Основные школы и концепции культурологии презентация

Содержание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831), немецкий мыслитель.

Слайд 1Основные Школы и Концепции Культурологии
Выполнил: студент 2 курса
спец. «Культурология» с

доп.подготовкой по спец. «Роной язык и литература» заочной формы обучения
Кузнецов Антон Сергеевич
Научный руководитель:
Селененкова Елена Яковлевна

Слайд 2Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831), немецкий мыслитель.


Слайд 3Культурологические воззрения Г.В.Ф.Гегеля (1770 - 1831)
культура есть реализация мирового разума или

мирового духа
учение об абсолюте, которое понимается Гегелем как единство субъекта и объекта, природы и духа.
Абсолютное есть система саморазвивающихся идей, которые в своем постоянном развитии рождают всю действительность.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Основой всего существующего Гегель полагал Мировой дух. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познает себя как творца.


Слайд 4Марксистская концепция культуры
КАРЛ МАРКС (5.5.1818 - 14.3.1883)
ЭНГЕЛЬС (ENGELS) ФРИДРИХ (1820-95)


Слайд 5Марксистская концепция культуры
культура не сводится лишь к процессу создания материальных и

духовных благ, культура - это прежде всего процесс творения человеком самого себя
обретение человеком себя как субъекта исторической действительности происходит лишь в лоне культуры
культура есть особого рода объективная реальность, возникающая как результат общественного производства

относительно прямая зависимость идеологической надстройки от материального базиса
есть два фактора, самым прямым, непосредственным образом определяющие тип духовного производства и создаваемый здесь продукт - это тип собственности на орудия и средства производства и тип государственной власти
в процессе материального производства, создавая мир предметов, человек одновременно создает и себя, формирует и развивает свои собственные потенции и отношения.


Слайд 6Психологическая школа Зигмунда Фрейда (1856-1939)
концепция культуры, методом познания которой и стал

психоанализ
культура, в понимании психоаналитической теории, основана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавления первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет инстинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического нездоровья индивида
все культурные ценности есть результат сублимации
(Сублимация - это направление сексуальной энергии на цели культурного творчества)


Слайд 7Вебер Макс (1864-1920)
Вебер Макс (1864-1920). Немецкий социолог, историк, экономист и юрист;

основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском (1893-1896), Гейдельбергском (1896-1898, 1902-1919) и Мюнхенском (1919-1920) университетах. Начинал свою научную деятельность с изучения экономической истории в 80-х гг. ХIХ в. Диапазон исследований очень широк: вопросы истории хозяйства и социальных форм, взаимодействие религии и социально-экономической структуры общества.

Слайд 8Концепция "идеальных типов" Макса Вебера (1864-1920)
концепция "идеальных типов", в основе которой

идеальный тип власти (легальный, традиционный и харизматический)
1-й тип власти - рациональный - основан на убеждении в легитимности существующих законов и на подчинении им
2-ой - традиционный - в основе которого святость традиций и право управлять тех, кто приобрел эту власть в соответствии с традицией
3-й тип власти - харизматический, основанный на харизме определенных личностей, обладающих сверхъестественными способностями, святостью и в силу этого обладающих властью

традиционное общество - это общество, в котором поведение людей регулируется не принципом рационализации, а определяется безусловным следованием традиции, подчинением ей всех сторон жизни индивида
рациональное общество (у Вебера оно названо индустриальным) основано на рационализации всех сфер социальной жизни
"харизматическое", в котором поведение людей основано на вере в харизму вождя или лидера, когда люди слепо следуют за харизматической личностью, веря в ее святость или сверхъестественные способности


Слайд 9Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825)
Талантливый ботаник и ихтиолог-практик, ученый-энциклопедист, исследовавший многообразие естественнонаучных

и социально-экономических проблем, наконец, выдающийся культуролог и деятельный патриот России - таким предстает в нашей памяти Николай Яковлевич Данилевский. Немногие русские мыслители заняли столь почетное место в мировой культурологии, как он. Данилевский совершил концептуальный переворот в понимании развития человечества, упрочил теорию культурно-исторической самобытности России, начертал целостную программу социальной миссии России на арене мировой истории. Интеллектуальные и нравственные качества Данилевского высоко оценивали академик К.М.Бэр, Ф.М.Достоевский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, Л.Н.Толстой, Н.Н.Страхов, К.Н.Леонтьев, А.А.Фет, В.В.Розанов и многие другие известные деятели русской культуры.

Слайд 10Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского (1822-1825)
Зарождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется

определенных законам. Их пять:
1) наличие у племени или народа близкого по фонетической основе языка,
2) политическая независимость,
3) выработка каждым культурно-историческим типом только ему присущих черт, не передаваемых по наследству и не воспринимаемых "в полной мере" другими цивилизациями),
4) разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип, "когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств" *,
5) процесс развития культурно-исторических типов подобен "тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу" *. Иными словами, культурно-исторические типы развиваются от "этнографического состояния" через государственное к цивилизации.


десять типов локально культурно-исторических цивилизаций
1 египетский, 2 китайский, 3ассирийско-вавилонофиникийский или древносимитский, 4 индийский, 5 иранский, 6 еврейский, 7греческий, 8 римский, 9 новосимитский или аравийский, 10 германо-романский или европейский
единой истории человечества, однолинейного культурного развития не существует, культуры носят обособленный характер


Слайд 11ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 - 1936)




ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 - 1936) - немецкий

философ, историк и теоретик культуры, представитель "философии жизни"

Слайд 12Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936)
идея множественности достигших зрелости культур, разобщенных во

времени и пространстве, и равноценных, эквивалентных по степени раскрывающихся в них возможностей
противопоставляет циклическую схему, где даже одновременно существующие культуры не сообщаются между собой, являясь замкнутыми в себе ценностями
основополагающее значение имело в концепции Шпенглера отрицание за наукой способности объективно познавать действительность. Любые научные результаты и выводы, считает Шпенглер, опосредованы лишь духовной традицией данной культуры (то, что верно для науки одной культуры, незначимо и неверно для другой

этапы органической жизни - юность, расцвет, увядание, смерть - переносятся на жизнь культуры. Каждая культурно-историческая форма, возникнув, достигает своего цветения, затем в форме цивилизации подходит к своему концу. Таким образом, законы органической жизни Шпенглер делает основным принципом диалектики развития каждой культуры
"цивилизация" - это конец культуры, ее декаданс, вырождение, причем каждая культура, по мысли философа, заканчивается собственной цивилизацией


Слайд 13Тойнби, Арнольд Джозеф (Toynbee, Arnold Joseph) (1889-1975)
Тойнби, Арнольд Джозеф (1889-1975), английский

историк, родился в Лондоне 14 апреля 1889. Получил образование в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1919-1924 был профессором византиноведения, греческого языка, литературы и истории Лондонского университета, с 1925 до своей отставки в 1955 - научным руководителем Королевского института международных отношений и научным сотрудником Лондонского университета. В 1920-1946 - редактор "Обзора международных отношений". Во время Второй мировой войны Т. - директор научного отдела министерства иностранных дел Великобритании. В 1956 стал кавалером ордена Кавалеров почета. Умер в Йорке 22 октября 1975.

Слайд 14Концепция круговорота "локальных цивилизаций" Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975)
не считал цивилизацию упадком

культуры, ее гибелью как Шпенглер. Понятия цивилизация и культура так связаны у Тойнби, что он не делает различия между ними
цивилизация социальная целостность, характеризующиеся совокупностью религиозных, территориальных и политических характеристик
единой, общечеловеческой цивилизации не существует

цивилизации различаются прежде всего "индивидуальным художественным стилем", присущим данной цивилизации, "эстетическим критерием", т.е. результатами духовного производства
причину гибели цивилизаций Тойнби усматривает в утрате ими "жизненного порыва", который влечет цивилизацию не только к адекватному ответу, но и к принятию нового вызова, благодаря чему и осуществляется прогресс цивилизации


Слайд 15Бердяев Николай Александрович (1874-1948)
Бердяев Николай Александрович) - выпускник Владимирского Киевского

кадетского корпуса (1894). Политический и общественный деятель, религиозный философ, литератор, публицист. Окончил Владимирский Киевский кадетский корпус (1894), Киевский университет, юридический факультет (1898).
С 1894 г. примкнул к марксистским кружкам, в 1898 г. за участие в них исключён из университета. С 1904 г. - в Петербурге, руководил выпуском журналов «Новый путь» и «Вопросы жизни». С 1908 г. - в Москве. С 1909 г. участвовал в выпуске сборника «Вехи». Октябрьскую революцию не принял. Основал Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по истории философии. С 1918 г. - вице-президент Московского союза писателей. Летом 1922 г. арестован, допрошен лично Ф.Э. Дзержинским. В том же году по распоряжению В.И. Ленина в числе других «философов-идеалистов» выслан за пределы СССР. Сначала проживал в Берлине, затем в Париже. В 1925-1940 гг. - редактор журнала «Путь», участвовал в философских собраниях и конгрессах. Автор около 40 книг, в том числе «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея». Приобрёл мировую известность, доктор богословия Кембриджского университета. Умер в 1948 г. под Парижем.

Слайд 16Концепция культуры Николая Бердяева (1874-1948)
концепция культуры основывается на идее универсальности и

всемирности истории человечества. Культуры у него это не замкнутые в себе, обособленные миры, они взаимосвязаны. С точки зрения Бердяева, осознание человечеством своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианства


В его концепции культура не просто предстает как феномен, имеющий сакральный оттенок, происхождение ее прямо выводится им из культа: "Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны.
культура и цивилизация существуют одновременно. Цивилизация оценивается им с негативных позиций: "Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся … Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия".


Слайд 17ЯСПЕРС, Карл (Jaspers, Karl) (1883-1969)
ЯСПЕРС, Карл, (1883-1969), немецкий философ, представитель экзистенциализма.

Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), умер 26 февраля 1969 в Базеле. Изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. Первоначально занимался медицинской практикой. С 1920 по 1937 и с 1945 - профессор в Гейдельберге. В 1948 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария). Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Для культурологии важны взгляды Ясперса на проблемы типологии культуры, социокультурной динамики, техники как социокультурного явления, соотношения понятий культура и цивилизация. В работе "Истоки истории и ее цель" Ясперс ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры, утверждает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое задано "истоками" и "целью" человеческого существования.

Слайд 18Теория культуры Карла Ясперса (1883-1969)
идея единства человеческой истории и культуры, единого

происхождения человечества.
общие духовные основания дают возможность преодолеть разделенность мировой истории на противоположные полярные модели - Восток-Запад - и создать единую всемирную культуру

В генезисе культуры Ясперс вычленяет 4 периода:
Прометеевская эпоха", он определяет как доисторию человечества
время "великих культур древности", когда одновременно в Египте, Междуречье, Индии и позже в Китае зарождаются высокие культуры
назван Ясперсом "осевым временем" (между 800 и 200 гг. до н.э.) на этом этапе произошло становление единой истории человечества
эпоха "развития техники", характеризующаяся новыми источниками энергии, новыми технологиями


Слайд 19Фридрих Ницше /Friedrich NIETZSCHE/ (15.10.1844 - 25.8.1900)
Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900),

известный немецкий философ и филолог. Родился маленький Фридрих в милой деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года. Почти все по мужской линии были священиками. Семья у Ницше была очень религиозной, что не помешала ему в дальнейшем написать "Антихристианин" - проклятие христианству. Свое имя он получил в честь короля Пруссии. Когда в 1849 году скончался его отец он начал воспитывался в Наумбурге на Заале в доме. Позднее Ницше начал учиться в знаменитой старой школе-пансионе Пфорта, а после закончил университеты Бонна и Лейпцига.

Слайд 20Концепция культуры Фридриха Ницше (1844-1900)
аполлоническое" и "дионисические" начала присущи не только

античной культуре, они присутствуют в европейской культуре на всем протяжении ее развития, находя отражение в сознании европейца
Необходим отказ от культа слабых, униженных и взращивание сверхчеловека, главную черту которого он определяет как волю к власти. Образец такого человека философ видит в античной Греции и эпохе Ренессанса

Ницше отвергает какое бы то ни было прогрессивное развитие человечества
Предваряя Шпенглера, Ницше разделяет понятие культуры и цивилизации, рассматривая последнюю как стадию развития, следующую за культурой. Именно в 19 в. европейская культура, испытав глубочайший кризис, стала вырождаться в цивилизацию, считает философ


Слайд 21Ортега-и-Гассет Хосе (Ortega y Gasset, Jose) (1883–1955)
Ортега-и-Гассет Хосе (Ortega y Gasset,

Jose) (1883–1955), испанский писатель и философ, один из выдающихся интеллектуалов 20 в. Ортега и его современник Мигель Унамуно известны как «философы агоры», люди, которые популяризировали свои идеи с помощью газетных статей, специально созданных для этой цели журналов, в книгах и публичных лекциях.

Слайд 22Учение о культуре Хосе Ортега-и-Гасетта (1883-1955)
видел углубление кризиса западной цивилизации
культура не

должна находиться в конфронтации с жизнью. Для него истинной культурой является лишь "живая культура", сущность которой составляет спонтанность и отсутствие прагматической направленности

Причину кризиса современной ему культуры видит в "восстании масс« Восстание - это не революция, так философ называет омассовление культуры, унификацию всех сторон общественной жизни, включая духовную. Под "массой" же он понимает " среднего заурядного человека"
Только "живая культура", будучи частью индивидуального бытия человека способна спасти гибнущую "фаустовскую" цивилизацию, сдержать агрессивную экспансию массовой культуры


Слайд 23АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР (1875-1965)
Альберт Швейцер, немецко-французский мыслитель, философ, гуманист, теолог, музыковед,

врач, естествоиспытатель, лауреат Нобелевской премии - не создал стройную концепцию культуры, однако среди множества имен, без которых просто невозможно представить себе развитие современной культурологической мысли, его имя занимает почетное место. Швейцер был не только одним из ярчайших интеллектуалов сер.20в, но и величайшим гуманистом, отдавшим всю свою жизнь служению человечеству.

Слайд 24Учение Альберта Швейцера (1875-1965) о культуре
в современной западной культуре, как культуре,

в которой исчезли этические нормы, а гуманизм заменен принципом технической целесообразности и материальной эффективности

спасти современную культуру должно этическое обновление человечества, осознание им идеи, что не технический прогресс, а моральный должен стать целью культурного развития
в своем поведении человек обязан руководствоваться принципом - частные интересы должны учитывать общие, "соразмеряться" с ними


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика