Слайд 1Летние русские народные праздники
«Солнце на небе, Солнце на земле, Радость
повсюду И в моей семье.
Будем сегодня хоровод водить, Будем стремиться Ещё счастливей жить.
Репка окрепла И возросла. Знаем, что наступит Новая весна. Весело кружится Жизни колесо, С репкой желтолицей Всем нам хорошо!»
Слайд 2ТРОИЦА
Троицыно утро, утренний канон. В роще по березкам — белый перезвон.
Тянется
деревня с праздничного сна, В благовесте ветра — хмельная весна.
Нарезных окошках — ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою.
С. Есенин
Слайд 3ТРОИЦА
В окрестных рощах девушки связывали ветвями («завивали») молодые березки и проходили
под их зелеными сводами с поцелуями и приуроченной к этому весеннему обычаю песни.
Слайд 4ТРОИЦА
Вечерние хороводы и песни, игры в горелки и обрядовые караваи, украшение
березок и любовные гадания — все это имело в своей основе мифологическое понимание окончания весны и прихода и утверждения красного лета.
Слайд 5Иван Купала
В языческие времена главным летним праздником был день летнего солнцестояния
(21 или 22 июня), когда дневное светило достигает наивысшего проявления своих творческих сил, делает первый поворот на зиму. Многие поверья и ритуалы, связанные с ним, оказались позже приуроченными ко дню Ивана Купалы (24 июня/7 июля).
Слайд 6Иван Купала
Главным мотивом этого праздника является выпроваживание, изгнание нечистой силы, которая,
по народным верованиям, особенно опасна в это время.
Слайд 7Иван Купала
С купальной ночью связан романтический обряд опускания в речные воды
венков с зажженными свечами или лучиной.
Слайд 8Иван Купала
Для всех народов Европы, в том числе и для славян,
купальская обрядность обязательно включает в себя скатывание горящих колес, обернутых соломой и обмазанных дегтем, с горы в реку.
Слайд 9Иван Купала
Огонь на Купальскую ночь, как и вода, также обладает большой
магической силой. Костер, разведенный в ночь на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство, а именно огонь обладает этими магическими силами.
Слайд 10День Перуна (Илья-пророк)
Начиналась жатва. Считалось, что первый сноп обладает магической силой:
его украшали цветами и лентами, с пением вносили в дом и ставили в Красный угол. Ему приписывалось и целебное воздействие, поэтому зернами этого снопа кормили заболевших людей и птицу, соломой — слабую скотину.
Слайд 11День Перуна (Илья-пророк)
Считая Илью-пророка властителем ветров и дождевых туч, крестьяне связывают
с днем этого святого множество календарных примет.
«С Ильина дня вода стынет»
Слайд 12Медовый спас
Медовым Спасом называют 1 августа/14 августа, потому что в этот
день пчеловоды второй раз подрезывают ульи с медом. Отцветают медоносы, и пчелы перестают носить душистый взяток. Срок стараются соблюдать точно, ибо, по поверьям, если пчельник не заломаетсота, то соседние пчелы вытаскают весь мед.
Слайд 13Яблочный спас
Яблочный Спас справляют 6 августа/19 августа и считают большим праздником
земных плодов и встречи осени. Другое его название — Спас-на-горе. В этот день Церковь освящает плоды нового урожая. Из трех Спасов Яблочный Спас — самый главный.
Слайд 14Ореховый спас
К третьему Спасу — 10 августа/29 августа — обычно созревают
орехи, поэтому он и называется ореховым. Другое его название — Спожинки. К этому дню, по народной традиции, полагалось успеть дожать последний сноп в озимом поле.