Слайд 1РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНИХ МИФОВ: ФОЛЬКЛОР КАК СПОСОБ ЗАГЛЯНУТЬ В ПРОШЛОЕ
«Щепотка соли» 16.02.2018
Юрий
Березкин, Музей антропологии и этнографии РАН, Европейский университет в Санкт-Петербурге
Слайд 2В мире записаны миллионы традиционных устных повествований. Каждый конкретный текст не
имеет отношения к реальному прошлому и никакой информации о нем не содержит. Но в совокупности фольклорные тексты являются уникальным источником для реконструкции прошлого. Важно не содержание текстов, а распределение по миру одинаковых эпизодов и образов
Слайд 3При изучении фольклора возникают те же вопросы, что и при изучении
культуры в целом и даже природы. Главный из них:
Существуют ли законы развития или оно непредсказуемо и зависит от случайностей?
Изучая прошлое, что мы хотим узнать – что, где, когда реально произошло? Или в силу каких законов это произошло?
Это очень разные позиции. Практика показывает, что занимающие их люди друг с другом договориться не могут
Слайд 5Больше общего или больше отличий?
Слайд 8James George Frazer (1854-1941)
Слайд 18Ранние общества циркум-тихоокеанского мира были организованы иначе, чем в континентальной Евразии
Слайд 20«Заказчики» предметов изобразительного искусства в Меланезии, Австралии и Амазонии – взрослые
мужчины, демонстрирующие свое превосходство над женщинами и детьми. Предметы искусства выставляются для обозрения во время мужских ритуалов
Слайд 21Мужской дом в бассейне р. Сепик, север Новой Гвинеи
Слайд 22Плетеные маски под крышей мужского дома, поперечник около 1 м
Слайд 24Общинный дом тукано (юго-восточная Колумбия). Во время совершения ритуалов в него
нельзя входить женщинам. Рисунки на фасаде изображают мир предков
Слайд 25Наряженные духами мужчины на празднике инициации девушек. Юго-восточная Амазония, начало XIX
века
Слайд 27Новая мифология Юго-Восточной Азии
Слайд 29Подавляющее большинство известных нам мифов о происхождении человеческой анатомии и «странных
браках» (с животными или монстрами) записано в Америке и в пределах индо-тихоокеанской окраины Азии
Слайд 35Рождение евразийского звездного неба
Слайд 36Подавляющее большинство повествований, связанных с интерпретацией звезд, созвездий и лунных пятен,
записано в северной половине Евразии и в Северной Америке
Слайд 38Три звезды ручки ковша Большой Медведицы – охотники, ковш – медведь
или лось. Маленькая звездочка рядом со вторым охотником – котелок или собака
Слайд 41Россия – родина слонов. А где находилась родина сказок?
Слайд 45Григорий Николаевич Потанин (1835-1920)
Слайд 46Когда герои убегают от преследователя, они бросают позади гребень, который превращается
в непроходимые заросли, и оселок, который превращается в гору
Слайд 48Результаты статистической обработки мотивов, имеющих отношение к космологии и этиологии (условно
говоря, извлеченных из «мифов»). Граница между Западом и Востоком проходит через Центральную Азию
Слайд 49Результаты статистической обработки мотивов, извлеченных из приключенческих повествований (условно говоря, «сказок»).
Граница между Западом и Востоком проходит через Восточную Европу
Слайд 50Обозначение Венеры словом Чолпан (Шолбон, Цолбон и т.п.)
Слайд 51Снова «сказочные» мотивы в несколько иной комбинации: Европа противостоит Центральной Азии
и Кавказу
Слайд 52Те же «сказочные» мотивы, но вторая по значимости тенденция: лесная зона
Евразии, с одной стороны, зона ранних цивилизаций – с другой. При этом Китай к ней отношения не имеет. Схема отражает не степень сложности общественного устройства, а сферы обмена информацией
Слайд 56Критерий истины есть практика, а если эксперимент невозможен – прямое наблюдение
(как в геологии и археологии). В гуманитарных науках невозможно ни то, ни другое. Поэтому, хотя культурная антропология (включая фольклористику) возникла примерно в то же время, что и археология, ее формирование как науки до сих пор не завершилось. За прошедшие полтора века в культурной антропологии то и дело всерьез предлагались недоказуемые, а порой и противоречащие здравому смыслу идеи. К концу 20 в. серьезные ученые от них отказались (хотя такие идеи до сих пор популярны в «провинциальной науке»), но пришла другая беда. Опираясь на прекрасные теорию и методику, исследователи общества и фольклора чаще всего занимаются мельчайшими, не связанными между собой темами и вряд ли могут ответить на наивный, но закономерный вопрос: а что вы открыли?
Если культурная антропология и фольклористика хотят считаться науками, они должны заниматься реконструкцией исторических процессов и использовать количественные методы