Слайд 1«Подготовительные недели. Особенности богослужения и поведения в храме.»
Мы знаем, что еще
тогда, когда нет богослужения по Постной Триоди, есть день, который предупреждает нас о том, что скоро начнется особый период церковного года. Это последнее воскресенье перед началом пения Постной Триоди - Неделя о Закхее. Евангельское чтение о Закхее не входит в круг Постной Триоди, но всегда ему предшествует. Но это - только евангельское чтение, никаких особенных богослужебных текстов, никакой гимнографии на эту тему нет.
В следующее же воскресенье после Недели о Закхее начинается богослужение по Постной Триоди. Тексты Триоди сочетаются с гимнографией Октоиха. Подготовительный период к Великому посту начинается с Недели мытаря и фарисея. Седмица, следующая за Неделей о блудном сыне, заканчивается субботой мясопустной, которая называется Вселенской родительской субботой.
Слайд 2
Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели 5-й Великого
поста в эту канву, общую для воскресной службы, вставляются другие тексты. Вместо Молитвами апостолов поются тексты, который важно знать:
Слава :"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но, яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию."
и ныне: "На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.»
Далее текст, который всегда есть на этом месте: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое."
И затем вместо обычной стихиры по 50-м псалме Воскрес Иисус от гроба поется: "Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.»
Слайд 3В неделю о блудном сыне впервые поется 136-й псалом На реках
вавилонских.
В среду и пятницу сырной седмицы службы подобны великопостным.
В сырную седмицу уже ни о каком мясе не может быть и речи, а в неделю последний раз вкушают молочные продукты и яйца.
Неделя сыропустная - последний день перед заговеньем. Литургическая тема этого дня обозначена так: Изгнание Адамово или Прощеное воскресенье. Эти разные названия дня соответствуют разным пластам того единого, что в этот день совершается. В последний раз в этот день поют На реках вавилонских - 136-й псалом. Стихиры, назначенные для этого дня, стремятся как бы показать нам всю глубину и остроту того, что мы вспоминаем. Они говорят об Адаме, который только что был изгнан из рая: вот он сел и видит рай перед собой, и понимает, что его потерял, и горько плачет. "Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше…
Гимнографы влагают в его уста слова:
… увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиво Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго."
Слайд 52, 3 и 4 субботы Великого поста могут быть объединены, потому,
что они относятся все к одному типу богослужений. В эти дни богослужение устроено особенно сложно, оно совершается по Триоди, Октоиху и Минее.
Богослужение недель Великого поста в целом организовано по образцу богослужений воскресных дней подготовительного к посту периода: богослужения совершаются по Октоиху и Триоди. Соединяются воскресная служба и та служба, которая находится в Триоди и содержит тексты, посвященные теме, которая вспоминается в это воскресенье.
Слайд 6В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность. И прежде
всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения - полной литургии, за исключением суббот и воскресений. Вместо нее полагается Литургия Преждеосвященных Даров, которая совершается:
1) в среду и пятницу всех седмиц (с 1-й по 6-ю Недели включительно) Великого поста;
2) в четверг 5-й седмицы (чтение великого канона), за исключением случая, когда на этот день приходится Благо-вощение (тогда литургия Преждеосвященных Даров переносится на вторник - день чтения великого канона);
3) в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы (кроме совпадения их с Благовещением);
4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля - Обретение главы св. Иоанна Крестителя, 9 марта - 40 мучеников и в храмовой день, случившиеся в период со 2-й по 6-ю седмицы Великого поста (если эти праздники случатся на 1-й седмице, то служба переносится на Дмитриевскую субботу).
Для всех воскресений Великого поста назначено совершение литургии святого Василия Великого. Молитвы литургии свт. Василия более продолжительны и в какой-то мере более торжественны, чем молитвы литургии свт. Иоанна Златоуста.
Почти прекращается в седмичные дни пение как выражение радостного состояния духа и отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням.
Слайд 8
Великопостные часы.
- После трех обычных псалмов читается кафизма, кроме первого
часа в понедельник и пятницу , и девятого часа в пятницу. (Это объясняется простой арифметикой - тем, что мы должны уложить сорок кафизм в службы будничные)
Трижды поются тропари часов.
На первом часе - "Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.»
на третьем часе: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися»,
тропарь шестого часа: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас»,
тропарь девятого часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».
- Тропари поются с земными поклонами, со стихами, священник выходит для их возглашения на амвон.
- После Отче наш читается не обычный кондак, а тексты из Часослова.
- На 6-ом часе читается паремия из книги пророка Исайи.
-В конце каждого часа, после возгласа иерея, читается великопостная молитва Св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». (16 поклонов: 3 великих, 12 малых, один великий)
Слайд 9Великопостные часы совершаются:
1. в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во
все седмицы Великого поста;
2. в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы. (В субботы и воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные).
Первый час присоединяется к утрени, а третий, шестой и девятый служатся вместе.
На первом часе стихи часа «Стопы моя направи по словеси Твоему...» поются «велегласно и косно», то есть громко и медленно, каждый стих дважды, а последний «Да исполнятся уста моя»— трижды.
Слайд 10Особые воспоминания в дни Великого Поста
1-я седмица- оканчивается Неделей Торжество Православия
2- седмица- оканчивается Неделей свт. Григория Паламы
3-я седмица- оканчивается Неделей Крестопоклонной
4-я седмица называется Крестопоклонной и заканчивается Неделей преп. Иоанна Лествичника
5-я седмица оканчивается Неделей преп. Марии Египетской
6-я седмица. В пятницу окончание Великого Поста
Лазарева суббота
Неделя вайи. Вход Господень в Иерусалим.
Слайд 11Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью.
В богослужении не допускается
ничего торжественного и праздничного.
Праздники, попадающие на эту седмицу, переносятся на другое время. Переносится (на сыропустную Неделю) и двунадесятый праздник Сретения Господня.
В первые четыре дня на великом повечерии прочитывается
разделенный на четыре части Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, к которому в среду и четверг присоединяется канон преп. Марии Египетской.
В неделю Торжества Православия перед часами или после литургии положено особенное молебное пение, которое называется "Последование молебного пения в неделю Православия." В своем современном виде оно установлено достаточно недавно, в 1902 г., по распоряжению Святейшего Синода и содержит в себе как благодарения за благодеяния , так и молитвы о том, чтобы Господь утишил шатания, разделения и расколы церковные. На православном Востоке этот чин весьма отличается от того, что принят в Русской Церкви; он более близок к древнему чину.
Слайд 12
Вторая Неделя Великого поста посвящена памяти св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Свт.
По своей сути это праздник торжества православного подвижничества над рационалистическими лжеучениями, отвергающими значение постного подвига. Синаксарь этого дня излагает сложную и драматическую историю жизни свт. Григория и его борьбы с еретиками, насаждавшими учение, противное Православной Церкви. Учение свт. Григория о Фаворском свете не раз проявляется в образах света и даже стихи на этот день, составленные Никифором Ксанфопулом, особенно обыгрывают это слово: "Света светлаго проповедника ныне воистинну велия, Источник Света к незаходимому водит Свету." Говоря о литургических темах первых недель Великого поста, нужно сказать, что память св. Григория является самой поздней по своему возникновению из всех недель Великого поста. Она установлена в 1376 г, конечно, по аналогии с литургической темой первой недели Великого поста.
Во 2-ю, 3-ю, 4-ю субботы совершается малая родительская суббота. Заупокойная служба с поминовением усопших менее торжественная и полная. Она может отменяться, если на субботу придется праздник.
Слайд 13Третья Неделя Великого поста- Крестопоклонная
Совершается служба в честь Креста Господня.
На Всенощном бдении после Великого славословия Крест торжественно износится на середину храма для поклонения. Этот день в середине поста установлен для ободрения и укрепления наших духовных сил, для напоминания о спасительных страстях Господних и о последовавшем за ними преславном Воскресении.
Вместо великого славословия поется: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.
Поклонение Кресту повторяется также в понедельник и среду Крестопоклонной седмицы .На 1-ом часе, вместо пения: «Стопы моя направи по словеси Твоему...» и в пятницу по окончании всех часов, перед тем, как он будет отнесен в алтарь. При поклонении Кресту поются всегда стихиры: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся...»
В течение всей Крестопоклонной седмицы в богослужебных песнопениях прославляется Крест Господень.
Слайд 14Четвертая Неделя Великого Поста - прп. Иоанна Лествичника
В четверг пятой
седмицы на утрене читается полностью весь Великий канон преп. Андрея Критского с присоединением к нему канона преп. Марии Египетской. Совершается Литургия Преждеосвященных аров На вечерне этого дня, которая служится накануне, в среду, в составе литургии Преждеосвященных Даров, поются 24 стихиры преподобного Андрея Критского, каждая из которых оканчивается одними и теми же словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
В субботу пятой седмицы - Похвала Пресвятой Богородицы. По Уставу на службе положено чтение акафиста. Он читается на утрене, в 4 приема, после кафизм (16-й и 17-й) и после 3-й и 6-й песен канона.
Каждая часть акафиста, состоящая из трех икосов и трех кондаков, начитается и оканчивается пением кондака «Взбранной Воеводе победительная». На этой утрене положено петь Великое славословие.
Пятая Неделя Великого Поста- преподобной Марии Египетской
Прославляя память прп. Марии Египетской, Церковь сначала показывает глубину падения ее жизни, а затем - на какую высоту возводит покаяние. Так говорится в кондаке прп. Марии: "Блудами первое преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная."
Слайд 156-ая седмица Великого поста седмица Ваий
Пятница шестой седмицы Великого поста
- окончание святой Четыредесятницы. На утрене и на вечерне этого дня по дважды поется стихира: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видеть, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе».
После окончания Великого Поста следуют два праздника и Страстная седмица. В субботу перед Неделей ваий вспоминается великое чудо воскрешения Господом четверодневного Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. После 17-й кафизмы поются воскресные тропари по Непорочнех Ангельский собор удивися, а также поется Воскресение Христово видевше. Мысль об общем воскресении умерших выражена в тропаре: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...». Поэтому служба Лазаревой субботы во многом подобна воскресной.
От Лазаревой субботы до Фоминой Недели (следующее воскресенье после Пасхи) не поется «Честнейшую херувим».
Слайд 16Шестая Неделя Великого поста- Неделей ваий- ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ.
Это — двунадесятый
Господский праздник, поэтому воскресное богослужение отменяется, все молитвословия и песнопения посвящены только празднику. Тропарь этого праздника — тот же, что в Лазареву субботу. Служба Недели ваий – бденная, на великой вечерне паримии и лития, на утрени – полиелей и праздничное окончание.
Особенностью Всенощного бдения является освящение ваий (вербы). Это происходит сразу после Евангелия. При чтении 50-го псалма священник крестообразно со всех сторон кадит приготовленные среди храма «вайя». Затем, он читает из Триоди особую молитву на благословение ваий и кропит их св. водою. При помазании освященным елеем каждому даются вайи.
Совершается литургия св. Иоанна Златоуста, на ней поются праздничные антифоны и возглашается входный стих. Поется задостойник, произносится праздничный отпуст.
На вечерне произносится особый отпуст первых трех дней Страстной седмицы: «Грядый Господь на вольную страсть».
Слайд 18ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Проклятие смоковницы (Окресности Иерусалима, Понедельник, 3 апреля 30 г.)
Слайд 19ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Притчи о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде
(Гора Елеонская, Вторник, 4 апреля 30 г.)
Слайд 20
ВЕЛИКАЯ СРЕДА
Заговор Иудеев против Господа. Предательство Иуды (Иерусалим, Вторник, 4 апреля,
вечер или Среда, 5 апреля 30 г.)
Слайд 22Великий Четверг
Приготовление Пасхи (Вифания и Иерусалим, Четверг, 6 апреля 30
г.)
Тайная Вечеря (Иерусалим, Сионская горница, Четверг, 6 апреля 30 г.)
Слайд 23Умовение ног
Установление Таинства Евхаристии
Слайд 24Моление о чаше (Гефсимания, Четверг, 6 апреля 30 г., вечер)
Слайд 25В Великую среду в последний раз служится литургия Преждеосвященных Даров, последний
раз читается молитва преп. Ефрема Сирина, последний раз делаются земные поклоны, последний раз стихословится Псалтирь. Заканчивается все характерное для великопостного богослужения. Перед литургией среды Типикон назначает чин прощения за весь пост, похожий на тот, что совершался в Прощеное воскресенье. Среда — это как бы граница, отделяющая один тип богослужения от другого.
В Великий Четверг совершается Мироварение и освящение мира (его совершает патриарх после Великого входа).
Слайд 26Иконография страстной седмицы
Суд над Христом
Перед Распятием
Слайд 27Иконография Страстной Седмицы
Распятие
Слайд 28Иконография Страстной Седмицы
Снятие со Креста
Положение во гроб