Tema15 презентация

Содержание

План Общая характеристика культуры ХХ века Массовая культура как феномен социальной дифференциации современной культуры. Тоталитарная культура как феномен Архитектура ХХ века

Слайд 1Лекция 15. Культура XX века
Автор – к.ф.н., доц. Толстикова И.И.


Слайд 2План
Общая характеристика культуры ХХ века
Массовая культура как феномен социальной дифференциации современной

культуры.
Тоталитарная культура как феномен
Архитектура ХХ века
Живопись ХХ века
Русское и советское искусство ХХ века
Литература ХХ века.
Музыка, театр, кинематограф

Слайд 3радикально новые и прежде неизвестные типы художественного и философского выражения
технические виды

искусств (кино, позднее дигитальные искусства)
фундаментальные научные теории
«Зияния»: исчезновение либо маргинализация видов, типов, жанров искусства и мышления
главная проблемы эпохи:
увязать между собой высокое, почти культовое отношение к культуре и культурности с радикальным и систематическим негативизмом по отношению к культуре и культурности

Слайд 4От модерна к постмодерну
Постмодерн – культурное течение, которое затрагивает:
Философию
Эстетику
Искусство
Гуманитарные науки
Термин «постмодернизм»

возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1947 г. А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.

Слайд 5Постмодерн – это ...
«усталая», «энтропийная» культура
Эстетические мутации
Диффузия больших стилей
Эклектическое смешение художественных

языков
Ироничное цитирование всего опыта мировой художественной культуры

Слайд 6Массовая культура (1)
синонимы: популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура
В отличие от

элитарной, массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей
опирается на достижения самых передовых технологий

в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и прочих.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и других общественных и антропологических дисциплин


Слайд 7Массовая культура (2)
Основные проявления и направления массовой культуры:
субкультура детства;
массовая общеобразовательная

школа;
средства массовой информации;
система национальной (государственной) идеологии и пропаганды;
массовая социальная мифология;
массовые политические движения;
система организации и стимулирования массового потребления;
индустрия формирования имиджа;
индустрия досуга

Слайд 8Тоталитарная культура как феномен
Тоталитарная культура - система ценностей и смыслов со

специфическим социальным, философским, политическим и этническим содержанием, построенная на устойчивой мифологеме единства культуры, исключающая все культурные элементы и образования, противоречащие этому единству, относимые к враждебным, чужеродным.
Феномен официальной культуры ХХ в. был описан в таких работах, как:
Д. Оруэлл «1984»
Зб. Бзежинский «Большой провал»
А. Зиновьев «Зияющие высоты»
М. Джилас «Лицо тоталитаризма»

Слайд 9Тоталитарная культура Германии и Италии (1)
Время: 1930-1940-е годы
Название: «Стиль третьего Рейха»
Стиль

третьего Рейха соединял в себе:
гротесковый вариант Ампира, но в более эклектичных формах
неоклассицизм, особенно ярко проявившийся в итальянской архитектуре
отдельные элементы Ар Деко

Слайд 10Тоталитарная культура Германии и Италии (2)
Главные черты:
Ретроспективность
Консерватизм
Гигантомания
Антигуманизм
Отвергались все достижения новой архитектуры

конструктивизма и функционализма
Формирование итальянского и германского фашизма произошло под влиянием:
рассуждения Ф. Ницше о высших и низших расах, о расе господ и расе рабов
расистские теории А. Габино и Ж. Лапужа

Слайд 11Тоталитарная культура Германии и Италии (3)
Главный архитектор третьего Рейха – А.

Шпеер

Главный архитектор фашистской Италии – Л. Моретти

Альберт Шпеер. Проект "Гроссе халле", Народного дома, 1940.
В том же масштабе слева - рейхстаг и Бранденбургские ворота


Слайд 12Тоталитарная культура Германии и Италии (3.a)
Проект реконструкции Берлина. Ось Север-Юг, 1941



Слайд 13Тоталитарная культура России (1)
Социалистический реализм – идеологическое направление официального искусства СССР

в 1934-1991 гг. Термин появился после Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций»
Под художественное творчество была подведена идеология классовой борьбы, борьбы с инакомыслием.
Создание единых творческих союзов, деятельность которых регламентировалась и контролировалась коммунистической партией. При этом, запрет любых других художественных группировок

Слайд 14Тоталитарная культура России (2)
Главные принципы метода:
Партийность
Идейность
Народность
Главные признаки:
примитивность мысли
шаблонность образов
стандартность композиционных решений
натуралистичность

формы
Соцреализм - явление, созданное искусственно государственной властью, и поэтому не является художественным стилем
Чудовищный парадокс соцреализма: художник переставал быть автором своего произведения

Слайд 15Архитектура XX века


Слайд 16Западная архитектура
Зародившиеся в конце XIX в. идеи рационализма и конструктивизма (когда

архитекторы ориентировались на физические свойства материалов и конструкций, и все это находило отражение в форме зданий) получили мощные стимулы и развились в новое направление – функционализм.
Внешний облик «функциональной» постройки отражал не только ее конструкцию, но и внутреннюю планировку, которая определялась практическим назначением (функцией).
Функционализм. Признавая только утилитарность, то есть пользу и целесообразность, функционализм считал излишними декоративные мотивы, отвергал национальные традиции.


Слайд 17Западная архитектура: архитекторы


Слайд 18Западная архитектура: архитекторы


Слайд 19Западная архитектура: архитекторы
Оскар Нимейер.
Виднейший бразильский зодчий; спроектировал центральную ось города

Бразилия с правительственными и общественными зданиями. Лучшие из них - президентский дворец, Национальный конгресс и т.д., официальное открытие которого состоялось 21 апреля 1960 г.

Собор в г. Бразилия

Интерьер собора


Слайд 20Архитектура Советской России (1)
Три основных этапа:
от начала 20-х до начала 1930-х

гг.
от начала 1930-х до середины 1950-х гг.
1950-е – 1990-е гг.
Первый этап характеризуется резким различием в архитектурных решениях, наличием «левого» крыла архитектурного фронта
Основные сооружения:
Реконструкция Марсова поля (Ленинград) – арх. И. Фомин, Л. Руднев
Мавзолей Ленина (Москва) – арх. А. Щусев
пл. Пролетарской Диктатуры и Пропилеи Смольного (Ленинград) – арх. В. Щуко, В. Гельфрейх
жилмассивы в Ленинграде, Москве
Дворец культуры им. Горького (Ленинград) – арх. А. Гегелло и Д. Кричевский
Дворец культуры им. Лихачева (Москва) – арх. Братья Веснины
Драматический театр (Ростов-на Дону) - арх. В. Щуко, В. Гельфрейх

Слайд 21Архитектура Советской России (2)
«Советский ампир», «Советское барокко» – ироничные названия, закрепившиеся

за советской архитектурой сталинского периода 1930-1950-х гг., отражавшей имперские притязания Советского Союза в области идеологии, политики, искусства
После Великой Отечественной войны в Москве с новой силой развернулось строительство зданий, выражающих идею «торжества победившего социализма»

Слайд 22Архитектура Советской России (3)
Характерные примеры архитектурных сооружений:
новое здание Московского университета на

Ленинских горах (архитекторы Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков)
здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади (архитекторы В. Гельфрейх, М. Минкус)


Слайд 23Живопись XX века


Слайд 24Основные направления живописи XX века
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
Метафизическая живопись
Дадаизм
Сюрреализм
Поп-арт
Гиперреализм
Концептуализм
Соц-арт
Оп-арт


Слайд 25Основные направления живописи авангарда (1)
Фовизм (от франц. fauve – дикие)
Основывался не

на какой-либо теоретической концепции, а на интуитивных поисках цветового совершенства в стремлении сделать видимыми для глаза то, что увидеть нельзя: чувства и настроения, которые возникают у художника
Сторонники фовизма – А. Матисс, А. Дерен, М. де Вламинк, А. Марке, Ж. Руо, К. ван Донген

Green eyes
А. Матисс


Слайд 26Основные направления живописи авангарда (2)
Экспрессионизм (от лат. еxpressio – выражение)
Основывается на

грубой выразительности, искажении формы и цвета как проявлении напряженного чувства
Картина – средство, с помощью которого можно разрешить противоречия эпохи, создавая внутренне напряженные, взрывчатые формы

Senecio
Клее


Слайд 27Основные направления живописи авангарда (3)
Кубизм (начало – появление картины П. Пикассо

«Авиньонские девицы»)
Художник не следует видимой реальности, а творит новую («Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса»)
Этапы кубизма: сезанновский, аналитический, синтетический, рокайльный
Представители: П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Леже, Р. Делоне

Woman with a Flower
Пикассо


Слайд 28Основные направления живописи авангарда (4)
Футуризм (от лат. futurum- будущее) заявил о

себе серией манифестов (родоначальник – поэт, а не художник)
Человеческие чувства, идеалы любви, счастья, добра – слабости
Прославление урбанистической цивилизации, индустриализации
Представители: У. Боччони, К.К. Балла, Дж. Балла, Л. Руссоло

Луиджи Руссоло, Восстание

У. Боччони, Динамизм велосипедиста


Слайд 29Основные направления живописи авангарда (5)
Сюрреализм (как школа возник в Париже в

1924 г.)
Традиционной западной культуре нечего больше предложить миру и что необходим полный разрыв с этой культурой, нужно искать новые идеи в мире подсознательного
Отсутствие единого живописного стиля; объединяло лишь одно – стремление к подсознательному


Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения, Дали


Слайд 30Сюрреализм
Основоположники: А. Бретон, М. Эрнст, А. Массон
Представители: Дж. де Кирико, П.

Клее, Ж. Арп, М. Эрнст, М. Рей, Х. Миро и П. Пикассо, П. Дельво, С. Дали, Р. Магритт
Визуальная доступность их творчества - нередко лишь видимая - позволила сюрреализму посредством моды, коммерческого искусства и СМИ получить более широкий доступ к зрителю и приобрести мировое признание

Дали. Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека, 1943.


Слайд 31Русское и советское искусство ХХ века
В истории отечественного искусства традиционным стало

разделение на два периода:
дореволюционный
советский
Однако ныне стало очевидно, что 1917 год, сыгравший поворотную роль в политической истории России, не имел подобного значения в истории искусства. Революция в искусстве свершилась ранее революции социальной. Если искать точку перелома в художественном сознании, то она придется на середину 1910-х гг. и связана прежде всего с идеями и практикой русского авангарда.

Слайд 32Русский авангард
Авангардные направления в русском искусстве 1910-1920 гг. формировались на основе

отрицания академических истин и художественных идеалов прошлого
В сфере научной мысли косвенными побудителями авангарда явились достижения во всех сферах научного знания с конца XIX века:
в философии – основные учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра
в психологии-психиатрии – прежде всего фрейдизм
в гуманитарных науках – выведение лингвистики на уровень философско-культурологической дисциплины
отход от европоцентризма и его следствие – возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам
возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений
в социальных науках – социалистические, коммунистические, анархистские теории.
Советская Россия 1910-1920-х гг. считается родиной авангардного искусства.

Слайд 33Художники русского авангарда (1)
«Купание красного коня»
Портрет Анны Ахматовой


Слайд 34Художники русского авангарда (2)
«The Collective Farm Worker»
Filonov


Слайд 35Художники русского авангарда (3)
«Супрематизм»
«Черный квадрат»


Слайд 36Художники русского авангарда (4)
«Матрос» (автопортрет)
Владимир Татлин


Слайд 37Художники русского авангарда (5)


Слайд 38«Второй русский авангард»
Одновременно в Москве и Ленинграде возникло альтернативное движение –

искусство андеграунда, которое позже стали называть «другое искусство» или «второй русский авангард». Оно ориентировалось на зарубежные художественные течения и традиции раннего русского авангарда
Вновь приобрел актуальность неопримитивизм, широкое распространение получило так называемое ассоциативно-метафорическое искусство
Одним из приоритетных движений андеграунда стал московский концептуализм, широкое распространение получил соц-арт, активно развивалась практика различных художественных акций.

Слайд 39Литература XX века


Слайд 40Авангардистские течения 10-20-х гг. и модернизм (1)
В период 1910-1920-х гг. модернизм

формируется в художественную систему.
В произведениях модернистов выражено мировосприятие людей сложной общественно-исторической эпохи, наполненной множеством масштабных событий и перемен.
Характерные черты:
Поиск новых приемов и средств самовыражения
Раскрытие своего «я», психологии своих современников
Обращение к внутренней жизни человека, миру его чувств, особенностям восприятия окружающего, к работе памяти и сознания

Слайд 41Авангардистские течения 10-20-х гг. и модернизм (2)
Представители модернизма:
в английской и ирландской

литературе – Дж. Джойс, В. Вульф, Т. Стернз Элиот
во французской литературе – М. Пруст, А. Жид, П. Валери, А. Камю, Ж.-П. Сартр
в немецкоязычной литературе – Ф. Кафка, Г. Гейм, Г. Тракль

В. Вульф

А. Камю

Ф. Кафка


Слайд 42Литература Европы первой половины XX века (1)
Литература Франции. Характерные черты:
создание «романов-потоков»,

в которых в особой технике «потока сознания» передается внутренний монолог
постепенное нарастание иррационалистических тенденций во французской модернистской литературе первой трети ХХ в.
все более последовательный отход от традиций реалистической литературы, а подчас и разрыв с ними.
Немецкоязычная литература. Представлена:
миром Ф. Кафки и «кафкианством»
Э.М. Ремарком как представителем писателей «потерянного поколения»
творчеством Т. Манна от «Размышлений аполитичного» к созданию «интеллектуальных романов» с философско-исторической проблематикой
исторической тематикой романов Л. Фейхтвангера и С. Цвейга
традициями немецкого романтизма в творчестве Г. Гессе
антивоенной и антифашистской темой Б. Брехта.

Э. М. Ремарк


Слайд 43Литература Европы первой половины XX века (2)
Английская и ирландская литература:
«энциклопедия модернистского

искусства» – роман ирландца Дж. Джойса «Улисс»:
Он стремится к всеобъемлющим формам изображения основных законов бытия, к созданию «универсалии» жизни с извечно присущим ей взаимодействием страстей, импульсов, побуждений, инстинктов.
Как основной прием он утверждает «поток сознания» экспериментирует в передаче его движения, проникает в тайники подсознания: передача потока сознания, перебои мысли, параллельное и перекрещивающееся движение нескольких потоков мыслей, фрагментарность, монтаж, словотворчество.
Материалисты: Беннет, Уэлс, Голсуорси
Спиритуалистам: Джойс, Лоуренс, Вульф
Важное место в литературе ХХ века занимает антиутопия (Хаксли, Оруэлл).

Слайд 44Литература второй половины XX века
Английская литература:
Грин, Сноу, И. Во;
«сердитые молодые

писатели» Осборн, Силлитоу, С. Чаплин, Болт
Голдинг и его философско-аллегорические романы-притчи;
философско-психологические романы А. Мердока
обращение к теме обретения самосознания как необходимого условия свободы в творчестве Дж. Фаулза.
Американская литература:
провозглашается культ свободы от социально-политических условностей в движении битников и молодежной «контркультуре»
в контексте контркультуры Сэлинджер передает обостренное ощущение разлада с окружающей жизнью
появляются новые жанры: “новый журнализм” и документальные жанры.

Слайд 45Литература второй половины XX века
Латиноамериканская литература:
раскрывается тема судьбы, мифологема одиночества, проблема

национального самосознания и философского осмысления истории
«магический реализм» и «необарокко» в творчестве Маркеса и Карпентьера
Борхес вводит коллаж, хеппенинг в структуру романа.
выражением духа времени становится Постмодернизм как феномен второй половины ХХ в.: произведения Роб-Грийе, Фаулза, Кортасара, Борхеса, роман Умберто Эко «Имя Розы».
Японская литература:
Кавабата Ясунари как «выразитель сути японского мышления»
экзистенциальные мотивы романов Кобо Абэ

Борхес Х. Л.

Ясунари
Кавабата


Слайд 46Музыка XX века


Слайд 47Музыка XX века
Музыка ХХ века точно отражала эмоциональную и духовную жизнь

людей
Трагические повороты истории обусловили ключевую тему музыки – противостояние жизни и смерти.
Новое в музыке:
атональная музыка
необыкновенные звучания: для передачи образов современной жизни использовали необычные звуковые эффекты (лязг и скрежет металла, «промышленные» звуки)
эксперименты с традиционными инструментами
Развитие традиционного:
аутентичное исполнение
неофольклоризм
Изменилось и отношение к исполнительскому искусству: важны понимание композиторского замысла, умение играть эмоционально, а не виртуозность.

Слайд 48Основные имена и направления зарубежной музыки ХХ века
новая венская школа (А.

Шенберг, А. Берг, А. Вебстерн - Австрия)
неоклассицизм (П. Хиндемит - Германия)
«Шестерка» (содружество французских композиторов А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Тайфер, Ж. Орик)
О. Мессиан (Франция)
Б. Бриттен (Англия)
Б. Барток (Венгрия)
К. Пендерецкий (Польша)
Дж. Гершвин (США)
Э. Вила-Лобос (Бразилия)
джаз
рок-музыка
поп-музыка.
Основные имена русской музыки ХХ века: И.Ф. Стравинский, Н.Я. Мясковский, А.И. Хачатурян, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, А.Г. Шнидке, С.А. Губайдулина, Э.В. Денисов.

Дж. Гершвин

Д. Шостакович


Слайд 49Театр XX века


Слайд 50Театр XX века
Современная театральная система сложилась к середине 20-х гг.
В 30-е

гг. создается принципиально новый подход к задачам театра: Брехт пользуется приемами отчуждения и создает психологический театр.
Страстный и убежденный антифашизм послевоенных годов породил итальянский неореализм
В 50-е гг. появляется «театр абсурда»
В 60-х гг. в театр пришел документализм, политическая документальная драма: сложилось понятие «политический театр», охватывающее как явления драматургии, так и постановки, основанные на импровизационной структуре, зрелища типа эстрадных обозрений. Из многих источников, из которых формировался политический театр, надо отметить советский агитационный, политический театр 20-х гг.
С 70-х гг. развитие и сцены, и драмы определяют не стили, общие для многих стран, а участники театрального процесса.

Слайд 51Кинематограф XX века


Слайд 52Кинематограф XX века
Кинематограф (киноискусство) - вид синтетического, пространственно-временного искусства. Специфика кинематографического

синтеза искусств связана с особенностями кинообраза, включающего в себя пластическое воспроизведение реальных событий с помощью таких выразительных средств, как киноизбражение и монтаж.
Исторически сложилось три жанра кинематографа:
игровой (художественный);
неигровой (документальный и научно-популярный);
мультипликационный.

Слайд 53Развитие кинематографа
Благодаря звуку (1927 г.) в кинематографе появляются такие жанры, как:
гангстерский

фильм
фильм ужасов
Вестерн
С 30-х гг. начинается золотой век Голливуда
1920-1940-е гг. - время расцвета французского кино (Ж. Ренуар, Р. Клер)
английский кинематограф в довоенные годы прославили А. Корда и А. Хичкок
немецкий представляют имена режиссеров Ф. Ланга, Л. Рифеншталь и актрис М. Дитрих, М. Рокк
В Советский кинематограф пришли Г. Александров, И. Пырьев, в годы войны получила развитие советская кинодокументалистика
В послевоенные годы кино стало осознавать себя как новый вид искусства со своей спецификой.

А. Хичкок

М. Дитрих


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика