Слайд 1Содержание и особенности Послания к Колоссянам
Слайд 2Многие лица, упоминаемые в Флм., вновь встречаются в Послании к Колоссянам.
Это и неудивительно, так как адресатом является та самая христианская община, членом и видным деятелем которой был Филимон
То, что оба послания могли быть написаны примерно в одно время, отчасти подтверждается некоторыми конкретными частными соответствиями (ср. Кол. 4, 10-14 и Флм. 23-24). Все это дает формальные основания связывать эти послания друг с другом, хотя в силу других признаков — уже того, что одно является частным письмом, а другое посланием к общине, — между ними имеются и большие различия
Слайд 3Колоссы и колосская церковь
Колоссы были небольшим городом на берегу реки Ликус,
на юге Фригии (юго-запад совр. Турции), который процветал во времена ап. Павла, но уже давно не существует в действительности
После землетрясения 60-61-го годов остались одни руины, обнаруженные лишь в 1885 году
Ныне поблизости находится селение Хонас — древние Хоны, в которых в IV веке христианской эры было явлено чудо архистратига Михаила (память 6 сентября по ст. ст.). В близком соседстве и тесных связях с Колоссами были Лаодикия и Иераполь
Слайд 4«Семь асийских церквей»
Все эти города, как и ряд других («семь асийских
церквей»), находились «в орбите» крупнейшего малоазийского портового города-центра Ефеса
Все эти города, как и ряд других («семь асийских церквей»), находились «в орбите» крупнейшего малоазийского портового города-центра Ефеса
Правда, сам апостол вряд ли отлучался из Ефеса (ср. Деян. 19, 9-10). Миссионерством занимались его помощники и сподвижники
Так, община в Колоссах была основана, скорее всего, Епафрасом (Кол. 1, 7; 4, 12), жителем самих Колосс, обращенным ап. Павлом. Аналогичным образом были основаны общины и в Лаодикии, и в Иераполе
Слайд 5Все три общины активно общались между собой, так что Павел рекомендует
им даже обмениваться посланиями, с которыми он к ним обращался (Кол. 4, 16).
Таким образом, Кол., как и Рим., — еще одно послание, адресованное Павлом общине, в которой он сам никогда не был, но о христианской жизни которой был хорошо осведомлен:
Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым (Кол. 1,3-4)
Слайд 6Место и время написания Кол.
Как и в случае с Флп. и
Флм., дата и место написания Кол. определяются по-разному: возможна как традиционная «римская» гипотеза и соответственно более поздняя датировка (58-63-й годы или даже позднее), так и имеющая ныне много защитников «ефесская» гипотеза с более ранней датировкой (56-58 годы)
Слайд 7Аутентичность Кол.
Кол. имеет несколько отличный характер по сравнению с уже рассмотренными
нами посланиями ап. Павла. Отличие касается двух аспектов: во-первых, языка и стиля, а во-вторых, богословских идей
Следует принять во внимание, что Павел всегда писал послания, как правило, не собственноручно, а лишь подписывая то, что надиктовал или просто высказал для изложения кому-то из помощников-секретарей. В данном случае послание могло быть если не продиктовано, то составлено в свободной манере и подписано Павлом
Слайд 8Причины написания Кол.
Причины написания Кол. в чем-то схожи с причинами написания
Послания к Галатам. Вновь Павел противостоит не столько внутренним церковным нестроениям (как, например, в случае с коринфянами), сколько внешней доктринальной угрозе, которая может исказить христианское Благовестие
Как и галаты, колоссяне были в основном христианами из язычников. Правда, обличительный тон в Кол. гораздо спокойнее нежели в искрящемся полемической страстностью Гал.
Да и угроза иная по своему содержанию, чем в случае с галатами: это не иудействующие смутители, принуждавшие христиан — бывших язычников — к тотальному исполнению Закона. Проблемно-обличительная часть Кол. содержится в 2, 8-23 и начинается с такого предостережения:
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8)
Слайд 9Что имел в виду Павел под философией и пустым обольщением и
от кого предостерегал он колоссян — в самом деле, вопрос, допускающий различные решения
И все они конструируются по «зеркальному» принципу: то, на чем особенно настаивает Павел, есть прямая противоположность соответствующим пунктам предполагаемого лжеучения
Например, если апостол настаивает на надмирности и исключительности Христа (Кол. 1, 16-17), то, значит, лжеучители утверждали, что Христос есть одно из посреднических звеньев, связующих трансцендентного Бога с тварным миром
Если же апостол подчеркивает универсализм спасения в Церкви для всех (Кол. 1, 20. 28; 3, 11), то, следовательно, лжеучители внушали чувство превосходства и исключительности только какой-то отдельной группы людей — естественно, адептов их учения
Слайд 10Чаще всего считается, что апостол имеет в виду какое-то синкретическое учение
с элементами иудейства и зарождающегося гностицизма — тех опасностей, между которыми старалась выстоять первохристианская Церковь
К сожалению, наши сведения о гностицизме I века очень и очень скудны, особенно по сравнению с более подробными данными о развитых гностических системах II века, так что можно лишь примерно обрисовать его контуры, какими они были во времена написания Кол.
Кол. 2, 8 даже создает впечатление, что речь идет лишь о потенциальной опасности: Мы не можем быть уверены, что колосские христиане полностью осознавали, что им угрожает
Слайд 11Опять упоминаются обрезание (Кол. 2, 11-13; 3, 11), праздники и пищевые
законы (Кол. 2, 16. 21) — характерные требования иудействующих (ср. Гал.). В то же время говорится о «стихиях мира» (Кол. 2, 8. 20; ср. Гал. 4, 3. 9), «служении (почитании) Ангелов» (Кол. 2, 18) — гностических понятиях. Сам Павел берет на вооружение ряд гностических терминов, например «тайна» (μυστήριον), «полнота» (πληρώμα), «премудрость» (σοφ'ια), «знание» (γνώσις):
... исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его (Кол. 1, 25-26);
... для познания тайны Бога и Отца и Христа (Кол. 2, 2);
... возвещать тайну Христову (Кол. 4, 3).
...чтобы в Нем обитала всякая полнота (Кол. 1, 19);
в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9);
... и вы имеете полноту в Нем (Кол. 2, 10).
... чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и ра-зумении духовном (Кол. 1, 9);
Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости (Кол. 1,28);
в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3) и др.
Слайд 12В соседнем с Колоссами городе Иераполе, как замечал Страбон, был центр
фригийских мистических культов
В Колоссах почитание языческой богини Кибелы имело глубокие корни и отличалось тенденцией к экстравагантности. Восточные идеи легко распространялись по торговым путям Ликийской равнины и жадно впитывались ее жителями
Здесь были развиты не только местные фригийские, но и восточные культы (Исиды, Митры), а также почитание греко-римских божеств. Плюс к этому — иудейская составляющая с ее почитанием Единого Бога
Рано или поздно не могло не возникнуть желание — как это уже было во времена ветхозаветных пророков (напр., см. 3 Цар. 18, 21) и как это многократно повторялось и повторяется в христианской истории и современности — соединить несоединимое: языческое почитание всевозможных божеств, духов, «стихий мира» и других сил, влияний и т. п., с одной стороны, и служение только одному (Единому) истинному Богу
Слайд 13Синкретическая смесь зачастую бывает достаточно привлекательно и грамотно, по крайней мере,
при внешнем впечатлении, «философски» оформлена. Поэтому Павел именует ее философией, прибавляя, как синонимичную, откровенно уничижительную характеристику «пустое обольщение». Несколько ниже апостол дает и такую характеристику:
Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти (Кол. 2, 23).
Слайд 14Основные темы Кол.
Итак, Посланию к Колоссянам свойственны как преемство, так и
новизна по отношению к тем богословским идеям, которые ап. Павел высказывал в предыдущих посланиях. Прежде всего это касается христологии (учения об Иисусе Христе) и екклезиологии (учения о Церкви)
Христологический гимн (Кол. I, 15-20) Яркий пример новизны и преемства — небольшой пассаж в середине 1-й главы (стт. 15-20). Из-за очевидной торжественно-гимнографической формы его не без оснований относят к числу раннехристианских гимнов. Некоторые из них встречаются в различных книгах Нового Завета, в том числе и в посланиях ап. Павла (Флп. 2, 6-11)
Возможно, гимн был составлен еще до Павла и использовался в κοлосской церкви или во всем Ефесском регионе
Слайд 15Вот Павел и приводит его как очень уместный в полемике с
лжеучением, вставив лишь, может быть, некоторые фразы для обострения смысла
Христология получает отчетливые очертания учения о божественной предвечности и надмирности. Нетрудно заметить здесь предвосхищение Иоанновой христологии, самое яркое выражение которой содержится в Прологе Ин.:
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; 2 Оно было в начале у Бога; 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 1-3)
Слайд 16Столь четко и быстро (это еще только 50-60-е годы I века)
кристаллизующееся учение о божественности и предвечности («перворожденности») Христа имеет внушительные ветхозаветные корни. Самая близкая параллель — персонифицированная Премудрость в ветхозаветных книгах Премудрости
Слайд 17Апостол перечисляет престолы, господства, начала, власти... (ср. Εφ. 1, 21; 6,
12). Имеются в виду ангельские чины, чье существование Павел совсем не ставит под сомнение. Более того, как раз на этой Павловой санкции утверждается христианское учение об ангелах (ангельских чинах)
Павел принимает язык такой ангелологии (связанной как с гностицизмом, так и с иудейством), но при этом утверждает, что все разновидности ангелов и небесных сил, как и весь тварный мир, созданы Христом, как образом (εικών) Бога невидимого.
«Надо обратить внимание и на смелость языка:
«Все в Нем состоит... через Него вновь примирить все для Него»
Слайд 18Это язык богословскои концепции, вознесенный на уровень преклонения и хвалы»
Немаловажное значение
имеет термин «полнота» (πληρωμα), встречающийся в Кол. трижды. В гностицизме Π века (учение Валентина) под полнотой (можно это слово использовать без перевода — «плерома») подразумевалась полнота эманации, т. е. истечений от Бога в мир, хотя Сам Бог пребывает над всеми ними. В других системах (герметизм) о Боге говорилось как о полноте блага, а о мире как о полноте зла
Слайд 19. Ни одно из перечисленных пониманий не соответствует тому, о чем
пишет Павел. Смысл разбираемого Кол. 1,19 («чтобы в Нем обитала всякая полнота») становится понятен из Кол. 2, 9:
... в Нем обитает вся полнота Божества телесно
Бог в полноте присутствует во Христе. На языке Иоанновой христологии сказано будет:
И Слово стало плотию (Ин. 1, 14; ср. 1 Ин. 4, 2)
Ангелология довольно широко представлена в Новом Завете, причем уже как имеющееся наследие иудаизма. В Кол. 1, 13. 16; 2, 10. 15; Εφ. 1, 21; 2, 2; 3, 10; 6, 12 встречаются такие наименования ангельских чинов: άρχα'ι (начала), θρόνοι (престолы), κυριότητες (господства), έξουσ'ιαι (власти), δυναμις (силы), которые выступают и как противники Бога, «мироправители (κοσμοκράτοροι, Εφ. 6, 12) тьмы века сего», и как ангелы Божии. Это отражено в последующем христианском Предании, например, в евхаристических молитвах (см. евхаристическая молитва Литургий свт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.)
Слайд 20Екклезиология
Аналогичным образом расширяется понимание и термина «Церковь» (εκκλησια). В более ранних
посланиях ап. Павла слово «церковь» обычно обозначает местную христианскую общину (см., напр., начало почти любого из ранних посланий). В таком случае слово пишут в современной орфографии обычно с маленькой буквы. В то же время в 1 Кор., где много говорится об устроении церковной жизни, о Церкви (скорее, с большой буквы) говорится и как о некоей идее, задуманной и воплощенной Богом, по образу которой и должна созидаться каждая конкретная церковь-община. В обоих этих случаях речь идет о Церкви в человеческой сфере
Слайд 21В Кол. «Церковь» (однозначно с большой буквы) означает универсальное, вселенское в
космическом смысле единство: вся тварь, весь мир, вся вселенная, все, что создано Богом, должно в конечном итоге составить Церковь
Такое убеждение напрямую связано с христологией, только что разобранной на примере христологического гимна. Можно сказать, что сдвигу в христологии абсолютно параллелен и аналогичен сдвиг в екклезиологии. Учение о Церкви как о Теле Христовом, развитое еще в 1 Кор. 12 и имеющее в виду многообразие человеческих служений в одной Церкви под единой главой — Христом, лишь наполняется вселенским содержанием. Как Христос есть рожденный прежде всякой твари, «и все Им стоит», так и Церковь есть это самое «все» или, как сказано будет в Εφ., «полнота Наполняющего все во всем» (Εφ. 1, 23)
Слайд 22Таким образом, вера ап. Павла постоянно сохраняет неразрывную связь Иисуса Христа
с Церковью. В какие бы глубины или высоты ни забиралась его богословская мысль, в ее центре всегда остается Христос, с которым неразрывно связана Церковь — так же точно, как они были связаны, если не тождественны в самое первое мгновение призвания Савла-гонителя Церкви, когда он услышал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?»