Теория и методология дизайна. (Лекция 4) презентация

Содержание

1 Методология дизайна Сущность и специфика дизайна Предметная методология В современной отечественной и зарубежной науке нет единых позиций в трактовках термина «дизайн». До сих пор в литературе содержатся

Слайд 1*
Теория и методология дизайна
Учебный курс


Слайд 2

1
Методология дизайна
Сущность и специфика дизайна

Предметная методология
В современной отечественной и зарубежной науке

нет единых позиций в трактовках термина «дизайн». До сих пор в литературе содержатся разные точки зрения даже по вопросу об этимологии слова «дизайн». Нет единого мнения и о времени, с которого начинается исторический период развития дизайна.

Разница в видении хронологических границ развития дизайна предопределяет и разницу во взглядах на ее сущность. Однако каждая из смысловых трактовок, по сути, не противоречит, а дополняет другую.



деятельность - ровесник человечества

преобразовательная деятельность, отличающаяся особым комбинаторным типом мышления; поиск эффективных технологий и конструкций , позволяющих за минимальное число операций получить требуемые полезные качества



период зарождения ремесленничества

вид предметного творчества, направленного на создание вещей, совмещающих в себе и пользу, и красоту; формообразование с учетом функциональных, технологических и социокультурных факторов; канонический тип предметного воспроизводства



переход к машинному производству

обособившаяся проектная деятельность (отделение проектирования от изготовления); формирование методологии создания концептуальных моделей вещей; изобретательская деятельность расчет не на индивидуальное исполнение и ручной труд , а на машинное производство



переход к массовому индустриальному производству (нач. XX в.)

особый вид проектирования - художественное проектирование, направленное на создание эстетически совершенных предметов массового промышленного производства; расчет на промышленные технологии



20-30-х гг. XX века: первые школы дизайна; преодоление последствий экономического кризиса  

профессионально определившаяся деятельность, составная часть процесса проектирования промышленных изделий, предназначенных для использования и восприятия человеком в той или иной среде и ситуации жизнедеятельности, и созданных с
учетом интересов и вкусов возможного покупателя или же конкретного заказчика; средство решения коммерческих проблем, улучшения сбыта продукции.

Существо деятельности

Начало развития дизайна


Слайд 3
дизайн


2
Теоретические позиции во взглядах на сущность дизайна

Сущность и специфика

дизайна

Методология дизайна


Предметная методология

Специфика и сущность дизайна как одного из видов творческой деятельности может быть выявлена при уяснении того, на что направлена деятельность, каковы аспекты этой деятельности, в чем ее сходство и отличие от родственных видов проектной деятельности (в первую очередь инженерного проектирования) и художественного творчества (в сфере изобразительных искусств), с творчеством в архитектуре и прикладных искусствах .

Взгляды на суть деятельности зависят от видения ее целей и задач, принципов организации.
Исходя из значимости этих критериев выделяют: «рационалистическую», «артистическую», «коммерческую», «гуманистическую» и «экологическую» позиции в трактовке сущности дизайна.





«артистическая»
позиция

«рационалистическая»
позиция

«гуманистическая»
позиция

«коммерческая»
позиция







«экологическая»
позиция


Слайд 4
3
Теоретические позиции во взглядах на сущность дизайна

Сущность и специфика дизайна
Методология

дизайна


Предметная методология

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Позиция, согласно которой:
дизайн рассматривается как деятельность, подобная инженерному проектированию;
формообразование подчинено логически выверенным операциям проектирования;
усилия проектировщиков сконцентрированы на рациональном упорядочении формы, на разработке функционально и конструктивно совершенного объекта;
художественно-образные и эмоционально-психологические аспекты выведены за рамки профессиональных задач - «дизайн без художника».



Дж.Глоаг – англ. теоретик и практик дизайна («Объяснение промышленного искусства», 1934)

дизайн – деятельность, принципиально отличающаяся от прикладного искусства, вид рационального проектирования, ограниченного техническим заданием;
дизайн – это нормальная техническая операция в процессе промышленного производства, равнозначная любой другой операции инженерного порядка;
дизайн – это проектирование, вид деятельности с особым «тренированным воображением» (имеется в виду эффективное проектное мышление, умеющее ломать традиционные решения, при этом направленное на решение утилитарных и коммерческих конкретных задач, а не на выражение в формах вещей определенных эстетических идеалов);
дизайн – это проектная служба в системе промышленного производства.


Слайд 5

4

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология

Программа функционализма и ее смысловые акценты:
принцип

целесообразной формы;
функциональность как высшая ценность;
качество формы имеет вторичное значение по отношению к функции;
цель дизайн-деятельности – нахождение строгой связи между формой и выполняемой объектом функцией;
приоритет рассудочных методов проектирования.

Г.Мутезиус (нем.теоретик искусства, 1861-1927).
Проблема формообразования переводится из внешней формы в область функциональных закономерностей. «Главное содержание современной художественной промышленности прежде всего правильно и по существу выяснить цель каждого предмета и логически развить его форму из этой цели». Стремление к формальной типизации быта через эстетические стандарты вещей.

Адольф Лоос (австрийский и чехословацкий архитектор, 1870-1933)
Автор фразы «Орнамент – это преступление». Рационалистический дух творческого метода: «Не строй живописно. Предоставь это действие стенам, горам и солнцу». «Мы преодолели орнамент; мы научились обходиться без него». Идея непрерывной связи функции и формы через материал.

Луис Генри Салливен (амер.архитектор, 1856–1924).
Автор афоризм «форму в архитектуре определяет функция» (в сер.1920-х гг. была подхвачена западно-европейскими архитекторами, сторонниками рационализма; содержание «формулы» было упрощено и сведено к первичности утилитарного по отношению к эстетическому).


Слайд 6

5

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Л.Мис ван дер Роэ (нем.архитектор, 1886-1969)
«Я фактически

ярый противник идеи, что специфика здания должна иметь индивидуальный характер, — скорее, характер должен быть универсальным, определяемым общей проблемой, которую архитектура должна стремиться решить»

Ле Корбюзье (фр. архитектор, 1887-1965)
объединение во взглядах идей техницизма и академического рационализма: «Великая эпоха наступила. Индустрия, неудержимая, как река, сносящая плотины, приносит нам новые средства, которые отвечают новому духу этой эпохи... Проблема дома — одна из проблем эпохи. От ее решения зависит социальное равновесие... Крупная индустрия должна заняться домостроением и поставлять серийные элементы домов. Надо создать «дух серийности» — стремление строить дома сериями, стремление жить в домах-сериях, стремление мыслить о домах как сериях».
Автор фразы «Дом - машина для жилья». Разработка системы гармонических величин, основанной на пропорциях человеческого тела, которая стала отправной точкой для архитектурного проектирования.


Бруно Таут (нем.архитектор и теоретик искусства, 1880-1938).
Автор фразы «Что хорошо функционирует, то хорошо и выглядит. Мы попросту не верим, чтобы что-либо могло плохо выглядеть и в то же время хорошо функционировать».

Вальтер Гропиус, (нем.архитектор и теоретик архитектуры)
Один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре.  Функция – основа эстетики формообразования, идеологическая основа творчества.

Луис Кан (амер. архитектор, 1901-1974)
Автор фразы «архитектура - разумный способ организации пространства... Структура обслуживающих помещений должна дополнять структуру обслуживаемых... »


Слайд 7

6

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология

М.Бензе (нем.эстетик, семиотик, 1910-1990)
Разработка принципов «объективной

эстетики» (информационной) на основе кибернетики и теории информации. Она рассматривается как наука о математических и технических основах творческого процесса. «Объективная» эстетика, в противовес «рецептивной эстетике» (предмет изучения - эмоции, субъективные суждения вкуса и восприятие художественных произведений), дает методический анализ художественных произведений как объективно данного.

«Информационная эстетика» (нем. теоретическая школа; направление в эстетике, возникшее в конце 50-х гг.).
Дизайн – особый способ передачи упорядоченной информации. Дизайнер – специалист по «переводу» заданных требований к форме на язык проектирования. Основная задача – формализация эстетических заданий, формализация воспринимаемых человеком форм и перекодировка их на язык математики и техники.

Ульмская школа (Высшая школа проектирования, основана в 1949г., Германия) 
Дизайн – не искусство, и не связан с ним генетически. Дизайн не может ни отменить, ни заменить собой искусство. Он - не что иное, как проектирование промышленных продуктов. История дизайна - это не история эстетического освоения искусством ХХ века техники, а история промышленного проектирования. Специалисты-дизайнеры должны обладать технологическими и научными знаниями, необходимыми для сотрудничества с современной промышленностью. Вместе с тем они должны определять и учитывать в своей деятельности ее социальные и культурные последствия.

Т.Мальдонадо (ит.теоретик дизайна, педагог, живописец и дизайнер, публицист; 1922)
ввел и развил принцип системного подхода в дизайне, исследовал связи дизайна и науки в контексте теории информации, экспериментальной эстетики, теории деятельности. В практической работе считал необходимым широко использовать математические дисциплины (теория соединений, теория симметрии и управляющих сеток, теория кривых (математическая разработка переходов и преобразований), геометрия многогранников (конструирование правильных и неправильных форм), топология (метрическое и аметрическое построение объектов) и пр.


Слайд 8
Теоретические позиции во взглядах на сущность дизайна

Рационалистическая позиция и ее

проявление на практике


7


Методология дизайна


Предметная методология

ММВЗ-3.1134 «Лесник». МВЗ. Беларусь

Часы настенные. Braun AG. Германия

Радиоприемник «RCS 9 stereo». Braun AG. Германия

Сущность и специфика дизайна



Слайд 9
8
Теоретические позиции во взглядах на сущность дизайна

Сущность и специфика дизайна
Методология

дизайна


Предметная методология

АРТИСТИЧЕСКАЯ ПОЗЦИЯ


Дизайн – свободная творческая профессия, в задачах которой генерирование новых образов и красивых форм . Деятельности характерна художественная свобода и творческий эксперимент. Деятельность дизайнера, как художника, не может ограничиваться набором нормативных способов решения задач.


Х. ван де Вельде (бельгийский архитектор и художник, 1863-1957)
Художник в промышленности - творческая индивидуальность и должен всегда выступать против установления канона и типизации.

Дж.Нельсон (амер. дизайнер, архитектор, критик, теоретик дизайна, 1908-1986) 
Дизайн – особая форма массового искусства, внутренне свободная творческая деятельность, способ профессионального самовыражения художника в современном мире.

Г.Рид (англ.философ, поэт, писатель и художественный критик, 1893–1968)
Дизайн – независимая сверхпрофессия, свободная от узкой специализации; высшая форма искусства; средство искусственного преобразования производства по нормам, определенным в изобразительном искусстве нового времени; служба по созданию эстетических стандартов для новых методов производства (реализация этико-эстетического идеала, заданного искусством). Фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике. Художник, воспитанный на идеале изящных искусств, не может быть дизайнером.

Дж. Понти (ит.архитектор, дизайнер, публицист, 1891-1979)
Дизайн – творческая деятельность, главная задача которой – непрерывное генерирование новых образов, красивых форм, новых методов и средств решения композиционных проектных задач; для деятельности характерны художественная свобода и творческий эксперимент..


Слайд 10
Теоретические позиции во взглядах на сущность дизайна

Артистическая позиция и ее

проявление на практике


9


Методология дизайна


Предметная методология

Сущность и специфика дизайна



Слайд 11
10
Теоретические позиции во взглядах на сущность дизайна

Сущность и специфика дизайна
Методология

дизайна


Предметная методология

КОММЕРЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ


Дизайн — средство повышения эффективности связей в системе «производство-сбыт».
Интегральная и важнейшая часть маркетинга, средство придания товарам конкурентоспособных характеристик, увеличения спроса на продукцию. Внимание деятельности концентрируется на зоне «престижного потребления». Активно используется стайлинг (формально-эстетическая модернизация объекта, придающая ему новый, коммерчески выгодный вид без глубокой модернизации технических и эксплуатационных качеств).


Дж. Нельсон (амер. дизайнер, архитектор, критик, теоретик дизайна, 1908-1986)
Основная функция дизайна -– осуществление тотальной коммуникации между корпорацией и клиентурой.

Ф.Ч.Эшфорд (амер. дизайнер)
Дизайн -– профессиональная деятельность в условиях рынка, служба в системе промышленного производства. «Важнейшей проблемой дизайнера является примирение (принесение в жертву) своих социальных и эстетических идеалов с его долгом помочь своему клиенту или работодателю получить прибыль»

Дж.Глоаг (англ. теоретик и практик дизайна, 1896-1981)
Дизайн -– средство продажи товаров; направлен на то, чтобы дать потребителю максимально возможные удобства, удовлетворение от созерцания и прикосновения к предмету. «Хороший дизайн, который может стать могущественным средством продажи британских товаров в будущем, возникает из эффективного объединения тренированного воображения и практического мастерства». «хоро= ший дизайн» всегда объединен с его коммерческим значением, то есть речь идет не об академически «хорошем» дизайне, решение которого оценивает= ся безотносительно к коммерческим интересам

Р.Лоуи (амер. дизайнер, 1893-1986)
«Дизайн -– это то, что заставляет звенеть кассу!»

Е.Бординат (вице-президент по дизайну Ford, 1920–1987)
«Чистым лицемерием является утверждение о том, что дизайн или стайлинг имеет какую-то иную функцию, кроме поддержки торговых операций».


Слайд 12

Теоретические позиции во взглядах на сущность дизайна

Коммерческая позиция и ее

проявление на практике



Методология дизайна


Предметная методология

Сущность и специфика дизайна


11


Слайд 13
Теоретические позиции во взглядах на сущность дизайна

Сущность и специфика дизайна
Методология

дизайна


Предметная методология

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ


Дизайн — феномен культуры, в задачах которого – создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный, содействие повышению качества жизни людей и совершенствованию социально-культурных отношений между ними. Объект дизайна – среда обитания человека, которая видится не только как материальная среда, а как «знаковая ткань» культуры, наложенная на отчужденный техномир.



Г.Мутезиус (нем.архитектор, теоретик и публицист, (1861-1927) :
Дизайн – средство развития вкуса нации

В.Гропиус (нем.архитектор, учредитель Баухауса, 1883-1969)
«Тотальная архитектура» - средство жизнестроительства.

Т.Мальдонадо (ит.теоретик дизайна, педагог, живописец и дизайнер, публицист; 1922)
Дизайн – активная социальная сила, воздействующая на сознание людей. Дизайн – специфическое художественное творчество, эстетический и этический идеал которого заключается в создании программы «очищенного» дизайна, основанного на строгой научной методологии

А.Бранци (ит. архитектор и дизайнер, 1938)
Дизайн – средство возвращения в культуру продуктов технической цивилизации, усиления их символического и эмоционального звучания (концепция «инкультурации»). Дизайн призван искать пути приведения культурных средовых ситуаций к ассоциативно узнаваемым, символически родственным традиционной культуре формам, опираясь на новейшие технологии.

12


Слайд 14


Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология

К.Кантор (российский философ и искусствовед, 1922-

2008)
Дизайн – деятельность, обусловленная спецификой национальной культуры. «В структуре общества нет буквально ни одного социального явления... которое не было бы пронизано, как живая ткань нервными клетками, устойчивыми, генетическими ценностями и нормами своей культуры. И дизайн не составляет исключения».

П.Рейли
дизайнеры, как «совесть промышленного производства», должны следить за соблюдением всех требований к качеству дизайн-продукта не только в интересах своего заказчика, но и ради тех, кто будет пользоваться изделиями, в создании которых участвовал дизайнер.

В.Папанек (амер.промышленный дизайнер, антрополог, философ и теоретик дизайна, 1927-1998)
Дизайн – деятельность, опирающаяся на здравый смысл и реальные гуманистические ценности. Концепция интегрированного дизайна (ИД), нацеленного на решение задач формирования повседневных жизненных миров людей как развитых, так и развивающихся, стран, с учетом конкретной специфики повседневности и принципиального признания различия этих миров, а также с признанием важности социально-экономических факторов (хотя взгляды Папанека внеэкономические). 

13


Слайд 15
Теоретические позиции во взглядах на сущность дизайна

Гуманистическая позиция и ее

проявление на практике



Методология дизайна


Предметная методология

Сущность и специфика дизайна


японское приспособление для размешивания
листового чая под названием "сhasen"

Jeeyun Michaella Chung. Чайные палочки


14


Слайд 16


Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология

«Экологический дизайн» – вид проектной деятельности,

существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, направленный на гармонизацию отношений человека с окружающим его нетехнократическим миром и внесение в них ответственности со стороны человека.

Экологический дизайн озадачен вопросами экологической чувствительности, экономичности и этики. Ему свойственна установка на причастность, «прислушивание» к природе, восприятие проектантом себя, как части изучаемого или проектируемого целого, отождествление с ним (а не отстраненное восприятие).

В основе проектных решений экологического дизайна – стремление создать “вечное”, “мудрое” изделие.

Основные направления развития идей экологического дизайна:
экономически экологичные решения, т.е. такие, которые подчеркивают экономичность продукции с т.з. интересов охраны окружающей среды (на производство продукта должен затрачиваться минимум ценного сырья и топлива; продукты должны использоваться максимально долго; предпочтительны продукты многократного использования; желательно, чтобы моральный и технический износ совпадает во времени);
технологически экологичные решения, ориентированные на безвредную и безотходную технологию производства; желательно использование технологий и материалов, которые допускают максимально полное, “бесследоное” уничтожение продукта после его использования;
компенсационные решения дизайна, утверждающие идею в экологически регенерирующей функции дизайна; продукты дизайна этого типа предназначены специально для восстановления нарушенного человеком экологического равновесия.

Теоретические позиции во взглядах на сущность дизайна

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

15


Слайд 17
Основные подходы к пониманию сущности дизайна дизайна

Экологическая позиция и ее проявление

на практике



Методология дизайна


Предметная методология

Сущность и специфика дизайна



16


Слайд 18
Специфика дизайн-деятельности

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология

Дизайн как
техническая деятельность

Дизайн как


материальная деятельность


Дизайн как
духовная деятельность


Дизайн как
творчество


Дизайн как
общение

17


Слайд 19
Специфика дизайн-деятельности

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн – специфический вид человеческой

деятельности. Его своеобразие проявляется, прежде всего, в многоплановости, интегративной природе и междисциплинарном характере.

С одной стороны, дизайн с полным основанием может быть отнесен к материальной деятельности. Как и материальная деятельность, он направлен на изменение окружающего мира. Более того, если материальная деятельность реализуется по нескольким направлениям преобразований — изменения природы (материальная производственная деятельность) и изменения структуры общества (социально-преобразовательная деятельность), — то дизайн включен в процессы преобразований по каждому из этих направлений.
В области материальной производственной деятельности он участвует в производстве товаров, а в области социально-преобразовательной — в преобразовании общества.

Дизайн также можно отнести и к духовной деятельности.
Как и духовная деятельность, он направлен на изменение индивидуального и общественного сознания и также включает в себя познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни) и прогностическую (выстраивание моделей будущего) виды деятельности.

18


Слайд 20
Специфика дизайн-деятельности:

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Много родственного существует в дизайне

и с такими особыми видами деятельности, как творчество и общение.
Дизайн как творчество

Для дизайна характерны все признаки творческой деятельности. Результатом дизайн-деятельности являются произведения, изобретения, новые ценности и знания. Как вид творчества дизайн демонстрирует единство творческой личности и творческого процесса.
Творческая личность  дизайнера — это человек, наделенный особыми способностями, к которым, в первую очередь, относят воображение и фантазию (как умение создавать новые чувственные или мыслительные образы). Не менее важными в деятельности являются и другие, более «приземленные» способности, такие как эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. Также требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения и пр.. 
В дизайне, как в творческом процессе, можно выделить несколько этапов: подготовку, созревание, озарение и проверку. А сам творческий акт — озарение — связан с интуицией (внезапный переход от незнания к знанию, причины которого не осознаются).


Творчество — тип преобразовательной деятельности, направленной на создание качественно новых материальных и духовных ценностей; существенная черта творчества – опережающее отражение действительности, характеризующееся: целеполаганием, целесообразностью и предвидением. В процессе опережающего отражения, сознание создает новое, характеризуемое как возможность, и лишь затем происходит превращение идеальной возможности «нового» в конкретно-материальное «новое» (новый результат).

19


Слайд 21
Специфика дизайн-деятельности

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
В процессе деятельности дизайнер находится

в постоянном общении с другими субъектами: потребителями, другими дизайнерами, заказчиками и пр. Как уже отмечалось, специфика субъекта в дизайн-деятельности – его «двойная» природа: сам дизайнер и потребитель (опосредованно). И дизайнер, и потребитель, как субъекты общения, через результаты деятельности осуществляют процесс познания друг друга и ощущают изменения, которые происходят с ними в этом процессе.
Одна из сторон общения, его информационная составляющая – это коммуникация (односторонний процесс передачи сообщения получателю). В ходе коммуникации (см. рис.) адресант (отправитель) передает адресату (получателю) информацию (сообщение). Важным условием для этого является владение собеседниками информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а также передача информации понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между субъектами был установлен контакт.


Общение — способ существования человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс (процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект)), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).  

