Слайд 1
Введение христианства на Руси
Выполнил студен 1 курса
Института Истории и культуры
Одегов В. В.
Группа ПИсОб-11
Преподаватель: Костина Е. Г.
Слайд 2План
Введение
Легенда о выборе веры
Этапы крещения Руси
Причины принятия христианства
Принятие христианства на Руси
Значение
принятия христианства
Заключение
Библиография
Слайд 3I. Введение
Всем доподлинно известно, что до принятия христианства
Русь была языческой. Такую веру часто называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует чёткая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определённые явления в жизни людей и природы.
Слайд 4Князь Владимир Святой долгое время поклонялся языческим богам и долгие годы
старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества: в 980 году он в корне разрушил устоявшуюся иерархию (главные боги - Род, Лада, Сварог и т.д) и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун - бог грома и молний.
Перун
Слайд 5Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева,
поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством.
Так провалилась первая религиозная реформа Владимира I.
Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры.
Слайд 6II. Легенда о выборе веры
Укрепление государства, усиление позиций единого князя –
всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога.
Владимир выбирал новую религиозную систему из нескольких вариантов:
ислама, иудаизма, католицизма... И лишь после их сравнения, Великий
князь остановился на христианстве в его византийском виде.
Владимир I Святой
Слайд 7Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трёх монотеистических
религий: ислама, иудаизма и христианства.
Слайд 8
Князь отверг ислам. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение
сластолюбивого князя, но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным.
‘’ Вино, - сказал он, - есть введение для русских; не можем быть без него’’. “Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”,- так ответил он на соблазны мусульман.
Слайд 9Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства,
в результате чего они были рассеяны по всей земле.
Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество. ‘’В Иерусалиме’’, - ответствовали проповедники, - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым’’. ‘’И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?’’- сказал Владимир. ‘’Мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества’’.
Слайд 10Таким образом, на выбор Владимиру оставалось только христианство и
две его ветви
- римское и византийское.
Слайд 11Князь отказался принять предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то,
что и его бабка отвергла католичество. Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: ’Идите обратно’’. Отцы наши не принимали веры от папы.
Слайд 12Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление.
Безымянный философ, присланный греками, опровергнув не во многих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового завета: историю творения, рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупление христианства, семи соборов…
Слайд 13… и в заключении показал ему картину Страшного Суда, с изображением
праведных, идущих в рай и грешных - осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: ‘’ Благо добродетельным и горе злым!’’ ‘’ Крестися, - ответствовал философ, - и будешь в раю с первыми’’.
Слайд 14Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в
разные страны. Возвратившись в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: “Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”. Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. “Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”.
Слайд 15И вот, в результате сравнения, Византийская религия полностью устроила Великого князя
и он решил быть христианином и приложил все усилия, чтобы утвердить христианство на Руси.
Слайд 16III. Причины принятия христианства
монотеистическая религия;
единое государство, один великий князь, один всемогущий
бог;
приобщение к общеевропейским реалиям;
гуманность;
укрепление семьи;
помощь в развитии: культуры, письменности, духовной жизни;
оправдание соц. неравенства;
отказ от язычества - нет разделения власти князя с волхвами.
Слайд 17IV. Этапы крещения Руси
Крещение Руси, которое, как известно, произошло при Владимире
I, было не первым знакомством Руси с христианством. Существует широко известное предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным территории будущей Руси в I веке н.э. В «Повести временных лет» сообщается о проповеди апостола Андрея на месте будущего Киева.
Слайд 18
2. С 863 года начинается Моравская миссия братьев-просветителей Кирилла и
Мефодия: по приказу византийского императора Михаила знаменитые проповедники христианства были отправлены к славянам для обучения православному вероучению.
Слайд 19
3. Итогом похода на Константинополь в 866-867 гг. киевских князей Аскольда
и Дира стало «Фотиево крещение»: князья и их дружина крестились. После их смерти процесс христианизации замедлился.
Фотий
Слайд 20
Мудрейшая княгиня Ольга подготовила почву для утверждения христианства на Руси, крестившись
в 959 году.
Также христиане были среди дружинников Игоря.
Ольга
Игорь
Слайд 21V. Принятие христианства на Руси
Князь Владимир с дружиной крестился
в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой византийского царя Василия II Анной. По возвращении князя с дружиной и новоявленной княгиней в Киев, он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение.
Слайд 22Также существует версия, что Владимир крестился после того, как оказал поддержку
византийскому императору Василию II в разгроме устроившего в 989 году восстание Варды Фоки, провозгласившего себя императором.
Василий II
Варда Фока
Слайд 23Так или иначе, официальной датой крещения Руси является 988г. – князь
Владимир Святой велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.
Слайд 24Крещение Новгорода (991г.) было более сложной задачей, так как Новгород воспринимал
крещение как попытку подчинить его воле Киева и оказал ожесточенное сопротивление крещению.
Слайд 25Народ встретил враждебно новую веру и её служителей. Христианство насаждалось насильственно,
и христианизация страны затянулась на несколько столетий. В конце XI в. во время народного восстания был убит ростовский епископ Леонтий; в середине XII в. вятичи убили киевского миссионера Кукшу. Дохристианские («языческие») культы долго продолжали жить в народной среде.
Леонтий
Иоанн Кукша
Слайд 26Тем не менее, началось строительство храмов и монастырей.
Князь пригласил
из Византии образованных священников, открыл церковные школы.
Слайд 27Церковные учреждения на Руси получили большие земельные пожалования и десятину из
государственных доходов. На протяжении XI в. были основаны епископии в Юрьеве и Белгороде (в Киевской земле), Новгороде, Ростове, Чернигове, Переяславле-Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В Киеве возникло несколько крупных монастырей.
Собор Георгия Победоносца (г. Юрьев-Польский)
Слайд 28Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства,
воздвигнутая на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна.
Слайд 29VI. Значение принятия христианства
Укрепление международного авторитета Киевской Руси;
Укрепление власти князя в
стране;
Развитие христианской культуры, которая пришла в страну вместе с религией;
Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции;
Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников, появление письменности.
Слайд 30VII. Заключение
Введение христианства было прогрессом в сравнении с язычеством.
Вместе с христианством русские получили некоторые элементы более высокой византийской культуры, приобщились, как и другие европейские народы, к наследию античности. Введение новой религии повысило международное значение древней Руси.
Слайд 31VIII. Библиография
Интернет-источники:
Принятие христианства на Руси и её значение:
http://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/priniatie_krestianstva_na_rusi.htm;
Всемирная История в
десяти томах:
http://www.history-at-russia.ru/x-xii-veka/prinyatie-xristianstva-na-rusi.html;
Выбор веры
http://www.coramdeo.ru/Vybor_very.html.
Литература:
Фроянов И. Я. «Начало христианства на Руси»
[Ижевск: Удмуртский университет, 2003г.];
Сухов А. Д. «Введение христианства на Руси»
[Издательство: Мысль, 1987г.];
Афанасов А. А. «Владимир Святой и проблема выбора монотеистической религии».