Слайд 1Эксперимент в лингвистической экспертизе текста
Слайд 2Определение
Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых
условиях исследуются явления действительности.
Слайд 3Формы эксперимента
Форма без возможности опровержения (опрос)
Применяется для выяснения характера реагирования носителей
языка на те или иные языко-речевые фрагменты
Форма с возможностью опровержения
Применяется с целью подтверждения обоснованности интуиции исследователя по поводу значений лингвистических величин
Слайд 4Ассоциативный эксперимент
Взять обозначения и дистракторы для чистоты эксперимента
Обратиться к испытуемым, являющимся
потенциальными потребителями товаров и услуг с инструкцией
Обработать анкеты
Посчитать кэффициент ассоциативного сходства (КАС):
КАС=N/n · 100 %
n – общее число опрошенных, а N – число респондентов, предложивших сходные ассоциации
Слайд 5Ассоциативный эксперимент
«Вы, господин ..., овёс, пропущенный через лошадь»
1. Как Вы относитесь
к тексту «Вы, господин …, овёс, пропущенный через лошадь» (варианты ответов: положительно, нейтрально, негативно, резко негативно)?
2. Если бы текст «Вы, господин …, овёс, пропущенный через лошадь» был адресован Вам, какова была бы Ваша реакция? (варианты ответов: положительно, нейтрально, негативно, резко негативно)?
3. Что, по Вашему мнению, значит текст «овёс, пропущенный через лошадь»?
4. Каково, по Вашему мнению, намерение автора данного текста?
5. Подготовленным или спонтанным является данный текст?
Слайд 6Ассоциативный эксперимент
г(о/а)вно – 69 человек (далее – ч.); дерьмо – 56
ч.; продукт пищеварения (метаболизма) – 51 ч.;
фекалии – 44 ч.; какашка – 33 ч.; кал – 29 ч.; навоз – 29 ч.; экскременты – 25 ч.; лошадиный помет – 22 ч.;
удобрение – 18 ч.; отходы жизнедеятельности – 18 ч.; оскорбление – 6 ч.; вторичное сырье – 2 ч.; испор-
ченность – 1 ч.; переваренная пища – 2 ч.; переработка – 1 ч.
Слайд 7Ассоциативный эксперимент
КНЯЗЕВ и КНЯЗЬ
Укажите, пожалуйста, по одной ассоциации, вызываемой каждым из
этих слов (сочетаний)
КНЯЗЕВ 60: фамилия – 13, город – 6, Игорь – 2, человек – 2, а кто? – 1, Влади-мир – 1, град – 1, двор – 1, долг – 1, Денис – 1,..., умер – 1, учительница – 1, царь – 1; отказ – 12.
КНЯЗЬ 60: великий – 7, серебряный – 5, титул – 4, Владимир – 3, княжна – 3, Русь – 3, тьмы – 3, дружина – 2, правитель – 2, ба-рон – 1, боярин – 1, важный – 1, воевода – 1, государство – 1 ,..., Ярослав – 1; отказ – 5.
КАС КНЯЗЕВ, КНЯЗЬ = 5,8 %
Слайд 8Полипропозициональный анализ
Гипотеза: товарный знак, сходный до степени смешения с общеизвестным товарным
знаком, будет образовывать одни и те же пропозиции и включаться рядовыми потребителями/носителями языка в те же самые ситуации, что и прототип - общеизвестный товарный знак
Слайд 9Полипропозициональный анализ
Товарные знаки, сходные до степени смешения, похожи, как члены одной
семьи, и имеют ряд общих черт
В каждой семье товарных знаков выделяется ее лучший представитель – прототип. Остальные отклоняются от него в разнй степени.
Слова-реакции респондентов, содержащиеся в ассоциативном поле товарного знака Z-2, сходного до степени смешения с товарным знаком Z-1, представляют собой разные «эффекты наследования»
Семья сходных до степени смешения товарных знаков представляет собой полевое образование, имеющее диффузные границы, характеризующееся принципиальной неполнотой и незавершенностью
Каждый товарный знак, как и любое слово, агнонимичен для носителей языка в той или иной степени
Слайд 10Полипропозициональный анализ
Классификация пар стимул-реакция по двум типам текстов: «тексты-примитивы» и развернутые
тексты
Классификация пар стимул-реакция, образующих тексты-примитивы, по типам пропозиций: логические и событийные
Выделение ситуаций с общими элементами пропозиций.
Выделение значимых элементов пропозиций, которые
а) содержатся в ассоциативном поле спорного товарного знака Z-2 и отсутствуют в ассоциативном поле знака Z-1;
б) содержатся в ассоциативном поле знака Z-1 и отсутствуют в ассоциативном поле спорного товарного знака Z-2.
Выделение типов ситуаций, к которым отсылают развернутые тексты, полученные от респондентов
Определение количества общих для рассматриваемых товарных знаков ассоциативных реакций респондентов в процентном выражении.
Слайд 11Полипропозициональный анализ
АЛЕНКА и АЛИНА
С каким продуктом вызывает ассоциации упаковка шоколада «Алина»?
Аленка
шоколад - 5; сладкое - 4; вкусно - 3; Аленка - 2; радость - 2; детство - 1; вкус, знакомый с детства - 1; карамель - 1; кариес -1; подарок - 1; праздник -1; ребенок -1; сюрприз - 1; фольга - 1;чай - 1;чаепитие - 1; шоколад с лицом – 1.
Алина
шоколад - 8; Аленка - 5; шоколад Аленка - 4; шоколадка - 2; детство - 2; Аленушка - 1; плитка шоколада - 1; поддельная шоколадка (Алина) - 1; русский шоколад - 1.
Слайд 12Полипропозициональный анализ
На стимул «Алина» получено 25 реакций, из которых 10 являются
реакциями-идентификациями, отсылками к прототипичному товарному знаку. В реакции-характеризации поддельная шоколадка (Алина) отчетливо проявляется замеченное потребителями сходство товарных знаков, при этом именно «Алина» понимается как вторичный товарный знак. Полипропозициональный анализ ассоциативных полей товарных знаков «Аленка» и «Алина» позволяет рассматривать именно товарный знак «Аленка» как знак-прототип, а товарный знак «Алина» – как знак, обладающий сильным фамильным сходством со своим прототипом, сходством до степени смешения.