Дизайн как общение

20


Слайд 22
Специфика дизайн-деятельности

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн аккумулирует в себе специфику

проектной, инженерно-технической, художественной, экономической видов деятельности, является одним из основных инструментов социокультурного проектирования. Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее.

Дизайн как проектная деятельность

21


Слайд 23

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн как проектная деятельность
Сегодня не существует

единого, общепринятого понятия «проект».
проект (от лат. project) – «брошенный вперёд»; замысел, план, прообраз какого-либо объекта;
проект – это что-либо, что задумывается или планируется, большое начинание;
проект – временное предприятие (начинание), предназначенное для создания уникального продукта или услуги (Свод знаний по управлению проектами, США);
проект – это отдельное предприятие (начинание) с определёнными целями, часто включающими требования по времени, стоимости, качеству достигаемых результатов (Английская Ассоциация менеджеров проекта).
проект – это намерение, которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например: заданием цели; временными, финансовыми, людскими и другими ограничениями; отграничениями от других намерений; специфической для проекта организацией его осуществления.

22


Проектная деятельность – это деятельность по выполнению проекта.


Слайд 24

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн как проектная деятельность
Общие признаки проектов:

признак «наличия цели» – цель проекта, как образ желаемого, всегда выходит за рамки существующего состояния объектной области проектирования и включает потенциальные возможности тех или иных изменений;
признак «изменения»  – осуществление проекта несёт изменения вещественной системы или предметной области, в которой реализуется проект; реализация проекта является целенаправленным «переводом» некоторой системы из существующего в некоторое желаемое состояние;
признак «ограниченность во времени» – любой проект имеет определённое начало и завершение, которые ограничивают продолжительность его осуществления; начало проекта обычно связывают с началом затрат усилий и средств на инициацию проекта, а завершение проекта с достижением цели проекта / когда становится ясно, что цели проекта не могут быть достигнуты (проект прекращается);
признак «неповторимость» – относится к проекту в целом , а не к отдельным его частям; управление проектами – это сочетание творчества (новизны) и жестких  процедур (повторяемости) + сложных человеческих отношений;
признак «ограниченность требуемых ресурсов» – проект предполагает утверждённую спецификацию и график потребления ресурсов (люди, финансы, оборудование и пр.);
признак «комплексность и разграничение» – комплексность означает учёт всех внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на результаты проекта; а разграничение означает то, что каждый проект имеет чётко определённые рамки своей предметной области и должен быть отделён от других проектов;
признак «специфическая организация проекта»  – крупные проекты на время их реализации требуют создания специфической для проекта организационной структуры.

При различиях в трактовке понятия «проект», у явлений этого типа существуют общие признаки, имеющие междисциплинарный, надпредметный характер.

23


Слайд 25

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн как проектная деятельность
24

Проект – это

ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, с возможными ограничениями расходования средств и ресурсов со специфической организацией.

Проектирование – исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещно-поведенческого характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир и человека.
Проектирование – специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений, и в то же время – процесс коллективного творчества (за счёт обретения навыков работы в режиме группового творчества, интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего, способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений, и умению выстраивать из частей целое). 


Проектирование – мыслительная деятельность, определяющая будущий процесс и результат преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений; метод сознательного предвидения, аналитическая и интуитивная деятельность, направленная на решение проблемы.


Слайд 26

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн как проектная деятельность
25
Характерная черта проектной

деятельности – ее идеальный характер. В процессе проектирования в уме разработчика создается мысленный образ нового изделия (несуществующего или существующего в другой форме), который подвергается мысленным экспериментам, включающим перестановку составных частей, замену их другими элементами. Одновременно с этими действиями осуществляется и оценка эффекта внесенных изменений, определение их влияния на окончательный результат. При этом важно понимать, что действия осуществляются не с реальными явлениями и процессами, а с их мысленными моделями.
В процессе проектирования проектант разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации и пр.
Проекты – модельные носители потребительских свойств.

Слайд 27

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн как проектная деятельность
25
Проектирование – точка

перехода, своеобразное связующее звено, обеспечивающее «переход» из идеального плана деятельности в материальный.

Проектирование выступает как «мозговой центр”, направляющий и корректирующий развитие общественного производства и потребления, стимулирующий изменения и развитие предметной действительности как по линии производства, так и по линии потребления.


Слайд 28
педагогическое проектирование

педагогические проекты



Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн как проектная деятельность
26
Виды

проектирования (в зависимости от сферы деятельности, в которой реализуются проекты)


социальное проектирование

создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития и др.


экономическое проектирование


организационное проектирование


инженерное проектирование


архитектурное проектирование


социальные проекты


экономические проекты


организационные проекты


инженерные проекты


архитектурные проекты


проектирование общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни; разработка программы действий по осуществлению мер, направленных на развитие культуры, образования и пр.




разработка программы действий/мер по осуществлению конкретного, предметного социально-экономического замысла (обновление производства, выпуск и продажа новых конкурентоспособных товаров и пр.)


разработка проектов новых или комплекс работ по совершенствованию деятельности существующих организаций (фирм, компаний, служб и т.п.)


проектирование технической искусственной среды, формирование «второй природы» из материала «первой»; проектирование технических устройств и технических систем, которые могут тиражироваться во многих экземплярах


формирование архитектурного пространства, моделирование будущего архитектурного объекта (город, комплекс зданий и пр.), проектирование новых объектов строительства


дизайн-проектирование


дизайн- проекты


создание предметной среды во всех сферах жизнедеятельности человека; проектирование новых предметов, производимых промышленностью







Слайд 29

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн как проектная деятельность
28
Виды проектирования (в

зависимости от характера решаемых задач)


Социотехническое проектирование



Инженерное проектирование

– не просто создание технического устройства, механизма, машин и пр., а обеспечение их нормального функционирования в обществе; главное внимание уделяется не машинам, а человеку и его деятельности, ее социальным и психологическим аспектам, что предполагает гуманитарную диагностику и экспертизу новой техники и технологии; 
— проектирование без прототипов, ориентированное на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической сфере или в культуре в целом; особое проектное движение, состоящее из различных видов деятельности: производственной, эксплуатационной, традиционного проектирования и др.; тесно переплетается с планированием, управлением, программированием, прогнозированием и организационной деятельностью; на первом плане - конструктивные задачи, подчиняющие себе все остальные. Установки социотехнического проектирования оказывают заметное влияние на все виды инженерной деятельности, способствуя признанию необходимости социальной, гуманистической, эстетической оценки техники.


– вид деятельности человека по решению технических задач, который научно обоснован и учитывает потребности общества при реализации результата


Слайд 30

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн как проектная деятельность
29
Дизайн – одна

из форм проектной деятельности, ее специфический вид, направленный на преобразование искусственной среды, окружающей человека.
В структуру деятельности входят все базовые формы проектной деятельности – критика, исследование, проектирование (технологическое, морфологическое, функциональное), объединенные особой проектной идеологией.
Дизайн, как вид социотехнического проектирования и комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирует в себе элементы естественнонаучных, технических и социально-гуманитарных знаний, инженерного проектирования, конструирования и художественно-эстетического мышления (объединяет в себе художественную идеологию предметного творчества с инженерной проектной практикой, ориентированной на индустриальное производство, и направлен на решение социо-технических задач).
Главная цель деятельности — создание предметного мира, гуманистически и эстетически оцениваемого как «человеческий», «соразмерный», «гармоничный» и «целостный». 
Дизайн моделирует искусственную среду будущего. Он улавливает и фиксирует в условных проектных формах (эскизах, макетах, моделях) предвидимые изменения, ассимилирует рождающиеся, еще чуждые художественной культуре технические формы. Преобразование предметных условий существования человека связано с предвидением нового не только в техническом, но и в эстетическом плане. Дизайнер наследует и эстетически преобразует достижения предшествующей художественной культуры с целью создания нового произведения искусства. Дизайн направлен на решение задач формирования новых культурных образцов изделий (их комплектов, ансамблей, комплексов, систем, предметной среды)
Результатом дизайн-деятельности является дизайн-проект, для которого характерны общие для всех проектов признаки: наличие цели, ограниченность во времени и ограниченности требуемых ресурсов, неповторимость и др.

Слайд 31

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология

Дизайн как инженерно-техническая деятельность
21
инженерная
деятельность
конструктивность
технологичность
рентабельность
функциональность
надежность
долговечность
безопасность
структурообразующая

деятельность

изобретение

применение
научных данных

техника

целесообразно
организующая
деятельность

реализация рабочей функции объекта

техническое
начало

машинные технологии изготовления объектов

технический
объект

экономичность

удобство
в эксплуатации

конструирование

новые принципы действия

рациональный подход
при проектировании

обеспечение заданной
функциональности

технические
системы

целесообразность


Слайд 32

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн как инженерно-техническая деятельность
29

Техника – общее

название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.


Техническое (техническое начало) – такой аспект содержания произведенного человеком объекта или человеческой деятельности, который характеризует их с точки зрения организованности структуры, обеспечивающей заданную функциональность. Техническое начало неотделимо от конструкции объекта, а в процессе создания - от конструирования.


Технический объект – объект технической практики и материальное средство целесообразной общественной деятельности.


Инженерная деятельность – основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации (получившей название техногенной) до последнего времени создавалась техника. Включает: инженерное изобретательство, конструирование, организацию изготовления (производство) технических средств, инженерное исследование и проектирование.


Техническая деятельность – деятельность по созданию технических объектов.


Слайд 33

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн как инженерно-техническая деятельность
29
Изобретательство: на основании научных

знаний и технических достижений создаются принципы действия, прописываются способы реализации этих принципов в конструкциях инженерных устройств и систем отдельных компонентов.
Конструирование: результатом конструкторской деятельности является техническое устройство, предназначенное для серийного производства (результат конструкторской деятельности должен быть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которою уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы). Конструкция состоит из определенным образом связанных стандартных элементов, выпускаемых промышленностью.
Технология и организация производства: исходным материалом этого вида деятельности являются материальные ресурсы, из которых создается изделие, а продуктом — готовое техническое устройство и руководство к его эксплуатации. Функция инженера в данном случае заключается в организации производства конкретного типа изделия и разработке технологии изготовления определенной конструкции этого изделия, а также, если это необходимо, орудий и машин для изготовления изделия или отдельных его частей.
Эксплуатация и оценка функционирования: эксплуатация технических систем связана с операторской деятельностью, техническим обслуживанием. В процессе эксплуатации технической системы проводится оценка ее функционирования, что особо важно для модернизации систем.
Инженерное проектирование — вид деятельности по решению технических задач, который научно обоснован и учитывает потребности общества при реализации результата. Включает как разработку обшей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке, так и созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве.

Основные виды инженерной деятельности


Слайд 34

Сущность и специфика дизайна
Методология дизайна

Предметная методология
Дизайн как инженерно-техническая деятельность
29
«Технические основания» дизайна

В дизайне активно используется рациональный подход, с опорой на объективные знания, и применяются научные данные. Дизайнер нередко выступает как инженер-исследователь, действуя в соответствии с нормами научно-технической деятельности, выполняет профессиональные функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривая продукт своей деятельности как проект и стремясь к выработке четких методических установок при его разработке.
Как и инженерно-техническое творчество, дизайн тяготеет к изобретательству и устремлен на поиск новых принципов действия технических объектов и способов их реализации (новизна конструкции, технологии изготовления, отделки и пр.).
Дизайн - целесообразно организующая, структурообразующая и конструктивная деятельность. Поиски в сфере «технического» направлены на структурное преобразование аморфного материала в структурно организованный объект. Конструкторская деятельность – один из ключевых компонентов в дизайн-деятельности, а материализация ее результатов в виде опытного образца необходимое условие для уточнения конструктивно-технических и образно-пластических характеристик проектируемой технической системы. в дизайне.
Значительная часть объектов дизайна относится к миру техники и обладает выраженным утилитарным назначением.
В задачах деятельности – формирование функциональных пространств человеческой деятельности, преобразование технических систем в обладающие культурной ценностью продукты массового потребления. Дизайн ориентирован на реализацию и рабочей функции объекта при соблюдении требований конструктивности, технологичности, экономичности его изготовления в промышленном производстве. Для него также актуальны критерии рентабельности производства, функциональности, надежности, долговечности, безопасности, удобства в эксплуатации (эргономичности).
Дизайн ориентирован на машинные технологии изготовления объектов разработки, интегрирован в систему промышленного производства и включен в производственный цикл.

Слайд 35



© БГАИ. Кафедра теории и истории дизайна. Минск, 2015
Per áspera ad

astra!

Грызите гранит науки :)

До новой встречи!

© Стрикелева К.А.

Электронная лекция по учебной дисциплине «Теория и методология дизайна»

Цитирование текстов допускается с указанием ссылки на источник. Копирование текстов производится после прохождения процедуры согласования с правообладателем. Все права защищены 2015 (с)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика