Реконструкция древних мифов: фольклор как способ заглянуть в прошлое презентация

Содержание

В мире записаны миллионы традиционных устных повествований. Каждый конкретный текст не имеет отношения к реальному прошлому и никакой информации о нем не содержит. Но в совокупности фольклорные тексты являются уникальным источником

Слайд 1РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНИХ МИФОВ: ФОЛЬКЛОР КАК СПОСОБ ЗАГЛЯНУТЬ В ПРОШЛОЕ

«Щепотка соли» 16.02.2018

Юрий

Березкин, Музей антропологии и этнографии РАН, Европейский университет в Санкт-Петербурге

Слайд 2В мире записаны миллионы традиционных устных повествований. Каждый конкретный текст не

имеет отношения к реальному прошлому и никакой информации о нем не содержит. Но в совокупности фольклорные тексты являются уникальным источником для реконструкции прошлого. Важно не содержание текстов, а распределение по миру одинаковых эпизодов и образов

Слайд 3При изучении фольклора возникают те же вопросы, что и при изучении

культуры в целом и даже природы. Главный из них: Существуют ли законы развития или оно непредсказуемо и зависит от случайностей? Изучая прошлое, что мы хотим узнать – что, где, когда реально произошло? Или в силу каких законов это произошло? Это очень разные позиции. Практика показывает, что занимающие их люди друг с другом договориться не могут

Слайд 4700 н.э. Похоже или нет?


Слайд 5Больше общего или больше отличий?


Слайд 6Выход из Африки


Слайд 8James George Frazer (1854-1941)


Слайд 17Мужские ритуалы


Слайд 18Ранние общества циркум-тихоокеанского мира были организованы иначе, чем в континентальной Евразии


Слайд 20«Заказчики» предметов изобразительного искусства в Меланезии, Австралии и Амазонии – взрослые

мужчины, демонстрирующие свое превосходство над женщинами и детьми. Предметы искусства выставляются для обозрения во время мужских ритуалов

Слайд 21Мужской дом в бассейне р. Сепик, север Новой Гвинеи


Слайд 22Плетеные маски под крышей мужского дома, поперечник около 1 м


Слайд 24Общинный дом тукано (юго-восточная Колумбия). Во время совершения ритуалов в него

нельзя входить женщинам. Рисунки на фасаде изображают мир предков

Слайд 25Наряженные духами мужчины на празднике инициации девушек. Юго-восточная Амазония, начало XIX

века

Слайд 27Новая мифология Юго-Восточной Азии


Слайд 29Подавляющее большинство известных нам мифов о происхождении человеческой анатомии и «странных

браках» (с животными или монстрами) записано в Америке и в пределах индо-тихоокеанской окраины Азии

Слайд 35Рождение евразийского звездного неба


Слайд 36Подавляющее большинство повествований, связанных с интерпретацией звезд, созвездий и лунных пятен,

записано в северной половине Евразии и в Северной Америке

Слайд 38Три звезды ручки ковша Большой Медведицы – охотники, ковш – медведь

или лось. Маленькая звездочка рядом со вторым охотником – котелок или собака

Слайд 41Россия – родина слонов. А где находилась родина сказок?


Слайд 42Якоб Гримм (1785-1863)


Слайд 43Theodor Benfey (1809-1881)


Слайд 44Stith Thompson (1885 - 1976)


Слайд 45Григорий Николаевич Потанин (1835-1920)


Слайд 46Когда герои убегают от преследователя, они бросают позади гребень, который превращается

в непроходимые заросли, и оселок, который превращается в гору

Слайд 48Результаты статистической обработки мотивов, имеющих отношение к космологии и этиологии (условно

говоря, извлеченных из «мифов»). Граница между Западом и Востоком проходит через Центральную Азию

Слайд 49Результаты статистической обработки мотивов, извлеченных из приключенческих повествований (условно говоря, «сказок»).

Граница между Западом и Востоком проходит через Восточную Европу

Слайд 50Обозначение Венеры словом Чолпан (Шолбон, Цолбон и т.п.)


Слайд 51Снова «сказочные» мотивы в несколько иной комбинации: Европа противостоит Центральной Азии

и Кавказу

Слайд 52Те же «сказочные» мотивы, но вторая по значимости тенденция: лесная зона

Евразии, с одной стороны, зона ранних цивилизаций – с другой. При этом Китай к ней отношения не имеет. Схема отражает не степень сложности общественного устройства, а сферы обмена информацией

Слайд 53Перековка старых на молодых


Слайд 54Съеденная книга


Слайд 55Кривая башня и невестка мастера


Слайд 56Критерий истины есть практика, а если эксперимент невозможен – прямое наблюдение

(как в геологии и археологии). В гуманитарных науках невозможно ни то, ни другое. Поэтому, хотя культурная антропология (включая фольклористику) возникла примерно в то же время, что и археология, ее формирование как науки до сих пор не завершилось. За прошедшие полтора века в культурной антропологии то и дело всерьез предлагались недоказуемые, а порой и противоречащие здравому смыслу идеи. К концу 20 в. серьезные ученые от них отказались (хотя такие идеи до сих пор популярны в «провинциальной науке»), но пришла другая беда. Опираясь на прекрасные теорию и методику, исследователи общества и фольклора чаще всего занимаются мельчайшими, не связанными между собой темами и вряд ли могут ответить на наивный, но закономерный вопрос: а что вы открыли? Если культурная антропология и фольклористика хотят считаться науками, они должны заниматься реконструкцией исторических процессов и использовать количественные методы

Слайд 57Спасибо за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика