Слайд 1
Щеглов М.Ю.
Председатель
Общества русской культуры Республики Татарстан,
к.т.н., доц. КНИТУ-КАИ им
А.Н. Туполева, г. Казань
ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН:
ИСТОКИ, РАЗВИТИЕ, НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Слайд 31990 г. : Возрождение национального самосознания всех народов бывшего СССР и
России.
Всех, кроме русского народа
Одна из доминант этого процесса – русофобия, отрицание «империи».
В струе идей возрождения - атрибуты веры, дети., языковой вопрос
Слайд 4
1 Предыстория
Причины возникновения общественного явления «этнолингвистический конфликт в РТ»
Основания проблемы
заложены в конституциях РФ и РТ , законах и подзаконных актах
Объективные:
почти 30 лет официального «двуязычия» по сути не принесли результатов при том, что объём преподавания русского языка в РТ для русскоязычных был всё это время в 1,5 раза меньше, чем в других регионах – за счёт обязательного для всех татарского языка и литературы.
Субъективные:
Повсеместное введение в 2009г ЕГЭ по русскому и обязательный его учёт при поступлении в ВУЗы
Слайд 5Основные отличия от обычных русскоязычных школ:
Углубленное преподавание русского языка;
В русской литературе
увеличить акцент на изучение произведений писателей - славянофилов (в русскоязычных школах литература преподносится произведениями писателей - демократов, где главенствует идея борьбы и оппозиции над идеей сохранения и привития любви к традиционным духовным и другим ценностям русского народа);
В преподавании истории акцент должен делаться на процесс возникновения, созидания, развития русского народа и его государственности, в отличие от истории преобразований, реформ и революций;
Обязательное изучение в русских гимназиях этнокультурного компонента, т.е. русских национальных традиций, этнографии, ремесел, фольклора1; Даже занятия по физкультуре должны учитывать русские традиции, особенности физического развития славянина.
Результат общественного обсуждения и обращений – через 4 года в октябре 1997 г. на сессии КГС принято решение об открытии в 1998-2002гг. русских гимназий в каждом районе г.Казани. Создано метод. объединение русских гимназий.
Однако решение выполнялось в основном формально.
1.1 Предыстория
Октябрь 1993 - статья А.Л. Салагаева в «Известиях Татарстана» о русских нац. гимназий
Слайд 61.2 Предыстория
Ноябрь 2002г -встреча Президента Республики Татарстан M. Ш.Шаймиева с
представителями Общества русской культуры города Казани и Каз.отд. Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования
Протокол встречи, п.3 : «Образовать общественно-государственную комиссию по анализу и обобщению опыта преподавания в специализированных учебных заведениях с углублённым изучением русского языка, истории и культуры русского народа. На основании рекомендаций комиссии решить вопрос об открытии в Республике Татарстан подобного рода учебных заведений с соответствующим учебно-методическим обеспечением. (отв. - Министерство образования РТ май 2003 г.)»
С 2003г. – обращения о срыве положений протокола, встречи и совещания вплоть до уровня руководителя аппарата Президента РТ.
Результат: по РТ сеть до 20 профильных школ, возможность увеличения русского языка на 1-2 часа в неделю.
Слайд 71.3 Предыстория
2001-2004г –рассмотрение «Дела Хапугина» в Конституционном суде России
Предмет правовых
проблем по изучению русского языка содержится в: «Конституции РТ», законах "О языках народов РТ" и "Об образовании"
Решение КС РФ - Постановление от 16 ноября 2004 года № 16-П:
Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что изучение национального языка республики как государственного языка республики не может осуществляться в ущерб обязательной части основной образовательной программы и препятствовать реализации права учащихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана, включая русский язык, дисциплин по выбору и т.п. При этом учебные планы и программы должны составляться с учетом разнообразных жизненных ситуаций,
чтобы учащиеся, чьим родным языком не является национальный язык республики, имели возможность изучать его как учебную дисциплину в необходимом объеме, чтобы не создавались препятствия к прохождению итоговой аттестации и выдаче документа о получении основного общего образования, а также к реализации права на получение образования более высокого уровня.
Суть решения – оспариваемые законы соответствуют конституции Российской Федерации, но их практическая реализация должна в большей мере соответствовать принципу соблюдения прав граждан на образование
Инициатор иска С.И. Хапугин после вынесения данного решения правами изучения русского языка в РТ более не занимается, на контакты по данной теме не идёт, в 2013 г. – погибает (как будто бы самоубийство).
