Слайд 1Культурология (от ла. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; от др.греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной
целостности.
Слайд 2Предмет культурологии
исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах,
законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства и права.
Слайд 3МЕТОД КУЛЬТУРОЛОГИИ
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и
отечественной культуры в хронологической последовательности.
- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный- область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.
Слайд 4-Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает
возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический- метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
- Биографический- в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя
Слайд 5 СЕМИОТИЧЕСКИЙ- МЕТОД, ОСНОВАННЫЙ НА УЧЕНИИ О ЗНАКАХ, ПОЗВОЛЯЕТ ИЗУЧИТЬ ЗНАКОВУЮ СТРУКТУРУ
(СИСТЕМУ) ТЕКСТА ИЛИ ЛЮБОГО ДРУГОГО КУЛЬТУРНОГО ОБЪЕКТА.
-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - ПОДХОД, КОТОРЫЙ ОРИЕНТИРУЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ НА ИЗУЧЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ, БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ЭТОТ МЕТОД ОЧЕНЬ ВАЖЕН ПРИ ИССЛЕДОВАНИЯХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР.
Слайд 6Цель культурологии:
изучение культуры, на основе которой формируется её понимание.
Для этого нужно
проанализировать факты культуры, динамику культурных систем, способы производства и усвоения культурных феноменов, типы, ценности, символы, культурные коды и коммуникации между ними.
Слайд 7Функции культурологии:
Познавательная — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни
общества, её структуры и функций, её типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
Слайд 8концептуально-описательная - разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину
становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
Слайд 9Оценочная - осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных
типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
Слайд 10объясняющая—научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов
и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
Слайд 11мировоззренческая— реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития
культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
Слайд 12образовательная (обучающая) — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам,
а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества.
Слайд 13Связь культурологии с другими науками:
Философия стремится выработать системное и целостное представление
о мире, пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир, каковы возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы
Слайд 14История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования.
Слайд 15Социология исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции культурного развития, проявляющиеся в
сознании, поведении и образе жизни социальных групп.
Слайд 16антропология занимается изучением человека как субъекта культуры, даст описание жизни различных обществ,
находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д., изучает конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.