Индоевропейская семья языков презентация

Содержание

План Праиндоевропейский язык 1.1 Реконструкция языка 1.2 Прародина индоевропейцев и культурные реалии 1.3 Краткая характеристика языка 2. Классификация индоевропейских языков

Слайд 1Лекция 4
Индоевропейская семья языков
Флаксман М.А


Слайд 2План
Праиндоевропейский язык
1.1 Реконструкция языка
1.2 Прародина индоевропейцев и культурные реалии
1.3 Краткая характеристика

языка
2. Классификация индоевропейских языков


Слайд 31. Праиндоевропейский язык
1.1 Реконструкция языка

1) Сравнение лексики в родственных языках для

восстановления словарного состава
др.-исл. plōgr, двн. pfluog >>общег. *plōgaz «плуг»

Восстанавливают:
предметы быта
социально-родовые понятия
природные особенности

NB! Народы могут менять язык!

«Метод слов и вещей»
(лингвистическая палеонтология)

много синонимов
специфическая лексика
ЛСГ

учет регулярных фонетических
соответствий!


Слайд 42) Анализ заимствований
(количество контактов)
«принцип максимального разнообразия»
3) Данные смежных наук
археология
палеонтология
история
4) Анализ

путей миграции
ступенчатая реконструкция, выявление инноваций
время заимствований + фонетический облик
топонимика (особенно гидронимы) – Мста «черная река», Корпийоки, Куопри-Иоки — «Лесная болотная речка»

Слайд 5Глоттохронология
Сравнительно-исторический метод задает последовательность разделения ветвей генеалогического древа
Исторические данные (латынь)

Количество

совпадений в базисной лексике

Корневая глоттохронология


Слайд 6 1.2 Прародина индоевропейцев и культурные реалии
Волжские и причерноморские степи
4500 д н.э
Реконструировано

ок. 1200 слов

Слайд 7Степени родства
отец (*ph₂tḗr), мать (*méh₂tēr), сын (*suHnús), дочь (*dʰugh₂tḗr),
брат (*bʰréh₂tēr),

сестра (*swésōr)

Еда
молоко (*h₂melǵ-), соль (*séh₂-(e)l-), вино (*w(e)ih₁-on-), мёд (*melit)

Домашние животные
лошадь (*h₁éḱwos), гусь (*ǵʰans), корова (*gʷeh₃us), свинья (*suHs), овца (*h₂ówis),собака (*ḱ(u)wṓn)

Дикие животные

волк (*wĺ̥kʷos), бобр (*bʰébʰrus), заяц (*ḱasos) лиса (*wl(o)p-), медведь (*h₂ŕ̥tḱos), рысь (*luḱ-),


Слайд 81.3 Краткая характеристика строя и лексического состава языка


Слайд 9Краткие
Долгие
*r, *l, *n
Ударение – свободное, подвижное , тоническое (?)


Слайд 10Аблаут
нулевая – полная – удлинённая
Ступени


Слайд 11AVIS AKVASAS KA
Avis, jasmin varna na {a_} ast, dadarka akvams, tam,

v{a_}gham garum vaghantam, tam, bh{a_}ram magham, tam, manum {a_}ku bharantam. Avis akvabhjams {a_} vavakat: kard aghnutai mai vidanti manum akvams agantam.
Akv{a_}sas {a_} vavakant: krudhi avai, kard aghnutai vididvantsvas: manus patis varn{a_}m avis{a_}ms karnanti svabhjam gharman vastram avibhjams ka varn{a_} na asti.
Tat kukruvants avis agram {a_} bhudat.
 
Перевод на русский язык:
ОВЦА И КОНИ
Овца, [на] которой не было шерсти (стриженая овца), увидела коней, везущих тяжелую повозку [с] большим грузом, быстро несущих человека. Овца сказала коням: сердце теснится [во] мне (сердце мое печалится), видя коней, везущих человека.
Кони сказали: послушай, овца, сердце теснится [от] увиденного: человек — господин, делает шерсть овцы теплой одеждой [для] себя, и [у] овец нет шерсти (у овец больше нет шерсти, они острижены, им хуже, чем коням).
Услышав это, овца повернула [в] поле (она удрала, ретировалась).

Басня Шлейхера


Слайд 122. Классификация индоевропейских языков

изоглоссы
Диалектный континуум
Кентум - Сатем

H


I
J


ок. 2000 г. д.н.

э.

индоиранские
балтославянские

кельтские
германские
греческий


Слайд 16Анатолийские языки
хеттский (75% и.-е. корней)
лувийский
II-I тыс. д.н.э.
древний (1650—1450 гг. до н. э.),
средний

(1450—1380 гг. до н. э.)
новый (1380—1175 гг. до н. э.)

Хаттуса (сейчас Богазкале) — около 30 000 глиняных табличек


Слайд 17Индоарийские языки
1 млд. чеовек
хинди
урду
бенгальский
пенджаби
цыганские языки
и др.
санскрит


Слайд 18Иранские языки
200 млн. человек
более 80 языков
персидский
таджикский
пашто
курдский
протоиранский – 2000 д н.э


Слайд 19Греческий язык
15млн. носителей новогреческого
древнегреческий язык (XIV в. до н. э. — IV в. н. э.); архаический период

(XIV в. до н. э. — VIII в. до н. э.);
классический период (VIII в. до н. э. — IV в. до н. э.);
эллинистический период (IV в. до н. э. — I в. до н. э.) — в этот период сложилось древнегреческое койне;
позднегреческий период (I—IV вв. н. э.);
византийский язык (среднегреческий язык, V—XV вв.)
новогреческий язык (с XV в.) 

Слайд 20Романские языки
3 в. до н. э. — 5 в. н. э.
800 млн.


Слайд 21Кельтские языки
1,8 млн
Галльский язык †
Ирландский язык
Шотландский язык
Корнский язык
Бретонский язык
Валлийский язык


Слайд 22Балтийские языки
4,5 млн. человек
Литовский
Латышский

Прусский (до 17в)


Слайд 23Славянские языки
400 млн. чел
восточнославянская
западнославянская
южнославянская
Группы
русский
белорусский
украинский
польский
чешский
словацкий
лужицкий
болгарский
македонский
сербский
хорватский
словенский
церковнославянский


Слайд 24Германская группа
западные
восточные
северные
готский
немецкий
английский
фризский
голландский
исландский
норвежский
датский
шведский
фарерский


Слайд 25Литература
Основная:
Бурлак С.А., Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание. М.: Издательский центр «Академия»,

2005
Дополнительная:
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. СПб.: Академия, 2006
Арсеньева М.Г., Балашова С.П. Введение в германскую филологию. М.:ГИС, 2003
Пауль, Г. Принципы истории языка. М.: ЛИБРОКОМ, 2014

Слайд 26Семинарское занятие 1
Задание 1. Определите, какими частями речи являются квази-слова в

следующих предложениях:
1) Colorless green ideas sleep furiously.
2) Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка.



Слайд 27Задание 2. Определите, опираясь на закон Гримма, какие из представленных слов

с одним значением принадлежат к германской группе индоевропейской семьи языков, а какие – нет.
«два»: *twō, twai, *dwoh1, duō, twā, tveir, δύο
«три»: *trejes,*þrejez, þreis, trēs, ðrí, drī, þrír, trayaḥ, τρεῖς 

Слайд 28Задание 3. Слова с какими значениями следует брать для проведения сравнительно-исторической

реконструкции (аргументируйте свой выбор):
«Дерево», «компьютер», «вентилятор», «вино», «небо», «рука», «мозаика», «ветер», «озеро», «тётя», «пять», «амфора», «труба», «телескоп», «вода».

Слайд 29Atta unsar, þu in himinam, weihnai namo þein, qimai þiudinassus þeins, wairþai wilja þeins, swe

in himina jah ana airþai. Hlaif unsarana þana sinteinan gif uns himma daga, jah aflet uns þatei skulans sijaima, swaswe jah weis afletam þaim skulam unsaraim, jah ni briggais uns in fraistubnjai, ak lausei uns af þamma ubilin; [unte þeina ist þiudangardi jah mahts jah wulþus in aiwins.]

Слайд 30Вопросы для контроля и подготовки (1):
Каким образом формировались представления человечества о

происхождении языка?
Перечислите основные признаки, отличающие язык человека от систем коммуникации животных.
Каковы предполагаемые датировки становления человеческого языка?
Приведите основные положения классификации знаков Ч.С. Пирса.
Чем отличается язык от речи?
Назовите основные уровни языка.
В чем заключается суть сравнительно-исторического метода?
Каких лингвистов принято считать его разработчиками?
Какие языки правомерно считать родственными?
Каковы основные особенности индоевропейского праязыка?
Где и когда предположительно жили праиндоевропейцы?
Расскажите об основных группах языков, входящих в данную языковую семью.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика