На предприятиях общественного питания применяют два метода организации труда официантов – индивидуальный и бригадный (звеньевой).
Индивидуальный метод. За каждым официантом закрепляется определенный участок зала с 3-4 столами (12-16 мест).
Все операции, связанные с обслуживанием этих столов, выполняет один официант.
Недостатки метода:
– официант, работая индивидуально, вынужден постоянно покидать зал, чтобы выполнить свою работу, связанную с оформлением заказа. В результате у посетителя складывается впечатление, что официант занят каким-то «своим» делом, а к их запросам невнимателен и равнодушен;
– потребители находятся в неравных условиях, так как уровень квалификации официантов различен;
– в процессе обслуживания гости могут сделать дополнительный заказ или им требуется консультация, а иногда в силу складывающихся обстоятельств гости просят быстрее рассчитать их. Для выполнения всех этих операций официант должен постоянно находиться в зале.
Бригадный (звеньевой) метод
Этот метод считается более совершенным, поскольку значительно ускоряет процесс обслуживания.
Бригада состоит из 3-4 официантов, которые обслуживают 8-10 столов (36-40 мест). В бригаду входит бригадир (официант 5 разряда), один – два официанта 4 разряда, один официант 3 разряда.
За каждым членом звена закрепляются определенные операции, соответствующие его квалификации.
Бригадир получает заказ, обслуживает посетителей, производит расчет.
Официанты 4 разряда помогают обслуживать посетителей (подавать блюда), получают их на раздаче.
Официант 3 разряда занимается сервировкой стола, подготовкой посуды, приборов, транспортировкой блюд в зал, уборкой со стола.
Зал делится на участки с равным количеством мест, звенья периодически меняются по участкам.
Преимущества данного метода:
– в 2-2,5 раза уменьшается время обслуживания посетителей;
– снижается количество разнохарактерных операций, производимых официантами, повышается их производительность труда;
– существует возможность использования ступенчатого графика выхода на работу;
– повышается культура обслуживания в целом.
Обслуживание официантами имеет несколько форм:
– повседневное обслуживание;
– обслуживание банкетов;
– специальные формы обслуживания.
Повседневное обслуживание – проводимое изо дня в день («повседневный» - непрекращающийся).
Банкетное обслуживание – обслуживание какого-либо торжества.
К специальным формам обслуживания относятся:
– обслуживание проживающих в гостиницах;
– обслуживание участников съездов, конференций, фестивалей, форумов;
– обслуживание в праздничные дни;
– обслуживание в местах массового отдыха;
– обслуживание пассажиров железнодорожного, водного, авиа- и автотранспорта;
– ускоренные формы обслуживания: «шведский стол», «репинский стол», «детский стол», «экспресс-стол».
Режим работы официантов устанавливается с учетом производственно- торговой деятельности предприятия общественного питания.
В зависимости от условий работы предприятия применяют двухбригадный, ступенчатый, линейный график, а также график суммированного учета рабочего времени.
При двухбригадном графике штат официантов делят на две бригады, равные по количеству и квалификации работников.
Каждая бригада работает через день по 11,5 часов при условии предоставления отдыха на следующий день. Такая продолжительность рабочего дня приводит к утомляемости официантов, что ведет к ухудшению качества обслуживания.
Положительной стороной этого вида графика является постоянный состав работников бригады.
Ступенчатый (ленточный) график – официанты выходят на работу в разное время с таким расчетом, чтобы в часы наибольшей загрузки предприятия модно было сосредоточить в зале максимальное количество работников, этот график удобен в случае обслуживания большого количества посетителей (участников различных конференций, совещаний и т. д.), а также с учетом часов «пик».
Линейный график – весь персонал предприятия начинает и заканчивает работу одновременно.
Этот график применяют на предприятиях, работающих в одну смену.
В ресторанах на речных и морских судах, в вагонах-ресторанах применяют график суммированного рабочего времени.
Количество отработанных официантом за месяц часов не должно превышать установленной нормы. В случае переработки времени официантам предоставляются дни отгула.
При суммированном учете рабочего времени обычных выходных дней не предусматривают, дни отдыха устанавливают по графику работы.
График работы составляют на месяц и доводят до сведения работников, как правило, за две недели до введения его в действие, а в последующем (при сохранении прежнего режима работы предприятия) – за три дня до начала месяца.
В графике дня каждого работника обязательно указывается время начала и окончания работы, а также время перерыва.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть