Презентация на тему Грамматическая категория: аспект (вид)

Презентация на тему Грамматическая категория: аспект (вид), предмет презентации: Лингвистика. Этот материал содержит 12 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Грамматическая категория: аспект (вид)

Остроухова Анастасия
Группа 13808


Слайд 2
Текст слайда:

Категория аспекта

Аспект (вид) - категория глагола, указывающая на внутреннюю структуру и способ существования ситуации во времени.



Слайд 3
Текст слайда:

Вид — грамматическая категория глагола, обобщён­но указывающая, как протекает или как распределяется во времени обозначенное глаголом действие.

Категория вида в разных языках харак­те­ри­зу­ет­ся значи­тель­ным многообразием как со стороны внешних (синтети­че­ских или аналити­че­ских) форм своего выражения, так и со стороны содержания.


Слайд 4
Текст слайда:

В языках мира выделяются аспектуальные противо­по­став­ле­ния, связанные с :


- достижением​/​недости­же­ни­ем внутрен­не­го предела действия
- подчёр­ки­ва­ни­ем процесса протекания действия
- понятием состояния и достигнутого состояния
понятиями многократности, обычности

и т. п.

Противо­по­став­ле­ние значений этого типа выступает как вид, поскольку оно получает в том или ином языке статус грамматической категории.


Слайд 5
Текст слайда:

В русском и других славянских языках

Вид: Совершенный (перфектив) - сигнали­зи­ру­ет достижение предела и, в силу этого, представляет действие в его неделимой целостности Несовершенный (имперфектив) - нейтрален к признаку достижения предела и к признаку целостности; во многих случаях он указывает на действие, лишь в перспективе направленное к пределу или вовсе не предусматривающее предела (у непредельных глаголов).


Слайд 6
Текст слайда:

В контексте высказывания значение одного и другого вида в зависимости от ряда условий реализуется в одном из частных видовых значений
(в одной из частных функций).

совершенный вид:
- конкретно-фактическая («Я открыл окно»)
- наглядно-примерная («Татьяна то вздохнёт, то охнет») и др.
несовер­шен­ный вид:
- конкретно-процессная («Я открывал окно» — в тот момент)
- неограниченно-кратная («открывал по вечерам» и т. п.)
- обобщённо- или общефактическая («Ты открывал окно? — Да, открывал»)
- выражает также постоянное отношение («Сумма углов треугольника равняется двум прямым») - выступает вместо совершенного вида в позициях нейтрализации, например в так называемом историческом настоящем: «Вчера он приходит и говорит» (вместо «пришёл и сказал»).


Слайд 7
Текст слайда:

В плане выражения виды различаются:
- сочета­е­мо­стью, ср. невозможность постановки совершенного вида после фазовых глаголов типа «начать», «кончить», «продолжать» («начал писать», но не «написать»), после «всё», «всё больше» («Он всё полнел», но не «...располнел»)

- составом парадигмы, ср. в русском языке отсутствие причастий на -щий и будущего сложного в числе форм совершенного вида

- строением глагольной основы: за корневыми основами закреплено значение несовершенного вида, реже (ср. «дать», «бросить») совершенного вида


Слайд 8
Текст слайда:

- добавление приставки («с-делать», «про-делать», «от-делать») или суффикса однократности («маз-ну-ть») делает основу предельной и переводит её в совершенный вид (перфективирует)

- добавление суффикса имперфективации создаёт производную основу несовер­шен­но­го вида («да-ва-ть», «брос-а-ть», «про-дел-ыва-ть»), которая может снова перфективироваться («надавать обещаний», «побросать»)


Слайд 9
Текст слайда:

Если между образованиями противо­по­лож­ных видов нет различий в лекси­че­ском значении, возникает чисто видовая соотносительность (видовая пара): «дать — давать», «проделать — проделывать» и др. (также — с использованием так называемой пустой приставки: «делать — сделать» или супплетивизма; «брать — взять»).

Многие глаголы стоят по семантическим или формальным причинам вне видовых пар, являясь «только несовершенными» («зависеть», «учительствовать») или «только совершенными» («рухнуть», «побросать»). Есть также двувидовые основы, от каждой из которых образуются формы обоих видов (ср. «женить», «исследовать»).

Спорным остаётся вопрос, является ли вид в русском языке словообразовательной или словоизменительной категорией.


Слайд 10
Текст слайда:

В современных английском, испанском и некоторых других языках выделяют: так называ­е­мый прогрессивный вид (прогрессив, англ. Progressive, или континуатив, англ. Continuous), изображающий действие в процессе его осуществления в конкретный момент времени (англ. I am writing, исп. estoy escribiendo ‘Я пишу в данный момент’) и противо­по­став­лен­ный в различных временах, наклонениях и инфинитиве «общему» виду (непрогрессиву).


Прогрессивный вид представлен аналитическими формами.


Иногда в качестве вида рассматривают также аналитический перфект английского, романских и ряда других языков.


Слайд 11
Текст слайда:

Видовые формы в английском языке характеризуют глагол не с точки зрения законченности, а с точки зрения его протекания.
Категория вида (Aspect) включает в себя общий (Common) и длительный (Continuous) вид. Кроме этого в английском языке существует категория перфекта, которую относят к системе грамматического времени. Перфект (Perfect) обозначает действие, предшествующее какому-либо моменту или другому действию в прошлом, настоящем или будущем времени. Это понятие также может указывать и на результативность действия в момент речи.
Поэтому английский глагол может принимать 4 видо-временных формы:


Слайд 12
Текст слайда:

В различных языках выделяют также многократный (итератив, фреквентатив) и некоторые другие виды. В одном языке могут совмещаться разные видовые противо­по­став­ле­ния. С дру­гой стороны, есть языки, не имеющие категории вида, в которых достигнутость​/​недостиг­ну­тость предела действия и другие аспектуальные значения обычно явствуют из соотношения предикатов, соседствующих в составе высказывания, или выражаются другими средствами функционально-семантического поля аспектуальности (таков, например, немец­кий язык).

Категория вида связана с другими глагольными категориями, особенно тесно — с катего­ри­ей времени. Эта связь проявляется в невозможности образования некоторых времён в рамках одного из видов, в специфическом использовании некоторых видо-временных форм: так, в русском и других славянских языках (кроме южнославянских) настоящее время совершенного вида преимущественно используется в значении будущего. В ряде языков некоторые противо­по­став­ле­ния по категории вида представлены лишь в сфере прошедшего времени. В арабском, китайском, ряде африканских языков видовое противо­по­став­ле­ние вообще не отделено от временно́го. Так, в глаголе языков йоруба и игбо (см. Ква языки) форма, выражающая завершён­ное действие, автоматически обозначает прошедшее время, а форма, выражающая протекающее действие, — настоящее время (если в предложении нет лексических показа­те­лей, противо­ре­ча­щих этим временны́м значениям).


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика