Слайд 1УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ
© В. Гусакова
Слайд 2Основные документы
Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории
Российской Федерации.
Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации
Слайд 3ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви
на территории Российской
Федерации
Слайд 4Цель
• содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном
вхождении в жизнь Церкви
• приобщение его к Священному Писанию и Церковному Преданию, к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту
• обучения религии и религиозное воспитание в целях совместного исповедания и распространения православной веры
Слайд 5Воскресная школа – структурное подразделение
Русской Православной Церкви без права юрид.
лица
Использование авторских, творческих методик (п.2.7)
Наличие библиотеки (п.3.6; 3.7; 4.6)
Слайд 6Воскресная школа
Не реализует основные и дополнительные образовательные программы.
ФГОС не
применяются.
Деятельность не лицензируется.
Слайд 7Формы занятий (п.1.8)
• беседы;
участие в богослужениях, иных религиозных обрядах и церемониях,
таинствах Русской Православной Церкви;
изучение Священного Писания, Закона Божия и т.д.;
паломнические поездки, походы, крестные ходы;
дела милосердия;
приобщение к традиционным церковным ремеслам;
церковный хор;
участие в организации и праздновании церковных праздников (рождественские спектакли, пасхальные концерты) и иных подобных проектах (святочные и масленичные гулянья, изготовление традиционного костюма и т.д.);
посещение монастырей с проживанием в них;
и иных формах, не противоречащих традициям Русской
Православной Церкви.
Слайд 8Документы
1. Распоряжение руководителя религиозной организации о создании воскресной школы
2. Положение
о воскресной школе, утвержденное руководителем
3. Заявление родителей о посещении ребенком занятий
4. Благословение настоятеля на основании заявления
Директор обязан познакомить родителей с документами!!!
Слайд 9Участники
Настоятель
Директор (организатор и координатор)
Духовник (наставник в духовных вопросах, м.б.
настоятель)
Педагоги (не имеют права на льготы ТК РФ и ФЗ № 273-ФЗ) + п. 3.9
Воспитанники
Родители
Отношения регулируются
трудовым или гражданско-правовым договором
с религиозной организацией
Слайд 10Требования
Объем и содержание деятельности по наставлению в вере в воскресных
школах определяется Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.
Требования к педагогам
- исповедание православной веры;
- регулярное участие в литургической жизни Церкви;
- наличие доброй репутации в среде прихожан;
- активное участие в жизни Церкви (приходской общины);
- наличие образования, соответствующего установленным квалификационным требованиям.
Слайд 11Информационная среда
планирование деятельности;
материалы, в том числе работы воспитанников и педагогов;
фиксация хода
занятий и их результатов;
взаимодействие воскресной школы с епархиальным ОРОиК, Синодальным ОРОиК и иными организациями;
доступ к ресурсам в сети Интернет и его контролируемость;
взаимодействие между участниками деятельности воскресной школы (желательно дистанционное, посредством сети Интернет).
Слайд 12СТАНДАРТ
учебно-воспитательной деятельности
в воскресных школах (для детей)
Русской Православной Церкви
на территории Российской Федерации
Слайд 13Цель внедрения Стандарта – систематизировать и повысить качество учебно-воспитательной деятельности в
воскресных школах Русской Православной Церкви.
Функции:
системообразующая: построение единой системы обучения религии и религиозного воспитания детей
на принципах христоцентричности,
экклесиоцентричности (церковности) и христианской нравственности;
организационная;
нормативная: установление основных (базовых) требований к организации, объему и содержанию обучения.
Слайд 14Реализуется при наличии условий:
единства Церкви и семьи;
создания в
воскресной школе атмосферы, способствующей воспитанию христианского благочестия, нравственного поведения, навыков противоборства злу;
наличия добровольного и искреннего желания детей к принятию Божественной Истины, усвоения духовного опыта;
соответствия содержания и методов обучения религии и религиозного воспитания возрастным и личным особенностям детей.
Слайд 15Возрастные категории
первая (в возрасте 5–7 лет);
вторая (в возрасте 8–10 лет);
третья
(в возрасте 11–13 лет);
четвертая (в возрасте 14–17 лет).
Слайд 16Воскресная группа – до 10 человек
Воскресная школа – не менее 10
Слайд 17Обязательный минимум
Для детей 5–7 лет:
«Введение в Закон Божий» в объеме
28 занятий.
Для детей 8–10 лет:
«Ветхий Завет» в объеме 28 занятий;
«Новый Завет» в объеме 28 занятий;
«Богослужение и устройство православного храма» в объеме 28 занятий;
«Основы Закона Божия» в объеме42 занятия;
«Церковнославянский язык» в объеме 34 занятий.
Для детей 11–13 лет:
«Священное Писание: Ветхий Завет» в объеме 28 занятий;
«Священное Писание: Новый Завет» в объеме 42 занятия;
«Основы православного вероучения» в объеме 42 занятия;
«Православное богослужение» в объеме 28 занятий.
Слайд 18+ дополнительные программы
Реестр дополнительных дисциплин обучения
религии и религиозного воспитания
формирует и
ведет СОРОиК
Дополнительные дисциплины обучения религии и религиозного воспитания для воскресных школ включаются в реестр после экспертизы Распоряжением Председателя СОРОиК.
Слайд 19+ дополнительные программы
Реестр дополнительных дисциплин обучения
религии и религиозного воспитания
формирует и
ведет СОРОиК
Дополнительные дисциплины обучения религии и религиозного воспитания для воскресных школ включаются в реестр после экспертизы Распоряжением Председателя СОРОиК.
Слайд 20Практико-ориентированный характер занятий:
встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы,
театральные постановки
и спектакли, интеллектуальные игры,
викторины,
краеведение, занятия спортом и др.
Слайд 21Для детей дошкольного возраста занятия – не более 15–20 минут.
В форме:
игр, тематических бесед, музыкально-двигательных упражнений.
Допускаются:
урок-беседа, урок-игра, урок-путешествие, урок-квест,
«творческая мастерская», видеоэкскурсия,
«мини-спектакль» (кукольный или с использованием разрезных карточек героев),
комбинированный урок с частой сменой познавательно-развивающих упражнений.
Для детей 8–10 лет – 30 минут
В форме встреч, бесед, творческих мастерских
Для детей 11–13 лет – 30–40 минут.
Слайд 22Требования к программам
Директор воскресной школы совместно с педагогами разрабатывает программу обучения
религии и религиозного воспитания.
Программа утверждается руководителем (настоятелем) религиозной организации и согласовывается с ОРОиКом.
Контроль за выполнением настоящего Стандарта возлагается епархиальными архиереями на ОРОиК.
Слайд 23Структура программы
Пояснительная записка, в которой определяются цели и задачи воскресной школы.
Основные направления деятельности, принципы,
подходы,
формы и методы работы с детьми, участники процесса,
наставления в православной вере.
Слайд 24Документация в воскресной школе
1. Распоряжение руководителя религиозной организации о создании воскресной
школы
2. Положение о воскресной школе, утвержденное руководителем
3. Заявление родителей о посещении ребенком занятий
4. Благословение настоятеля на основании заявления
5. Сетка расписания воскресной школы
6. План занятий с детьми по примерному содержанию дисциплин Стандарта
7. График встреч с духовником детей и родителей
8. Информационное и материально-техническое обеспечение
9. Наставления в православной вере
10. Литература для воспитанников и родителей