Слайд 1Современное состояние и специфические черты мусульманской юридической науки
Доклад подготовила
студентка
гр. 1
МЧГП
I курса
магистратуры МГИМО МИД России
Мазаева Виктория
Слайд 2
Устранение многобожия - путь к преодолению социально-экономического и политического кризиса, разобщенности
арабского мира.
Духовной основой создания единого арабского государства стало религиозное откровение, которое Аллах передал пророку Мухаммеду (570 – 632 гг. н.э.).
Пророк стал имамом города, а впоследствии – правителем Медины, военачальником и судьёй. Сосредоточение духовной и светской власти в руках Мухаммеда привело к смешению общины и государства, религии, права и политики.
Слайд 3
Признание фикха в качестве источника права было обусловлено тем, что Коран
и сунна считаются незыблемыми и непререкаемыми, тогда как общественная жизнь требует адекватных средств и способов регулировани
Слайд 4
1. Противоречивость и пробельность Корана и Сунны;
2. Догматизм, неизменность Корана и
Сунны и как следствие их неспособность упорядочивать возникающие социальные отношения ;
3. Многочисленность и разноречивость хадисов.
Причинами возникновения мусульманской правовой доктрины как источника права являются:
Слайд 5
Школы мусульманского права отличаются друг от друга по таким вопросам как:
Источники
мусульманского права;
Порядок перехода власти имама;
Роль и значение иджтихада;
Пределы использования иджмы и кияса;
Толкование Корана и сунны в соответствии с буквой или духом.
Слайд 6
Мусульманское правоведение разделилось в VIII веке на:
Суннитов;
Шиитов.
Различие между ними связано с
разными подходами в преемстве верховной власти в арабском теократическом государстве. По мнению шиитов, власть имама должна быть наследственной и иметь божественное происхождение и передаваться от Мухаммеда его родственникам. Когда власть перешла к мекканской аристократии, шииты отнесли новых правителей к узурпаторам.
Кроме того, шииты для юридической аргументации принимаемых решений ссылаются не только на предание пророка, но и на заключения имамов, так как последние ведут своё происхождение к пророку
Слайд 7Карта распространения мазхабов
Слайд 10В связи с формированием таклида (принципа авторитета, ограничивающего иджтихад одной из
сложившихся школ права) творческая разработка мусульманского права стала недопустима.
Факихи обратились к созданию теоретических основ мусульманского права.
В этот период наблюдается развитие юридических уловок, хитростей, позволяющих обойти букву жёсткого мусульманского права, не терпящего перемен – хийал.
Слайд 11В XIX в. произошло два события, отразившихся на развитии мусульманского права
и доктрины:
1. Кодификация мусульманского права как выражение новой тенденции в истории ислама – возрастание роли светского права и государства. В 1869 – 1877 гг. в Османской империи была проведена систематизация институтов гражданского и процессуального мусульманского права под названием Маджалла.
2. Вестернизация и модернизация мусульманского права – восприятие и рецепция европейских концепций, ценностей и институтов права арабскими государствами в связи с развитием торгово-экономических связей и процессом колонизации Западом ряда восточных государств. Общие принципы мусульманского права.
Слайд 12
Характерные черты мусульманской правовой доктрины :
1. Нормы права и юридические конструкции
имеют источник в религии – исламе, по содержанию должны основываться на предписаниях Корана и сунны.
2. Особый механизм действия шариата и своеобразии сознания мусульман.
3. Приверженность традиции.
4. Существование доктринально допустимых и соответствующих религии способов обхода буквы закона, хитростей и уловок – стратагем и хийала.
5. Существование разных и противоположных школ права – мазхабов.
8. Мусульманская правовая доктрина как источник права имеет три формы проявления:
9. Язык мусульманского правоведения пронизан метафорами, аллегориями и поэтическими выражениями и приёмами.
Слайд 15Глоссарий
Ислам – религиозное откровение, которое бог (Аллах) передал пророку Мухаммеду (570
– 632 гг. н.э.)
Имам – духовный лидер. Халифы – преемники Пророка.
Коран (куръян) происходит от арабского корня «кара`а» - «читать» или, чаще, - «произносить речитативом, декламировать».
В структуре Корана выделяется 114 сур (вероятно, «откровений») и 6000 стихов (аятов).
Сунна – предание (обычай, традиция), которое отражает слова и поступки пророка и его сподвижников. Состоит из хадисов.
Иджтихад - свобода усмотрения при решении юридических споров.
Факихи – ученые-юристы.
Фикх – мусульманское правоведение.
Иджму – единодушное мнение мусульманской общины или учёных-юристов.
Кияс – умозаключение по аналогии – распространение положений Корана, сунны, доктрины на отношения, ими прямо неурегулированные, но совпадающие, подобные по своему характеру и природе;
Фетва – заключение авторитетных богословов и юристов пот конкретных юридическим делам.
Тафир – обвинение в неверности исламу. Джихад – священная война против иноверцев.
Слайд 16Использованные источники
История и методология юридической науки: коллективная монография /под ред. д-ра
юрид. наук, профессора В.В. Сорокина. - М.: Юрлитинформ, 2016.
Сюкияйнен Л.Р. Структура мусульманского права / Л.Р. Сюкияйнен // Мусульманское право (структура и основные институты). - М.: Инс-т гос-ва и права АН СССР, 1984.
Чиркин, В.Е. Мусульманская концепция права / В.Е. Чиркин// Мусульманское право (структура и основные институты). - М.: Инс-т гос-ва и права АН СССР, 1984.