Слайд 1Обзор начальной истории монашества и зарождения монашеской письменности
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Монашество – отнюдь не исключительно христианская идея: ее существование можно проследить
                                                            
                                    вплоть до ее библейских корней
В поздний библейский период в Палестине происходил необыкновенный расцвет иудейских монашеских групп
К одной из таких групп, по-видимому, принадлежал и святой Иоанн-Креститель. Существует предположение, что он был связан с ессеями – той самой сектой, которой принадлежат кумранские свитки, найденные в пещерах у Мертвого моря 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Связь Иоанна Крестителя с Кумранскими общинами можно оспаривать, однако монашеский характер
                                                            
                                    всего его обличья – физического и духовного – сомнению не подлежит
Он жил в пустыне в посте и безбрачии, его призыв к покаянию и провозглашение близости Царствия Божия представляют собой типично монашескую тему эсхатологического ожидания, которую мы впоследствии находим и в учении Иисуса Христа
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Интересно, что с приходом христианства монашество как таковое не было сразу
                                                            
                                    же принято в лоно христианской Церкви: как массовое движение оно появилось только в IV веке, с началом Константиновского периода
Многие в самих городах проводят жизнь замкнутую и отрешенную, — таков идеал «гностика» у Климента Александрийского
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Но все это были только отдельные и единичные случаи. «Инок не
                                                            
                                    знал еще великой пустыни», говорит святой Афанасий
Основной чертой монашеского движения был его фундаментально библейский характер
Проявлялось это прежде всего в том, что монахи удалялись жить в пустыню.
Пустыня – это место, где нет воды. На Ближнем Востоке, где зародилось монашество, наличие или отсутствие воды было вопросом жизни и смерти
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Поэтому пустыня осознавалась как место, где нет Бога, где царствует смерть
                                                            
                                    и диавол (ср. искушения Христа в пустыне, а также Иер. 2:6; Лк. 8:29; Мф. 12:43 и т. д.)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Жизнь первых пустынников
 На карте Северного Египта вы видите, что Нил, впадая
                                                            
                                    в Средиземное море, образует дельту. Здесь расположен Фаюмский оазис. Преподобный Антоний родился недалеко от этого места, в селении Комы
Ближе к реке Нил была так называемая «внешняя гора», где появилась колония отшельников, живших близ преподобного (со временем он стал часто их посещать). И так называемая «внутренняя гора» – у Красного моря, где сейчас располагается знаменитый монастырь святого Антония Великого,  место его последних лет подвижнической жизни
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Места, которые связаны с Нитрийской пустынью, с Келлиями и Скитом,  располагаются
                                                            
                                    вблизи от дельты Нила, недалеко от Александрии. В 40 километрах от Александрии находится Нитрия, примерно в 18 км – Келлии, и на расстоянии ночного перехода  (днем, как правило, не путешествовали: в пустыне легко заблудиться, поэтому путешествовали ночью по звездам, к тому же днем было жарко) находились и хижины тех, кого называли скитянами. Они жили в месте под названием Скит
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Итак, первоначально Нитрия, Келлии и Скит – это были географические обозначения
                                                            
                                    той или иной местности
А уже потом от местности под названием Скит получил свое название и образ жизни – скитской. Отсюда и последующие, например,  в русской традиции, небольшие общежительные, отшельнические поселения, стали называться скитами, поскольку они стремились подражать подвижникам, которые жили в древнем Скиту
Итак, как я уже говорил, Антоний Великий не был подвижником в собственном смысле слова, но был неким символом монашеской жизни. И как писал блаженный Иероним, «Антоний был не столько первым из пустынножителей, сколько человеком, возбудившим общее стремление к этому образу жизни». Его имя стало со временем нарицательным, о нем знали по всему Египту и далеко за пределами. Поэтому то Житие, которое писал святитель Афанасий, быстро распространилось по всему свету