Слайд 1Внимательный взгляд на АД:
Оспариваемое учение
о вечном наказании
Слайд 2М.Дж. Сэвейдж:
“Если бы доктрина о вечном наказании ясно и безошибочно
утверждалась на каждой странице Библии и на каждой странице всех Библий во всем мире, я не смог бы поверить ни слову. Я должен был бы обратиться от этих неверных пониманий пророков и великих мужей к бесконечному и вечному Добру, которое единственное является Богом, и которому единственно в полном смысле можно поклоняться”.
Слайд 3К.С. Льюис:
“Нет другой доктрины, которую я более желал бы удалить
из христианства, будь на то моя власть, чем эта. Но она имеет полную поддержку в Писании и особенно в словах нашего Господа”.
Слайд 4Рик Уоррен:
“Позвольте мне высказать мое определение ада. Для меня было
адом, если бы Бог показал мне все благословения в жизни, которые я упустил из-за своего эгоизма или боязни. Для меня это было бы адом. Я упустил это, просто потому что я боялся, просто потому что я был неуверен”.
Слайд 5Консервативное
представление об аде
Те , кто умирают, не имея веры во
Христа, будут в сознательном состоянии испытывать Божий гнев всю вечность, находясь в реальном месте, называемом адом.
Слайд 6Роберт Ярбруг:
“Нам следует опасаться искушения нашего времени разбавить учение
Библии об аде, что сейчас становится все более приемлемым не только в обществе, но все в большей степени даже в церкви, так чтобы человек смог выбрать по своему желанию, во что ему верить”.
Слайд 7К.С. Льюис:
“Я заплатил бы любую цену, чтобы сказать с полной
уверенностью: ‘Все будут спасены’”.
Слайд 8Нэлс Феррэ:
“Мы должны проповедовать об аде так, как будто в
нем есть…школа и дверь”.
Слайд 9Нэлс Феррэ:
“У Бога нет неисправимо непослушных детей”, потому что в
аду Он будет “затягивать гайки туже и туже, пока мы не придем в себя и не пожелаем подумать о благе, которое Он приготовил для нас”.
Слайд 10Джон Хик:
“Бог никогда не престает желать и активно действовать ради
спасения каждого сотворенного человека”.
“Бог в итоге преуспеет в достижении Своей цели привлечь к Себе всех людей в вере и любви”.
Слайд 11Джон Хик:
“Если мы считаем сердцевиной учения [Иисуса] действующую и суверенную
божественную любовь, то мы воспримем неправдоподобной и богохульной идею о том, что Бог планирует причинить вечные мучения кому-либо из Своих детей”.
Слайд 12Мэделейн Л’Энгл:
“Я не могу поверить, что Бог хоть немного больше
желал бы, чтобы наказание длилось бесконечно, чем этого желает любящий родитель. Единственная цель любящего наказания заключается в том, чтобы чему-то научить, и оно длится ровно столько, сколько нужно для того, чтобы преподать этот урок. А этим уроком всегда является любовь”.
Слайд 13Нэлс Феррэ:
“Легко понять, что без завершающего спасение всех творений… не
может быть полного решения проблемы существования зла”.
Слайд 14Джон Хик:
“Я…считаю, что необходимость защиты Божьих атрибутов в христианстве вынуждают
нас отказаться от идеи вечного наказания”. Почему? Потому что “страдания осужденных в аду, длящиеся бесконечно, не могут привести к какому-либо конструктивному результату вне самих себя, и таким образом они являются лишь бессмысленными и напрасными мучениями…. Поистине, страдание, которое длится вечно и, следовательно, бесконечно, в итоге может стать самым большим проявлением зла”.
Слайд 15Дж.И. Пакер:
“Всеохватывающие термины в этих текстах [такие как ‘все’ и
‘мир’] ограничены или обобщены своим контекстом таким образом, что невозможно прийти к выводу о том, что о каждом человеке, где бы он ни был, в прошлом, в настоящем и в будущем, сказано, что он однозначно, лично и неотвратимо предназначен ко спасению. Наиболее обоснованные толкования на эти тексты говорят, что Бог спасет Своих избранных и восстановит Свой мир, и что повеления и призывы Евангелия Иисуса Христа одинаково применимы и действенны в отношении каждого, кому оно возвещается. То, что универсалисты вкладывают в эти тексты, нельзя вывести из них”.
Слайд 16Дж.И. Пакер:
“Необходимо сказать со всей выразительностью, что Писание нигде не подтверждает
возможность какой-либо формы посмертного благовестия, очищения или обращения. Но то, о чем настойчиво повторяется, так это значимость принятия решений в этой жизни (Матф. 12:32; 25:41, 46; 26:24; Лук. 16:26; Ин. 8:21; Рим. 2:1-16; 2 Кор. 5:10; Гал. 6:7)”.
Слайд 17Джон Бланшард:
“Универсализм происходит из Эдемского сала, где сатана опроверг Божье
предупреждение и внушил Еве: ‘Нет, не умрете’ (Быт. 3:4)…. Все дороги, ведущие в ад, одностороннего направления. Идея о том, что идущие туда в последствии будут избавлены из него и пополнят число находящихся в небесах, не имеет даже клочка библейского подтверждения. Детям иногда рассказывают истории со счастливым концом: ‘И жили они все долго и счастливо’. Мы называем такие истории сказками. Универсализм – это то же самое”.
Слайд 18Дж.И. Пакер:
“Универсализм не выдерживает испытания библейскими текстами. Его безоблачный оптимизм может
выглядеть обнадеживающе и удобно, но он полностью игнорирует губительное свойство человеческого греха, неверия и смерти, о которых говорит Писание; при этом он неизбежно убивает ревность к молитве о спасении и к благовестию, подрывая предназначение церкви, определенную Христом и Его апостолами. Универсализм переделывает, и таким образом, искажает и уродует библейское учение о Боге и спасении. Ему необходимо активно противостать, чтобы мир смог познать истину о святости, суде, плане, любви, Христе и спасении нашего Бога”.
Слайд 19Кларк Пиннок:
“Логика посмертной встречи со Христом достаточно проста. Она основана
на предположении о том, что Бог, любящий человечество, не пошлет никого в ад, прежде не убедившись в ответе человека на предложение Его благодати. Поскольку каждый в итоге умирает и встречается лицом к лицу с воскресшим Христом, то этот момент и кажется подходящим для выяснения их ответа на Божий призыв”.
Слайд 20Джон Мак-Куорри:
“Учение об условном бессмертии, по крайней мере, предпочтительно для
варварского учения о вечном аде…. Но, возможно, христианская надежда сможет перенести нас даже дальше, чем вера в условное бессмертие …мы предпочитаем учение ‘универсализма’ учению об ‘условном бессмертии’….”
Слайд 21Джон Стотт:
“На уровне эмоций я нахожу эту идею [исторического понимания
нескончаемого ада] нестерпимой, и не могу понять, как люди могут жить с ней и при этом не черстветь чувствами и не томиться под ее тяжестью”.
Слайд 22Джон Стотт:
“Нам нужно заново изучить библейские данные и открыть наши
умы (а не только наши сердца) навстречу возможности того, что Писание указывает в направлении аннигиляционизма, и что ‘вечное осознанное мучение’ – это просто традиция, которая не основана на высшем авторитете Писания”.
Слайд 23Аннигиляционистский взгляд на ад:
После того, как нечестивые в течение некоторого времени
претерпят возмездие Божьего гнева, Бог уничтожит их, чтобы они больше не существовали.
Слайд 25Условное бессмертие:
Бог сотворил всех людей только потенциально бессмертными.
Слайд 26Условное бессмертие:
Бог сотворил всех людей только потенциально бессмертными.
Только верующие участвуют в
божественной природе и получают бессмертие.
Слайд 27Условное бессмертие:
Бог сотворил всех людей только потенциально бессмертными.
Только верующие участвуют в
божественной природе и получают бессмертие.
Неверующие никогда не получат способности жить вечно.
Слайд 28Условное бессмертие:
Бог сотворил всех людей только потенциально бессмертными.
Только верующие участвуют в
божественной природе и получают бессмертие.
Неверующие никогда не получат способности жить вечно.
Следовательно, неверующие в конце концов перестанут существовать, вместо того чтобы испытывать вечное наказание.
Слайд 29Майкл Грин:
“[Слово ‘вечный’] в первую очередь говорит не о бесконечной
продолжительности жизни или смерти, а о конечном качестве. Это означает жизнь грядущего века или крушение для грядущего века”.
Слайд 30Филип Хьюз:
“Как загробная жизнь, так и смерть, будут бесконечными в
том смысле, что они обе будут необратимы”.
Слайд 31Кларк Пиннок:
“‘Вечное наказание’ означает божественное осуждение, результаты которого не могут быть
обращены ни во что иное, как только в бесконечное мучение”.
Слайд 32Эдвард Фудж:
“Последствия бесконечны, но это – не процесс. Бог не будет
вечно…осуждать,…наказывать или губить. Он совершает каждое действие, а потом останавливается. Но результаты каждого действия длятся вечно”.
Слайд 33Кристофер Морган:
“Даже если слово aionios в текстах, говорящих об аде,
указывало бы только на грядущий век (что в высшей степени маловероятно), то и тогда оставался бы вопрос: ‘Какая продолжительность у грядущего века?’ Поскольку жизнь в грядущем веке не прекращается, а продолжительность участей праведных и неправедных в Писании соответствует друг другу (см. Матф. 25:31-46), тогда наиболее оправданным будет вывод, что ад не прекратится”.
Слайд 34От Матфея 7:13:
“Входите тесными вратами, потому что широки врата и
пространен путь, ведущие в погибель [apoleia], и многие идут ими”.
Слайд 35Римлянам 9:22:
“Что же, если Бог, желая показать гнев и явить
могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели [apoleia]?”
Слайд 36Филиппийцам 1:27-28:
“Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли
я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели [apoleia], а для вас - спасения. И сие от Бога”.
