Слайд 1ЛЕКЦИЯ 6
Россия в мировой культуре
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА
Объективные сложности и проблемы. Угрозы российскому обществу и государству;
Невозможность развития
по лекалам «цивилизованного западного мира»
Необходимость выработки новых принципов существования и развития
Слайд 3КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Русская культурная идентичность – это целостность русской культуры, в её
внутреннем и внешнем проявлении, выражающаяся в чертах ее отношения к тому или иному культурному коду.
Осмыслить идентичность значит раскрыть суть национального менталитета и показать его соотношение с западным и восточным менталитетом
Слайд 5ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА
национального жизнеощущения;
национального самоопределения;
фактора национальной самоидентификации;
национальной рефлексии
национальной преемственности;
национальной консолидации;
национальной жизнедеятельности.
Слайд 6РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ
Слайд 7РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ
Слайд 8ВЕРА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Православие и христианство.
«Человек в русском понимание не
слуга, а добровольный помощник и сотрудник Бога»
Слайд 9РОССИЯ И ЗАПАД
Общая вера
Единая языковая группа
Общая логика
Противостояние
конфликт
Слайд 10РОССИЯ В ГЛАЗАХ ЗАПАДА
Негативная оценка: Дж. Флетчер, Ф. Рабле, Ж-Ж. Руссо,
А де Кюстин, Я. Кухажевский, Р. Пайпс, Д. Ранкур-Лаферьер
Беды от географии, неудачное место для жизни, агрессия, боязнь восстановления величия/Мирное присоединение (просьба, выкуп).
Перенятие христианства от Византии + не было реформации (Не надо)
Татаро-монгоольское иго усугубило неевропейские черты
в России не было ни Ренессанса, ни Реформации, ни морских открытий (Континент)
Российское государство чуждо личной свободе, закону, оно непостижимо и враждебно
Основные черты русской личности - лицемерие, склонность к обману, лицемерию, вспыльчивости, крайним мерам. Русские рабы и пьяницы, мазохисты и параноики (ЛОЖЬ)
Не понятно, а потому зло, которое надо уничтожить
Слайд 11РОССИЯ В ГЛАЗАХ ЗАПАДА
Нейтральная оценка: Дж. Милтон, Д. Голсуорси Ф. Брие,
Ж. Ширак, И.Г. Гердер
Россия партнёр и даже часть большой Европы
Отличия есть, но они не так глубоки, как отличия Азии и Европы
Россия и Европа дополняют друг друга
Россия сложна и противоречива. Есть положительные и отрицательные черты
Слайд 12РОССИЯ В ГЛАЗАХ ЗАПАДА
Положительная оценка: С. Маркс
влияние России в мире было
«великим, если не сказать величайшим
Россия породила одну из самых ярких культур в истории
Прагматизм хороших отношений
Слайд 14ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РОССИЯ СТРАНОЙ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 15РОССИЯ ГЛАЗАМИ ВОСТОКА
В целом положительное отношение к России и русским.
Китайские
иероглифы показывают характеристику иностранцев: название американцев означает «прекрасный», англичан - «отважный», французов — законник.
Для русской нации аналогичного прилагательного не нашлось. В китайском языке «русский» записывается двумя иероглифами, первый из которых означает «человек», второй - «Я».
Не всё понятно, не всё принимается.
В Японии три тенденции отношений к России и русским: собрате по страданиям, учитель или враг.
Слайд 17КОНЦЕПЦИИ САМОБЫТНОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 18ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Попытки повторить опыт Запада - неудача
В.А. Кокорев: Пора
«прекратить поиски экономических основ за пределами России и засорять насильственными пересадками их на родную почву»
Надо знать какая система хозяйствования соответствует национальному менталитету
Слайд 19ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Хероси об экономическом чуде Японии:
«В 1939 году вы
русские были умными, а мы японцы дураками. В 1949 вы стали еще умнее … А в 1955 году … вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически скопирована с вашей».
Слайд 20РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
Нравственный интерес человека, духовное начало являются приоритетом в экономике,
её первенствующей основой. Истинное благополучие заключается не в материальных благах, а в спокойствии души и совести.
И.Т. Посошков наказывал сыну: необходимо более заботиться не о вещественном, то есть материальном, богатстве, а о невещественном, то есть об «истинной правде»
Личное обогащение второстепенно. Достаток, благополучие не отрицается
«Богатому сладко естся, да плохо спится. Без денег сон крепче», «Богатство спеси сродни», «Богатый совести не купит, а свою погубляет»
«Бедность не порок, а вдвое хуже», «Бедность не грех, а до греха доводит».
Слайд 21РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
Нравственные мотивы активной экономической деятельности: «стремление обеспечить достойное существование
самому себе и … производство материальных ценностей, с помощью которых решались бы социальные проблемы всего общества».
Труд, направленный на приобретательство осуждается как и безделье
Положительные ценности – деловая активность, бережливость, размеренность.
«Без нужды живет, кто деньги бережет», «Без хозяина - деньги черепки», «Деньги счет любят. Хлебу мера, а деньгам – счет», «Богаты не будем, а сыты будем».
Слайд 22РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
Уважение к труду.
«Бог-то Бог, да и сам не будь
плох», «На Бога надейся, а сам не плошай».
Не все способы заработка допустимы.
«к числу возбраненных дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужаго чрез некоторое преобладание, хотя бы то было под видом договора» (Г. Нисский).
Нет сакрализации собственности. Титул собственника, в соответствии с ментальными установками русского человека, ни дает преимущества во владении собственности, тогда как рачительное обхождение и преумножение собственности такие преимущества создают
Слайд 23РУССКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
Соборность сознания. Артели
Честность
И.Т. Посошков: «вступивши в купечество,
… в слове своём будь твёрд, как недвижный камень».
Государство должно быть активным участников экономических процессов
Важно всё необходимо производить у себя
И.Т. Посошков, Д.И. Менделеев, В.А. Кокорев
Слайд 24ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Слайд 25ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Государство – не наносной управленческий
институт, осознанно и бессознательно воспринимаемое объективное условие сохранения русской нации.
Державность -осознание каждым ответственности за всех, ответственность отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость государства.
Государство должно обеспечить благополучие (не только материальное), если нет, то отношение меняется, бунты
Высшая власть получает положительную оценку
«Государь-батюшка, надежа-православный царь», «Без бога свет не стоит, без царя земля не нравится», «Нельзя быть земле русской без государя». Решения царя сомнению не подвергались: «Бог на небе, царь на земле», «Воля царя — закон. На все святая воля царская», «Где царь, тут и правда», «Не судима воля царская»
Тихомиров Л.А. «в политике царь для народа неотделим от Бога».
Слайд 26ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Сравнение Западной и Русской
традиции отношения к государству и власти:
«… вам дорога ваша воля, нам – неволя. У вас не воля, а своеволие. Сильный грабит слабого, может отнять у него имение и саму жизнь… У нас … по первой жалобе царь творит суд и расправу».
Царская власть сопряжена с ответственностью, которую носитель её принимает независимо от своего желания или воли.
«Царь от Бога пристав», «Всякая власть Богу ответ даст».
Нравственное отличие: «Русские государи обладали редкой чертой, напрочь отсутствующей у властителей Европы — смирением»
Слайд 27ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Оптимальным отношением государства к личности
будет такое, когда самым важным является человек, личность, а не буква закона.
Различие государства и чиновников, «тугодумной» бюрократии.
«Не бойся царского гонения, бойся царского гонителя», «Не ведает царь, что делает псарь», «Не от царей угнетение, а от любимцев царских», «Не царь гнетет народ, а временщик», «Царь гладит, а бояре скребут».
Слайд 28ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА
САМОДЕРЖАВИЕ - НЕ «самовластие», «абсолютная
власть», «все дозволенность».
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ.
Феофан Прокопович: «Русский народ таков есть от природы своей, только самодержавным владычеством храним быть может, а если каковое иное владением… воспримет, содержаться ему в целости и благости не возможно» .
М.О. Меньшиков: «Быть или не быть сильной власти — это то же самое, что быть или не быть России».
Слайд 29ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА
СОБОРНОСТЬ: главное самостоятельность, интересы общего,
без ущемления личности, важно нравственные принципы и предпосылки решения, а не формальные механизмы.
Исходит из МЫ
СОБОРНОСТЬ НЕ КОЛЛЕКТИВИЗМ
Слайд 30ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПАРАДИГМЕ РУССКОГО МЕНТАЛИТЕТА
Народовластие, участие в управлении: вечевые
республики (Новгород), соборы, общины, земства.
К демократии западного типа отношение было настороженным
М.О. Меньшиков: «Не варвары разрушили древнюю цивилизацию, а ее разрушила демократия в разных степенях ее засилья».
Л.П. Карсавин: Такое государство «осуждено вечно колебаться между диктатурой и бессилием, оно не имеет будущее».
Слайд 31ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
«Личность в Русской общине не подавлена, она
только лишена своего буйства, эгоизма, исключительности. Личность поглощена в общине только эгоистической стороной, но свободна в ней, как в хоре» (К.Т. Аксаков);
Личность свободна, произвол не допустим. Приоритет внутренней, духовной свободе, свободе от греха.
История и условия жизни подготовили русского человека к общинности. «У русского народа есть единомыслие, ... есть способность согласовать свои действия» (П.А. Кропоткин).
Всечеловек. Принявший православие понимается как русский
Слайд 32ПРАВОСОЗНАНИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
В классическом понимании не сформировано.
Правовой нигилизм. Формализованное
право и закон не ценностны.
Приоритет СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВДЫ
«Только закон соответствующий принципу справедливости, закон и его исполнение – нравственная норма»
Права, интересы общины и рода в приоритете. Убийство человека – преступление против всего рода.
К индивидуальным правам отношение скептическое, что подтверждают решения суда (Вдова и община, спор о земле)
Слайд 33ПРАВОСОЗНАНИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Нравственная идея в сознании русского человека стоит неизмеримо
выше правовой --- Жить по совести.
Принципы правосознания в русской культуре: духовность, гуманизм, справедливость.
Правда, но не истина.
Протопоп Аввакум: Русский человек, когда в ладах с совестью, необорим.
НО! Антиномизм, несоответствие авторитету, разлад, разрушение
+ невежество --- пагубные последствия
Слайд 34ПРАВОСОЗНАНИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Отношение к формальному закону
«Закон — дышло: куда захочешь,
туда и воротишь».
«Закон, что паутина, шмель проскочит, а муха увязнет».
«Где закон, там и обида».
«Где закон, там и преступление».
«Не будь закона, не было бы греха».
«Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили».
Слайд 35ПАРАДИГМА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Митрополит Илларион: доказательства древности русской культуры
Карамзин: «Русским не надо
выдумать древней истории, как грекам».
Россия на стыке Европы и Азии, самоизоляция не возможна.
Россия может существовать только как великая держава, иначе она будет уничтожена, расчленена.
Примечание: попытки уничтожения не прекращаются. Чего только стоит следующее замечание: «Такой богатой территорией, как Сибирь, должна владеть не только Россия, а мировое сообщество» .
Слайд 36ПАРАДИГМА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
«Русский народ строил …империю не унизив, ни один из
встретившихся на его пути народов, пусть самых малых, но всех приветствовав как братьев, покоряя прежде сердца, а не крепости».
История доказывает умение жить в мире. Тысячелетием исчисляются годы мирного существования русских с карелами, весью, ижорой, чудью (Д.С. Лихачёв).
Преимущества: открытый характер, восприимчивость, отсутствие спеси.
Москва – Третий Рим: забота о других – обязанность помочь. Взять под защиту, ассимилировать, но не растворить, обязательно сохранить всё культурное многообразие.
Слайд 37ЗАДАЧИ АКТУАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
Идеологическое воспитание
Историческое воспитание
Воспитание знания языка
Воспитание средствами дизайна и искусства