингвиста
многомерность
и многокомпонентность языка
Слайд 60Типология лингвистических исследований
По объекту изучения
частные лингвистики
русистика, славистика, романистика и т.д.
Слайд 61Типология лингвистических исследований
По объекту изучения
фонология лексикология морфология…
Слайд 62Типология лингвистических исследований
По главной цели
фунд. л. прикл. л.
интерлингвистика
Слайд 63Типология лингвистических исследований
По методу
компьют. л. квантитат. л. ср.-ист.л.….
Слайд 64Презумпции в лингвистике
Презумпции - не требующие доказательства и обоснования наиболее базисные
представления о природе объекта, о конечных целях его описания и о типе исследовательских методов
Слайд 65Презумпции в лингвистике
Смена научных парадигм (термин Т. Куна) = смена презумпций
Слайд 66Смена научных парадигм
пр. лингвистики 19 в. пр. структ. лингв.
пр.
амер. дескрип. пр. генератив.
пр. генератив. пр. когнит. л.
Слайд 67
Лингвистика как
полипарадигмальная наука
Слайд 68Методология, метод, методика
Методология – (1) совокупность методов какой-либо науки; (2) учение
о научном методе познания; а применительно к конкретной науке – учение о методах исследования.
Слайд 69Методология, метод, методика
Метод – совокупность (система) исследовательских приемов.
Слайд 70Методология, метод, методика
Методика – процедура применения того или иного метода, которая
зависит от аспекта исследования, техники и способов описания, личности иссле- дователя и иных факторов (А.А.Гируцкий).
Слайд 71Классификация методов
общие (анализ и синтез, сравнение, классификация и т.д.)
общенаучные (измерение, эксперимент
и т.д.)
частные
Слайд 72Классификация методов
По цели:
методы исследования
методы верификации результатов исследования
методы интерпретации результатов исследования
Слайд 73Классификация лингвистических методов (по И. А. Стернину)
системные методы
лингвистическое наблюдение
антропометрические методы
Слайд 74
Системные методы – процедуры извлечения знаний о языке из наблюдений над
единицами языка в системе, т.е. вне контекста
Слайд 75
Лингвистическое наблюдение – анализ и фиксация языкового материала в его функционировании
– в устной или письменной речи
Слайд 76
Антропометрические методы – методы, предполагающие получение знаний о языке через обращение
с различными вопросами и заданиями к самим носителям языка