Слайд 1Шаманизм
Выполнила Сайфуллина Эльвина
Проверила Сафиуллина Р.М
Слайд 2Пожалуй, ни одна религия в истории человечества не вызывала столько бурных
споров о себе. Что представляет собой шаманизм? Сколь давно он существует? Какие народы можно считать "шаманскими", то есть принадлежащими к тому культурно-историческому ареалу, где слова шаманизм и жизнь - почти синонимы. И кто такой шаман? Он жрец, экстрасенс, гипнотизер, психически больной человек, фокусник? Неспециалисту, когда он впервые что-то узнает о шаманизме из литературы или услышит рассказы очевидцев, видевших камлание, бывает непросто решить для себя вопрос, что это: религия, театральное действо, сеанс массового гипноза...
Слайд 3Понятие
Шаманизм — древнейшая культура, идущая из глубин начала жизни, сложившаяся естественным историческим путем.
Это глобальное явление, через которое прошли в своем развитии все народы Земного шара. Шаманизм связывают с магией, анимизмом, фетишизмоми, тотемизмом. По данным археологии и этнографии, шаманские ритуалы уже практиковались в эпоху неолита и в бронзовом веке. Особенно развит шаманизм был у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азиии ,Африки.
В настоящее время различают такие национальные и региональные формы шаманизма как Алтайский, Бурятский, Тувинский, Чукотский, Якутский, а также шаманизм в Корее и Перу.
Шаманизм — это естественная политеистическая религия, где природные явления, такие как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и прочие, персонифицируются в виде божеств. В шаманском мировоззрении все в мире обладает душой: люди, животные, насекомые, растения и неодушевленные предметы — а все души объединены в Целое. Магия шамана направлена на обнаружение связей между частями, на объединение сознаний. Понимание своей причастности к Вселенной уравновешивает всех и каждого с миром, рассеивает страхи и сомнения, избавляет от чувства несправедливости. Человек, ощущающий связь с миром, чувствует широту и мощь своего потенциала под защитой высших сил.
Слайд 4
Само Название Шаманизм, шаманство. Первый термин - западноевропейский, второй -
русский. Слова шаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины. Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы говорят - кам; якуты - ойун; казахи, киргизы, туркмены - баксы или бакши; буряты и монголы - бё; эскимосы - ангакок; семанги, жители Малаккского полуострова - халак; меланау с острова Калимантан - оранг баёх; индейцы команчи Северной Америки - пухакут; гурунги Непала - поджу... Этот список достаточно длинный.
Слайд 5Время возникновение
В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых
определено довольно точно, поскольку привязано к датам жизни их первооснователей и проповедников, у шаманизма такой отправной точки нет. Вероятно, он возникал много раз: в каждой из частей земного шара в свое время и по-своему.
Пока нет данных, определенно говорящих о том, что народы, жившие в Западной Европе, в частности во Франции, знали шаманизм. Но и это не исключено. Потому что именно во Франции, в бассейне реки Гаронны, в начале ХХ века была открыта пещера "Трех братьев" (Труа-Фрер), на стенах которой среди изображений, датируемых верхним палеолитом (40-10 тысяч лет до Р. Х.), находится самое раннее из известных в истории изображение шамана - фигура пляшущего человека с накинутой на плечи шкурой, с рогами оленя на голове и конским хвостом. Похожие изображения часто встречаются и в Азии и в Африке, но французское, из пещеры "Трех братьев", самое раннее. Не все специалисты согласны с тем, что изображен там именно шаман. Но уж очень все похоже на стандартные описания шамана в шаманском костюме.
Слайд 6Особенности шаманизма
Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона
к региону:
Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь.
Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания.
Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов)
Шаман предпринимает экстатическое путешествие, чтобы:
встретиться лицом к лицу с небесным богом и передать ему приношения от своей общины
отыскать душу больного, которая, как считается, заблудилась вдали от тела или была похищена демонами;
доставить душу умершего к её новому пристанищу;
наконец, обогатить свои знания за счет общения со сверхъестественными существами.
Слайд 7
Готовясь к экстатическому путешествию, шаман надевает ритуальный костюм и бьёт в
бубен (или играет на специальном инструменте). Во время экстаза он может превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Способность шамана путешествовать в иные миры и видеть сверхъестественные существа (богов, демонов, духов умерших и т. п.) послужила решающим фактором познания смерти.
Распространённым представлением в сибирском шаманизме является представление о трёх мирах: верхнем (небесном), среднем (земном) и нижнем (подземном). Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.
На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь и т. д., уже являются персонифицированными в виде божеств (небожителей).
Слайд 8Шаманизм в Восточной Азии
Шаманизм в Китае — это религиозный институт в
Древнем Китае эпохи династии Шан-Инь, берущий своё начало с неолита. Данный институт имел четкое деление и выполнял определённые функции. Служителями были шаманы У (кит. 巫).
Шаманский комплекс начал зарождаться ещё в эпоху неолита. Для общества того времени был характерен тотемизм. Об этом свидетельствуют находки вроде фигурки из пещеры Шакотунь, которая изображает человека с головой тигра. Так же в пример можно привести изображения рыб-людей на баоньских сосудах. Шаманы, скорее всего, одевали шкуры тотемного животного в попытке им стать, и в этом они мало чем отличаются от современных шаманских общин. Их техники так же основывались на вхождение в транс посредством танцев, музыки. Поэтому их вполне можно называть шаманами, в том смысле, в котором это слово используется сейчас.
Слайд 9Функции шаманов
В «Чжоу ли» спирит-медиумы определяются как служащие отделения призывателей, возглавляемые
«Великим Инвокатором». Всего, кстати, отдел призывателей насчитывал 227 человек, не считая самих спирит-медиумов. Возможно, они находились в отделении инвокаторов, поскольку в проведении ритуалов их функции были взаимозависимы.
Согласно Сан Ижан, спирит-медиумов можно разделить на 3 группы: сыу, наньу и нюу. Сыу — лидеры офиса шаманов, занимающие ранг чжонши. У каждого из них были свои слуги. Сыу не были спирит-медиумами как таковыми, они имели только управленческие функции. Управляя штатными спирит-медиумами, они направляли последних:
во время засухи устраивать ритуалы вызова дождя.
во время серьёзных катастроф в стране проводить долгие практики-ритуалы.
в погребальных ритуалах вызывать духов.
Также они имели следующие функции:
во время официальных жертвоприношений они держали родовые таблички, одежду и ящик с жертвенной едой.
во всех официальных церемониях они находились у места, где сжигались приношения. В последних двух перечисленных действиях наньу и нюу не принимали участия. Таким образом, сыу сравнимы с остальными чиновниками отделения Инвокаторов; они являлись официальными лицами, а не рядовыми спирит-медиумами, причём имели над последними власть. Их функции никак не касаются религиозных практик, их задачей была ответственность за проведение ритуалов, а не их исполнение. Это оказало, как мне кажется, оказало значимое влияние на дальнейшую историю Китая, так как, можно сказать, сыу были представителями жречества, однако они не могли образовать касту (а, следовательно, ограничить власть императора) — они одновременно были и чиновниками.
Слайд 10Функции шаманов У
Наньу и нюу имели разные функции. Итак: Наньу:
Были ответственны
за ритуалы с божествами рек и гор.
Из главного храма они зимой выпускали стрелы по 4 м направления, метясь в злых духов, после чего сопровождали их прочь.
Весной они совершали воззвания и накладывали запреты так, чтобы отпугнуть болезни и беды.
Во время траура исполняли обряды перед императором.
Выступали в роли целителей.
Нюу:
Участвовали в ежегодных ритуалах очищения.
Проводили ритуалы вызова дождя во время засух.
Во времена катастроф в стране они молились и пели.
Во время траура исполняли обряды перед императрицей.
Во время похорон под руководством Сыу мужчины или женщины У(это не известно) вызывали духов смерти.
Важным фактом является то, что заклинатели (к которым можно отнести и Сыу) всегда сопровождали либо руководили ритуалами, которые проводили У. Отсюда можно заключить, что их функции были взаимозависимыми. заклинатели отвечали за технику ритуала, за его зрелищность проведения. Их функции исключительно жреческие.
Так же стоит обратить внимание на то, что шаманы имели связь с негативными материями, ужасающими и злыми духами, боролись с разного рода энергетическими загрязнениями.
Итак, как это видно, Наньу и Нюу отправляли совершенно разные ритуалы. Если посмотреть внимательно, то практики мужчин в целом можно окрестить словом экзорцизм. Это подтверждает и техника исцеления больного — шаманы собственно не лечил, но изгонял из тела злого духа, духа болезни.
Слайд 11Национальные и региональные формы шаманизма
Алтайский шаманизм
Азербайджанский шаманизм
Бурятский шаманизм
Корейский шаманизм
Кыргызский шаманизм
Мансийский шаманизм
Тувинский
шаманизм
Хакасский шаманизм
Чукотский шаманизм
Якутский шаманизм
Шаманизм в Перу
Шаманизм в Сибири
Слайд 12Алтайский шаманизм
Особенности учения
Алтайский шаманизм носит вербальный характер. Это учение не имеет
письменного изложения своих основ, положений, деклараций. Нет канонических правил, заповедей, запретов, текстов молений и т. д. Все учение держится лишь на устно-визуальной базе и простом ритуальном реквизите. В алтайском шаманизме нет профессиональной иерархической специализации на основе определенных обрядов и испытаний, которые должны проходить шаманы при своем становлении.
Особые люди называются камами. Считается, что они обладают передающимся по наследству даром лечить людей при помощи магических приемов. Кам служит проводником между миром живых и миром ушедших в иной мир, а также между миром людей и миром природы.
Камы появляются по велению духов-предков, и это не требует какой-либо санкции со стороны общества или конфессиональной организации. Пройдя своё становление под покровительством духов, (а также под присмотром опытных камов) получив от них свой бубен (из кожи оленя), кам становится признанным среди окружающих избранником божеств.
Слайд 13
Обряд камлания
Основной обряд, во время которого шаман «общается» и «вызывает» духов,
называется камланием. По ходу камлания шаман демонстрирует мимикой, жестами и другими средствами значение бубна, то как ездового животного, то как оружия (лук и стрелы). Нужно сочетать частоту ударов с пением — обращением кама к божествам и духам. Бубен же свидетельствовал о квалификации шамана, в отличие от облачения, которого кам мог и не иметь. Диалог с духами происходит в разной тональности, отражающей голос божества и самого кама. Камы умеют подражать голосам зверей и птиц, в образе которых выступают его духи-помощники, ржанию жертвенного коня, ездового коня божества. За процессом всегда наблюдают рядовые участники камлания.
Для общения с духами кам мог уходить в другой мир — например, подземный. В путешествии по подземному миру кама сопровождает помощник — зверь кер-тютпа. Кер-тютпа также забирает души умерших, проводя их по подземному миру.
После камлания, когда духи покидают шамана, он превращается в обычного человека, и его уже ни о чём не спрашивают.
Одним из мест камлания на Алтае была большая поляна недалеко от слияния рек Катунь и Сема. Сейчас в этом месте находится Горно-Алтайский ботанический сад, рядом — село Камлак (Республика Алтай, Шебалинский район).