Слайд 1Религии на Кубани
работу выполнила Морозова З.Г.
Слайд 2Краснодарский край – многонациональный. На территории края живут представители многих наций
и народностей, люди, исповедующие различные религии. Представителей народов и различных религий на Кубани много, но большинство из них – православные христиане. Православными были и казаки, заселившие Кубань в конце XVIII в.
Слайд 3Духовной основой жизни черноморцев было православие. Оно формировало нравственность народа, и
играло большую просветительскую роль. Казаки начинают распространять православную религию и на новых территориях. Существуют сведения о христианах, проповедовавших идеи Иисуса Христа на территории нашего края задолго до заселения его казаками. Перечисляя истоки распространения православия на Кубани, подробнее останавливается на истории православия у зикхов – народа, жившего на Кубани с VI в.
Слайд 4На рубеже VII -VIII вв. зикхсий город Никопсий на р. Нечепсухе
становится центром так называемой Зихской Епархии константинопольского патриарха, хотя примерно половины зикхов осталось некрещеными. Упоминание о Никопийской Епархии в источниках сохраняются до сер.XIX в. В X-XI вв. Зихия, вероятно, попадает в сферу влияния Тмутаракани, но в XII в. здесь вновь усиливается влияние Византии, появляется некий «архонт Матархи, Зихии и Хазарии». Продолжается в этот период христианизация причерноморских племен Кавказа. Вместе с тем сохранились языческие пережитки. Так, в XIII в. упоминается некий зихский князь-христианин, имеющий 100 жен.
Слайд 5Но, в последствии, христианство теряет свое лидирующее положение в обществе. Учеными
называются разные причины этому, но не последнюю роль в данном явлении играет то, что на смену христианства приходит сюда ислам, распространенный в среде местного населения турками. Поэтому, одной из главных задач черноморских казаков, заселявших этот край, по распространению православия, являлось строительство храмов, обителей и налаживание деятельности духовенства.
Слайд 6В то время, когда формировалось Черноморское войско, во время войны с
Турцией, внимание религии и духовенству уделялось недостаточное, хотя, конечно, духовенство и церковь у казаков существовали.
Единственной была походная парусиновая церковь во имя Святой Троицы, подаренная казакам князем Г.А. Потемкиным в 1773 г.
Так изображали свою походную церковь сами казаки. Но, иеромонах Антоний, служивший в церкви ранее, по причине болезни не смог переселиться с казаками в Черноморию. Таким образом, в момент переселения черноморцев на Кубань, войско было без духовенства.
Слайд 7Тем временем, Войсковое правительство задумало решить проблему с наличием духовенства, выбирая
священников из своей же казачьей среды. Жители куреней предлагали Войсковому правительству назначить им священников и начать строительство церквей. Так же, жители Константиновки, собрав 280 рублей для возведения церкви, обратились к Войсковому правительству построить у них церковь.
Слайд 8В марте 1794 г. Синод дает Войсковому правительству следующие указания:
- возводить
в сан священников «православных по вере казаков и надлежаще подготовленных для служения в храмах»;
- «там, где не имелось построенных церквей, ставить походные церкви»;
- « смотреть, что бы не было излишеств, в количестве церквей»
- устанавливались размеры каждого церковного прихода;
- 17 марта 1794г. первым главой черноморской церкви назначается Роман Порохня.
В это же время выработались обычаи образования духовенства из казачьей среды. В основу этих обычаев положено было выборное начало, а избирателями были миряне, составлявшие приход. Казаки выбирали по куреням священников, дьяконов и посылали их к владыке для посвящения.