Слайд 1Тайны сбывшихся предсказаний писателей-фантастов
Слайд 3Судьба является довольно сложным понятием и пока еще никем полностью не
изученным. Одни считают, что свою судьбу человек вершит сам, другие же придерживаются мнения о том, что существует некий Высший разум, Бог, который определяет продолжительность жизни человека, а также события, которые в ней происходят. Но к какой из этих категорий можно отнести предсказания, которые были сделаны писателями-фантастами на страницах своих произведений? Ведь очень часто бывает так, что события, описанные авторами в своих книгах, сбываются спустя годы, а то и столетия.
Слайд 4По сей день остается загадкой, как и почему писателям-фантастам удалось предсказать
многие события будущего. В качестве наиболее яркого примера можно привести роман, написанный Морганом Робертсоном, «Тщетность». Действия романа разворачиваются на борту судна «Титан». Сюжет очень схож с реальными событиями, которые произошли с пароходом «Титаник» 14 лет спустя. Совпадения между пароходами поразительные – помимо одинаковых названий, у них приблизительно одинаковая длина. На обоих пароходах было почти одинаковое количество пассажиров, у обоих кораблей было по 3 винта и 4 трубы – характеристики судов практически идентичны. Ко всему прочему, они оба затонули в апреле. Автор романа после гибели «Титаника» был назван одним из величайших провидцев XX века. Это пророчество является одним из самых невероятных в истории человечества, настолько точно оно описывает произошедшие с «Титаником» события. Количество совпадений поражает.
Слайд 5Идея написания этой книги возникла у Робертсона во время болезни. Сам
он утверждал, что гигантский корабль внезапно явился ему в мыслях. Он очень четко видел гибель корабля и слышал душераздирающие крики утопающих. Так что же это – предвидение событий или простое совпадение? По мнению одних, это лишь случайное совпадение, по мнению других – провидение. Так или иначе, но это совпадение поражает своей точностью.
Слайд 6У этой истории есть и продолжение. Моряк Уильям Ривз в апреле
1935 года стоял на вахте на носу судна под названием «Титаниан», который направлялся в Канаду. Ривз находился под впечатлением от недавно прочитанного романа Робертсона «Тщетность» и вдруг понял, что между вымышленным событием и катастрофой «Титаника» наблюдается шокирующее сходство. После этого у моряка мелькнула мысль, что в настоящий момент и его судно пересекает океан там, где и «Титаник», и «Титан» обрели свой вечный покой. Он вспомнил точную дату погружения «Титаника» под воду и его охватил неописуемый ужас. Ривз, находясь под сильным впечатлением, подал сигнал опасности. Матросы были шокированы, когда увидели, что их корабль остановился прямо перед айсбергом. Судно могло повторить судьбу «Титаника», если бы Ривз просто отмахнулся от своих мыслей.
Слайд 7И подобных примеров очень много. Когда-то поклонники творчества Герберта Уэллса и
Жюля Верна считали невероятным применение лазерного луча или полет на Луну. Но прошло время, и изобретения, предсказанные фантастами, появились в действительности. Многое из того, что сейчас существует в реальности, в свое время предсказал Жюль Верн. Так, в 1865 году вышел его роман «С Земли на Луну», в которой описывается, как путешественники отправляются на ракете на Луну. Удивительным является то, что писатель смог правильно описать начальную скорость, которая необходима для того, чтобы преодолеть земное притяжение. Спустя век после выхода книги, американский космический корабль опустился на Луну.
Слайд 8В 1895 году Уэллс написал своё первое художественное произведение — роман «Машина
времени» о путешествии изобретателя в отдалённое будущее.
Уэллс считается автором многих тем, популярных в фантастике последующих лет. В 1895 году, за 10 лет до Эйнштейна и Минковского, он объявил, что наша реальность есть четырёхмерное пространство-время («Машина времени»). В 1898 году предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации и устройства вроде лазера («Война миров», чуть позднее — «Когда Спящий проснётся», «Война в воздухе»). В 1905 году описал цивилизацию разумных муравьёв («Царство муравьёв»). В романе «Мир освобождённый» (1914) упоминаются Вторая мировая война, развязанная в 1940-е годы; там же есть «атомная бомба» (именно так и названная), сбрасываемая с самолёта и основанная на расщеплении атома. В 1923 году Уэллс первый ввёл в фантастику параллельные миры («Люди как боги»). Уэллс открыл также такие идеи, позднее тиражированные сотнями авторов, как антигравитация («Первые люди на Луне»), человек-невидимка, ускоритель темпа жизни и многое другое.
Однако все эти оригинальные идеи были у Уэллса не самоцелью, а скорее техническим приёмом, имевшим целью ярче высветить главную, социально-критическую сторону его произведений. Так, в «Машине времени» он предостерегает, что продолжение непримиримой классовой борьбы может привести к полной деградации общества. В последние десятилетия творчества Уэллс полностью отошёл от фантастики, но его реалистические произведения пользуются гораздо меньшей популярностью.
Слайд 11«Наутилус», рисунок из первого иллюстрированного издания
Слайд 12Но писатель не ограничился только этим пророчеством. Ему также принадлежит роман
«20000 лье под водой», в котором рассказывается про капитана Немо, который путешествовал на своем подводном электрическом корабле. Поразительно, что писатель, помимо такой подводной лодки, предугадал и высоковольтную защиту ее корпуса. Первую электрическую подводную лодку назвали именно в честь этого фантастического когда-то корабля – «Наутилус».
Существенный вклад в описание фантастического будущего, которое вдруг стало настоящим, внесли и другие писатели XIX века. Так, в 1898 году Герберт Уэллс выпустил роман «Война миров». Здесь присутствуют идеи введения в кровь питательных веществ, прообраз лазера, а также создана концепция ведения биологической войны. Задолго до мировых войн, Уэллс в книге «Война в воздухе» четко описал картину катастроф, ожидающих человечество. В то время они казались людям нереальными. Автор описал экономические катастрофы, безработное, голодающее население, правительственные кризисы, обесценение денег. Удивительно, но в реальности все произошло именно по этому сценарию. Уэллс предсказал также эскалаторы, аэропланы, электростанции и многое другое.
Слайд 13Одним из самых великих писателей, также подаривших миру множество фантастических романов
с большим количеством предсказаний, является Роберт Хайнлайн. Описываемый в его книгах мир настолько близок нашему, что трудно представить, что эти книги были написаны десятилетия назад. Фантаст предугадал появление микроволновой печи, карманного мобильного телефона, водяного матраса, поисковых систем в Интернете.
Слайд 14Айзек Азимов поведал миру о проездном билете в виде кредитной пластиковой
карты, саморазогревающихся консервах, атомных часах.
Слайд 16Еще в 1945 году Артуром Кларком было предсказано появление искусственного спутника.
Кроме того, он предположил, период обращения спутника вокруг земли будет 24 часа, если он будет размещен на высоте почти 36 000 км над землей на круговой экваториальной орбите. На сегодняшний день во всем мире применяются подобные спутники для ретрансляции ТВ сигнала.
Слайд 17Определение научной фантастики
Существует много споров среди критиков и литературоведов о том,
что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика).
В узком понимании, — научная фантастика о технологиях и научных открытиях (только предполагаемых или уже совершённых), их захватывающих возможностях, их позитивном или негативном влиянии, о парадоксах, которые могут возникнуть. НФ в таком узком понимании будит научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки.
В более общем понимании, Научная фантастика — это фантастика без сказочного и мистического, где строятся гипотезы о мирах, не основанные на чудесах и потусторонних силах, имитируется реальный мир. В противном случае, — это фэнтези или мистика с техническим налётом.
Слайд 18В 1945 году в статье «Внеземные ретрансляторы» («Extra-Terrestrial Relays»), опубликованной в
октябрьском номере журнала «Wireless World»], Кларк предложил идею создания системы спутников связи на геостационарных орбитах, которые позволили бы организовать глобальную систему связи. Эта идея впоследствии была реализована и обеспечила создание во второй половине XX века практически всех глобальных систем коммуникации, в том числе Интернета. Геостационарную орбиту также называют орбитой Кларка или поясом Кларка. Впоследствии Кларк на вопрос, почему он не запатентовал изобретение (что было вполне возможно), отвечал, что не верил в возможность реализации подобной системы при своей жизни, а также считал, что подобная идея должна приносить пользу всему человечеству.
В 1954 году Кларк в письме к директору отдела науки американского национального Бюро Погоды Гарри Векслеру предположил, что орбитальные спутники можно будет использовать для предсказания погоды. Идея была поддержана и впоследствии реализована.
Артур Кларк вместе с Уолтером Кронкайтом и Уильямом Ширра вёл прямые телерепортажи об экспедициях на Луну космических кораблей «Аполлон-11», «Аполлон-12» и «Аполлон-15».
Именно Артур Кларк сделал широко известной и популярной идею космического лифта
Слайд 19Три закона Кларка
В книге «Черты будущего» (в оригинале «Profiles of the
Future», 1962) Артур Кларк сформулировал так называемые Законы Кларка, в соответствии с которыми развивается современная наука.
Первый Закон:
Если заслуженный, но престарелый учёный говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определённо ошибается.
Второй Закон:
Единственный путь обнаружить пределы возможного — уйти за эти пределы, в невозможное.
Третий Закон:
Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.
Слайд 20Советские и русские мотивы в творчестве
В творчестве Кларка часто прослеживаются мотивы,
так или иначе связанные с СССР и Россией. Например, в романе «Остров дельфинов», вышедшем через шесть лет после запуска Спутника-1, одного из дельфинов зовут Спутником, а один из главных героев — русский учёный Николай Казан, который работает на Острове Дельфинов у берегов Австралии, и во время болезни к нему приезжает жена из Москвы. В СССР Артур Кларк был одним из самых издаваемых на русском языке западных фантастов и считался «прогрессивным». Большинство его новых романов почти сразу выходили в журнале «Техника — молодёжи», с главным редактором которого Василием Захарченко Кларк был знаком лично.
Однако именно из-за русских мотивов путь его произведения к советскому читателю оказался трудным, долгим, а главное — трагическим для журнала. В 1984 году «Техника — молодёжи» начала публикацию романа Кларка «2010: Одиссея Два». Роман был посвящён автором космонавту Алексею Леонову и академику А. Д. Сахарову. Посвящение Сахарову из публикации было убрано, однако ни переводчики, ни редакторы не обратили внимание, что все русские персонажи романа носили фамилии известных на Западе диссидентов. После выхода в журнале второй части публикация романа была прекращена цензурой, сотрудники редакции получили строгие взыскания, а Василий Захарченко — уволен. Тем не менее, роман был заново напечатан с посвящением Леонову и Сахарову ещё в советское время в том же журнале и даже при том главном редакторе, которого назначили вместо Захарченко (С. В. Чумаков) — в № 11—12 за 1989 год и № 1—5 за 1990 год. Причём, в № 5 за 1990 г. указывалось, что роман опубликован полностью и приводилась статья о том, как самостоятельно вырезать и переплести его.
Слайд 21В СССР одним из самых известных зарубежных фантастов был Рей Бредбери.
В его известном романе «451° по Фаренгейту» присутствует дверной замок, открываемый с помощью отпечатков пальцев хозяина, ушной приемник, компактный плеер.
Слайд 23Перед эпохой виртуальной реальности и появления компьютеров писатели также сделали множество
пророческих предсказаний. В книге Джона Бранера «Оседлавший волну шока», которая вышла в 1975 году, впервые появилось такое понятие как «червь» — компьютерный вирус. Именно благодаря этой книге в нашу жизнь вошел термин «червь». Кроме всего этого, фантасты предвидели и другие вещи, например – появление хакеров, автоматическая рассылка компьютерными программами спама, электронные книги.
Слайд 26Одним из наиболее удивительных примеров того, как писатели могли предвидеть будущее,
является и книга американского писателя Эдгара По под названием «Приключения Артура Гордона Пима». Книга была написана в 1838 году, в ней рассказывается о том, как четверо выживших после кораблекрушения матросов оказываются в открытом море. Трое из них, доведенные до отчаяния голодом, убивают четвертого и съедают его. Его имя в книге – Ричард Паркер. Спустя почти полвека корабль «Магнонетт» терпит кораблекрушение. Как и герои Эдгара По, спасшиеся матросы, оказались в одной шлюпке. Они много дней скитались в открытом море, и, обезумев от голода, трое из них съедают четвертого. Как это ни странно, но четвертого матроса звали Ричард Паркер.
Слайд 28«Ворон» в переводе Бальмонта. «Артист», 1894 год, сентябрь
Слайд 30Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с
телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти».
В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ» изображён прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» — достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).
Его последний роман «Ариэль», написанный в 1941 г., перекликается с известным романом А. Грина «Блистающий мир». Герои обоих произведений наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ Ариэля — достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего земное притяжение.
Слайд 32Российская фантастика, зародившаяся из утопии В.Ф. Одоевского «4338 год. Петербургские письма»,
развивалась без особой искры, без разработанности фантастических приемов, широты литературных сюжетов, пока не появился человек, для которого российская фантастика стала делом всей его жизни. Этим человеком стал российский писатель-фантаст Александр Беляев.
В произведениях Александра Беляева можно прочесть об управлении настроением и действиями организма. Замысел фантаста был реализован профессором X. Дельгадо, который раздражал мозг животного импульсами электричества. Можно вспомнить также регулирование роста организма методом воздействия на эндокринную систему; препараты, которые снимают утомление и улучшающие умственную деятельность; замораживание организма в качестве способа приостановки биологического функционирования — это далеко не полный перечень реализовавшихся предсказаний фантаста.
Слайд 33Беляев был не только писателем, но и художником. Именно в качестве
художника он был способен видеть новые, неизведанные области исследований. В качестве примера можно привести роман «Борьба в эфире», где рассказывается об аппарате, дающем возможность видеть предметы на удаленном расстоянии и даже сквозь преграды. Спустя некоторое время, в 1934 году была опубликована статья инженера П. Ощепкова с изложением принципов радиолокации. В том же году ученые-физики разработали электронно-оптический преобразователь — основу современного интроскопа. Прибор для видения сквозь непрозрачные материалы был создан.
Искусственная шаровая молния, упоминаемая фантастом, уже не является фантастикой. Плазмоиды искусственного происхождения можно наблюдать через окошко установки, созданной под руководством академика П. Капицы. Александр Беляев был предельно точен, предрекши еще одно направление химических технологий — плазмохимию. И, наконец, недавно появились сведения об успешных опытах, открывающими путь к осуществлению еще одной идеи — использовании атмосферного электричества. Авторами предложена идея приводить в движение небольшие двигатели, работающие от громоотводов.
Слайд 35У продавца воздуха из романа А. Беляева были сосуды, наполненные «сверхплотной»
атмосферой. Пятеро наших геологов открыли подобное явление. Исследователи пришли к удивительному выводу, сводящемуся к следующему: твердый газ является основным состоянием, в котором природные газы содержатся в глубинах планеты.
В произведении «Вечный хлеб» писатель точно определил перспективы развития микробиологии. Данная сфера промышленности оформилась только в 60-х годах. Ученые приступили к экспериментам по созданию модели мышцы, способной преобразовывать химическую энергию в механическую. Данная идея была раскрыта писателем в рассказе «Чертова мельница». Уже не является чем-то необычным факт сочинения музыки компьютером, а эта идея также была высказана Беляевым. Работа космонавтов на орбитальной космической станции, высадка на Луну и Венеру отображены в романах «Прыжок в ничто» и «Звезда КЭЦ». По свидетельству Циолковского, сцены космической обстановки, описанные Беляевым с научной точки зрения очень достоверны.
Тем не менее, при жизни писатель подвергался насмешкам и жесткой критики, его идеи многими воспринимались как «научно несостоятельные». Однако время поставило все на свои места.
Слайд 36Экранизация произведений А. Беляева
1. 1961 — «Человек-амфибия»
2. 1967 — «Продавец воздуха»
3.
1984 — «Завещание профессора Доуэля»
4. 1987 — «Остров погибших кораблей»
5. 1992 — «Ариэль»
6. 1994 — «Дожди в океане»
7. 2004 — «Человек-амфибия» — четырёхсерийный телефильм по мотивам романа «Человек-амфибия»
Слайд 37После таких удивительных историй, возникает вопрос – кем же в действительности
являются фантасты – предсказателями, обладающими хорошим литературным языком и способными писать книги, просто удачливыми писателями, которые смогли случайно попасть в точку или же пророками? Может писатели делали свои предсказания намеренно, подготавливая человечество к определенному развитию событий и наставляя его, либо все это получилось совершенно спонтанно, без заднего умысла писателей? Такие загадочные и даже мистические совпадения заставляют задуматься о том, что человечество живет в мире, где случайно ничего не происходит, и все события запланированы заранее Высшими Силами.