Культура и искусство России XVIII в. (Тема 10) презентация

Содержание

Реформы Петра I и их последствия Реформы Петра I завершились оформлением абсолютной монархии, развитием светской культуры, установлением широких контактов с Европой, европеизацией всех областей жизни, появлением новых отраслей культуры: поэзии, журналистики,

Слайд 1Тема 10. Культура и искусство России ХVIII века.
Кафедра: Сервисных технологий

Преподаватель:

Кочеткова Ирина Степановна канд.ист.наук, доцент

Российское Просвещение.


Слайд 2Реформы Петра I и их последствия
Реформы Петра I завершились оформлением абсолютной

монархии, развитием светской культуры, установлением широких контактов с Европой, европеизацией всех областей жизни, появлением новых отраслей культуры: поэзии, журналистики, портретной живописи, новых ремесел (кораблестроения, производства фарфора и др.).

Последствия реформ: усиление светского начала в культуре, ее "европеизация".

В XVIII веке в России активно шел процесс обмирщения культуры

Учебный материал


Слайд 3Проблема выбора пути

Опора на идею "Москва - третий Рим".

Новая столица России

- Санкт - Петербург семантически интерпретировался как исторический преемник городов Новгорода и Рима

Русское Просвещение как тип русской культуры.



Учебный материал


Слайд 4Образование и наука
Впервые при Петре I образование стало государственной политикой.
Навигационная школа

(1701г., Москва) - первое светское государственное учебное заведение.
Цифирные школы - государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян.
Церковно - приходские училища, духовные семинарии.
Закономерный итог преобразований в сфере науки и просвещения - открытие Академии наук (1725 г. Петербург), где были объединены научно-исследовательские и педагогические функции, готовились собственные научные кадры.

Наука в России ХVIII в. развивалась как часть мировой науки.

Учебный материал


Слайд 5Московский университет. Роль М.В.Ломоносова в развитии российской культуры.

М.В.Ломоносов - автор

«Российской грамматики», вышедшей в 1755г. и выдержавшей 14 изданий.

В 1755г. по инициативе Ломоносова создан Московский университет. Включал в себя философский, юридический, медицинский факультеты.

При университете создана типография, где до 1917 года издавалась газета "Московские ведомости".

В конце ХVIII в. в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.

Учебный материал


Слайд 6Архитектура. Российское барокко.
Первые архитекторы, руководившие застройкой Петербурга, были иностранцами.

Д.Трезини (швейцарец)- Летний дворец Петра 1, собор Петропавловской крепости
Д.М.Фонтана (итальянец), И.Г.Шедель(немец) - Дворец А.Д.Меншикова
Ж.Б.А.Леблон (француз).

Расцвет стиля барокко в российской архитектуре связан с Ф.Б.Растрелли Зимний дворец, Смольный монастырь,, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, дворцы М.И.Воронцова, С.Г.Строганова в Санкт-Петербурге.

Учебный материал


Слайд 7
Учебный материал
Д.Трезини Летний дворец Петра. 1712г.


Слайд 8




Учебный материал

Петровское барокко


Д.Трезини

Собор Петропавловской крепости

1733г.


Слайд 10
Учебный материал


Петропавловская крепость.


Слайд 11
Учебный материал
Г.И.Маттарнови, М.Г.Земцов. Кунсткамера. 1714 г.


Слайд 12
Учебный материал


М.Г.Земцов Церковь Святых Симеона и Анны. 1734г.


Слайд 13
Учебный материал
Ф.Б.Растрелли Зимний дворец. Елизаветинское барокко.


Слайд 14
Учебный материал


Зимний дворец.


Слайд 15
Учебный материал


Зимний дворец.


Слайд 16Ф.Б.Растрелли Большой дворец (Петергоф)1714 – 55 г. Елизаветинское барокко


Слайд 19Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны


Слайд 20Танцевальный зал


Слайд 24
Учебный материал


Петергоф
Фонтан
Большой каскад


Слайд 25
Учебный материал


Екатерининский дворец в Пушкине


Слайд 26Большой Царскосельский дворец  Большой Екатерининский дворец


Слайд 27
Учебный материал



Слайд 29
Учебный материал


Екатерининский дворец.
Янтарная комната.
Пушкино


Слайд 30Арабесковый зал


Слайд 31
Учебный материал


Ф.Б.Растрелли Смольный монастырь


Слайд 32
Учебный материал


Ф.Б.Растрелли Собор Смольного Монастыря


Слайд 33
Учебный материал
С.И.Чевакинский Никольский собор. (Николы морского)


Слайд 34Классицизм в русской архитектуре.

А.Ф.Кокоринов, Ж.Б.М. Вален - Деламот Академия художеств. Санкт-Петербург
Ж.

Б.М. Вален – Деламот Малый Эрмитаж,Гостиный двор, Санкт-Петербург
М.Ф.Казаков Колонный зал в доме Благородного собрания, Московский университет.
Ч.Камерон Камеронова галерея, дворцовый ансамбль Павловска
И.Е.Старов Таврический дворец, Троицкий собор Александро - Невской лавры. Санкт-Петербург.
В.И.Баженов дом П.Е.Пашкова. Москва.


Учебный материал


Слайд 35
Учебный материал


Валлен-Деламот Ж.-Б., Кокоринов А.Ф. Академия Художеств


Слайд 36




Учебный материал

Екатерининский ранний
Классицизм

Вален-Деламот Малый Эрмитаж.


Слайд 37
Учебный материал


М.Ф.Казаков Московский Университет


Слайд 38
Учебный материал



И.Е.Старов Таврический дворец. Строгий классицизм.


Слайд 39
Учебный материал



Ч.Камерон Камеронова галерея в Царском селе. 1783—1787


Слайд 40
Учебный материал



Ч.Камерон Камеронова галерея в Царском селе. 1783—1787 .


Слайд 41
Учебный материал



В.И.Баженов дом П.Е.Пашкова. 1784-1786 Москва.


Слайд 42Русская готика (псевдоготика)
Ю.М.Фельтен Чесменский дворец, Чесменская церковь. Санкт-Петербург

В.И.Баженов Дворцово - парковый

ансамбль Царицыно, Михайловский замок. Санкт-Петербург


Тенденция возврата к традициям средневековой русской архитектуры - кубовидный тип соборного храма.



Учебный материал


Слайд 43




Учебный материал

Ю.М.Фельтен
Чесменская церковь
Первая неоготическая постройка в Петербурге


Слайд 44
Учебный материал



В.И.Баженов Галерея с аркой. Царицыно


Слайд 45
Учебный материал



В.И.Баженов Малый дворец. Царицыно


Слайд 46
Учебный материал



В.И.Баженов Первый кавалерский корпус. Царицыно


Слайд 47
Учебный материал



В.И.Баженов Фигурные ворота парка. Царицыно


Слайд 48
Учебный материал



В.И.Баженов Фигурный мост. Царицыно


Слайд 49
Учебный материал



В.И.Баженов Михайловский замок


Слайд 50
Учебный материал



И.В.Еготов Башня-руина. Царицыно


Слайд 51Скульптура.
Утверждается идея самоценности скульптурного изображения. Скульптура перестает быть только частью архитектурного

сооружения. Рост значения человеческой фигуры. В круглой скульптуре фигура главного персонажа постепенно освобождается от массивных деталей.
Барокко
Б.К.Растрелли Анна Иоанновна с арапчонком, Конный памятник Петру I
Классицизм
Э-М.Фальконе памятник Петру I
Ф.Шубин портреты Ломоносова, Екатерины II, Павла I.
М.Козловский памятник А.В.Суворову в Петербурге, петергофский фонтан "Самсон, разрывающий пасть льва".
Ф.Ф.Щедрин "Венера", "Диана","Нева", "Сирены", "Марсий".



Учебный материал


Слайд 52




Учебный материал

Б.Растрелли Анна Иоанновна с арапчонком


Слайд 53
Учебный материал



Фальконе Э.М. Памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

1762—1782.

Слайд 54




Учебный материал

Ф. Шубин

портрет Павла I


Слайд 55




Учебный материал

М.Козловский памятник А.В.Суворову


Слайд 56




Учебный материал

М.Козловский

фонтан "Самсон, разрывающий пасть льву".

Петергоф.


Слайд 57Летний сад


Слайд 60Живопись.

Иерархия жанров:
Исторический жанр (А. Лосенко, А.Лосев, Г.Угрюмов,); Особую известность приобрели

работы художника - классициста А. Лосенко - «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»
Бытовой жанр (И.Фирсов, М.Шибанов, И.Ерменев);
Пейзаж ( М.Иванов, Ф.Алексеев, С.Щедрин)

Учебный материал


Слайд 61




Учебный материал

А.Лосенко «Владимир и Рогнеда»
Гос.русский музей.
С.Пб.


Слайд 62




Учебный материал

И.Фирсов Юный живописец


Слайд 63
Учебный материал



М.Шибанов Крестьянский обед


Слайд 64
Учебный материал



Ф.Алексеев Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости


Слайд 65Искусство портрета
И.Никитин Портрет Петра I на смертном одре; портрет напольного гетмана.
А.М.Матвеев

Автопортрет с женой
И. Вишняков Портрет Сарры Фермор
А.П.Антропов Портреты А.М.Измайловой, Петра III
И.Аргунов Портреты Хрипуновой, Лобановой - Ростовской, неизвестной крестьянки.
Ф.С. Рокотов Портреты Струйской, Новосельцевой
Д.Г.Левицкий портреты воспитанниц Смольного института, Екатерины II, М.А.Дьяковой, Новикова, А.Ф.Кокоринова, П.А.Демидова.
Сентиментализм в живописи
В.Л.Боровиковский "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке", портреты госпожи де Сталь, А.Б.Куракина, М.И.Лопухиной.

Учебный материал


Слайд 66



Учебный материал

И.Никитин Портрет напольного гетмана


Слайд 67




Учебный материал

А.М.Матвеев Автопортрет с женой


Слайд 68




Учебный материал

И. Вишняков Портрет Сарры Фермор


Слайд 69




Учебный материал

И.Аргунов Портрет неизвестной крестьянки


Слайд 70



Учебный материал

Ф.С. Рокотов Портрет А.П.Струйской


Слайд 71




Учебный материал

Д.Г.Левицкий


портреты воспитанниц Смольного института
Хованской и Хрущевой. 1773 г.


Слайд 72




Учебный материал


Слайд 73




Учебный материал

Д.Г.Левицкий

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны

Молчановой.
1776

Слайд 74




Учебный материал

Д.Г.Левицкий Екатерина II – Законодательница в храме богини Правосудия


Слайд 75




Учебный материал

В.Л.Боровиковский "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке"


Слайд 76



Учебный материал

В.Л.Боровиковский Портрет М.И.Лопухиной

1797

ГТГ


Слайд 77Становление профессионального театра

Основателем первого профессионального театра был Ф.Волков. Его называют "отцом

русского театра". Театр был открыт в Ярославле в середине ХVIII в. Эта труппа составила костяк труппы публичного театра в Петербурге (1756г.). Популярностью пользовался Оперный дом.
В 1780 г. в Москве был открыт Петровский театр.
Крепостной театр.
Н. Шереметев - Богатейший русский дворянин, владелец самого крупного в России ХУIII века крепостного театра
Ковалева - Жемчугова - выдающаяся крепостная актриса.


Учебный материал


Слайд 78




Учебный материал

Лосенко А.П.

Портрет актера Федора Григорьевича Волкова


Слайд 79




Учебный материал

Н.И.Аргунов

Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой 1803 г.


Слайд 80Балет

Появился в России как отдельные номера в антрактах драматических и оперных

спектаклей.

В 1741г. Елизавета издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Первым русским балетным либреттистом был А.П.Сумароков.

Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге; получил придворный чин и звание танцмейстера двора.


Учебный материал


Слайд 81




Учебный материал

Н.И.Аргунов
Портрет крепостной балерины

Т.В. Шлыковой-Гранатовой
1789г.


Слайд 82Учебный материал


Слайд 83Музыка: формирование национальной композиторской школы.
В ХVIII в.наряду с духовным распространяется светское

музыкальное искусство.
В последней трети ХVIII в. формируется композиторская школа, появляются первые композиторы - авторы оперной, хоровой инструментальной, камерной музыки: М.Соколов, М.Березовский, В.Пашкевич, И.Хандошкин, Е. Фомин.
На рубеже ХVIII - ХIХ в.в. появился жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса был О.А.Козловский .
Д.С.Бортнянский - самый известный композитор ХVIII в. Главные творческие достижения связаны с хоровой церковной музыкой. Отказался от барочной музыкальной традиции и развивал принципы классицизма. Хоровое наследие Бортнянского - 35 концертов для четырехголосого хора и 10 концертов для двух хоров.

Учебный материал


Слайд 84Прикладное искусство.
Развитие искусства фарфора (порцилин). Д.И.Виноградов в 1752 получил первые

образцы фарфора.


Учебный материал


Слайд 85
Учебный материал



Бокалы синего стекла с крышкой


Слайд 86




Учебный материал

Ваза молочного стекла в греческом духе


Слайд 87




Учебный материал

Русский фарфор


Слайд 88
Учебный материал



Д.И.Виноградов Чашечка Невская порцелиновая


Слайд 89
Учебный материал
Тарелка, чайник. Невская порцелиновая мануфактура


Слайд 90
Учебный материал



Предметы из Георгиевского сервиза Козлов Гавриил Игнатьевич 1778 г.

Фарфор, роспись подглазурная, полихромная, позолота

Слайд 91Прикладное искусство.

Возрождение искусства мозаики, изготовленного из отечественного сырья. М.Ломоносов -

автор мозаики «Петр I в Полтавской битве»


Учебный материал


Слайд 92Учебный материал
Полтавская битва. Мозаика М. Ломоносова. Академия наук.
С.-Петербург. 1762–1764


Слайд 93Реформа одежды.


Одежда демонстрировала расслоение культуры на дворянскую и народную

Учебный материал


Слайд 94




Учебный материал

Костюм девичий праздничный: сарафан, "рукава", повязка, ожерелье
Верхнее Поволжье Россия.

Вторая половина 18 в.

Слайд 95
Учебный материал



Костюм Петра I повседневный:
кафтан, камзол
Платье парадное


Слайд 96
Учебный материал
Для студентов всех специальностей:
1. Художественные стили в искусстве России ХVIII

века.
2. Возникновение и развитие светской культуры: музыки, литературы, театра, живописи (на выбор).
3. Выдающиеся представители культуры Нового времени в России (М.В.Ломоносов, Д.С.Бортнянский, А. Лосенко и др. на выбор).
Для студентов специальности:
БТУ – ТС; БСС-МК: Изменения в укладе быта, внешнем виде россиян после петровских реформ.
БТУ: 1.Живопись России ХVIII века в коллекциях Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской картинной галереи, Приморской картинной галереи (на выбор)
2. Экскурсионные маршруты: «Архитектура XVIII в. Петербурга, Петергофа, Павловска и др.» (на выбор).
БСС; БТУ-ТР: 1)Искусство организации городских торжеств, придворных праздников в России ХVIII в. Деятельность Ф.Волкова; 2) Петергоф и водные потехи; 3) Ледяной дом Анны Иоанновны.
БГД: Изменения в культуре питания россиян в ХVIII в.
БСС-ЖХ: Формирование инфраструктуры российского города.

Семинар. Тема 10. Культура и искусство России ХVIII века


Слайд 97Использование материалов презентации

Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения

требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика