Слайд 1Философия языка и протолингвистика в античной Греции (до Аристотеля).
Лекция вторая
Слайд 2Периодизация языкознания в Древней Греции
1) философский период (5-3 вв. до н.э.)
2)
грамматический период (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.)
Первая проблема – спор о характере названий предметов.
Слайд 3Гераклит Эфесский (536-470 гг. до н.э.) ‘Ηρακλειτοσ
Первый важный философ древней Греции,
определил через своих учеников дальнейшее развитие европейской философии языка
Сохранились фрагменты работ
Его идеи получили особую интер-
претацию в работах учеников.
Важнейший фрагмент – B1 в книге
Секста Эмпирика «Adversus
Mathematicos“
Слайд 4Идеи Гераклита
Этот фрагмент открывал книгу Περι φυσεωσ
„Этот «логос» же, хотя он
вечен, люди не понимают, ни прежде, чем они воспримут его, ни как только они его восприняли. Ибо, хотя всё происходит согласно этому «логосу», они представляются не ведающими его, при том, что они в тот же момент узнают такие слова и вещи, о коих я рассуждаю, анализируя каждое по его природе и говоря, как с ним обстоит дело. От прочих людей же ускользает то, что они делают, пробуждаясь, так же, как они забывают то, что делали во сне»
Слайд 5Интерпретация понятия «логос» у Гераклита
«Логос» не может быть чисто языковым явлением
(речью или предложением), т.к. он вечен, присутствует всегда, чего не скажешь о речи.
Возможно знать «логос» еще до того, как человек его чувственно воспринимает.
«Логос» – закон языковой и внеязыковой действительности, это ratio, норма, принцип организации, который Гераклит усматривает в реальной жизни и в речи.
Слайд 6Интерпретация понятия «логос» у Гераклита
Гераклит различает три уровня:
εργον − реальность как
таковая, онтологический процесс
εποσ − языковой процесс как таковой
λογοσ − синтез обоих процессов, высказывание о том, что собой представляет процесс, который познается и вербализуется.
Первые два уровня – формы проявления логоса. Логос понимается также как мышление. Поэтому можно было бы интерпретировать Гераклита так:
Слайд 7Интерпретация Гераклита
Логос (мышление)
Эпос (говорение)
Эргон (процесс реальности)
Логос как закон создает все эти три уровня, это их внутренний порядок, рациональное ядро реальности, мышления и говорения.
Слайд 8Соотношение предмета и значения по Гераклиту
Имена предметов в речи всегда истинны
или не являются вообще их именами. Они не могут быть, следовательно, ложными (Дюссельдорф – имя, используемое для конкретного города).
Имена предметов как таковые могут быть неконгруэнты предметам (Дюссельдорф – не «деревня на реке Дюссель»).
Гераклит отрицает естественную, каузальную конгруэнтность «слова» и обозначаемого предмета. Он не ставит проблему «истинности имен» (ορθοτεσ ονοματον)! Эта проблема ставится его учениками в процессе истолкования его идей. Ученики ищут истинность имени при помощи этимологии.
Слайд 9Значение Гераклита
Наряду с Парменидом, он поставил проблему теоретико-познавательной ценности языка. Эта
проблема «язык – познание», «бытие – мышление – язык» останется главной проблемой философии языка и определит проблематику философии языка в Европе вплоть до Гегеля.
Слайд 10Три интерпретации языка как средства познания
Язык вообще – как форма универсума,
обладающая или не обладающая той же структурой, что и прочие формы универсума (например, мышление, внеязыковая реальность). Истинность языка означает аналогичность структуре действительности, ложность означает отсутствие аналогии.
Язык как предложение, имеющее отношение к какому-либо факту. Истинность и ложность языка определяются вновь как наличие или отсутствие аналогии с фактом.
Язык как слово, (не) соответствующее обозначаемому предмету или классу предметов (проблема
поставлена, очевидно, еще до Гераклита
Пифагором в 6 в. до н.э.)
Слайд 11Трактовка истинности языка у Гераклита
Гераклит придерживается первой трактовки: язык имеет ту
же структуру, что и мышление, и действительность. Всем этим трем уровням присущ один и тот же логос.
Вторая трактовка присутствует у Гераклита косвенно, но также в качестве структурной аналогии. Язык истинен как модель какого-либо факта. Эта трактовка станет основной для Платона.
Третья трактовка Гераклитом не рассматривается. Отношение между ονομα и предметом рассматривается как второстепенное и в отрицательном аспекте.
Слайд 12Третья трактовка: отношение между словом и предметом
1) в онтологическом аспекте: отношение
между материальным словом и предметом. Вопрос о том, соответствует ли слово обозначаемому им предмету. Рассматривается доплатониками.
2) в логико-функциональном аспекте: вопрос о функциях языковых знаков. Неоднократно рассматривается Платоном и Аристотелем.
3) в глоттогоническом аспекте: вопрос о происхождении слов и языка в целом. Характерна для философии после Аристотеля.
Слайд 13Два подхода к решению проблемы «слово и предмет»
«естественное», природное отношение
не являющееся
обязательным, обусловленным природой, отношение
Терминологически эта антагонистическая пара прошла три фазы:
φυσει − νομω (εθει, ομολογια, ξυνθεκη)
φυσει − κατα συνθεκην
φυσει − θεσει
Первая фаза – до Платона, обсуждается им. Вторая фаза – у Аристотеля. Третья фаза – после Аристотеля, хотя термин «тесеи», очевидно, использовал еще Демокрит.
Слайд 14Интерпретации φυσει
1) как природа или сущность предмета, определяющая их названия
2) как
природа или сущность слова / языка (у Платона и Аристотеля)
3) как природа или сущность говорящего человека (у Эпикура), объясняющая многообразие языка.
Слайд 15Философия языка до Платона: первая трактовка (слова отражают суть предмета)
- проблема
«элементарных слов» (элементов разложения слова), т.е. проблема протоназваний, первых имен (τα προτα ονοματα) – эти имена были похожи на предметы, являлись подражанием им.
Проблема схожести первоэлементов этих протоназваний, т.е. фонем (στοιχεια). В таком понимании [r] интерпретируется как нечто «плавное», а [o] – как нечто «круглое».
Слайд 16Философия языка до Платона: проблематика
Проблема языка представляется как проблема отношения между
словом и предметом.
Эта проблема ставится как онтологическая, т.е. как отношение между материальным словом и обозначаемым предметом. Такое отношение признается теорией «фюсеи» и отрицается теорией «номо» («узус», «речевое использование»).
Оба решения имеет в виду природу и сущность предметов.
Теория «фюсеи» распадается на три указанных трактовки, как об этом говорит сам Платон.
Слайд 17Парменид из Элеи (510-450 гг. до н.э.)
Противник Гераклита
Исходит тоже из языка
как «языка вообще», процесса становления. «Необходимо, чтобы говорение и мышление были верны бытию».
Невыраженное словами мышление, интуиция идентичны бытию: «Мышление и
объект мышления – одно и то же».
Язык, высказывание не идентичны
бытию (приводит в пример глаголы
«родиться», «умереть», «быть»), потому
что эти обозначения соответствуют
не бытию, а поверхностному мнению
людей (δοξα).
Слайд 18Демокрит из Абдеры (470-360 гг. до н.э.)
Противник Гераклита, сторонник теории «тесеи»
(произвольности названий предметов)
Обоснования этой точки зрения: омонимия (то же название для разных предметов), полионимия (разные названия для ожного предмета), изменчивость имен при неизменности предметов, отсутствие
аналогии в словообразовании.
(сведения о Демокрите и Пифагоре
Вторичны – из комментариев Прокла в
5 в. н.э.)
Слайд 19Ученики Гераклита
Если язык соответствует действительности (первая трактовка «фюсеи»), то и его
элементы – слова – должны соответствовать действительности (третья трактовка «фюсеи»).
Учениками ставится впервые третья трактовка, приписываемая затем Гераклиту.
Слайд 20Платон (428 – 348 гг. до н.э.)
Обсуждает проблему «фюсеи» – «тесеи»
в диалоге «Кратил», открывая новые пути в философии языка
Диалог посвящен онтологической проблеме «правильности имен»
Он освещает проблему, не являясь
полемикой с Гераклитом.
Участники диалога: Кратил (сторон-
ник природной истинности имен),
Гермоген (сторонник произвольно-
сти имен) и Сократ (ведущий дискус-
сию).
Слайд 21«Кратил»: структура диалога
1. Постановка проблемы: точки зрения Кратила и Гермогена.
2. Беседа
Сократа с Гермогеном, причем Сократ отстаивает тезис Кратила о том, что имена все же могут быть «истинными» в каком-то отношении. Приводятся аргументы в пользу «фюсеи»: этимология (слова интерпретируются как дефиниции предметов), проблема протоназваний, проблема их первоэлементов и их соответствия реальности.
3. Беседа Сократа с Кратилом, причем Сократ отстаивает тезис Гермогена. Аргументы против Кратила: имена интерпретируются как «подражания» и то, что может быть извлечено из них; конвенциональность названий предметов.
Слайд 22Сократ в «Кратиле»
Не опровергает Кратила, дискутирует о проблеме соотношения имени и
познания. Речь идет о:
1) отношении имени и познания предмета
2) проблеме «ономатотета», шедшего от вещи к названию, а не наоборот
3) «сути» предмета и ее выражения словами.
Слайд 23Различия в точках зрения на истинность имен
Кратил: не все имена истинны,
некоторые используются человеком неверно, не являются именами
Гермоген: все имена истинны, поскольку все они даны по договоренности между людьми и не имеют отношения к сути предмета
Сократ: рассуждения о первоначальных элементах слов (икастическая фонетика). Путем разложения слов можно прийти к первоначальным словам (ιον, ρεον, δουν).
Слайд 24Сократ: проблема первослов
Эти слова примитивно объяснять заимствованиями или установлениями богов.
Они суть
подражания предметам, но не форме, а их сущности (τεσ ονσιασ), для чего использовались качества артикуляции этих первослов. Так, «р» подражает движению, подвижности, «и» выражает легкость, проникновение, «д, т» - остановку, причаливание, «л» – мягкость, скольжение, «о» – круглое.
В итоге Платон усматривает в языке некий необъяснимый закон (νομοσ), а не действие произвола. Однако анализ слов ничего не может сказать о познавательной ценности языка, ибо в процессе коммуникации стали «номальными» и те названия, которые были даны по договоренности.
Слайд 25Проблема познавательной ценности языка: диалоги Платона «Кратил» и «Софисты»
«Кратил»: установлены три
элемента, посредством которых возникает знание (ονομα, λογοσ, ειδωλον) - имя, дефиниция, материальное изображение. Четверый элемент – само знание (επιστεμα), пятый – сам предмет (αυτο το ον).
«Софисты» : важнейший диалог для лингвофилософской традиции Европы. Дискуссия о том, что есть истинно и ложно.
Постановка проблемы: как вообще возможно ложное? Ложное – это не-бытие. Но если ложь на самом деле существует, то она обладает бытием. Т.е. не-бытие есть особая, иная форма бытия, оно не противопоставлено бытию. НО: проблема истинности и ложности поставлена применительно к предложению (речи).
Слайд 26Истинность и ложность в «Софистах»
Истинность предложения
Истинность частей предложения - субъекта
и предиката (ονομα, ρημα). Каждое из них само по себе не образует речь. Онома обозначают предметы, но лишь в сочетании с «рема» они что-то о них говорят. Истинность касается лишь качеств высказывания (логоса).
Слайд 27Аристотель (384-322 до н.э.)
Ему приписываются языковой и грамматический логицизм, тезис о
конвенциональности языка, идентификация языковых и логических категорий.
На самом деле не примыкает ни
к одному из лагерей («фюсеи» и
«тесеи»).
Считает, что язык в логическом
отношении не определен и пред-
шествует рациональному мышле-
нию.
Считает, что истинность и ложность
суть качества определенного вида
речи.
Объясняет язык с точки зрения цели.
Слайд 28Основные тексты
1. περι ερμηνειασ
2. Analytica posteriora. Analytica Priora.
3. Поэтика (глава 20).
Ни
в одном из текстов не содержится систематического изложения философии языка.
Пытается найти решение для вопросов, поставленных в трудах Платона.
Различает три вида отношений между словами и именами: чисто языковое (звук-значение), онтологическое (имя – предмет, слово – реальность), логическое (субъект – предикат).
Слайд 29Понятие «символа»
Не ставит вопрос об истинности имен, интересуется тем, зачем они
используются.
Имя, слово есть для него нечто интенциональное, знак (σεμα), символ (συμβολον) – вводит понятие «символа» в философию языка
Крики животных не интенциональны = они не имена, т.к. они не символы предметов.
Не существует естественно мотивированных знаков, все они произвольны в смысле интенциональности (даже междометия и звукоподражания).
Первоэлементы слов также интенциональны, их задача – образовывать слова.
Слайд 30Классификация «предметов» у Аристотеля
1. Предметы, которые в универсальном отношении не могут
предицироваться другими предметами (например, человек по имени Клеон, любой уникальный предмет).
2. Предметы, которые могут предицироваться другими предметами, но сами не могут предицировать другие предметы (примеров нет, имеются в виду обычные предметы)
3. Предметы, которые могут и предицироваться, и предицировать («человек»).
Слайд 31Истинность речи
Истинность присуща не всякой речи, а только «апофантической» (что-либо утверждающей
о каком-то субъекте или отрицающей). «Всякая речь является «семантичной» («значимой»), но не всякая – апофантической, а лишь та, которой присущи истинность и ложность».
Пример не-апофантической речи – молитва.
Слайд 32Определения языка как «логос семантикос»
1. Логос апофантикос
2. Логос прагматикос
3. Логос поиэтикос
В
послеаристотелевой традиции язык редуцируют до одного из данных определений:
1 – отождествление логических и грамматических категорий
2 – сведение функций языка к инструментальной, «коммуникации» (у Бэкона, Локка. Беркли, Юма, Бергсона и др.).
3 – сведение функций языка к поэтической (у Вико, Гердера, Гегеля, Хайдеггера, Кроче).
Слайд 33Схема знака у Аристотеля
παθεματα τησ ψυχεσ «речь»
ονομα (содержание
слова)
φονη обозначает «вещь» πραγμα=
(словоформа) субъект
предикат
Слайд 34Система частей речи у Аристотеля
- элемент (гласные, полугласные различал по месту
их образования, артикуляции, ударности)
- слог
- союз (включая местоимения и артикли)
- имя (в именительном падеже)
- глагол (в настоящем времени)
- падеж (все косвенные формы имени и глагола)
- предлог
- предложение