Слайд 1Методика преподавания ОРКСЭ
Баклавриат ПДНВ
Слайд 2Концепция и структура комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской
этики»
Слайд 321июля 2009 г. – совещание Президента РФ Д.А. Медведева с лидерами
централизованных религиозных организаций России
Слайд 4Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
включает в себя модули:
Основы
православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Слайд 5Из речи президента:
«Ученики и их родители должны будут
самостоятельно выбрать предмет
обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело.
Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным».
Слайд 6Цели курса ОРК и СЭ
Духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование поликультурной компетентности
(знание и
принятие человеком культурного и религиозного многообразия мира, доброжелательное отношение к носителям той или иной культуры)
Слайд 7Основные задачи курса
формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры;
развитие способностей общения в поликультурной среде
Слайд 8ОСОБЕННОСТИ КУРСА
В содержании курса представлены четыре отечественные религиозные традиции
и сущностно связанная с ними этика.
Курс создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе.
Слайд 9ОСОБЕННОСТИ КУРСА
Российскую историю, литературу, искусство легче понять и принять, зная их
религиозно–культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки.
Слайд 10Освоение учебного содержания каждого из модулей поможет обеспечить
понимание значения духовности, нравственности,
морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
Слайд 11Освоение учебного содержания каждого из модулей поможет обеспечить
формирование первоначальных представлений об
исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
Слайд 12Освоение учебного содержания каждого из модулей поможет обеспечить
знание, понимание и принятие
личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
укрепление средствами образования духовной преемственности поколений
Слайд 13Планируемые результаты
(на основе образовательных стандартов второго поколения)
Приобретение школьниками социальных знаний (1уровень)
Получение
опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2 уровень)
Получение школьниками опыта самостоятельного общественного (социального) действия (3 уровень)
Слайд 14Необходимые условия для реализации ОРК и СЭ
организация работы со средствами духовно-нравственного
воспитания в урочной и внеурочной деятельности;
практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию;
активное участие семьи
Слайд 15Культурологический принцип
Курс является культурологическим и направлен на развитие
у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Слайд 16 Основы
культурологического подхода:
Курс направлен на формирование культурологической компетентности учащихся;
отсутствие позиции катехизации
(индоктринации);
отсутствие доминирующих позиций какой-либо религиозно–культурной традиции перед другими;
воспитательный характер;
минимизация конфликтных факторов.
Слайд 17Методические основы
Диалогическое взаимодействие
Актуализация изучаемого материала
Опора на самостоятельность мышления учащихся
Развитие творчества, навыков
учебно-исследовательской, проектной деятельности.
Слайд 18
Содержание каждого из модулей учебного курса организуется вокруг
трех базовых национальных ценностей: Отечество,
семья,
религия, религиозно–культурные традиции
и представляется основными тематическими блоками:
Слайд 19Методические основы
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества. Россия - наша Родина.
Блок 2. – содержание выбранного модуля.
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфес–сионального народа России.
Слайд 20Методические основы
Блоки 1 и 3 – для совместного изучения всеми учащимися
класса
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный.
Слайд 21Методические основы
Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе
изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
На презентацию проектов приглашаются родители.
Слайд 22Методические основы
В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный
материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
Слайд 23Методические основы
В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться
с основным содержанием всех модулей.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.
Слайд 24Методические основы
Выступление учащихся со своими творческими работами, например:
«Мое отношение к России»,
«С чего начинается Родина…»,
«Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,
Слайд 25Методические основы
«Что такое этика?»,
«Значение религии в жизни человека
и общества»,
«Памятники религиозной культуры в моем городе, районе»,
«Народное творчество, стихи, песни, кухня народов России» и т.д.
Слайд 26ПРИМЕР тематического планирования курса «Основы светской этики»
Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества
Россия - наша Родина.
II.Основы светской этики – 28 ч.
Что такое светская этика?
Мораль и культура
Особенности морали
Добро и зло
Добродетели и пороки
Слайд 27
ПРИМЕР тематического планирования курса «Основы светской этики»
Свобода и моральный выбор человека
Свобода
и ответственность
Моральный долг
Справедливость
Альтруизм и эгоизм
Дружба
Что значит быть моральным?
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
Слайд 28ПРИМЕР тематического планирования курса «Основы светской этики»
Нравственный поступок
Золотое правило нравственности
Стыд, вина
и извинение
Честь и достоинство
Совесть
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
Джентльмен и леди
Этикет
Слайд 29ПРИМЕР тематического планирования курса «Основы светской этики»
III. Духовные традиции многонационального народа
России – 5 ч.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Подготовка творческих проектов.
Выступление учащихся с творческими работами
Всего: 34 ч.
Слайд 30
Содержание курса
«Основы православной культуры»
I. Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества1
Россия - наша Родина.1
II. Введение в православную духовную традицию.
Культура и религия. Особенности восточного христианства.
Во что верят православные христиане. Священное Писание и Священное Предание. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура.
Слайд 31Содержание курса
«Основы православной культуры»
Христианское учение о спасении. Добро и зло
в православной традиции. Христианская этика. Заповеди. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Слайд 32Содержание курса
«Основы православной культуры»
Православие в России.
Православный храм
и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Православный календарь. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Слайд 33III. Духовные традиции многонационального народа России.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Подготовка и представление творческих проектов.
Всего: 34 урока.
Слайд 34Вводные уроки
Урок 1. Россия – наша Родина.
Формирование российской гражданской идентичности в
условиях:
девальвации ценности идентичности
неопределенности общества в области ценностного и гражданского самоопределения
отсутствия у школы чёткого социального заказа на формирование определенной идеологии
Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия
Слайд 35Цели модуля
Приобщение учащихся к культурному наследию православия
Знакомство учащихся с духовно-нравственными ценностями
православия
Развитие у учащихся навыков нравственного и ответственного поведения
Слайд 36Содержание модуля
Не книжное, а жизненное знание
Соотнесённое с другими модулями курса
Соотнесённое с
другими учебными дисциплинами
Слайд 38Издательство Просвещение Содержание модуля
Не книжное, а жизненное знание
знакомые образы искусства
знакомые жизненные
ситуации
знакомые слова и выражения
Слайд 39Содержание модуля
Не книжное, а жизненное знание
Соотнесённое с другими модулями курса
священные здания
и тексты
праздники и обычаи
нравственные ценности и нормы
Слайд 40Содержание модуля
Не книжное, а жизненное
Соотнесённое с другими модулями курса
Соотнесённое с другими
учебными дисциплинами
литературное чтение
окружающий мир, краеведение
история (пропедевтически)
география (пропедевтически)
Слайд 41Особенности педагогической
ситуации
Неподготовленность педагогов
не вина, а беда
прерванная традиция
отсутствие преемственности
недостаток материалов
и методик
предрассудки и предубеждения
Сложность социокультурной среды
нравственный вакуум
пассивность семьи
обострённость межрелигиозных отношений
Слайд 42Особенности педагогической
ситуации
следует искать не оправдания, а помощи
дореволюционные источники
иностранные источники
новые источники
благодатная
среда для творчества
особая ответственность
«семейные» домашние задания
привлечение местных священнослужителей
Слайд 43Особенности педагогической
ситуации
обострённость межрелигиозных отношений
- востребованность нравственных основ
- диалогичность духовно-нравственного образования
Слайд 44соответствие с возрастным особенностям
опыт (личным, семейным, общекультурным)
язык (словарь, речь, стилистика)
учебные навыки
(игра, проект, поделки)
психолого-педагогические особенности (общение)
перспектива дальнейшего развития
в школе
в семье
в церкви
Основные характеристики
модуля Основы православной культуры
Слайд 45Основные характеристики
модуля
Учить православию – воцерковление?
Учить о православии – религиоведение?
Учиться у
православия – культурология!
Слайд 46Православная культура
Искусство
изобразительное искусство
музыка
литература
фольклор
Язык
происхождение
стили
пословицы и поговорки
История, обряды и традиции
Этикет, культура общения
Слайд 47Православная культура
Искусство
изобразительное искусство
архитектура/скульптура
Слайд 48Православная культура
Искусство
изобразительное искусство
живопись/иконопись
Слайд 49Православная культура
Искусство
музыка
Слайд 50Православная культура
Искусство
литература
Слайд 51Православная культура
Язык
происхождение
стили
пословицы и поговорки
Слайд 52Православная культура
История, обряды и традиции
семейные и общественные обычаи
календарь и праздники
Слайд 53Православная культура
Этикет, культура общения
Слайд 54Методические особенности
Игровой контекст
сквозные герои
жизненные ситуации
ролевые игры
Диалоговый режим
«при-общение»
знакомство с языковыми формами и
стилями
Не совсем обычные уроки
Уроки о быте православных христиан; о чуде
виртуальные путешествия
экскурсии в музеи; посещения храмов
Слайд 55Методические особенности
Игровой контекст
сквозные герои
Слайд 56Методические особенности
Игровой контекст
жизненные ситуации
Слайд 57Методические особенности
Игровой контекст
ролевые игры
Слайд 58Методические особенности
Игровой контекст
Диалоговый режим
«при-общение»
Слайд 59Методические особенности
Игровой контекст
Диалоговый режим
знакомство с языковыми формами и стилями
Слайд 60Методические особенности
Не совсем обычные уроки
Слайд 61Методические особенности
виртуальные путешествия
Слайд 62Методические особенности
экскурсии в музеи; посещения храмов
Слайд 63Духовно-нравственные ценности православия
любовь к ближнему
Слайд 64Духовно-нравственные ценности православия
любовь к ближнему
красота
Слайд 65Духовно-нравственные ценности православия
любовь к ближнему
красота
смирение
Слайд 66Духовно-нравственные ценности православия
любовь к ближнему
красота
смирение
ответственность
Слайд 67Духовно-нравственные ценности православия
любовь к ближнему
красота
смирение
ответственность
соборность
Слайд 68Духовно-нравственные ценности православия
любовь к ближнему
красота
смирение
ответственность
соборность
трудолюбие
Слайд 69Духовно-нравственные ценности православия
любовь к ближнему
красота
смирение
ответственность
соборность
трудолюбие
жертвенность
Слайд 70Духовно-нравственные ценности православия
любовь к ближнему
красота
смирение
ответственность
соборность
трудолюбие
жертвенность
преемственность
Слайд 71Духовно-нравственные ценности православия
любовь к ближнему
красота
смирение
ответственность
соборность
трудолюбие
жертвенность
преемственность
милосердие
Слайд 72Духовно-нравственные ценности православия
и так далее
любовь к ближнему
красота
смирение
ответственность
соборность
трудолюбие
жертвенность
преемственность
милосердие