Разница в видении хронологических границ развития дизайна предопределяет и разницу во взглядах на ее сущность. Однако каждая из смысловых трактовок, по сути, не противоречит, а дополняет другую.
деятельность - ровесник человечества
преобразовательная деятельность, отличающаяся особым комбинаторным типом мышления; поиск эффективных технологий и конструкций , позволяющих за минимальное число операций получить требуемые полезные качества
период зарождения ремесленничества
вид предметного творчества, направленного на создание вещей, совмещающих в себе и пользу, и красоту; формообразование с учетом функциональных, технологических и социокультурных факторов; канонический тип предметного воспроизводства
переход к машинному производству
обособившаяся проектная деятельность (отделение проектирования от изготовления); формирование методологии создания концептуальных моделей вещей; изобретательская деятельность расчет не на индивидуальное исполнение и ручной труд , а на машинное производство
переход к массовому индустриальному производству (нач. XX в.)
особый вид проектирования - художественное проектирование, направленное на создание эстетически совершенных предметов массового промышленного производства; расчет на промышленные технологии
20-30-х гг. XX века: первые школы дизайна; преодоление последствий экономического кризиса
профессионально определившаяся деятельность, составная часть процесса проектирования промышленных изделий, предназначенных для использования и восприятия человеком в той или иной среде и ситуации жизнедеятельности, и созданных с
учетом интересов и вкусов возможного покупателя или же конкретного заказчика; средство решения коммерческих проблем, улучшения сбыта продукции.
Существо деятельности
Начало развития дизайна
Методология дизайна
Предметная методология
Специфика и сущность дизайна как одного из видов творческой деятельности может быть выявлена при уяснении того, на что направлена деятельность, каковы аспекты этой деятельности, в чем ее сходство и отличие от родственных видов проектной деятельности (в первую очередь инженерного проектирования) и художественного творчества (в сфере изобразительных искусств), с творчеством в архитектуре и прикладных искусствах .
Взгляды на суть деятельности зависят от видения ее целей и задач, принципов организации.
Исходя из значимости этих критериев выделяют: «рационалистическую», «артистическую», «коммерческую», «гуманистическую» и «экологическую» позиции в трактовке сущности дизайна.
«артистическая»
позиция
«рационалистическая»
позиция
«гуманистическая»
позиция
«коммерческая»
позиция
«экологическая»
позиция
Предметная методология
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Позиция, согласно которой:
дизайн рассматривается как деятельность, подобная инженерному проектированию;
формообразование подчинено логически выверенным операциям проектирования;
усилия проектировщиков сконцентрированы на рациональном упорядочении формы, на разработке функционально и конструктивно совершенного объекта;
художественно-образные и эмоционально-психологические аспекты выведены за рамки профессиональных задач - «дизайн без художника».
Дж.Глоаг – англ. теоретик и практик дизайна («Объяснение промышленного искусства», 1934)
дизайн – деятельность, принципиально отличающаяся от прикладного искусства, вид рационального проектирования, ограниченного техническим заданием;
дизайн – это нормальная техническая операция в процессе промышленного производства, равнозначная любой другой операции инженерного порядка;
дизайн – это проектирование, вид деятельности с особым «тренированным воображением» (имеется в виду эффективное проектное мышление, умеющее ломать традиционные решения, при этом направленное на решение утилитарных и коммерческих конкретных задач, а не на выражение в формах вещей определенных эстетических идеалов);
дизайн – это проектная служба в системе промышленного производства.
Г.Мутезиус (нем.теоретик искусства, 1861-1927).
Проблема формообразования переводится из внешней формы в область функциональных закономерностей. «Главное содержание современной художественной промышленности прежде всего правильно и по существу выяснить цель каждого предмета и логически развить его форму из этой цели». Стремление к формальной типизации быта через эстетические стандарты вещей.
Адольф Лоос (австрийский и чехословацкий архитектор, 1870-1933)
Автор фразы «Орнамент – это преступление». Рационалистический дух творческого метода: «Не строй живописно. Предоставь это действие стенам, горам и солнцу». «Мы преодолели орнамент; мы научились обходиться без него». Идея непрерывной связи функции и формы через материал.
Луис Генри Салливен (амер.архитектор, 1856–1924).
Автор афоризм «форму в архитектуре определяет функция» (в сер.1920-х гг. была подхвачена западно-европейскими архитекторами, сторонниками рационализма; содержание «формулы» было упрощено и сведено к первичности утилитарного по отношению к эстетическому).
Ле Корбюзье (фр. архитектор, 1887-1965)
объединение во взглядах идей техницизма и академического рационализма: «Великая эпоха наступила. Индустрия, неудержимая, как река, сносящая плотины, приносит нам новые средства, которые отвечают новому духу этой эпохи... Проблема дома — одна из проблем эпохи. От ее решения зависит социальное равновесие... Крупная индустрия должна заняться домостроением и поставлять серийные элементы домов. Надо создать «дух серийности» — стремление строить дома сериями, стремление жить в домах-сериях, стремление мыслить о домах как сериях».
Автор фразы «Дом - машина для жилья». Разработка системы гармонических величин, основанной на пропорциях человеческого тела, которая стала отправной точкой для архитектурного проектирования.
Бруно Таут (нем.архитектор и теоретик искусства, 1880-1938).
Автор фразы «Что хорошо функционирует, то хорошо и выглядит. Мы попросту не верим, чтобы что-либо могло плохо выглядеть и в то же время хорошо функционировать».
Вальтер Гропиус, (нем.архитектор и теоретик архитектуры)
Один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре. Функция – основа эстетики формообразования, идеологическая основа творчества.
Луис Кан (амер. архитектор, 1901-1974)
Автор фразы «архитектура - разумный способ организации пространства... Структура обслуживающих помещений должна дополнять структуру обслуживаемых... »
«Информационная эстетика» (нем. теоретическая школа; направление в эстетике, возникшее в конце 50-х гг.).
Дизайн – особый способ передачи упорядоченной информации. Дизайнер – специалист по «переводу» заданных требований к форме на язык проектирования. Основная задача – формализация эстетических заданий, формализация воспринимаемых человеком форм и перекодировка их на язык математики и техники.
Ульмская школа (Высшая школа проектирования, основана в 1949г., Германия)
Дизайн – не искусство, и не связан с ним генетически. Дизайн не может ни отменить, ни заменить собой искусство. Он - не что иное, как проектирование промышленных продуктов. История дизайна - это не история эстетического освоения искусством ХХ века техники, а история промышленного проектирования. Специалисты-дизайнеры должны обладать технологическими и научными знаниями, необходимыми для сотрудничества с современной промышленностью. Вместе с тем они должны определять и учитывать в своей деятельности ее социальные и культурные последствия.
Т.Мальдонадо (ит.теоретик дизайна, педагог, живописец и дизайнер, публицист; 1922)
ввел и развил принцип системного подхода в дизайне, исследовал связи дизайна и науки в контексте теории информации, экспериментальной эстетики, теории деятельности. В практической работе считал необходимым широко использовать математические дисциплины (теория соединений, теория симметрии и управляющих сеток, теория кривых (математическая разработка переходов и преобразований), геометрия многогранников (конструирование правильных и неправильных форм), топология (метрическое и аметрическое построение объектов) и пр.
7
Методология дизайна
Предметная методология
ММВЗ-3.1134 «Лесник». МВЗ. Беларусь
Часы настенные.
Braun AG. Германия
Радиоприемник «RCS 9 stereo».
Braun AG. Германия
Сущность и специфика дизайна
Предметная методология
АРТИСТИЧЕСКАЯ ПОЗЦИЯ
Дизайн – свободная творческая профессия, в задачах которой генерирование новых образов
и красивых форм . Деятельности характерна художественная свобода и творческий эксперимент. Деятельность дизайнера, как художника, не может ограничиваться набором нормативных
способов решения задач.
Х. ван де Вельде (бельгийский архитектор и художник, 1863-1957)
Художник в промышленности - творческая индивидуальность и должен всегда выступать против установления канона и типизации.
Дж.Нельсон (амер. дизайнер, архитектор, критик, теоретик дизайна, 1908-1986)
Дизайн – особая форма массового искусства, внутренне свободная творческая деятельность, способ профессионального самовыражения художника в современном мире.
Г.Рид (англ.философ, поэт, писатель и художественный критик, 1893–1968)
Дизайн – независимая сверхпрофессия, свободная от узкой специализации; высшая форма искусства; средство искусственного преобразования производства по нормам, определенным в изобразительном искусстве нового времени; служба по созданию эстетических стандартов для новых методов производства (реализация этико-эстетического идеала, заданного искусством). Фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике. Художник, воспитанный на идеале изящных искусств, не может быть дизайнером.
Дж. Понти (ит.архитектор, дизайнер, публицист, 1891-1979)
Дизайн – творческая деятельность, главная задача которой – непрерывное генерирование новых образов, красивых форм, новых методов и средств решения композиционных проектных задач; для деятельности характерны художественная свобода и творческий эксперимент..
9
Методология дизайна
Предметная методология
Сущность и специфика дизайна
Предметная методология
КОММЕРЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Дизайн — средство повышения эффективности связей в системе «производство-сбыт».
Интегральная и важнейшая часть маркетинга, средство придания товарам конкурентоспособных характеристик, увеличения спроса на продукцию. Внимание деятельности концентрируется на зоне «престижного потребления». Активно используется стайлинг (формально-эстетическая модернизация объекта, придающая ему новый, коммерчески выгодный вид без глубокой модернизации технических и эксплуатационных качеств).
Дж. Нельсон (амер. дизайнер, архитектор, критик, теоретик дизайна, 1908-1986)
Основная функция дизайна -– осуществление тотальной коммуникации между корпорацией и клиентурой.
Ф.Ч.Эшфорд (амер. дизайнер)
Дизайн -– профессиональная деятельность в условиях рынка, служба в системе промышленного производства. «Важнейшей проблемой дизайнера является примирение (принесение в жертву) своих социальных и эстетических идеалов с его долгом помочь своему клиенту или работодателю получить прибыль»
Дж.Глоаг (англ. теоретик и практик дизайна, 1896-1981)
Дизайн -– средство продажи товаров; направлен на то, чтобы дать потребителю максимально возможные удобства, удовлетворение от созерцания и прикосновения к предмету. «Хороший дизайн, который может стать могущественным средством продажи британских товаров в будущем, возникает из эффективного объединения тренированного воображения и практического мастерства». «хоро= ший дизайн» всегда объединен с его коммерческим значением, то есть речь идет не об академически «хорошем» дизайне, решение которого оценивает= ся безотносительно к коммерческим интересам
Р.Лоуи (амер. дизайнер, 1893-1986)
«Дизайн -– это то, что заставляет звенеть кассу!»
Е.Бординат (вице-президент по дизайну Ford, 1920–1987)
«Чистым лицемерием является утверждение о том, что дизайн или стайлинг имеет какую-то иную функцию, кроме поддержки торговых операций».
Методология дизайна
Предметная методология
Сущность и специфика дизайна
11
Предметная методология
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Дизайн — феномен культуры, в задачах которого – создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный, содействие повышению качества жизни людей и совершенствованию социально-культурных отношений между ними. Объект дизайна – среда обитания человека, которая видится не только как материальная среда, а как «знаковая ткань» культуры, наложенная на отчужденный техномир.
Г.Мутезиус (нем.архитектор, теоретик и публицист, (1861-1927) :
Дизайн – средство развития вкуса нации
В.Гропиус (нем.архитектор, учредитель Баухауса, 1883-1969)
«Тотальная архитектура» - средство жизнестроительства.
Т.Мальдонадо (ит.теоретик дизайна, педагог, живописец и дизайнер, публицист; 1922)
Дизайн – активная социальная сила, воздействующая на сознание людей. Дизайн – специфическое художественное творчество, эстетический и этический идеал которого заключается в создании программы «очищенного» дизайна, основанного на строгой научной методологии
А.Бранци (ит. архитектор и дизайнер, 1938)
Дизайн – средство возвращения в культуру продуктов технической цивилизации, усиления их символического и эмоционального звучания (концепция «инкультурации»). Дизайн призван искать пути приведения культурных средовых ситуаций к ассоциативно узнаваемым, символически родственным традиционной культуре формам, опираясь на новейшие технологии.
12
П.Рейли
дизайнеры, как «совесть промышленного производства», должны следить за соблюдением всех требований к качеству дизайн-продукта не только в интересах своего заказчика, но и ради тех, кто будет пользоваться изделиями, в создании которых участвовал дизайнер.
В.Папанек (амер.промышленный дизайнер, антрополог, философ и теоретик дизайна, 1927-1998)
Дизайн – деятельность, опирающаяся на здравый смысл и реальные гуманистические ценности. Концепция интегрированного дизайна (ИД), нацеленного на решение задач формирования повседневных жизненных миров людей как развитых, так и развивающихся, стран, с учетом конкретной специфики повседневности и принципиального признания различия этих миров, а также с признанием важности социально-экономических факторов (хотя взгляды Папанека внеэкономические).
13
Методология дизайна
Предметная методология
Сущность и специфика дизайна
японское приспособление для размешивания
листового чая под названием "сhasen"
Jeeyun Michaella Chung. Чайные палочки
14
Экологический дизайн озадачен вопросами экологической чувствительности, экономичности и этики. Ему свойственна установка на причастность, «прислушивание» к природе, восприятие проектантом себя, как части изучаемого или проектируемого целого, отождествление с ним (а не отстраненное восприятие).
В основе проектных решений экологического дизайна – стремление создать “вечное”, “мудрое” изделие.
Основные направления развития идей экологического дизайна:
экономически экологичные решения, т.е. такие, которые подчеркивают экономичность продукции с т.з. интересов охраны окружающей среды (на производство продукта должен затрачиваться минимум ценного сырья и топлива; продукты должны использоваться максимально долго; предпочтительны продукты многократного использования; желательно, чтобы моральный и технический износ совпадает во времени);
технологически экологичные решения, ориентированные на безвредную и безотходную технологию производства; желательно использование технологий и материалов, которые допускают максимально полное, “бесследоное” уничтожение продукта после его использования;
компенсационные решения дизайна, утверждающие идею в экологически регенерирующей функции дизайна; продукты дизайна этого типа предназначены специально для восстановления нарушенного человеком экологического равновесия.
Теоретические позиции во взглядах на сущность дизайна
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ
15
Методология дизайна
Предметная методология
Сущность и специфика дизайна
16
Дизайн как
духовная
деятельность
Дизайн как
творчество
Дизайн как
общение
17
18
Для дизайна характерны все признаки творческой деятельности. Результатом дизайн-деятельности являются произведения, изобретения, новые ценности и знания. Как вид творчества дизайн демонстрирует единство творческой личности и творческого процесса.
Творческая личность дизайнера — это человек, наделенный особыми способностями, к которым, в первую очередь, относят воображение и фантазию (как умение создавать новые чувственные или мыслительные образы). Не менее важными в деятельности являются и другие, более «приземленные» способности, такие как эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. Также требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения и пр..
В дизайне, как в творческом процессе, можно выделить несколько этапов: подготовку, созревание, озарение и проверку. А сам творческий акт — озарение — связан с интуицией (внезапный переход от незнания к знанию, причины которого не осознаются).
Творчество — тип преобразовательной деятельности, направленной на создание качественно новых материальных и духовных ценностей; существенная черта творчества – опережающее отражение действительности, характеризующееся: целеполаганием, целесообразностью и предвидением. В процессе опережающего отражения, сознание создает новое, характеризуемое как возможность, и лишь затем происходит превращение идеальной возможности «нового» в конкретно-материальное «новое» (новый результат).
19
Общение — способ существования человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс (процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект)), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).
Дизайн как общение
20
Дизайн как проектная деятельность
21
22
Проектная деятельность – это деятельность по выполнению проекта.
При различиях в трактовке понятия «проект», у явлений этого типа существуют общие признаки, имеющие междисциплинарный, надпредметный характер.
23
Проектирование – исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещно-поведенческого характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир и человека.
Проектирование – специфический индивидуально-творческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений, и в то же время – процесс коллективного творчества (за счёт обретения навыков работы в режиме группового творчества, интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего, способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений, и умению выстраивать из частей целое).
Проектирование – мыслительная деятельность, определяющая будущий процесс и результат преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений; метод сознательного предвидения, аналитическая и интуитивная деятельность, направленная на решение проблемы.
Проектирование выступает как «мозговой центр”, направляющий и корректирующий развитие общественного производства и потребления, стимулирующий изменения и развитие предметной действительности как по линии производства, так и по линии потребления.
социальное проектирование
создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития и др.
экономическое проектирование
организационное проектирование
инженерное проектирование
архитектурное проектирование
социальные проекты
экономические проекты
организационные проекты
инженерные проекты
архитектурные
проекты
проектирование общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни; разработка программы действий по осуществлению мер, направленных на развитие культуры, образования и пр.
разработка программы действий/мер по осуществлению конкретного, предметного социально-экономического замысла (обновление производства, выпуск и продажа новых конкурентоспособных товаров и пр.)
разработка проектов новых или комплекс работ по совершенствованию деятельности существующих организаций (фирм, компаний, служб и т.п.)
проектирование технической искусственной среды, формирование «второй природы» из материала «первой»; проектирование технических устройств и технических систем, которые могут тиражироваться во многих экземплярах
формирование архитектурного пространства, моделирование будущего архитектурного объекта (город, комплекс зданий и пр.), проектирование новых объектов строительства
дизайн-проектирование
дизайн-
проекты
создание предметной среды во всех сферах жизнедеятельности человека; проектирование новых предметов, производимых промышленностью
Социотехническое проектирование
Инженерное проектирование
– не просто создание технического устройства, механизма, машин и пр., а обеспечение их нормального функционирования в обществе; главное внимание уделяется не машинам, а человеку и его деятельности, ее социальным и психологическим аспектам, что предполагает гуманитарную диагностику и экспертизу новой техники и технологии;
— проектирование без прототипов, ориентированное на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической сфере или в культуре в целом; особое проектное движение, состоящее из различных видов деятельности: производственной, эксплуатационной, традиционного проектирования и др.; тесно переплетается с планированием, управлением, программированием, прогнозированием и организационной деятельностью; на первом плане - конструктивные задачи, подчиняющие себе все остальные. Установки социотехнического проектирования оказывают заметное влияние на все виды инженерной деятельности, способствуя признанию необходимости социальной, гуманистической, эстетической оценки техники.
– вид деятельности человека по решению технических задач, который научно обоснован и учитывает потребности общества при реализации результата
изобретение
применение
научных
данных
техника
целесообразно
организующая
деятельность
реализация рабочей
функции объекта
техническое
начало
машинные технологии изготовления объектов
технический
объект
экономичность
удобство
в эксплуатации
конструирование
новые
принципы действия
рациональный подход
при проектировании
обеспечение заданной
функциональности
технические
системы
целесообразность
Техническое (техническое начало) – такой аспект содержания произведенного человеком объекта или человеческой деятельности, который характеризует их с точки зрения организованности структуры, обеспечивающей заданную функциональность. Техническое начало неотделимо от конструкции объекта, а в процессе создания - от конструирования.
Технический объект – объект технической практики и материальное средство целесообразной общественной деятельности.
Инженерная деятельность – основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации (получившей название техногенной) до последнего времени создавалась техника. Включает: инженерное изобретательство, конструирование, организацию изготовления (производство) технических средств, инженерное исследование и проектирование.
Техническая деятельность – деятельность по созданию технических объектов.
Основные виды инженерной деятельности
Грызите гранит науки :)
До новой встречи!
© Стрикелева К.А.
Электронная лекция по учебной дисциплине «Теория и методология дизайна»
Цитирование текстов допускается с указанием ссылки на источник.
Копирование текстов производится после прохождения процедуры согласования с правообладателем.
Все права защищены 2015 (с)
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть