Культура и традиции Церкви в профилактике алкоголизма презентация

Содержание

Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: «я буду проповедывать тебе о вине и сикере», то он и был бы угодным проповедником для этого народа (Мих. 2:11)

Слайд 1Культура и традиции Церкви в профилактике алкоголизма


Слайд 2Если бы какой-либо ветреник
выдумал ложь и сказал:
«я буду проповедывать тебе
о вине

и сикере», то он и был бы
угодным проповедником
для этого народа (Мих. 2:11)


Слайд 3Проблематика
Библия благословляет вино
Святые отцы призывают к умеренности
Древние народы, употребляя вино, не

спивались
Сложные места
Вино веселит сердце человека
Первое чудо Спасителя
Апостол Павел советует употреблять вино
Тайная вечеря



Слайд 4Употребление слова «вино» в Ветхом Завете


Слайд 5Священномученик Владимир (Богоявленский) 1848 – 1918 гг.

В 1912 году на Всероссийском

съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом представил свой доклад: Против ли нас (абстинентов) Библия

Слайд 6Священномученик Владимир (Богоявленский):
«Борьба против алкоголя и пьянства, которую ставим мы своею

задачею, – борьба серьезная и очень нелегкая. Нелегкая сама по себе, она еще более затрудняется для нас превратным образом мыслей его защитников, которые и сейчас еще имеют дерзость стоять за распространение и употребление алкоголя»

Слайд 7Священномученик Владимир (Богоявленский):
«Но как же, в каком отношении мы – противники

алкоголя стоим к «библейскому вопросу о вине»? … Так как со стороны чаще всего духовных, а иногда <…> и мирян, очень часто с большим или меньшим искусством пускается в ход против нас и Библия <…>, то по сей причине мы вынуждены бываем чаще, чем это было бы нам желательно, возвращаться к этому вопросу и занимать в отношении его определенную позицию…»

Слайд 8Как же относится Библия к употреблению вина?
Позиция Библии
в этом вопросе
на первый взгляд

кажется
ПРОТИВОРЕЧИВОЙ !

Слайд 9С одной стороны Библия несомненно
одобряет как само вино, так и его

употребление

Пс.103:15. И вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека

Иоил.2:19. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам


Слайд 10С другой стороны Библия несомненно
осуждает как само вино, так и его

употребление

Еф. 5:18 . И не упивайтесь вином, в нем же
есть блуд, но исполняйтесь Духом

Откр.14:8–10. И другой Ангел следовал
за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город
великий, потому что он яростным вином
блуда своего напоил все народы. И третий
Ангел последовал за ними, говоря громким
голосом: кто поклоняется зверю и образу
его и принимает начертание на чело свое,
или на руку свою, тот будет пить вино
ярости Божией, вино цельное,
приготовленное в чаше гнева Его


Слайд 11Даже внутри одной и той же книги
нередко можно встретить
противоречивые высказывания
Ис. 55:1-2.

Жаждущие! идите все к водам;
даже и вы, у которых нет серебра, идите,
покупайте и ешьте; идите, покупайте без
серебра и без платы вино и тук <…>
Послушайте Меня внимательно и вкушайте
благо, и душа ваша да насладится туком

Ис. 28:7. …шатаются от вина и сбиваются
с пути от сикеры; священник и пророк
спотыкаются от крепких напитков;
побеждены вином, обезумели от сикеры…


Слайд 12В Библии нет противоречия
в ее отношении к вину, поскольку
в древности под

словом «вино»
понималось как «хмельное вино»
так и «виноградный сок»

Слайд 13Еврейские слова со значением «вино»


Слайд 14Основные термины и их значения Йайин (03196)
свежевыжатый виноградный сок
сок переработанный для

хранения
опьяняющий напиток



Слайд 15Основные термины и их значения Йайин как свежевыжатый сок
Ис 16:10:

«Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда3196 в точилах: Я прекратил ликование»



Слайд 16Основные термины и их значения
Псалом 74:9
Ћкw чaша въ руцЁ гDни, вінA

нерастворeна и3сп0лнь растворeніz, и3 ўклони2 t сеS въ сію2: nбaче др0ждіе є3гw2 не и3стощи1сz, и3спію1тъ вси2 грёшніи земли2.
Юнгеров: Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, (но) наполненная раствором, и наклоняет ее то к тому, то к другому, но дрожжи его не истощаются: выпьют все грешники земли.
oi#nou a'kra/tou plh_rev kera/smatov

Слайд 17Основные термины и их значения
(Прит.9:1-6)
Премудрость построила себе дом, вытесала семь

столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить… «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное»;

Слайд 18Основные термины и их значения
(Ис.5:22)
22 Горе тем, которые храбры пить 08354

(пить, напиваться) вино 03196 и сильны приготовлять 04537 (растворять, разбавлять) крепкий 07941 напиток 07941(шекар)

Слайд 19Основные термины и их значения Тийрош (08492)
свежевыжатый виноградный сок:
Втор.

18:3-4 Вот что должно быть положено священникам от народа, от приносящих в жертву волов или овец: должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок; также начатки от хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и начатки от шерсти овец твоих отдавай ему,.
молодое вино

Слайд 20Основные термины и их значения Шекар (07941)
опьяняющий напиток:
Лев. 10:8-10

И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков7941 не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. [Это] вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого…
Притч. 20:1 Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.

Слайд 21Сщмч. Владимир (Богоявленский)
«jajin в Библии есть родовое понятие для обозначения виноград-ных

ягод и виноградного вина, перебродившаго и неперебродившаго, алкогольнаго и неалкогольнаго, опьяняющаго и неопьяняющаго»

Слайд 22Общие замечания о ветхозаветной терминологии
Контекст: Хлеб, вино и елей
Вино – дар

Божий, благословение Божие, веселит сердце человека
Контекст: Вино и сикера
Вино – проклятие человека, делает его безумным, запрещено при приближении к святыне и посвящении себя Богу


Слайд 23 Обет назорейства
«И

сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод» (Чис.6:1-3)

Слайд 24Род рехавитов
«Но они сказали: мы вина не пьем;

потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки»» (Иер.35:6)

Слайд 25
«Жена (мать Самсона) пришла и сказала мужу своему:

человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; он сказал мне: "вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий» (Суд.13:6-7)

Самый сильный человек Библии – Самсон


Слайд 26 «И будет тебе радость и веселие, и многие

о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей»
(Лук. 1:14,15)

Пророк Иоанн Креститель, назорей


Слайд 27Культура трезвости у древних народов


Слайд 28Культура трезвости у древних народов Плутарх
В давние времена спартанцы по праздникам напаивали

илотов несмешанным вином и потом приводили их на пиры, чтобы показать молодым, что такое опьянение. Исправлять одних людей ценою развращения других, на наш взгляд, и бесчеловечно, и вредно для государства.



Слайд 29Культура трезвости у древних народов Плиний
То, что дает нам возможность

сделать более важное - мы лишаем вино его силы посредством льняного фильтра
Вина становятся наиболее полезными, когда вся их сила удаляется фильтром.


Слайд 30 Гомер. «Одиссея»

(приблизительно VIII-VII век до Р.Х.)
Если когда тем пурпурно-медвяным
вином насладиться
В ком пробуждалось желанье, то,
в чашу его нацедивши,
В двадцать раз более воды подбав-
ляли, и запах из чаши
Был несказанный: не мог тут никто
от питья воздержаться

Культура трезвости у древних народов


Слайд 31Климент Александрийский :
«Особенно хорошо к вину подмешивать возможно более воды,

но пить эту смесь нужно не для удовлетворения жажды, как воду, и таким образом не доходить через пьянство до совершенного тупоумия; и не следует в пристрастии к вину, (хотя бы и смешанному с водой), его пить много, как если бы это была вода…»

Культура трезвости у древних народов


Слайд 32В свете этих знаний анализ текстов
Библии и связанных с ними свято-
отеческих

комментариев показывает,
что Библия одобряет трезвость и
осуждает опьянение, видит в вине
древнейший символ крови, указывает
на опасность хмельного вина,
а нехмельное вино рассматривает как
благословение Божие и как ценный
питательный продукт

Слайд 33Культура трезвости у древних народов Сигизмунд Гербенштейн (1517,1526)
Именитые, либо богатые мужи чтут

праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршества и пьянства и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы - дело господское. Граждане и ремесленники присутствуют на богослужении, по окончании которого возвращаются к работе, считая, что заняться работой более богоугодно, чем растрачивать достаток и время на питье, игру и тому подобные дела. Человеку простого звания воспрещены напитки: пиво и мед, но все же им позволено пить в некоторые особо торжественные дни, как, например, Рождество Господне, Масленица, праздник Пасхи, Пятидесятница и некоторые другие, в которые они воздерживаются от работы.


Слайд 34Культура трезвости в Православии


Слайд 35Противоречие
Неумеренность в винопитии сравнивается с чревоугодием, употребление вина уподобляется употреблению воды.

 Пьянство

осуждается до ада

Слайд 36Ветхий Завет
Прит.23:20 Не будь между упивающимися вино, между пресыщающимися мясом:
Прит.23:21 потому

что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.


Слайд 37Новый Завет
Мф. 11:18-19 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и

говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.


Слайд 38Новый Завет
Рим.13:13 Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь]
ни

пированиям и пьянству,
ни сладострастию и распутству,
ни ссорам и зависти;


Слайд 39Святые отцы
АЕвагр.11:10 Есть мясо – нехорошо, и пить вино непристойно. То

и другое позволительно только больным.
 ЕфСир.14:8 Есть воздержание в питии, – не употреблять без меры не только вина, но и воды, не гоняться за удовольствием пить искусно приготовленные смеси, не искать разных напитков, не пить вина без нужды, не ходить на пиры.

Слайд 40Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)
Неумеренное питье вина не меньше,

чем и чрезвычайное употребление воды, даже гораздо больше причиняет тяжких болезней и душе и телу, производя борьбу страстей, внося в ум бурю нечистых помыслов, расслабляя и расшатывая силы тела.

Слайд 41Осуждение пьянства
1Кор.6:9-10 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?

Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

Слайд 42Осуждение пьянства Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)
Что, в самом

деле, достойно большего сожаления, чем пьянство? Пьяница живой мертвец; пьянство - демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием. Изрыгания, позевания и крики пьяных неприятны и противны, и тем, кто видит и присутствует вместе с ними, внушают крайнее отвращение. Но верх зла в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным небо, и не дозволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором здесь и там ожидает страдающих этим недугом тягчайшее наказание.

Слайд 43Святые отцы о умеренности


Слайд 44Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)
Наилучшее лекарство – когда ты

соблюдаешь полнейшую умеренность. Это – полезная нам твердыня и против еретиков, клевещущих на создание Божье;… и против более простых из братьев наших,

Слайд 45Святитель Иоанн Златоуст Толкование на Евангелие от Матфея
Я слышу, как многие, когда

встречаются такие случаи, говорят: будь проклято вино! О, глупость; о, безумие! Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий. Что за сумасбродство? Ужели вино, - о, человек, - причиною такого зла? Нет, - не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед затем сказать: пропади железо, - потому что есть человекоубийцы; пропади ночь, - потому что есть воры; пропади свет, - потому что есть клеветники; да погибнут жены, - потому что есть блудницы. Таким образом ты все наконец захочешь истребить.

Слайд 46Святитель Иоанн Златоуст Беседа на книгу Бытия (29-я беседа)
Кроме того, (можно сказать)

и то, что он (Ной), чувствуя великую скорбь, хотел получить от того утешение, как говорит и премудрый: “Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею” (Притч. 31:6), показывая этим, что ничто не может быть столь полезным врачевством против печали, как употребление вина, только бы неумеренность не уничтожала происходящей от него пользы.

Слайд 47Святитель Иоанн Златоуст Беседа о статуях (беседа первая)
Вино дано Богом не

для того, чтобы мы упивались до пьяна, а чтобы были трезвыми, чтобы веселились, а не скорбели, ибо "вино", говорится, "веселит сердце человека" (Пс. 103:15), а ты делаешь его причиной печали. И действительно, чрезмерно упивающиеся бывают мрачны духом, так как над умом их разливается великий мрак.

Слайд 48Типикон
Преп. Симеон Чудотворец: «Яко похвала монаху, еже не пити вина. Аще

и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и великий Пимен отец наш глаголет: яко вина отнюд не подобает питии монахом».

Слайд 49Святитель Иоанн Златоуст Выводы
Вино:
Дар Божий (но «дано для трезвости»)
Лекарство для тела
Лекарство

для души (от печали)
Лучшее лекарство от пьянства – умеренность
Полное воздержание допустимо, но это дело подвижников
Пьянство:
1. есть неумеренность (критерий – опьянение)
2. проклято


Слайд 50Трезвенное движение Основные тезисы
Алкоголь не является пищевым продуктом, но легальным наркотиком
Лучшее средство

от пьянства – полное воздержание
Самые вредные напитки – слабоалкогольные
Самые вредные люди – умеренно- и культурнопитейщики
Пьянство навязано теми, кто наживается на чужих немощах
Доходы от пьянства приносят больше убытков, чем дохода (в т.ч. здоровью)

Слайд 51Сравнение святоотеческой и современной терминологии
в светском трезвенном движении – категорическая недопустимость.


В церковном трезвенном движении воздержание от неопьяняющих доз рассматривается как эффективная педагогическая мера, а не как догматическое утверждение.

Слайд 52Сравнение святоотеческой позиции и современного трезвенного движения
В основных вопросах позиции совпадают.
Различие

касается вопроса употребления малых (неопьяняющих) доз. Это различие связано с изменением характера употребления хмельных напитков:
В древности состояние опьянения было не целью, но «побочным» эффектом невоздержанной жизни
В Новое время опьянение становится целью употребления
Современное православное трезвенное движение рассматривает воздержание от малых доз как следование словам апостола Павла «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).
Можно утверждать, что современное трезвенное движение действует в духе святых отцов

Слайд 53Современные святые отцы о трезвости


Слайд 54Из Новозаветных святых приведем
хотя бы некоторых, о трезвости которых
достоверно известно:
Апостол Иаков,

брат Господень
Преп. Пахомий Великий
Преп. Паисий Великий
Преп. Иоанникий Великий
Преп. Пимен Великий
Преп. Симеон Столпник
Свт. Иоанн Златоуст
Блаж. Иероним

Слайд 55Особо отметим русских святых:
Преп. Антоний печерский
Преп. Афанасий печерский
Преп. Марк Пещерник (Гробокопатель)


Преп. Сергий Радонежский
Преп. Иринарх Затворник
Преп. Кирилл Белоезерский
Преп. Иосиф Волоцкий
Преп. Макарий Колязинский
Преп. Александр Свирский
Преп. Серафим Саровский


Слайд 56Свт. Иов, Патриарх Московский
Свт. Иоанн, епископ Суздальский
Свт. Тихон, епископ Воронежский
Свт. Феофан,

Затворник Вышенский
Свт. Игнатий, еп. Кавказский
Сщмч. Владимир, митр. Киевский
Сщмч. Сильвестр, архиеп. Омский
Сщмч. Андроник, архиеп. Пермский
Сщмч. Митрофан, архиеп. Астраханский
Сщмч. Мефодий, еп. Петропавловский
Сщмч. Амвросий, еп. Сарапульский

Слайд 57 Типикон (Устав):Глава 35. Разсуждение о ястии и питии,
Аще случится и во

уреченныя дни, якоже рехом всегда, якоже и Великий Симеон чудотворец глаголет: яко похвала монаху, еже не пити вина. Аще ли и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и Великий Пимен отец наш глаголет: яко вина отнюд не подобает пити монахом.

Слайд 58Стоглавый собор РПЦ (XVI век) гл. 51:
«Подобает прежде всего заботу и

попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых отец, что инокам разрешается пить вино когда по чаше, когда по две или по три и имелось вино в монастырях как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не пили… В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих… И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель...»

Слайд 59Стоглавый собор РПЦ (XVI век) гл. 52:
«Отныне изволиша с Божиею помощию,

доколе Господь повелит и поможет, в митрополии и во архиепископьях, и епископьях, и по всем святым честным монастырем общим и особь сушим, такоже и по девичим монастырем общим и особь сущим пиянственнаго пития, сиречь хмельного и вина горячаго, не держати и не пити, а держати и пити святителем и по всем святым монастырем и священноиноком, и дияконом, и иноком, и игуменьям, и старицам житныя и медвеныя всякия квасы по своим обиходом»

Слайд 60Указ Святейшего Синода, 7 авг. 1859 г.
«…Посему Святейший Синод благословляет священнослужителей,

живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания ревностно содействовать возникшей в некоторых городских сельских сословиях благой решимости воздер-живаться от употребления вина»

Слайд 61Свт. Феофан Затворник: «…для всех нас
и на все случаи закон: ничего

не делать,
чем можно соблазнить брата <…>
Воздерживайся также от вина и от всего, что только служит соблазном; потому что спасение брата не идет ни с чем в сравнение»
(Толкование на Первое послание
св. апостола Павла к римлянам)

Слайд 62Святитель Феофан Затворник
«Не упивайтеся вином», – говорит апостол. Но как положить

меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан.

Слайд 63Святитель Игнатий (Брянчанинов)
В России существенно нужно устранение вина из обителей. Это

понимали благоразумные и благочестивые настоятели, из которых можно указать на недавно почившего мужа праведного, Феофана, бывшего настоятелем и возобновителем Кирилло-Новоезерского монастыря. Он старался с особенною ревностию об уничтожении винопития во вверенном ему монастыре, но тщетно. И тщетными останутся все усилия кого бы то ни было, если постановления святых Отцов относительно монастырей не будут восстановлены во всей полноте. (О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом)

Слайд 64Нравственная оценка употребления вина


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика