Слайд 1Виды ислама
Подготовил Андрей Скалубо
Слайд 6Название суннитов происходит от самоназвания «ахль ас-сунна валь-джамаа». Первая часть (ахль
ас-сунна) подразумевает следование пути пророка Мухаммеда и его сподвижников. Для суннитов Коран и сунна являются первоисточниками религии, они решают различные проблемы на основании ясных и недвусмысленных аятов Корана и хадисов, а в случае их отсутствия — на основании доводов своего разума (иджтихад). Вторая часть названия (валь-джамаа) подразумевает признание миссии всех сподвижников Пророка и следование их методу при решении различных проблем. Впервые термин «джамаа» стал известен после передачи Хасаном ибн Али власти в Халифате Муавии I. Год, в котором был положен конец гражданской войне, вошёл в историю как «год единства» (санат аль-джамаа).
Слайд 7Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам
и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.
Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:
признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);
признание четырёх юридических школ: маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалитского мазхабов;
признание школ акиды: асаритской, ашаритской и матуридитской.
признание законности правления Праведных халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (шииты признают только Али).
Неизвестно точно, когда оформился термин «суннизм», однако в сравнении с шиизмом, суннизм имеет более чёткое содержание — это следование жизненному пути пророка Мухаммада. Шиизм же лишь признаёт право на преемничество потомков Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины.
Слайд 9Шииты (ар. شيعة — ) приверженцы, партия. Направление Ислама, признающее в
качестве законных правителей мусульман, а также духовных преемников Пророка Мухаммада 4-го праведного халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков. Шииты признают пророческую миссию Посланника Аллаха, но отрицают, что кто-либо иной, кроме Али и его потомков — Имамов, может руководить мусульманской общиной. Такая форма власти (Имамат) предполагает легитимность правления мусульманами только наследников Пророка Мухаммада — потомкам Али и дочери Пророка Фатимы, которые, в свою очередь, входят в Ахль аль-Бейт — сообщество близких родственников Посланника Аллаха.
Слайд 10Шииты не приняли выборов халифом Абу Бакра и остальных халифов по
причине того, что выбор руководителя общиной мусульман должен быть подобен назначению пророков и является исключительно прерогативой Аллаха. Основа неприятия шиитами выборов Абу Бакра, Умара и Усмана халифами заключается в хадисах, известных как хадисы «Гадир Хум» и «Сакаляйн». В этих хадисах, по мнению шиитов, Пророк Мухаммад заявляет об исключительных правах Али и его рода на власть над мусульманами. На сегодняшний день среди ученых-исламоведов нет единой точки зрения о дате возникновения шиизма. Некоторые считают , что это направление Ислама возникло ещё во времена Пророка, вторые— после его смерти, третьи относят зарождение шиизма ко временам правления Али, другие— к периоду после его убийства.
Слайд 11На заре своего возникновения и на протяжении почти двух веков шииты
оставались исключительно политической партией. Политическая основа была и у основателей государства Идрисидов в Марокко, которые являлись последователями зейдизма, - т .н. «умеренного» шиизма. Религиозная составляющая шиизма впервые проявилась в начале девятого века, когда начало оформляться течение имамитов, или шиитов-двунадесятников (иснаашарийя). В наши дни течение шиитов-имамитов считается самым многочисленным по количеству последователей и самым распространенным. Шииты-имамиты составляют большинство жителей Азербайджана, Ирана, Бахрейна, Ливана, а также почти треть населения Ирака. Шииты делятся на две крупные группировки: Умеренные шииты (шииты-зейдиты и шииты-имамиты) и крайние шииты (исмаилиты, алавиты и др.).
Слайд 13Ибади́ты (абадиты, араб. الاباضية)— исламское течение, отличающееся как от суннизма, так
и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов, хотя сами ибадиты отказываются признавать себя хариджитами. Ибадиты возникли в VII веке в Ираке; получили название по имени Абдуллаха ибн Ибада. Однако информация, содержащаяся в ибадитских источниках, показывает, что Ибн Ибад играл второстепенную роль в создании и руководстве движения ибадитов, по сравнению с его первым имамом и основателем, которым был Джабир ибн Зейд.