Слайд 37Филиппийцам 3:18-19:
“Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а
теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель [apoleia], их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном”.
Слайд 381 Тимофею 6:9:
“А желающие обогащаться впадают в искушение и в
сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу [apoleia]”.
Слайд 39Евреям 10:39:
“Мы же не из колеблющихся на погибель [apoleia], но
стоим в вере к спасению души”.
Слайд 402 Петра 3:7:
“А нынешние небеса и земля, содержимые тем
же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели [apoleia] нечестивых человеков”.
Слайд 412 Петра 3:15-16:
“И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и
возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели [apoleia], превращают, как и прочие Писания”.
Слайд 421 Фессалоникийцам 5:3:
“Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда
внезапно постигнет их пагуба [olethros], подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут”.
Слайд 432 Фессалоникийцам 1:9:
“Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели [olethros], от лица
Господа и от славы могущества Его”.
Слайд 441 Тимофею 6:9:
“А желающие обогащаться впадают в искушение и в
сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие [olethros] и пагубу”.
Слайд 45Джон Стотт:
“Было бы странно…если бы люди, о которых сказано, что
они потерпят погибель, на самом деле не будут погублены”.
Слайд 46Д.A. Карсон:
“Заключение, к которому пришел Стотт…, примечательно, но оно бесполезно
в качестве аргумента, потому что…, конечно, те, кто претерпят погибель, будут погублены. Но это не значит, что те, кто претерпят разрушение, прекратят существовать. Стотт в своем аргументе подразумевает своё определение слову ‘погибель’”.
Слайд 47Дуглас Моо:
“Прийти к выводу о значении этих слов в любом
случае непросто. Но можно сказать хотя бы одно: Эти слова не обязательно означают ‘погибель’ в смысле ‘исчезновение’. На самом деле, если на какой-то момент не принимать во внимание тексты, говорящие об осуждении, то ни один из ключевых терминов в Ветхом и Новом Завете не будет иметь такого значения”.
Слайд 48Дуглас Моо:
Скорее они обычно указывают на ситуацию, когда человек или предмет
утратил сущность своей природы или функции…. Ключевые слова, обозначающие ‘погубить’ и ‘погибель’, могут также применяться к земле, утратившей свою плодовитость (olethros в Иез. 6:14; 14:16); к притиранию, которое изливается напрасно и без видимой цели (apoleia в Матф. 26:8; Мар. 14:4); к мехам, которые не могут больше использоваться из-за дыр (apollumi в Матф. 9:17; Мар. 2:22; Лук. 5:37); к монете, которая бесполезна, потому что ‘потеряна’ (apollumi в Лук. 15:9); или ко всему миру, который ‘погиб’ как населенный мир в потопе (2 Пет. 3:6).
Слайд 49Дуглас Моо:
“Ни в одном из этих случаев объекты не перестают
существовать; они перестают быть полезными или существовать в своем изначально запланированном состоянии. Другим словами, похоже, что эти ключевые термины используются в общем смысле, подобно тому, как мы используем слово ‘погубить’ в предложении: ‘Ураган погубил дом’. Отдельные части дома не исчезли, но ‘дом’ в целом, как строение, дающее человеку кров, перестал существовать”.
Слайд 50Факт:
Слово “погибель” (apoleia) описывает окончательное осуждение “зверя” в Отк. 17:8 и
11, а в Отк. 20:10 описывается, как это осуществляется, а именно, что он “будет мучиться день и ночь во веки веков”.
Слайд 51Д.A. Карсон:
“Ни один из этих ответов пока не показал, что
слова в Новом Завете, описывающие погибель и находящиеся в контексте мучений, обязательно указывают на что-то длящееся вечно. Единственный вывод, который пока можно сделать, это то, что они не препятствуют такому взгляду, и поэтому этот вопрос необходимо разрешить на другом основании”.
Слайд 52Кристофер Морган:
“Ортодоксальные богословы постоянно учили, что только Бог в Своей сущности
бессмертен, отвергали все идеи о предсуществовании души и настаивали на том, что Бог дарует вечную жизнь (под которой подразумевается ‘бессмертие’ в 2 Тим. 1:10 и 1 Кор. 15:53) только искупленным. Нет никакого несогласия между сторонниками условного бессмертия и исторического взгляда на ад. Вопрос состоит только в том, дарует ли Бог вечное существование неверующим с целью их наказания, или же Он наказывает их, отправляя в небытие”.
Слайд 53Джон Колвэлл:
“Нескончаемое наказание души в аду – это результат не
пассивного Божьего согласия, а Божьего активного постановления, нескончаемо поддерживающего существование души в осуждении”.
Слайд 54Кристофер Морган:
“Также вполне ясно видно из Отк. 20:10 …, что сатана,
зверь и лжепророк наказаны навечно. Свойственно ли их природе хоть какое-то бессмертие? Конечно, нет. Бог будет поддерживать их существование бесконечно, чтобы они понесли наказание. Таким же образом нечестивые будут сознательно испытывать наказание вечно в аду не потому, что они существуют как бессмертные души, а потому что Бог будет поддерживать их существование”.
Слайд 55Роберт Петерсон:
“Я не верю в традиционное представление об аде, потому что
я принимаю человеческое бессмертие, но другим образом. Я верю в бессмертие человека, потому что Библия ясно учит о вечном проклятии для нечестивых и о вечной жизни для праведных”.
Слайд 56Кристофер Морган:
“Кажется, что аргументу об условности из условного бессмертия не следует
слишком доверять. Хотя он может быть полезным в обсуждении библейского учения о человеке, все же он не имеет большого значения для спора о продолжительности ада. На самом деле, зачастую он только наводит дымовую завесу, которая скрывает более важные богословские и экзегетические вопросы”.
Слайд 57Джон Стотт:
“Вопрос заключается том, соответствует ли ‘вечное сознательное мучение’ библейскому откровению
божественной справедливости, кроме, возможно, того (как утверждалось), что нераскаянность погибших также будет продолжаться всю вечность”.
Слайд 58ВАЖНО:
“Какой цели может служить поддержание Богом существования неправедных в их непрекращающемся
мучении? Этот вопрос регулярно повторяется сторонниками условного бессмертия в качестве отправной точки для их собственного отрицания традиционного взгляда.... Аргумент в каждом случае выглядит убедительным, он вопрошает: ‘Какая любовь и справедливость может быть явлена в вечном безжалостном сознательном мучении?’ И отвечает, что есть огромное несоответствие между преступлениями, совершенными в течение ограниченной жизни, и наказанием, которому назначено длиться вечно”.
Слайд 59Эдвард Фудж:
“Факт состоит в том, что Библия не учит традиционному
взгляду на вечное наказание. Писание нигде не наводит на мысль, что Бог – вечный мучитель. Нигде не сказано, что проклятые будут страдать в бесконечном мучении, или что слава небес будет вечно омрачена воплями из ада. Сама идея о сознательном нескончаемом мучении была печальной ошибкой, ужасным заблуждением, великой клеветой на небесного Отца, характер Которого мы поистине видим в жизни Иисуса из Назарета”.
Слайд 60Кларк Пиннок:
“Я считаю представление об аде, как о бесконечном мучении в
теле и сознании, возмутительным учением, богословским и нравственным преступлением, плохой доктриной традиции, которую нужно изменить. Как могут христиане представлять себе Божество такой жестокости и мстительности, дела Которого включают в себя причинение вечного мучения Его творению, каким бы греховным оно ни было? Несомненно, тот Бог, который делал бы такое, был бы больше похож на сатану, чем на Бога”.
Слайд 61Кларк Пиннок:
“Идея о вечном мучении невыносима с моральной точки зрения, потому
что она изображает Бога в виде кровожадного монстра, который содержит вечный Аушвитц для своих врагов, не позволяя им даже умереть. Как можно любить такого Бога?”
Слайд 62Кларк Пиннок:
“Мучение людей, которому нет конца, не вяжется с тем, что
сделал бы ‘Авва’ Отче Иисуса”.
Слайд 63Кларк Пиннок:
“Отправка нечестивых на вечное мучение была бы худшим обращением с
людьми, чем они этого заслуживают”.
Слайд 64Кларк Пиннок:
“Я отвергаю традиционный взгляд на ад от части из-за чувства
морального и богословского отвращения к нему…. В этом, возможно, заключена основная причина того, почему во-первых люди так неистово сомневаются в традиции. Прежде всего, на них не оказывает впечатления недостаток хорошего основания в Писании (что приходит позже), но они шокированы его ужасными моральными последствиями”.
Слайд 65Августин:
“Итак, причина, по которой вечное наказание выглядит так грубо и несправедливо
для человеческой чувствительности, заключается в том, что такому немощному состоянию тех чувствительностей, находящихся под влиянием состояния смертного человека, не хватает чувствительности к высшей и чистейшей мудрости, такого чувства, которое сделало бы их способными почувствовать серьезность порочности в первом проявлении непослушания”.
Слайд 66Иеремия 17:9:
“Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает
его?”
Слайд 67Римлянам 9:19-23:
“Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто
противостанет воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
Слайд 68Римлянам 9:19-23:
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество
Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе”.
Слайд 69Д.A. Карсон:
“Как ни трудна была бы эта тема, некоторым аннигиляционистам
следует умерить свои высказывания. Они с такой легкостью говорят и пишут о жестокости, дикости, ненавистности, неумолимой мстительности и садизме традиционного взгляда, что не замечают ловушки: если они не правы, то все эти слова они произносят в адрес Бога”.
Слайд 70Роберт Ярбруг:
“Ад – это не несправедливое мучение, а скорее, в
соответствии с Писанием, это справедливое воздаяние людям, которые не имеют извинения за то, что не искали Бога для своего спасения…. Несправедлив ли Бог, изливая на нас Свой гнев?... Конечно, нет! Если бы было наоборот, то как Богу судить мир? (Рим. 3:5-6). Писание ясно выражает результаты излияния вечного Божьего гнева, но библейские писатели имели больше страха Божьего, чтобы называть Его ‘мучителем’ в смысле несправедливости и жестокости”.
Слайд 71Бытие 18:25:
“Судия всей земли поступит ли неправосудно?”
Слайд 72Кристофер Морган:
“Божий суд решает все нравственные проблемы, а не порождает их.
Божий суд не злобен или мстителен, но он справедлив, свят, праведен, необходим и даже славен (Рим. 9:19-23). Частью Божьей красоты является Его справедливый характер. Библейские писатели не были озадачены мыслью о том, как Бог может быть справедливым и наказывать нечестивых навечно, но скорее они думали о том, как Бог может быть справедливым и не наказывать злодеев немедленно. Народ Божий в Писании (см. Аввакум и Иона) регулярно боролся с милосердным Божьим долготерпением, но редко – с Его осуждением злодеев”.
Слайд 73Кристофер Морган:
“В отличие от современных евангельских верующих для библейских авторов ад
разрешал (а не поднимал) окончательный вопрос о Божьей справедливости. На самом деле, апостолы даже использовали учение об аде в качестве побуждающего мотива для страдающих верующих от зла и гонений (см. Павел в 2 Фес. 1:5-11, Петра в 2 Петра 2 и Иоанн в Отк. 6:10)”.
Слайд 74Дэниел Фуллер:
Справедливость карающего осуждения в ад “покоится на соответствии между преступлением
и строгостью”.
Слайд 75Д.A. Карсон:
“Не следует делать вывод…, что наказание должно быть ограниченным
на том основании, что ограничены мы и наши поступки. Чем должна определяться величина нашего греха – нашим собственным статусом или степенью оскорбления, нанесенного суверенному трансцедентному Богу?”
Слайд 76Джон Пайпер:
“Когда [аннигиляционисты] веками повторяют старое возражение о том, что вечное
наказание непропорционально ограниченности греховной жизни, они игнорируют важнейший принцип…, что степень виновности определяется не длительностью оскорбления достоинства, а тем, какая у оскорбленного достоинства высота”.
Слайд 77Кларк Пиннок:
“Мы не принимаем неравенство судов на основании чести потерпевшего, как
будто кража у доктора хуже, чем кража у бродяги. Тот факт, что мы согрешили против бесконечного Бога, не оправдывает бесконечное наказание”.
Слайд 78Д.A. Карсон:
“Что трудно доказать, но, кажется возможным, так это то,
что одной из причин, почему сознательное мучение в аду не прекращается, заключается в том, что не прекращается грех”.
Слайд 79Откровение 22:10-11:
“И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо
время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще’”.
Слайд 80Д.A. Карсон:
“Параллелизм [в Отк. 22:10-11] говорит. Если святые и праведные продолжают
быть святыми и творить правду в ожидании совершенной святости и праведности, в которых они будут жить и поступать всю вечность, то не следует ли нам также сделать вывод, что нечистый продолжает скверниться в ожидании нечистоты, в которой они будут жить и поступать всю вечность? Кроме того, не говорится ли в Отк. 16:21 о тех, которые испытывают Божье наказание и проклинают Бога?”
Слайд 81Дж.И. Пакер:
“Нет причин, чтобы думать, что воскресение неверующих на суд изменит
их характер, а поэтому есть веское основание предполагать, что их бунтарство и нераскаянность будут продолжаться, пока они сами существуют, продлевая их изгнание из Божьего присутствия”.
Слайд 82Д.A. Карсон:
“Можно вполне обоснованно задаться вопросом: если люди заплатят за свои
грехи в аду прежде, чем они будут уничтожены, то почему они не могут быть выпущены оттуда в небеса, а ад при этом не может превратиться в чистилище? И наоборот: если за грехи не будет уплачено достаточно, то почему люди должны быть уничтожены?”
Слайд 83Дж.И. Пакер:
“Почему справедливость, которая в соответствии с этим взглядом требует их
аннигиляции в любом случае, не может быть удовлетворена аннигиляцией при смерти?”
Слайд 84Джон Стотт:
“Вечное существование нераскаявшихся в аду трудно примирить с обетованиями о
Божьей окончательной победе над злом…. Было бы легче признавать одновременно страшную реальность ада и вселенское Божье правление, если бы ад заключался в уничтожении и прекращении существования нераскаявшихся”.
Слайд 85Кларк Пиннок:
“По старому сценарию история заканчивается очень печально. Какая может быть
победа Христа, если зло и бунтарство продолжают существовать в адском огне и мучениях? О какой развязке может идти речь, если небеса и ад продолжают существовать бок о бок вовеки в непрекращающемся космологическом дуализме…? Как в новом порядке могут оставаться отдельные части обновленного мира, т.е. два царства, одно из которых принадлежит Богу, а другое сатане, который правит, по крайней мере в аду? Что-то здесь не так”.
Слайд 86Кристофер Морган:
“Но лучше спросить: Что говорит Писание об окончательной победе Бога?
Похоже, что Библия учит, что окончательная Божья победа связана с нескончаемым наказанием нечестивых. Последние главы Откровения показывают контраст между вечным состоянием искупленных и нечестивых…. В этом не может быть ‘что-то не так’, как говорят Пиннок, Стотт и другие сторонники условного бессмертия, но абсолютно точно, что, по крайней мере, сатана, зверь и лжепророк в аду будут вечно”.
Слайд 87Кристофер Морган:
“Сосуществование небес и ада не мешают проявлению славы Божьей победы….
Посредством наказания неверующих в аду Бог защитит Свое величие, проявит Свою власть, прославит Свою справедливость и косвенно возвеличит Свою благодать”.
Слайд 88Кристофер Морган:
“Посредством Последнего суда и ада Бог внесет ясность. Ни одно
зло не останется ненаказанным. Все, кто попирали Божью благодать и святость, понесут должное наказание за свой грех. Божий злейший враг будет полностью подчинен и наказан. Сатана не будет править, как заявил Пиннок”.
Слайд 89Кристофер Морган:
“Наоборот, сатана сам почувствует всю силу Божьего правосудия (Отк. 20:10).
Это не некая форма космологического дуализма, как утверждают ‘условники’. Какой может быть дуализм, если Бог будет править над всеми, и все Его враги будут побеждены? Нет, не будет никакого места дуализму. Наоборот, Божья победа будет славной, Его правление будет абсолютным, и справедливость восторжествует”.
Слайд 90Ричард Баукман:
“Вплоть до девятнадцатого века почти все христианские богословы учили о
реальности вечного мучения в аду. То тут, то там, вне основного богословского течения появлялись некоторые, считавшие, что нечестивые будут в итоге аннгилированы (т.е. полностью уничтожены).... Но еще меньше сторонников было у всеобщего спасения, хотя среди них были некоторые большие богословы ранней церкви”.
Слайд 91Ричард Баукман:
“Вечное наказание было прочно утверждено в официальных символах веры и
исповеданиях церквей. Оно было обязательной частью общих христианских верований, как доктрины о Троице и боговоплощении. Начиная с 1800 г. эта ситуация полностью изменилась, и ни одна из традиционных христианских доктрин не была так забыта, как учение о вечном наказании”.
Слайд 92Исаия 66:24:
“И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от
Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти”.
Слайд 93Роберт Петерсон:
“Чтобы показать презрение, победившая армия оставляла тела своих убитых противников
на поле боя не погребенными. Быть объектом такого поступка считалось позором. Покойные лишались надлежащего захоронения. Хуже того, птицы питались телами оставленных. Но что хуже всего, дело, начатое птицами, завершали черви”.
Слайд 94Роберт Петерсон:
“Но вот, в чем заключается наивысший позор. Во всех случаях
черви обычно умерли бы, закончив свою грязную работу (см. Исаия 14:11), и огонь угасает, как только истощается горючее. Но пророк изображает картину Божьего осуждения восставших на Него: червь не умирает, и огонь не угасает! Наказание и позор нечестивых не имеет конца, их участь вечна”.
Слайд 95Даниил 12:1-2:
“И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий
за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление”.
Слайд 96От Иоанна 5:28-29:
“Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое
все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения”.
Слайд 97Деяния 24:15:
“Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных
и неправедных, чего и сами они ожидают”.
Слайд 98От Матфея 18:8:
“Если же рука твоя или нога твоя соблазняет
тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный”.
Слайд 99От Марка 9:43, 47-48:
“И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки
ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый…. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает”.
Слайд 100Роберт Петерсон:
“Хотя земной огонь в итоге поглощает все топливо и угасает,
огонь же ада никогда не угасает, потому что его работа никогда не заканчивается. Применительно к аду огонь указывает на мучение. Следовательно, Иисус этим говорит, что мучения ада никогда не прекратятся”.
Слайд 101Роберт Петерсон:
“Как правило, черви питаются своей жертвой, пока она не истощится,
потом они умирают. ‘Черви’ ада, однако, никогда не закончат свое дело. Конечно, Иисус этим не говорит, что в аду будут черви, но Он изображает картину бесконечности мучения грешников”.
Слайд 102Роберт Ярбруг:
“Логика искажается. Огонь, который ‘продолжает пожирать, пока не останется ничего’,
не является неугасимым; скорее, он угасает, если ‘ничего не останется’, как говорит Фудж, то огонь должен погаснуть. Фудж утверждает прямо противоположное заявлениям Иисуса и Исаии. У них огонь никогда не угасает, а у Фуджа он полностью угасает. Правы могут либо Исаия и Иисус, либо Фудж, но их утверждения прямо противоположны друг другу”.
Слайд 103Роберт Ярбруг:
“Кроме того, погибель не может одновременно быть ‘завершенной’ и соответственно
прекратиться, и в то же самое время ‘длиться всю вечность’. Конечно, Фудж свободен решиться предположить, что Иисус (или Исаия) говорили о последствиях погибели, но это не то, о чем говорят оба текста. Скорее, они оба говорят о непрекращающемся уничтожении червями и пламенем”.
Слайд 104От Матфея 25:41, 46:
“Тогда скажет и тем, которые по левую
сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его….
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную”.
Слайд 105Скот Мак-Найт:
“Грамматически неверно проводить различие между двумя употреблениями слова ‘вечный’ в
Матф. 25:46, предполагая, что одно обозначает бесконечность…, а другое –ограниченная по времени продолжительность…”.
Слайд 106Августин:
“Если оба названы словом ‘вечный’, то необходимо сделать вывод о том,
что либо оба обозначают долгое, но ограниченное время, либо оба указывают на бесконечность и неограниченность. Фразы ‘мука вечная’ и ‘жизнь вечная’ параллельны друг другу, и было нелепо использовать их в одном и том же предложении, чтобы сказать: ‘Вечная жизнь будет бесконечной, наряду с тем, что вечная жизнь спасенных будет бесконечной, вечное наказание осужденных также несомненно не будет иметь конца’”.
Слайд 107Стюарт Мозэс:
“Мы должны либо признать бесконечность мучения в аду, либо
отказаться от бесконечности счастья в небесах”.
Слайд 108Роберт Петерсон:
“Если бы Матф. 25:41 и 46 были единственными стихами, описывающими
участь нечестивых, то и тогда Библия ясно учила бы на тему вечного осуждения, и мы были бы обязаны верить этому и учить об этом на основании авторитета Сына Божьего”.
Слайд 1092 Фессалоникийцам 1:9:
“Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа
и от славы могущества Его”.
Слайд 110Дуглас Mу:
“Формально само действие, такое как ‘аннигиляция’, не может быть ‘вечным’.
Поэтому, придавая такое значение слову olethros, Павел указывает, что это скорее должно означать состояние (‘погибель’), а не действие. Сторонники аннигиляции иногда отвечают, утверждая, что слово ‘вечный’ говорит о качестве, а не о времени, оно указывает на погибель, которая длится ‘во век’. Но даже если бы это было так, вопрос стоит о ‘веке’, который назван веком грядущим, у которого нет конца. Тем не менее, большинство ученых в настоящее время согласилось бы с тем, что это слово в нашей литературе в основном указывает на время”.
Слайд 111Роберт Петерсон:
“Это не может быть аннигиляцией, поскольку их отделение предполагает их
существование”.
Слайд 112Откровение 14:10-11:
“Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное
в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его”.
Слайд 113Д.A. Карсон:
“Греческое выражение ‘во веки веков’ постоянно в Новом Завете
используется в качестве наиболее ясного способа, чтобы сказать ‘навечно’”.
Слайд 114Грегори Бил:
“Даже если фраза ‘во веки веков’ не обозначает вечность,
а всего лишь ‘неопределенно долгое время’, все равно не остается места для классического ‘аннигиляционного взгляда’, который обычно считает, что ‘мучение’ и ‘нестерпимость’ последнего суда продлится недолго и затем завершится полным разрушением, поскольку Божья справедливость и милосердие не могут позволить периоду страданий продлиться дольше”.
Слайд 115Кларк Пиннок:
“По поводу Откровения 14:11 мы видим, что хотя дым будет
восходить вечно, текст не говорит, что нечестивые будут мучиться вечно. Он говорит, что они не будут иметь покоя в своем мучении, пока оно длится, но не сказано, как долго оно продлится. По существу, это может определять ад соответственно аннигиляции или традиционному взгляду”.
Слайд 116Роберт Петерсон:
“Наоборот, мы могли бы ожидать, что дым иссякнет, как только
огонь закончит свое дело”.
Слайд 117Роберт Петерсон:
“Как сможет дым подниматься вечно, если огонь израсходует всё свое
топливо? Не должен ли дым прекратиться, если огонь угаснет? Иоанн не проводит различия между огнем и дымом. Скорее, когда он говорит: ‘Дым мучения их будет восходить во веки веков’, - он подразумевает, что мучение осужденных ‘в огне и сере’ будет бесконечным. Поистине, бесконечно поднимающийся дым будет свидетельствовать о продолжающемся мучении погибших”.
Слайд 118Грегори Бил:
“Природа этого мучения объясняется во второй части стиха 11
не как аннигиляция, а как отсутствие покоя. Несомненно, аннигиляция была бы некоторым видом отдыха и покоя от мучительных пыток краткого последнего суда…. Поэтому, дым – это метафорическое напоминание о непрекращающемся мучении в отсутствии покоя, которое длится вечно”.
Слайд 119Роберт Петерсон:
“Иоанн недвусмысленно говорит, что осужденные не будут иметь покоя ни
в какое время (‘ни днем, ни ночью’). Толкование аннигиляционистов, что Иоанн подразумевает здесь, что нечестивые не будут иметь покоя, ‘пока продолжается их мучение’, далеко неубедительно”.
Слайд 120Д.A. Карсон:
“Почему в этом контексте нужно понимать так, что они будут
истреблены, если тот же самый огонь не сможет истребить дьявола, а только будет мучить его ‘день и ночь во веки веков’?”
Слайд 121Откровение 20:10:
“А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и
серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков”.
Слайд 122Д.A. Карсон:
“Несмотря на искренность их мотивов, можно немало удивляться тому, до
какой степени возрастает популярность различных форм аннигиляционизма и условного бессмертия, характеризующих наш век плюрализма. Становится всё труднее быть верными ‘трудным’ доктринам Писания”.
Слайд 123Д.A. Карсон:
“И таким образом, евангельское христианство само может внести вклад в
затыкание рта Богу, умалчивая о суровости Его предупреждений и приуменьшая ужас наказания, которое справедливо ожидает тех, кого не коснулась Его искупительная благодать. Одна из слабых сторон современного христианства заключается в том, что мы не говорим о последнем суде и о возможности оказаться навеки погибшим”.
Слайд 124Дж.И. Пакер:
“Имеет ли значение, придерживается ли евангельский верующий условного бессмертия или
нет? Я думаю, что имеет, поскольку представление ‘условника’ о Боге лишена понимания славы божественного правосудия, его представление о поклонении лишено хвалы Богу за Его суды, его представление о небесах не учитывает того , что хвала за Божьи суды продолжается (см. Отк. 16:5-7, 19:1-5), его представление о человеке не учитывает его достоинства, как сотворенного для вечного существования, его проповедь Евангелия лишена предупреждений необращенным о том, что их перспектива без Христа хуже некуда, тогда как по убеждению ‘условника’ это не так!
Слайд 125Дж.И. Пакер:
Это, бесспорно, печальные упущения. Условное бессмертие, если подумать о нем
логически, обкрадывает христианина и ограничивает его пригодность для Господа. Вот почему я так убежден по поводу крена в сторону учения об условном бессмертии. Я надеюсь, что вскоре это изменится”.
Слайд 126Уильям Крокетт:
“Хотели ли новозаветные авторы, чтобы их слова [об аде] понимались
буквально? Иуда, наверняка, нет. Он описывает ад, как ‘огонь вечный’ в стихе 7 и затем дальше он называет его ‘мраком тьмы’…в стихе 13…. Мрак тьмы трудно отождествить с безбрежным озером огненным. На основании только этого факта мы можем отказаться от представления об аде как о буквальном огне”.
Слайд 127Аргументы в поддержку символического понимания:
Как ад может состоять из буквального огня
и быть вечным? Не могут ли тела нечестивых сгореть и перестать существовать через какой-то промежуток времени?
Слайд 128Дэвид Мак-Леод:
Хотя буквальный огонь быстро сжег бы обычные человеческие тела, у
находящихся в аду будут не обычные тела: “Они будут воскрешены телесно, и подобно искупленным, которые будут иметь тела, предназначенные для славы, они будут иметь тела, предназначенные для осуждения”.
Слайд 129Уильям Крокетт:
“Физический огонь воздействует на физические тела, имеющие физические окончания, и
не влияет на духовных существ. В Матф. 25:41 мы видим, что вечный огонь был создан для духовных существ, таких как дьявол и его ангелы. В каком-то смысле этот огонь должен быть духовным, который, будучи воспринимаем иным способом, должен быть метафорой Божьего наказания нечестивых”.
Слайд 130Дэниел Уоллес:
“Следует задать вопрос: Зачем тогда воскресать неверующим, если ад только
духовный? Весь смысл воскресения состоит в том, чтобы воссоединить тело и душа. Бог мог бы легко послать души прямо в ад. Но Он так не делает. Он воскресит всех людей из мертвых и затем пошлет того человека в ад”.
Слайд 131От Матфея 10:28:
“И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих
убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне”.
Слайд 132Дэниел Уоллес:
“Что важно заметить здесь, так это что местом погибели тела
является ад”.
Слайд 133Роберт Петерсон:
“Когда христиане думают о бесконечности ада, на ум часто приходит
один вопрос: ‘Все ли будут страдать в аду одинаково, или будут разные степени наказания?’ Вопрос, который часто задается по поводу ужасных грешников, такой: ‘Будет ли не спасенный грешник, который никого не убил, испытывать такое же наказание, как и некоторые чудовища человеческой истории, такие как Гитлер, Сталин, Мао Цзедун, Иди Амин и Пол Пот?’”
Слайд 134От Матфея 10:14-15:
“А если кто не примет вас и не послушает
слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому”.
Слайд 135От Матфея 11:20-24:
“Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено
было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе”.
Слайд 136От Луки 12:47-48:
“Раб же тот, который знал волю господина своего,
и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут”.
Слайд 137От Луки 20:46-47:
“Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и
любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение”.
Слайд 1382 Петра 2:20-21:
“Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа
и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди”.
Слайд 139От Матфея 23:23-24:
“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину
с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!”
Слайд 140Римлянам 2:5-6:
“Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам
себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его”.
Слайд 141Евреям 10:29:
“То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает
Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?”
Слайд 142Откровение 20:12:
“И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом,
и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими”.