Слайд 8
1.4 Новейшая предыстория
Блоги и Интернет-активность с 2009г.
С 2009г наблюдается
стремительный рост родительской протестной активности по отношению к языковой ситуации в школах РТ и Интернет-активности
Характерный пример - Интернет-сообщество
«Русский язык в школах Татарстана»
Создано: ноябрь 2008г., активнось и численность сохранялась до 2013г.
Основной контингент участников: родители школьников (25-35 лет), школьники, педагоги.
Количество участников уже через 4 месяца 15 тыс
Количество тем, вынесенных на обсуждение: 282
Количество высказываний и комментариев: более 50 тыс.
Количество специализированных Интернет-ресурсов, отдельных тем для обсуждения и комментариев по проблеме - стремительно растёт до 2012 г.
Слайд 91.5 Новейшая предыстория
Выступления на форумах учёных и общественных деятелей
по «проблеме
русского языка в РТ»
Январь 2010 – РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СИМПОЗИУМ «ТАТАРСТАН-2009: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ» (М.Ю. Щеглов, А.Л. Салагаев)
Февраль 2010 – пленум ассамблеи народов Татарстана
(М.Ю. Щеглов)
Июнь 2010 – Академия Госслужбы при Президенте РТ
(М.Ю. Щеглов)
Июль 2010 - III ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ «ЕВРАЗИЯ НА ПУТИ К МНОГОПОЛЯРНОМУ МИРУ: ОТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ К ДИАЛОГУ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ» (М.Ю. Щеглов)
Июнь 2011 – IV ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ «ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЕВРАЗИИ: РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ» (М.Ю. Щеглов)
Апрель 2012 – отчётно-перевыборная конференция ассамблеи народов Татарстана (А.Л. Салагаев )
Слайд 101.6 Новейшая Предыстория
Официальная Переписка
Июнь 2010 первые известия о стратегии МОиН РТ
«Килечек» , спровоцировавшей эскалацию активности письменных обращений русской общественности по «проблеме русского языка в РТ» За год подготовлено и отправлено в различные инстанции около 30 различных коллективных обращений .
Июнь – август 2011 – рассмотрение вопроса премьер-министром РТ И.Ш Халиковым, который наличие проблемы признал и выразил намерение решать её лично. Подписан протокол, предусматривающий перевод проблемы в рабочее русло, ==> общественная активность снижена.
Слайд 111.7 Новейшая предыстория
Продолжение - официальная Переписка
Поручения (п. 3) МОиН должно «проработать
вопрос и представить … предложения о возможности дополнительного изучения русского языка в соответствии с запросами родителями учащихся», а также, подготовить предложения по переводу и дополнительному изданию известных произведений татарской литературы, кроме того «совместно с Обществом русской культуры изучить возможность внесения редакционных уточнений в третий базовый учебный план для школ с русским языком обучения…».
Положения протокола не выполнены, предложений в ОРК о совместной работе с ним из МОиН РТ не поступало
Слайд 121.8 Новейшая предыстория
Результаты общественно- «кабинетной» постановки вопроса
Все контакты с властями
г. Казани, Республики Татарстан и обращения к федеральным органам власти к существенному сдвигу в решении проблемы – не привели
Слайд 132 Проблема выходит на улицы
«Русский марш», ноябрь 2009 – начало сбора
подписей под письмом Д.А. Медведеву
За 3 месяца собрано
2200 подписей
Результат - «стандартный» ответ из отдела МоИН РФ
Слайд 142 Проблема выходит на улицы
февраль 2010 одиночный пикет перед МОиН
Слайд 152 Проблема выходит на улицы
Митинг «За русский язык»
16 апреля 2011г.
Слайд 202 Проблема выходит на улицы Тексты лозунгов и плакатов 1 митинга
Всем
детям – качественное изучение РУССКОГО – языка межнационального общения!
Говори по-русски! Помни свои корни!
В русском языке – традиции тысячелетней России!
Нет – уничтожению всемирно известной Казанской лингвистической школы!
Нет – поглощению факультета русской филологии университета Татарским институтом филологии и искусств!
Родители! Знаете ли вы, что русский язык как "родной" в школах Татарстана сейчас НЕ преподают?!
Требуем преподавания русского языка в РТ, как РОДНОГО !
Нам не надо поровну. Каждому – по РОДному!
Потребуем выполнения наших прав, прав наших детей и внуков в области образования, знания русского языка - языка международного общения (ООН)!
Министр Гильмутдинов!
Или решайте проблемы русскоговорящих детей, или – уходите!
Своих детей нынешнему министру МОиН РТ – не доверим!
О! Сколько нам КОРМУШЕК чудных готовит просвещенья дух!...
Правители РТ!
Когда в Казани будет РУССКИЙ ДОМ ?!
Слайд 212 Проблема выходит на улицы
Поддержка татарского национального образования - принципиальна
Соответствующие лозунги
и плакаты с митинга 16 апреля:
«Мы – ЗА расширение сети татарских гимназий для татарских детей!»
«Мы – ЗА сохранение и укрепление родного языка братского татарского народа!»
«Даёшь ТАТАРСКИЕ гимназии! Даёшь РУССКИЕ гимназии!»
«РОДНЫМ языкам – приоритет в образовании!»
Слайд 222 Проблема выходит на улицы
Резолюция митинга
в защиту русского языка
в образовательных учреждениях РТ
г. Казань 16 апреля 2011г.
….
Мы безусловно поддерживаем развитие татарского национального образования в Республике Татарстан и Российской Федерации, выступаем за сохранение родного татарского языка для татарских детей, сохранение татарских школ, в том числе – малокомплектных.
Мы – за приоритет РОДНОГО языка в образовании – как татарского, так и русского, и других языков народов России.
Мы требуем от органов власти, всех её ветвей :
Дать право родителям самим выбирать стандарт для изучения языков, гарантированное Законом РФ «Об образовании» и конституцией.
Начиная с 2011-12 учебного года начать преподавание русского языка в русскоязычных школах РТ в каждом блоке по стандартам 1 и 2, образуя при желании родителей классы с обучением по тем или иным стандартам.
Перевести изучение произведений татарской литературы в курс «Литература» для русскоязычных школ, изучая их на русском языке. Освободившиеся часы передать для изучения русского языка.
Расширить в Республике сеть гимназий с русским этнокультурным компонентом.
Пересмотреть устаревшее языковое законодательство Республики Татарстан, созданное ещё в начале 1990-х на волне «парада суверенитетов», и в целом – привести местные законы в соответствие Законодательству Российской Федерации.
Не дать уничтожить казанскую лингвистическую школу в составе ТИФа КФУ. Предлагаем сохранить в составе КФУ самостоятельный факультет Русского языка и литературы.
Слайд 232 Проблема выходит на улицы
Митинг поддержки в Уфе 16 апреля 2011
Слайд 242 Проблема выходит на улицы
Митинг поддержки в Уфе 16 апреля 2011
Слайд 252 Проблема выходит на улицы
Митинг поддержки в Уфе 16 апреля 2011
Слайд 262 Проблема выходит на улицы
Митинг в защиту русского языка
в Набережных
Слайд 272 Проблема выходит на улицы
Пикет в защиту русского языка перед зданием
Госсовета РТ 9 июня 2011 г.
Слайд 282 Проблема выходит на улицы Русские марши 2013 и 2014 г.
НАШ
РОДНОЙ ЯЗЫК – РУССКИЙ !
Слайд 292 Проблема выходит на улицы
Ежегодные митинги в день русского языка,
день рождения А.С. Пушкина с 6.06.2012 г.
Слайд 302 Проблема выходит на улицы
Серия одиночных пикетов 21.02.2014г.
(международный день
родных языков)
Слайд 323 Взаимодействие заинтересованных сторон
«Контрмитинги» и «контрпикеты»-Казань
Слайд 333 Взаимодействие заинтересованных сторон
«Контрмитинги» и «контрпикеты»-Казань
Слайд 343 Взаимодействие заинтересованных сторон
«Контрмитинги» и «контрпикеты»-Казань
Слайд 353 Взаимодействие заинтересованных сторон
«Контрмитинги» и «контрпикеты»-Н. Челны
Слайд 363 Взаимодействие заинтересованных сторон
Круглый стол по проблемам русского языка в
Казани с участием О.И. Артёменко28 апреля 2011 г.
Участники – «за русский язык»:
Актив ОРК РТ и ОРК Казани, представители родительских сообществ, блогеры
Участники – «за татарский язык»:
Члены общественной палаты, учёные, представители ВТОЦ, «Магариф», духовенства.
Главная доминанта – агрессия «татарской» стороны по отношению к «русской». Но сошлись во мнениях:
1. Учебники и методики преподавания обоих языков – плохие
2. МОиН слишком много на себя берёт
Слайд 374 «Подвижки»
На уровне министерства МОиН
После многих письменных обращений и не менее
5 встреч министра с представителями движений «за русский язык в образовании»-Результаты отсутствуют
Слайд 384 «Подвижки»
На уровне СМИ
Резолюция Общества русской культуры Республики Татарстан
18 мая
2011года г. Казань
«Надеемся, что президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов продолжит традицию встреч с русской бщественностью, начатую М.Ш. Шаймиевым»
- широкий резонанс в СМИ
Слайд 394 «Подвижки»
На уровне Законодательной власти
Публичное признание проблемы спикером Госсовета РТ
Ф.Х. Мухаметшиным
Июнь 2011 – устная «готовность» соответствующего комитета Госсовета РТ допустить к участию в обсуждении нового закона РТ «О языках» представителей движений «за русский язык в образовании РТ». Но фактически – всяческое общение исключено, Госсовет в данном вопросе – замкнут по отношению к русскоязычным родителям и защитникам их прав.
Слайд 404 «Подвижки»
На уровне исполнительной власти
Создание Премьер-министром РТ
И.Ш. Халиковым рабочей
группы на уровне :
вице-премьера З. Р. Валеевой;
председателя ОРК РТ А.Л. Салагаева
Цель – урегулирование вопроса преподавания языков в школах РТ в его постановке Обществом русской культуры РТ в рамках существующего законодательства РФ и РТ
Слайд 415 Результаты
Сегодня очевидно, что все видимые «подвижки» с русским языком в
образовании РТ являются лишь имитацией деятельности региональной властью и решения проблемы углублённого изучения русского языка русскоязычными детьми в образовании РТ на сегодня - нет
Слайд 425 Результаты
29 мая 2013 года ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ
«РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ
ОБРАЗОВАНИИ»
В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН:
трудности и поиск путей преодоления»
Цель– обсуждение проблемы выполнения федерального законодательства в области образования, касающегося статуса и положения преподавания русского языка в школах национальных республик России, попыток сохранения практики сокращения в расписании средних общеобразовательных учреждений часов, выделяемых на преподавание русского языка, путей преодоления подобной системы ущемления прав русскоязычных детей на получения филологических знаний в полном объеме, в том числе права изучения русского языка в статусе не только государственного, но и родного.
Слайд 435 Результаты «Подавитесь» ?
На следующий день Р.Н. Минниханов озвучил, что тем,
кто очень захочет, будет за счёт республики добавлен 1 час русского или другого, выглядел он очень злым.
Уже в июне 2013 всего за 2 чтения принят региональный закон РТ «Об образовании», сохранивший все прежние «языковые» нормы.
Заявленный президентом РТ ринцип «дополнительного часа – НЕ реализован
Слайд 445 Результаты. Усугубление
1. Обязательный татарский с сентября 2012 введён ещё и
в детские сады.
2. С вводом возможности изучения школьниками в России предмета ОПК, данный предмет в республике Татарстан – исключён.
3. «Халялизация» образования – за счёт бюджета и без согласования с родителями НЕмусульманами
Слайд 455 Результаты День смеха 2014 – «Дурилка картонная»
Слайд 465 Результаты День смеха 2014 – «Дурилка картонная»
Слайд 475 Каков может быть общий результат по проблеме «двуязычия» ближайшие годы
в Республике Татарстан ?
1. Оптимальный, в случае конструктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон:
Реализованная возможность углублённого изучения родных языков. При этом для русских школьников татарский язык станет добровольным и в минимальном объёме, необходимом для реализации понятийных и коммуникативных функций.
2.Наихудший, в случае когда ситуация не разрешается, а «загоняется вглубь» :
«Тихий», а затем – открытый саботаж русскоязычных родителей в отношении татарского языка, рост напряженности в обществе, снижение стабильности в отношениях народов, отъезд русскоязычных в «русские» регионы.
Слайд 486 ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Источник беды – ВСЯ законодательная «языковая» вертикаль, которую нужно перестраивать.
Начиная с норм конституции РФ допускаюшей наличие в Российской Федерации «государственных языков» кроме русского языка – государственного языка Российской Федерации
Вопрос:ы как называется государство, в котором живём мы с вами?
Какой государственный язык нашего государства?
Кто ответит на эти вопросы?
Слайд 49А тем временем…
«…сохранение приоритетов в изучении государственных и родных языков …»
«…
акцент на обеспечение высокого уровня знания и владения русским языком…»
«…. совершенствовать методику преподавания татарского языка как государственного языка Республики Татарстан…эффективность невысока и вызывает обоснованные нарекания граждан.»
Из послания Р.Н. Минниханова Госсовету РТ 21.09.2017