Слайд 1Закон Божий
Для семьи и школы
Со многими иллюстрациями
Составил
Протоиерей Серафим Слободской
СТК «Светочъ»
Слайд 2БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
ПРОСКОМИДИЯ
Слайд 3Литургия есть самое важное Богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство
Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий.
Тайная Вечеря. Греция, 1976.
Слайд 4Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь воздав
хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое».
Слайд 5Бакалович С.В. Омовение ног. 1880
Слайд 6Тайная вечеря. Бруни Ф.А. [1848-1849]
Слайд 7Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и
подал апостолам, говоря: «пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
Тайная вечеря. Живаго С.А.1845—1846 гг.
Слайд 8Причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: "сие творите
в Мое воспоминание" (Мф.26,26-28; Лук.22,19; 1Кор.11,24).
Тайная вечеря. Репин И.Е.
Слайд 9Апостолы совершали Святое Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и
научили христиан совершать это великое и спасительное Таинство.
.Апостол Пётр проповедует в катакомбах. Ян Стыка
Слайд 10В первое время порядок и образ совершения Литургии передавался устно, и
все молитвы и священные песнопения заучивались на память. Затем стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии.
Раннехристианское богослужение в катакомбах святого Каллиста
Слайд 11С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями,
что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины Литургии, внести единообразие в их совершение.
Агапа (фреска из катакомб святой Присцисслы)
Слайд 12Это и было сделано в четвертом веке, когда прекратились гонения на
христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни (Вселенские Соборы).
Четвертый Вселенский Собор. Суриков В.И. 1877 г.
Слайд 13В это время Св. Василий Великий записал и предложил к общему
употреблению составленный им чин Литургии, а Св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая Литургия Святого апостола Иакова, первого епископа иерусалимского.
Св. Иаков, брат Господень. Фреска XII в. Патмос, Греция
Слайд 14Св. Василий Великий был архиепископом Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии). "Великим"
называют его за великие подвиги его на пользу Церкви. Он оставил после себя много церковных писаний, много молитв и церковных правил. Скончался в 379 г.
Слайд 15Св. Иоанн Златоуст был архиепископом Константинопольским. "Златоустом" прозвали его за особое
красноречие, с которым он проповедовал Слово Божие. Он также оставил после себя много церковных произведений. Он несколько (в молитвах, читаемых священником тайно) сократил чин Литургии Св. Василия Великого, но существенных изменений никаких не допустил. Скончался в 402 г. в ссылке.
Иоанн Златоуст. 12в. Синай
Слайд 16Литургия имеет различные названия. Первое название "Литургия" - греческое, означает "общественная
служба" и указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих, - живых и умерших.
Лебедев К.В. Церковь земная и небесная славословит Творца, показавшего нам свет
Слайд 17Так как Таинство Святого Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит "благодарственная
жертва", то и Литургия называется также "Евхаристией".
Слайд 18Чаще всего Литургию называют "обедней", так как ее положено совершать в
полуденное (обеденное) время, и Тело и Кровь Христовы, предлагаемый в Таинстве Святого Причащения, в Слове Божием называются "Трапезой" и "Вечерей" Господней (1Кор.10,21; 11,20).
Слайд 19В апостольское время Литургия называлась еще "преломлением хлеба" (Деян. 2,46).
Слайд 20На Литургии воспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от рождения
и до вознесения Его на небо и принесенные Им на землю спасительные блага.
Сын человеческий. Никандр Николай. 1997
Слайд 21Порядок Литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются
к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство, и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые:
"проскомидией",
Литургиею "оглашенных"
Литургиею "верных".
Слайд 23"Проскомидия" - слово греческое и значит: принесение. Так называется первая часть
Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит: приношение.
Слайд 24Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус
Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный, хлеб.
Слайд 25Просфора должна быть круглою и состоять из двух частей во образ
двух естеств Иисуса Христа - Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв имени Христа Спасителя: ИС. ХР. и греческого слова: НИ-КА; это означает: Иисус Христос побеждает.
Печати для просфор
Слайд 26Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает
цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода.
Слайд 27Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью
хлебами более пяти тысяч человек (Иоан.6,22-58).
Умножение хлебов. Иванов А.А.
Слайд 28На примере этого чуда Иисус Христос повод учил народ о духовном
насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Святого Причащения
Чудесное умножение хлебов.
Нестеренко В.И. 2001
Слайд 29Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола:
"один хлеб, и мы многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1Кор.10,17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.
Слайд 30СОВЕРШЕНИЕ ПРОСКОМИДИИ
Се Агнец Божий. Икона на шелке. XVII век.
Под агнцем
подразумевается просфора (гостия), которую разрезают верующим для принятия Евхаристии.
Слайд 31Еще за час-полтора до начала службы в храмах начинается жизнь. Кто-то
до работы забежит поставить свечку, кто-то зайдет помолиться перед чтимой иконой…
Слайд 32…а священники в алтаре готовятся к богослужению. На специальном столе, называемом
Жертвенник расставлены богослужебные сосуды, вино, лежат просфоры.
Слайд 35Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают
пред закрытыми царскими вратами, так называемые, "входные" молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды.
Слайд 36Подойдя к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору
и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: "в воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа". Это значит: проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа.
Слайд 37Из этой просфоры священник копием вырезает средину, в форме куба, с
произнесением слов пророка Исаии: "яко (как) овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении его суд его взятся; род же его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) его" (Ис.53,7-8).
Слайд 38Аккуратно отрезаются боковые части просфор (мелко порезанные, эти части будут раздаваться
верующим как «антидор»), подрумяненный низ просфоры и получаем частицу с надписью: ИС-ХР – НИ-КА, что в переводе с греческого значит: Иисус Христос – Победитель
Слайд 39Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Иоан.1, 29) и полагается на
дискос.
Слайд 40Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов:
"жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение", и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: "един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его" (Иоан. 19, 34); сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою.
Слайд 43Вливают в Чашу вино с небольшим количеством воды. На символическом языке
это обозначает, что во Христе были соединены Божественное и человеческое измерения.
Пока – это холодная вода. Непосредственно перед Причащением вливают в Чашу кипяток, который смешается с Кровью Христовой и сделает Ее теплой.
Он означает, что во Христе всегда (даже когда Он умер) присутствовало Бессмертное Божество.
Слайд 45Из второй просфоры, называемой "богородичною", священник вынимает одну частицу в честь
Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе.
Слайд 46Просфора Рождество Пресвятой Богородицы
Богородичная просфора
Слайд 47Из третьей просфоры, называемой "девятичинной", вынимается девять частиц в честь святых:
Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд.
Слайд 48Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца
на дискосе; из пятой - за умерших и полагаются ниже частиц вынутых за живых.
Слайд 49Наконец, вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими. Частицы из этих просфор
полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.
Слайд 50В конце Литургии частицы, вынутые в память наших близких, опустят в
чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Пречистой Твоею Кровью, молитвами всех святых». Просфорные частицы, напитываясь Животворящей Кровью Христовой, освящаются, и это освящение передается душам людей, за которых они принесены.
Слайд 51Во время Проскомидии чтецы и пономари (а также все не занятые
в алтаре) поминают людей, за которых были поданы в этот день записки.
Слайд 52Закончив поминание, священник берет из рук диакона кадило и произносит молитву:
«Фимиам (то есть, благовонное вещество) Тебе приносим, Христе Боже наш, как благоухание наших душ. Приими его на небесный Твой жертвенник, и ниспошли нам благодать Всесвятаго Твоего Духа».
Слайд 53Интересно, какое значение усваивается этому обряду каждения приготовленных к Литургии хлеба
и вина византийскими богословами. Сам благоуханный кадильный дым, как мы знаем, символизирует присутствие Святого Духа. Каждение даров перед Литургией является знаком присутствия Духа в силе и действии, которые сейчас, когда начнется Литургия, будут проявляться изобильнейшим образом.
Вместе с тем священник этим каждением показывает, что «он действует под осенением Духа и что от сего Таинства излилась на мир благодать Духа» (св. Симеон Солунский).
Слайд 54Покадив звездицу, священник ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами,
чтобы сохранить их в положенном порядке.
Слайд 55Затем священник покрывает дискос с частицами и Чашу специальными пеленами и
произносит молитву, в которой просит помянуть тех, кто участвовал своими жертвами в подготовке этой службы.
Слайд 56Интересно комментирует это окутывание пеленами хлеба и вина св. Николай Кавасила
(XIV в.). Священник «покрывает дары, то есть хлеб и Чашу, честными покровами и кадит со всех сторон: ибо и сила воплотившегося Бога в течение известного времени, до времени чудес и свидетельства с Неба («Сей есть Сын Мой возлюбленный…» в момент Крещения Христова), была прикровенна».
Совершив все эти обряды, священник отходит от Жертвенника к Престолу. Он готовится начать Литургию.
Слайд 59Священник кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть
принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин.
Слайд 60Проскомидия совершается священником на жертвеннике при закрытом алтаре вполголоса. Завершается она,
когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.
Слайд 61Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символическое значение.
Слайд 62Поклонение волхвов.
Отмар В.1897
Дискос знаменует и вифлеемскую пещеру и Голгофу.
Распятие Иисуса
Христа
Голынский В.А.
Слайд 63Звездица - вифлеемскую звезду и крест.
Нестеренко В.И. Распятие. 1999
Слайд 64Покровы - пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя.
Христос
во гробе
Боровиковский В.Л.
Слайд 65Потир - ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос.
Попов П.П. Тайная
вечеря
Слайд 66Приготовление Агнца - суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение
его копием - прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя.
Христос в терновом венце. Крамской И.Н. 1881
Слайд 67Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь
Божию, членами которой состоят: Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане - живые и умершие, а Главою ее - Сам Господь наш Спаситель.
Лебедев К.В. Церковь земная и небесная славословит Творца, показавшего нам свет
Слайд 68Каждение знаменует осенение Святого Духа, благодать Которого сообщается в таинстве Святого
Причащения.
Слайд 69«Закон Божий» прот. Серафима Слободского в интернете:
Азбука веры - текст
http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_001-all.shtml
Телепрограмма «Закон
Божий» - текст, видео
http://zakonbozhiy.ru/
Православный портал «Предание» - аудио
http://www.predanie.ru/mp3/Zakon_Bozhii/
Учебник "Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского, написанный в 1957 году в далекой эмиграции, стал любимым чтением многих людей современной России, на нем выросло не одно поколение православных христиан.
«Русский паломник» – православная книга почтой - купить
http://www.idrp.ru/buy/show_item.php?cat=270
Презентацию выполнила Рябчук С.М. для сайта:
«Светочъ. Основы православной веры в презентациях»
http://svetoch.ucoz.ru