Слайд 1Актуальность
«О Церкви сегодня пишется, пожалуй, больше, чем по всем другим богословским
вопросам.
Большинство этих работ имеют практическую ориентацию.
Обсуждаются вопросы о Церкви в условиях быстрых социальных изменений, о Церкви в секулярном обществе, о Церкви и воссоединении, о Церкви и миссии.
Но какими бы ценными ни были эти разработки в различных областях, они должны исходить из богословского понимания Церкви и соотноситься с ним».
Слайд 2Актуальность
Современное состояние экклезиологии находится в «до-богословской» стадии.
Не существует достаточно разработанного
учения о Церкви даже у Отцов Церкви.
Учение о Церкви представляет собой опытное знание, а не теоретическое.
Павел Флоренский «…нет понятия церковности, но есть сама она, и для всякого живого члена Церкви жизнь церковная есть самое определенное и осязательное, что знает он…».
Слайд 3Актуальность
Трудность в понимании природы Церкви состоит в таинственном взаимодействии воли Божественой
и воли человека.
Многие пытаются найти решение проблемы единства Церкви через прояснение природы Церкви.
Многие разочаровались в Церкви из-за отсутствия видимых признаков значительного успеха миссии Церкви в мире (благовестие, установление справедливости и порядка в обществе).
Необходим тщательный анализ Церкви, чтобы найти причину ее слабости.
Слайд 4Актуальность
В Писании рассматривается природа и назначение Церкви, ее тайна и откровение.
Овладение богословским пониманием вопроса о Церкви необходимо для формирования сбалансированного представлении о применении богословия в каждодневной жизни.
Церковь - это творение и замысел Бога. Она стала Его способом обеспечения духовной пищей верующих и собранием христиан, посредством которых провозглашается Евангелие.
Слайд 5
Церковь: определение
«Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18)
Слайд 7
Церковь: определение
Важность точного определения
Слайд 8
Церковь: определение
Важность точного определения
Слайд 9Определение Церкви
Мы часто основываем наше понимание Церкви не на том, что
Библия открывает о ней, а на том, как мы уже привыкли думать о ней.
- Когда мы ответим на вопрос, «чем является Церковь», мы готовы разбираться в том, чем Церковь должна заниматься, каков должен быть в ней порядок и к чему она должна стремиться.
- Мы можем правильно оценивать нашу нынешнюю церковную практику с позиции того, насколько она нужна и полезна, только в свете библейского откровения о значении и предназначении Церкви.
Слайд 10
Церковь: определение
Важность точного определения
Слайд 11
Церковь: определение
Успех Церкви
Слайд 12
Церковь: определение
Успех личного служения
«Строит ли кто на этом основании из
золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, -- каждого дела обнаружится, ибо день покажет... каково оно есть».
1Кор. 12:12-13
Слайд 13Определение Церкви
Свидетельство Ветхого Завета
Божий план от начала состоит в том, чтобы
иметь для Себя особый народ.
Особые черты Божьего народа Ветхого Завета
Для образования Божьего народа инициативу проявил не Израиль, но Бог. Израиль был Его «избранным народом».
Божий замысел состоял в том, чтобы сформировать Свой народ не на основании уже существующего народа, привыкшего к определенным ценностям и практикам и воспитанного с извращенным мировоззрением, а на основании одного верного человека (Иак. 2:23)
Слайд 14Определение Церкви
Отличительной чертой Божьего народа и причиной его особого избрания Богом
является святость, т.е. отделенность для Бога, чтобы поклоняться и служить только Ему и поступать согласно Его заповедям.
Бог инициировал Свои заветные отношения с Израилем демонстративным проявлением Своего присутствия на Синае (Исх. 19 гл.)
При строении и скинии (Исх. 40:34-35), и храма (3 Цар. 8:10-11) Бог проявил Свое славное присутствие.
Слайд 15Определение Церкви
На протяжении всей истории Израиля Иерусалимский храм служил видимым символом
Божьего реального и постоянного пребывания среди Его народа (3 Цар. 9:3)
Израильские праздники
Поклонение Израиля состояло не только в доктринальной приверженности монотеизму и соблюдении закона, но и в ритуалах и обрядах. Израильский народ постоянно вспоминался о Божьей благодати к нему через совершение праздников и ритуалов.
Слайд 16Определение Церкви
Бог от начала желал иметь народ, принадлежащий исключительно Ему.
Он
создал новый народ от Авраама с целью того, чтобы он (народ) был святым, отличающимся от окружающих народов, вовлеченных в грех.
Включение в Божий народ повлекло за собой включение в заветные отношения с Ним и было подтверждено (у мужчин) обрядом обрезания.
Бог благословлял Израиль Своим присутствием, давая ему видимый знак Своего пребывания среди них в виде скинии и храма.
Слайд 17Определение Церкви
Главным определяющим фактором Божьего ветхозаветного народа являлась верность завету с
Богом.
Человек, то ли иудей, то ли обращенный язычник, который верно сохранял свой завет с Богом, мог считать себя участником Божьего народа независимо от того, находился ли он в Ханаане при храме или нет.
Слайд 18Определение Церкви
Межзаветный период
После изгнания иудеев в Вавилон, а так же из-за
потери храмовой системы возникла в Израиле другая форма поклонения – поклонение в синагоге.
Цель установления синагоги была не в том, чтобы заменить храмовые ритуалы, а дополнять их, что видно после построения второго храма, когда вместе сосуществовали обе системы.
Слайд 19Определение Церкви
Новый Завет
«Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18).
Слово ἐκκλησία (экллэйсия)
«звать из чего-либо
У греков употреблялось для описания собрания граждан греческого города для голосования.(Деян.19:32)
Иисус:«ВЫ не от мира» (Ин. 17:16
Петр: «Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2:9)
Слайд 20Определение Церкви
Слово ἐκκλησία состоит из двух частей: предлога ἐκ (эк), который
означает «из», и глагола καλέω (калэо), т.е. «звать».
Значение данного слова исходя из этимологического происхождения – «звать из чего-либо».
Это слово было употреблено у греков для описания собрания граждан греческого города для голосования
Пример такого употребления слова ἐκκλησία находится в Деян.19:32, 39-40, где собрались граждане города Ефеса
Слайд 21Определение Церкви
В еврейском тексте Ветхого Завета имеются два главных еврейских слова
«собрание»: עָדַה (ада) и קָהַל (кахал).
Слово עָדַה обычно употреблялось по отношению к израильскому народу, особенно когда он находился в пустыне.
А קָהַל иногда употреблялось по отношению к израильскому народу, а иногда просто указывало на любое собрание людей.
Слайд 22Определение Церкви
В Септуагинте слово עָדַה переводится греческим словом συναγωγή (сунагогэй)
или, по-русски, «синагога».
Когда קָהַל относилось к израильскому народу, переводчики Септуагинты обычно выбирали слово συναγωγή.
Когда же קָהַל относилось к собранию в общем, они обычно выбирали слово ἐκκλησία
Слайд 23Определение Церкви
Церковь по своей сути и составу отличается от Израиля.
Она
– не просто продолжение или обновление израильского народа, но совершенно новое общество, в которое входят как верующие евреи, так и верующие язычники.
Церковь является новым этапом в Божьем плане, основанном на новом завете с лучшими обетованиями (Евр. 8:6)
Слайд 24Определение Церкви
Церковь способна к высшим достижениям по сравнению с тем, что
было возможно Божьему народу в Ветхом Завете.
Она является многонациональным и многокультурным явлением.
«Придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29).
в Церкви: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
Слайд 25Определение Церкви
Новый Завет смотрит на Божий ветхозаветный народ как на прообраз
того, что исполняется сейчас в Церкви.
Она названа: «Израилем» (Гал. 6:16)
Божьим избранным (1 Пет. 2:9)
истинным обрезанием (Фил. 3:3)
семенем Авраама (Рим. 4:16),
Божьим стадом (1 Пет. 5:2),
священниками (Откр. 1:6).
Слайд 26Определение Церкви
Слово ἐκκλησία употреблялось в двух смыслах и встречалось в двух
контекстах:
в связи со всеми верующими, т.е. Вселенской Церковью (Еф. 1:22; 5:23; Кол. 1:24)
в связи с поместной группой верующих (Деян. 18:22; 1 Кор. 14:28; 3 Ин. 9).
Основным выражением Вселенской Церкви является поместная церковь.
Бог дал поместной церкви уникальное положение, чтобы она представляла Вселенскую Церковь и выражала ее характер в конкретной местности.
Слайд 27Определение Церкви
Слово «церковь» относится ко всем людям, возрожденным Духом Святым.
«Ибо все
мы одним Духом крестились в одно тело... все напоены одним Духом». 1 Кор. 12:13
Это значит, что при возрождении человек, образно говоря, «крестится» в тело Христа, т.е. вступает в Церковь.
Вселенская Церковь состоит из всех верующих в Иисуса людей по всему миру и во все времена.
Слайд 28Определение Церкви
О Вселенской Церкви
лютеранский богослов Франсис Пайпер «Христианская Церковь состоит
из всех тех и только тех, в которых Дух Святой породил веру в то, что через заместительную жертву Христа их грехи прощены».
Пресвитерианин Р. С. Спроул пишет: «Термин “Церковь” указывает на всех людей, которые принадлежат Господу, которые искуплены кровью Христа».
Тиссен пишет: «Во вселенском смысле Церковь состоит из всех тех, кто в нынешнем веке родился от Духа Божьего и тем же Духом крестился в Тело Христово».
Слайд 29Определение Церкви
Церковь невидима
Только Бог знает, кто входит в число истинно возрожденных
людей,
Только Он точно знает состав Своей Церкви.
«Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"» (2 Тим. 2:19)
«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10:14).
Слайд 30Определение Церкви
Церковь видима
Поместная церковь – это община возрожденных людей, находящихся в
одной местности.
Она может уподобляться Вселенской Церкви и выражать ее лишь в несовершенной форме ,т.к. там не все искренне верующие.
Цель поместной церкви в том, чтобы стать локальным выражением Вселенской Церкви.
Слайд 31Определение Церкви
Главный признак Церкви связан с метафорой Тела Христа.
Истинная церковь,
будучи Его Телом, проявляет жизнь Иисуса Христа и совершает Его служение.
Но степень «проявления Христа», конечно, будет зависеть от духовной зрелости каждого собрания.
Слайд 32Определение Церкви
Критерии проверки Христовой Церкви
Способствует ли церковная практика выражению жизни Иисуса.
Мы
оцениваем успех и эффективность церкви тем, насколько она проявляет жизнь и служение Христа.
Слайд 33ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Церковь создает Триединый Бог на Земле.
Церковь –
это место встречи Бога с людьми.
Церковь – это одновременно Тело Христа и полнота Духа Святого.
В экклезиологии необходимо отличать христологический и пневматологический аспекты природы Церкви
Слайд 34ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Христологический
Верующий человек по своей природе является частью или
одним из членов Тела Христова
Через таинства Крещения и Причастия человек присоединяется к Божественной природе в Ипостаси Сына
Наша природа соединена со Христом в Церкви, которая есть Тело Его.
Церковь – это единая природа в Ипостаси Христа
Слайд 35ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Наша природа соединяется со Христом в Церкви и
это единство осуществляется через таинства, молитву, чтение слова и общение со святыми в разных формах (Деян.2:42)
Христианская жизнь – это жизнь во Христе, которая ведет от множественности, искажения и раздробленности человеческой природы к единству чистой человеческой природы в которой проявляется новая множественость личностей, соединенных с Богом в Духе Святом.
Слайд 36ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Пневматологический
Полнота Духа Святого относится не к природе человека,
а к его личности. Святой Дух, изливающийся на Главу Тела, изливается также на каждого члена этого Тела
Эти личности, принимая Духа Святого, продвигаются по пути духовного преображения и стоят рядом с Ипостасью Главы Тела.
Слайд 37ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Пневматологический
Личности могут достигать своего совершенства только в единстве
природы.
Воплощение дает это единство природы, а Пятидесятница утверждает личностную множественность в единстве природы.
Наша природа искуплена Христом через принятие верой Христа, и она вводится Им в единство со Своей человеческой природой в Ипостаси Христа, а множество человеческих личностей соединяются с Богом Духом Святым
Слайд 38ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Вывод
Если Христос возглавляет и соединяет человечество в единстве
Своего Тела, то Святой Дух имеет отношение к личностям и способствует их духовному развитию в харизматической полноте даров уникальным образом, соответствующим для каждой личности.
Слайд 39ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Церковь – это наша природа, содержащаяся в Его
Ипостаси, это богочеловеческий организм.
Однако наши личности не автоматически включаются в единство с Богом. Это невозможно: свободная воля человека не может быть упразднена.
Благодать, действующая во Христе, не уничтожает свободы и не вводит человека в духовный детерменизм
Слайд 40ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Таким образом, Церковь имеет и органический характер и
личностный. Органический характер Церкви указывает нам на некую необходимость, а личностный – на свободу.
С одной стороны соединенная со Христом Церковь представляет собой богочеловеческую природу с двумя природами и двумя волями. Это соединение тварного и Божественного.
С другой стороны, Церковь – это ипостасная множественность своей природы. Но человеческие ипостаси могут достичь двуприродного состояния только посредством свободного волеизъявления в исполнении Духом Святым.
Слайд 41ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Божественная Ипостась снизошла к нам и соединила в
Себе природу тварную и нетварную. Это сделано для того, чтобы дать возможность человеческим ипостасям подниматься к Богу и соединить в себе Духом Святым нетварную благодать и свою тварную природу.
Итак, соединение, которое мы имеем в Личности Христа, должно совершиться посредстовм Духа Святого и нашей свободной воли.
Слайд 42ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Два аспекта совершающегося спасения в Церкви:
аспект завершенности
и аспект становления. Все, кто принадлежит Церкви имеют спасение в двух смыслах: с одной стороны спасен, свят, праведен в абсолютном смысле, а с другой стороны – мы спасаемся, освящаемся, оправдываемся, т.е. идет речь о процессе взаимодействия человеческой ипостаси с Духом Святым.
Слайд 43Начало Церкви
Иисус сказал: «Я создам церковь Мою».
Употребление будущего времени указывает
на то, что Церковь не существовала до прихода на землю Иисуса.
Церковь началась после воскресения Иисуса, когда Он явился Своим ученикам и дал им Духа Святого (Ин. 20:22).
Слайд 44Присоединение к Церкви
Как стать членом Вселенской и поместной церкви?
Если Церковь –
это возрожденные люди, проявляющие вместе жизнь Иисуса Христа и совершающие вместе Его служение,
то единственное условие для принятия во Вселенскую Церковь – это подлинное переживание духовного возрождения.
1 Кор. 12:13: «Все мы одним Духом крестились в одно тело... все напоены одним Духом». Каждый, кто истинно возрожден, принадлежит к Телу Христа.
Слайд 45Присоединение к Церкви
Членство в поместной Церкви
Цель установления требований для принятия в
членство поместной церкви удостовериться, является ли претендующий на членство истинно возрожденным человеком.
Если он таков, то поместная церковь не имеет права отказывать в членстве тому, кого Бог уже принял в Свою Вселенскую Церковь в силу его опыта возрождения.
Слайд 46Члены Церкви
Церковь – это Божьи избранные люди (2 Тим. 2:10). У
Бога есть особый план для Церкви и ее членов.
Церковь – это святые (Кол. 1:2). Термин «святой» относится ко всем верующим во Христа. Христос освятил Свою Церковь Своей смертью и освящает ее Своим Духом.
Церковь – это Божий народ (1 Пет. 2:9-10), что указывает на ее принадлежность Богу
Слайд 47Члены Церкви
Это означает, что Церковь будет совершать определенный Богом труд.
Как в
Ветхом Завете Господь создал Израиль, чтобы он стал Его народом, так и в Новом Завете Церковь является творением Господа (1 Пет. 2:9-10, Втор.10:15;Ос.1:10).
От самого начала Церкви и на протяжении всей истории, судьба ее зависела от ее Создателя. Церковь - это призванные Богом люди, объединенные во Христе, в которых обитает Дух Святой.
Слайд 48Члены Церкви
Более 100 раз в Новом Завете Божий народ называется святым
- это подчеркивает тот факт, что Церковь является Божьим творением и согласно Его намерениям, верующие приобретают статус святых через совершенство умершего за них Христа (1Кор. 1:2).
Слайд 49Члены Церкви
Церковь состоит из верующих (1 Фес. 1:7). Вера – это
Божье требование для получения возрождения и вхождения во Вселенскую Церковь.
Церковь – это братья (Гал. 1:2). Между членами Церкви есть семейные узы во Христе.
Они – «друзья» (3 Ин. 15).
Церковь – это собрание учеников (Деян. 11:26). Церковь всегда на пути к познанию Бога. Она постоянно учится Божьим путям через Его Слово.
Слайд 50Члены Церкви
Церковь – это христиане (Деян. 11:26). Они несут имя Христа
в этом мире как Его представители.
Слайд 51Члены Церкви
Ученичество в библейские времена означало больше, чем простое восприятие и
запоминание информации, которую преподносил учитель
человек стремился превзойти уровень преподавателя включая не только знания, но и характер, образ жизни и поведени
«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин.8:31).
Слайд 52Члены Церкви
Д. Бонхеффер отметил, что истинное ученичество Христа предполагает умереть для
самого себя и все отдать Христу.
Такое ученичество возможно только благодаря «ценой благодати» Христа и дает человеку единственную и истинную жизнь.
Слайд 53Образы Церкви
Церковь – это Божье стадо (1 Пет. 5:2). Она зависит
от Бога в обеспечении, защите и во всем остальном.
Церковь – это Божий святой храм (1 Кор. 3:9; 2 Кор. 6:16; Еф. 2:21-22), место обитания Божьего Духа (1 Кор. 3:16; Откр. 2:1).
Она стоит на основании Христа (1 Кор. 3:11; 1 Пет. 2:4-6; Еф. 2:20; Деян. 4:11). Все верующие являются священниками, приносящими жертвы добра и хвалы Богу (1 Пет. 2:5).
Слайд 54Образы Церкви
Первичным основанием Церкви является Личность Сына Божия Иисуса Христа: «Никто
не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11).
Однако в другом месте (Еф.2:20) Павел утверждает, что Церковь Была создана «на основании Апостолов и пророков».
ПОЧЕМУ?
Слайд 55Образы Церкви
Другой важной составляющей этого здания является краеугольный камень
«краеугольный камень, на
котором все здание, слагаясь стройно возрастает в святой храм в Господе» (Еф. 2:20-21; 1Пет. 2:6-7).
Обычно он был больше других и сего помощью осуществлялся контроль за правильностью формы остальной части здания, обеспечивалась симметрия и гармония всего здания.
В процессе строительства здания этот камень указывал направление возводимых наружных стен по горизонтали и вертикали во всех трех измерениях: высоте, длине и ширине.
Слайд 56Образы Церкви
Другие камни требовались для того, чтобы завершить постройку.
Апостол Петр
описывает верующих именно в этой роли, говоря о них как о живых камнях, которые устрояют из себя дом духовный, священство святое (1Пет.2:5).
Слайд 57Образы Церкви
Сравнение с Храмом Духа Святого, еще более подчеркивает, что в
Церкви обитает Дух Святой (1Кор. 3:16-17).
Это присутствие определяет сверхъестественную природу Церкви.
Дух Божий не только передает Церкви силу для служения (Деян. 1:18), но обитая в ней, Он передает ей Свою жизнь.
Слайд 58Образы Церкви
Церковь – невеста Христа (Откр. 21:2; 2 Кор. 11:2; Еф.
5:30-32). Она наслаждается близкими духовными взаимоотношениями с Иисусом и является особым объектом Его любви.
Слайд 59Образы Церкви
Христос является Главой Церкви таким же образом, как и муж
- глава жене, а они вместе составляют одну плоть.
Сответственно, муж есть глава этой одной плоти. В этом таинственном союзе единая природа или плоть получает ипостась Жениха. При этом Невеста остается отдельной личностью, покорной Жениху.
Слайд 60Образы Церкви
Дух вступает в отношения с личностями человеческими и сообщает им
божественную благодать, т.е. Самого Себя. Он становится началом преображения человеческих личностей, сообщает ей высшее совершенство
Церковь представляет собой множество человеческих ипостасей. Поэтому Отцы Церкви, коментируя Песнь Песней и др. книги Ветхого Завета, в Невесте видели одновременно и Церковь и каждую личность, соединяющуюся с Богом в Теле Христовом
Слайд 61Образы Церкви
Церковь – это столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15).
Христос поручил Церкви учить Его Слову и хранить Его истину.
Церковь – это Божья нива (1 Кор. 3:9). Бог взращивает в Церкви духовный плод
Слайд 62Образы Церкви
Церковь, как тело Христово
Кол. 1:24 Еф. 1:22-23
Бог хочет
чтобы Церковь, которая наполняется полнотой Христа, стала выражением Его жизни.
Церковь как Тело Христово является растущим организмом
Участие всех его членов, делящихся теми дарами, которыми Дух наделяет Церковь, приводит к «приращению (Церкви) для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16).
Как тело, каждый член имеет определенную функцию и все члены необходимы для полногоценногодействия Церкви (1 Кор.12:12-27).
Слайд 63Образы Церкви
Два представления ап.Павла о Церкви как о Теле:
Согласно 1 Кор.
12 члены Церкви составляют все Тело (см. 1 Кор. 12:15-17). Подчеркивается взаимодействие членов между собой и их взаимозависимость друг от друга.
А в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам в роле главы Церкви выступает Христос (Кол. 2:19; Еф. 1:22-23; 4:15-16; 5:23).
Там ударение делается на властное положение Христа по отношению к верующим и на Его обеспечение их всем необходимым. В качестве главы Тела Иисус так тесно отождествляется с Церковью, что преследовать Церковь – это преследовать Христа (Деян. 9:3-5).
Слайд 64Определение Церкви
Церковь состоит из возрожденных людей, проявляющих вместе жизнь Иисуса Христа
и совершающих вместе Его служение.
Это определение относится и к Вселенской Церкви, и к поместным церквям, которые стараются отображать жизнь Иисуса в конкретном историческом моменте.